Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии

Небесный свод, горящий славой звёздной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

«Как океан объемлет шар земной…»

Ф.И.Тютчев.

I. Тютчев- открыватель новых образных миров поэзии. «На пороге как бы двойного бытия»- эта строчка- ключ ко всему Тютчеву.

II «О! нашей мысли обольщенье…» (Вечные вопросы в лирике Тютчева).

1. Диалог человека со своей душой в лирике Тютчева.

2. «и самого меня являешь ты очам души моей…»

первый биограф поэта И.С.Аксаков видел трагедию существования Тютчева в том, что «он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе. Вера, признаваемая умом, призываемая сердцем, не владела им всецело, не управляла волей, недостаточно освещала жизнь, а потому не вносила в неё ни гармонии, ни единства…».

«Впусти меня! - Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью»…

Утрата ясного и цельного смысла человеческой жизни, трагическая раздвоенность, разлад меж сердцем и умом – вот удел человека в век «растления не плоти, но духа».

Путь человека в этом мире- через отчаяние, соединённое со страстной жаждой веры, к смирению и Свету Божественной истины.

Анализ стихотворения на выбор:

… и чувства нет в твоих очах… не знаю я, коснётся ль благодать… наш век… всё, что сберечь мне удалось…

не рассуждай, не хлопочи.. пошли, господь свою отраду…и т.д.

3. человек и природа в лирике Тютчева.

4. «Два проявления стихии одной…».

5. «Но чем мы долее глядим, те легче нам дыщать…»

пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской. Природа для поэта- просто второе имя жизни.

Так в стихотворении «Осенний вечер» изображается не только «вечер года», но и «короткое», а по тому «светлое» увядание человеческой жизни.

Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык. Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания.

Трагедия человека, как понимает её поэт, в разладе с природой. Миг соединения с жизнью природы, растворения в ней- высшее блаженство, доступное человеку на земле.

Анализ стихотворения на выбор:

…осенний вечер…что ты клонишься над водами…листья..о чём ты воешь, ветер ночной?... тени сизые смесились..

6. Любовь в лирике Тютчева.

С одной стороны, любовь и её «очарование»- это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с родиной»4 с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой страстей», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором:

Мы то всего вернее губим,

Что сердце нашему милей.

Анализ стихотворения на выбор:

.. ты, ты моё земное провиденье… я встретил вас и всё былое…весь день она лежала в забытьи.. любила… о, как убийственно мы любим … и т. д.

7. в Россию можно только верить.

8. концепция исторической мысли России в лирике Тютчева.

9. ты- лучших будущих времён глагол, и жизнь и просвещенье

III Благодарение Тютчеву за бесценный дар- его поэзию.

Поэзия Тютчева учить, быть может, самому главному- мужественному приятию жизни.

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет…

«на мне дано предугадать, как слово наше отзовётся»,- размышлял Тютчев. Его «слово» отзывается в наших душах, заставляя их сладостно трепетать, от прикосновения к прекрасному.

Темы и проблемы лирики Тютчева.

I Нравственные проблемы: тема лбви приобретает философскую окраску; преобладает мысль о быстротечности бытия человеческих чувств.

II Философские проблемы:

1. жизнь и смерть.

2. человек, мир и космос.

3. тема природы (утверждение непознаваемости мира. Восприятие человека, как частицы космоса.

III Гражданская и политическая проблематика.

1. приобретает философскую окраску.

2. преобладает тема России, её судьбы, её роли в мире.

3. среди собственной политической лирики наиболее известен ответ на оду Пушкина «Вольность» и стихотворение о декабристах.

IV Эстетические проблемы:

Тема назначения поэта и поэзии.

1. интерес к вопросам художественной формы.

2. возвращение к античным образцам поэзии.

3. сомнение в возможности поэта выразить своё чувство и знание в слове.

4. утверждение вторичности поэзии по отношению к реальности.

Вариант 2

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам-

Небесная, к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре-

И на бунтующее море

Льёт примирительный елей.

Ф.И.Тютчев, «поэзия»

Рабочие материалы.

С детских лет нам сопутствует поэзия Ф.И.Тютчева. я ещё не умела читать, но уже знала наизусть:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

В России все- от мала до велика- знают это стихотворение.

Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и звучание слилось для меня с образом и звучание весенней грозы, стали её выражением. Оно давно стало наиболее ёмким поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелёными просторами зачинающейся весны в России.

Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.

Своеобразной была судьба Тютчева- поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И.С.Тургенев утверждал: «о Тютчеве не спорят,- кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но и поэты бывают разные, и сама поэзия многолика, Любовь к тому или иному поэту зависит, прежде всего, от причин субъективных, индивидуальных, и навязать её нельзя.

Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существующих на земле».

Тютчева принято называть певцом природы. Автор «весенней грозы» и Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет безумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Тютчева, от размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывают собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа- такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек: «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».

Через обращение к природе Тютчев нере6дко раскрывает сложный мир человеческой души во всём богатстве её переживаний.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний:

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство-любовь к Е.А.Денисьевой. именно с этой «последней любовью» связаны многие шедеврю лирики Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошёл- спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Или другие пронзительные строки:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый «денисьевский цикл», по всеё своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.

Поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознаёт «обломком срарых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в это же время он сам, детище нового века, несёт в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поёт;

Благоухающие слёзы

Не о былом аврора льёт,-

И страх кончины неизбежной

Не сеет с дерева листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.

Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи», он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.

в своём знаменитом стихотворении «молчание!» поэт признавался:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живешь?

Мысль изречённая есть ложь.

Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, всё больше и больше находят путь к сердцу другого.


Вариант 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: