double arrow

Итоговое Соглашение: от ревности к партнерству.

28 мая в Киев отправился премьер-министр России В.Черномырдин, который подписал три документа о Черноморском флоте: «О взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ России на территории Украины», «О статусе и условиях пребывания ЧФ России на территории Украины», «О параметрах раздела Черноморского флота». В соответствии с ними Россия арендовала базу, акваторию и инфраструктуру ЧФ сроком на 20 лет (при возможности продления срока аренды каждые следующие пять лет при условии взаимного согласия сторон). Россия отказалась от формулировки «главная база ЧФ - Севастополь» и от жесткого понимания принципа раздельного базирования ЧФ и ВМС Украины. Согласно договоренностям 525 боевых кораблей и судов обеспечения (уменьшение количества кораблей по сравнению с сочинскими документами объясняется их сокращением из-за износа) разделялись между Россией (271) и Украиной (254) в соотношении 50 на 50. При этом Украина передавала России в порядке взаиморасчетов 117 кораблей и судов, стоимость которых определялась около 520 млн. долл. в счет погашения долга по российским кредитам[152]. Соглашения предусматривали, что ЧФ России разместится в трех из пяти основных бухт Севастополя - Севастопольской, Южной и Карантинной, а ВМСУ будет использовать Стрелецкую бухту, одна из бухт должна быть демилитаризована. У России оставались аэродромы в Гвардейском и в Каче, а также ряд небольших военных объектов на крымском побережье. Как отмечается украинскими обозревателями: «в целом, инфраструктура ЧФ разделена не в соотношении 50:50, как было обусловлено предыдущими соглашениями, а в соотношении 56:44, из которых украинской стороне принадлежит 44%, а российской - 56%»[153]. Общий состав флотского контингента определялся в 25 тыс. чел. Сухопутные силы флота по условиям договоренностей не могут иметь более 132 бронемашин, 24 артсистем, калибром более 100 мм и 22 самолетов[154] (ВМС Украины получали 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, 28 судов обеспечения[155]). Стороны достигли компромисса по проблеме взаиморасчетов и арендной платы. Согласно документам, ежегодная сумма арендной платы определялась в 97,7 млн. долл., которые будут погашаться в счет долга Украины перед Россией за поставки нефти и газа. Согласно российской военной доктрине, ЧФ должен состоять из двух оперативно-тактических группировок – Восточной с базой в Новороссийске и с Западной с базой в Севастополе, за которым, как уже говорилось, оставался статус «главной базы флота».

12 июня в день независимости России на кораблях ЧФ были подняты вместо военно-морских флагов бывшего СССР андреевские флаги ВМФ России, что знаменовало собой конец неопределенности в судьбе Черноморского флота. 30 июня Б.Ельцин и Л.Кучма подписали Договор о «Дружбе, сотрудничестве и партнерстве» между Россией и Украиной, в известном смысле, поставивший точку в решении проблемы ЧФ и украино-российских взаимоотношений[156].

Договоренности между странами вызвали разноречивую, но в целом одобрительную реакцию, в политических кругах, как России, так и Украины. Осуждение подписанных документов, допущенное радикально настроенными политиками обоих стран, например Ю.Лужковым и В.Черновилом носило скорее ритуальный характер[157]. Даже российские «правые», последовательно выступавшие за возврат Крыма и Севастополя России оценили решения как неизбежные. В частности, газета Завтра отметила: «С военной точки зрения корабли и инфраструктура, полученные Россией, достаточны для практического осуществления задач ЧФ в перспективе ближайших лет... С экономической точки зрения - Россия получила все это хозяйство в аренду на 20 лет в счет украинских долгов, которые... в ближайшее десятилетие не могли быть получены никоим образом. То есть на достаточно выгодных условиях. С политической точки зрения - тема русского Крыма и Севастополя, будучи официально поднята на обсуждение на международном уровне, при сегодняшней нашей слабости грозит сдетонировать таким валом внешне- и внутриполитических проблем, который может оказаться запредельным испытанием для российской государственности....приходится признать, - утверждает в заключение автор статьи, - что в данном случае российская политика сделала в предлагаемых дрянных обстоятельствах почти максимум»[158]. Украинские источники также отмечают положительные стороны соглашений: «Украина, - указывает еженедельник Компаньон получила бесспорный политический выигрыш, поскольку согласно статье 2 Соглашения..., вся инфраструктура ЧФ является собственностью Украины и передается российской стороне в аренду... Несмотря на то, что Украина уступила России в военно-технических вопросах решения проблемы ЧФ, она все же добилась успеха в более важном политическом вопросе. Имеется ввиду присутствие ВМС Украины в Севастополе и аренда ЧФ РФ инфраструктуры военно-морских баз..., что само по себе уже является фактом признания принадлежности г. Севастополь Украине»[159]. Правда тот же еженедельник отметил, что «Условия Соглашения по Черноморскому флоту оставляют России возможность осуществлять свое военное присутствие на территории Украины и после 20 лет»[160], и, что Соглашение и Договор в целом полностью отвечают интересам РФ, поскольку позволяют России сохранять свое доминирующее положение в Черноморском регионе.

После подписания президентами двух стран Большого Договора и предшествовавшего ему достижения договоренностей о статусе и базировании Черноморского флота РФ на территории Украины оставалась еще проблема ратификации всех этих документов парламентами двух стран. Учитывая, что и в России и на Украине внешняя политика находится в ведении главы государства, ратификация или нератификация этих документов вряд ли могла бы повлиять на их формальное действие. Акт ратификации имел, однако, важное морально-психологическое значение, поскольку демонстрировал насколько подписанные документы соответствуют представлению о ситуации большинства политической элиты двух стран. Украинский парламент первый ратифицировал большой Договор, признание же его парламентом Российской Федерации затянулось на полтора года. Несмотря на многочисленные возражения, в том числе и со стороны Крыма, Договор в декабре 1998 года одобрила Госдума России, этому в немалой степени способствовало то, что после очередных парламентских выборов большинство в украинском парламенте получили коммунисты, которым достаточно быстро удалось найти общий язык с представителями также коммунистического российского парламентского большинства. Сложнее обстояло дело с прохождением Договора через Совет федерации России. Несмотря на то, что он представляет собой собрание глав исполнительной власти субъектов РФ и является, в известном смысле, «пропрезидентской» палатой российского парламента, а президент Ельцин был непосредственно заинтересован в нормализации российско-украинских взаимоотношений, здесь прохождение Договора натолкнулось на противодействие московского мэра Ю.Лужкова (аналогичную позицию занимали и другие депутаты СФ РФ – ставшие губернаторами А.Руцкой и А.Лебедь и др.). Тем не менее, 17 февраля 1999 года Договор был ратифицирован и Советом Федерации, чему в немалой степени способствовало обострение ситуации на Балканах. Договор «прошел» с поправкой премьер-министра России Е.Примакова о том, что документ вступит в силу только после ратификации Верховной Радой Украины пакета соглашений по Черноморскому флоту, что вскоре и произошло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: