«Учебное пособие для самостоятельного изучения биохимии» составлено в соответствии с ГОСО 2006 года и Типовой программой по биохимии.
Учебное пособие включает Название раздела, ориентировочную схему изучения раздела, название темы занятия, вопросы для самоподготовки и ответы на них, упражнения и ситуационные задачи для самоконтроля знаний, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения предмета.
Главная цель настоящего учебного пособия – развитие навыков самостоятельного изучения курса биологической химии – одной из основных фундаментальных дисциплин современной биологии и медицины. Биохимия характеризуется поистине эпохальными открытиями в последние десятилетия, открывающими новые направления в биологии, технологии, медицине, - открытие генетического кода и его экспрессии, разработка на этой основе приемов генной инженерии и хирургии, позволяющих не только получать в организме одноклеточных организмов белки человеческого организма - инсулин, гормон роста, интерферон, но и исправлять выявленные генетические нарушения. Успехи биохимии открывают колоссальные возможности не только для лечения врожденных заболеваний, но и для их профилактики в пренатальном и раннем постнатальном развитии.
|
|
Благодаря биохимии и молекулярной генетике предложена новая теория канцерогенеза, которая позволила разработать новые ранние методы диагностики и принципиально новые подходы к лечению злокачественных опухолей. Открытие теломер и теломераз позволяет решать проблемы роста злокачественных опухолей, а также успешно лечить старость, намного отодвигая ее пределы.
Клонирование целостных многоклеточных организмов, выращивание «запасных» органов и тканей из стволовых клеток, управление сознанием и памятью с помощью нейротрансмиттеров и биопептидов, решение проблем иммунодефицита, восстановление органов и тканей – это то, что в ближайшее время должно использоваться в наших клиниках и принципиально менять подходы к лечению.
Но путь к этим вершинам знаний, безусловно, лежит через изучение строения, свойств биомолекул, из которых мы состоим, познание тех многочисленных и порой удивительных превращений молекул, которые составляют суть метаболизма, выяснение механизмов регуляции обменных процессов гормонами и то, к каким метаболическим и физиологическим последствиям приводит гипо- и гиперфункция эндокринных желез.
Знание биохимического состава крови и других жидкостей и тканей организма не только поможет в диагностике, но укажет на пути коррекции выявленных изменений. Все эти знания являются одним из фундаментов формирования клинического мышления будущего врача.
|
|
В результате изучения биохимии студенты должны:
Получить представление: о молекулярных основах и свойствах живого, имеющих общебиологическое и общепрофессиональное значение о биохимических особенностях таких процессах какбиолгическая эволюция, онтогенез, клеточная дифференцировка, размножение. Иметь представление об основах современных биохимических подходах к решению научных и клинических вопросов в диагностике и лечении заболеваний, о патохимических изменениях при различных заболеваниях и методах их коррекции.
Знать: молекулярные основы структурной организации клетки, химический состав, функции ее составных частей, молекулярные основы передачи генетической информации, биосинтеза белка и его регуляцию, механизмы биосинтеза белка и его регуляцию, механизмы образования и трансформации энергии, метаболические процессы лежащие в основе функций отдельных тканей, органов и целостного организма. Знать механизмы регуляции обменных процессов и возможные последствия их нарушения. Знать основные биохимические константы биологических жидкостей и тканей организма человека.
Уметь: пользоваться картами метаболизма, специальным справочным материалом. В соответствии с международными стандартами уметь грамотно интерпретировать биохимические термины и клинико- биохимические лабораторные данные.
Приобрести практические навыки по организации и проведению основных биохимических методов исследования для решения диагностических и лечебных задач:
1.Обнаружение белка в биологических жидкостях и его количественное определение;
2. Фракционирование белков методом высаливания, электрофореза и хроматографии;
3. Количественное определение белка в моче;
4. Колориметрический метод определение белка в сыворотке крови;
5. Определение активности ферментов сыворотки крови: АЛТ,АСТ, каталазы, карбангидразы, кислой и щелочной фосфатаз, ряда дегидрогеназ и оксидаз, ЛДГ и ее изоферментов;
6. Определение кислотности и состава нормального и патологического желудочного сока;
7. Определение молочной кислоты;
8. Количественное определение холестерина и его различных форм в крови;
9. Определение сиаловых кислот в крови;
10. Определение количество глюкозы в крови и моче
11. Количественное определение общих липидов и триацилглицеринов в крови;
12. Количественное определение β- ЛП в крови;
13. Количественное определение билирубина в крови;
14. Количественное определение остаточного азота в крови;
15. Количественное определение кальция и фосфатов в крови;
16. Количественное определение натрия и калия в крови;
17. Количественное определение мочевины в крови и моче;
18. Количественное определение креатина и креатинина в в крови и моче
19. Определение кетоновых тел в в крови и моче
20. Определение индикана в моче
21.Обнаружение крови в моче
22.Обнаружение фенолпирувата и гомогентизиновой кислоты в моче
23.Определение уробилина в моче
24. Количественное определение витамина С в различных объектах
25.Определение в слюне родонидов, амилазы
26. Определение рН слюны
27. Определение солей кальция и фосфатов в составе костной ткани
28. Определение состава костной ткани
29. Определение цитохрома Р450 в крови.
30. Определение конъюгатов глюкуроновой кислоты