Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
«Как океан объемлет шар земной…»
Ф.И.Тютчев.
I. Тютчев- открыватель новых образных миров поэзии. «На пороге как бы двойного бытия»- эта строчка- ключ ко всему Тютчеву.
II «О! нашей мысли обольщенье…» (Вечные вопросы в лирике Тютчева).
1. Диалог человека со своей душой в лирике Тютчева.
2. «и самого меня являешь ты очам души моей…»
первый биограф поэта И.С.Аксаков видел трагедию существования Тютчева в том, что «он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе. Вера, признаваемая умом, призываемая сердцем, не владела им всецело, не управляла волей, недостаточно освещала жизнь, а потому не вносила в неё ни гармонии, ни единства…».
«Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью»…
Утрата ясного и цельного смысла человеческой жизни, трагическая раздвоенность, разлад меж сердцем и умом – вот удел человека в век «растления не плоти, но духа».
|
|
Путь человека в этом мире- через отчаяние, соединённое со страстной жаждой веры, к смирению и Свету Божественной истины.
Анализ стихотворения на выбор:
… и чувства нет в твоих очах… не знаю я, коснётся ль благодать… наш век… всё, что сберечь мне удалось…
не рассуждай, не хлопочи.. пошли, господь свою отраду…и т.д.
3. человек и природа в лирике Тютчева.
4. «Два проявления стихии одной…».
5. «Но чем мы долее глядим, те легче нам дыщать…»
пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской. Природа для поэта- просто второе имя жизни.
Так в стихотворении «Осенний вечер» изображается не только «вечер года», но и «короткое», а по тому «светлое» увядание человеческой жизни.
Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык. Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания.
Трагедия человека, как понимает её поэт, в разладе с природой. Миг соединения с жизнью природы, растворения в ней- высшее блаженство, доступное человеку на земле.
Анализ стихотворения на выбор:
…осенний вечер…что ты клонишься над водами…листья..о чём ты воешь, ветер ночной?... тени сизые смесились..
6. Любовь в лирике Тютчева.
С одной стороны, любовь и её «очарование»- это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с родиной»4 с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой страстей», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором:
Мы то всего вернее губим,
Что сердце нашему милей.
Анализ стихотворения на выбор:
.. ты, ты моё земное провиденье… я встретил вас и всё былое…весь день она лежала в забытьи.. любила… о, как убийственно мы любим … и т. д.
|
|
7. в Россию можно только верить.
8. концепция исторической мысли России в лирике Тютчева.
9. ты- лучших будущих времён глагол, и жизнь и просвещенье
III Благодарение Тютчеву за бесценный дар- его поэзию.
Поэзия Тютчева учить, быть может, самому главному- мужественному приятию жизни.
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет…
«на мне дано предугадать, как слово наше отзовётся»,- размышлял Тютчев. Его «слово» отзывается в наших душах, заставляя их сладостно трепетать, от прикосновения к прекрасному.
Темы и проблемы лирики Тютчева.
I Нравственные проблемы: тема лбви приобретает философскую окраску; преобладает мысль о быстротечности бытия человеческих чувств.
II Философские проблемы:
1. жизнь и смерть.
2. человек, мир и космос.
3. тема природы (утверждение непознаваемости мира. Восприятие человека, как частицы космоса.
III Гражданская и политическая проблематика.
1. приобретает философскую окраску.
2. преобладает тема России, её судьбы, её роли в мире.
3. среди собственной политической лирики наиболее известен ответ на оду Пушкина «Вольность» и стихотворение о декабристах.
IV Эстетические проблемы:
Тема назначения поэта и поэзии.
1. интерес к вопросам художественной формы.
2. возвращение к античным образцам поэзии.
3. сомнение в возможности поэта выразить своё чувство и знание в слове.
4. утверждение вторичности поэзии по отношению к реальности.
Вариант 2
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам-
Небесная, к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре-
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.
Ф.И.Тютчев, «поэзия»
Рабочие материалы.
С детских лет нам сопутствует поэзия Ф.И.Тютчева. я ещё не умела читать, но уже знала наизусть:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
В России все- от мала до велика- знают это стихотворение.
Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и звучание слилось для меня с образом и звучание весенней грозы, стали её выражением. Оно давно стало наиболее ёмким поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелёными просторами зачинающейся весны в России.
Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.
Своеобразной была судьба Тютчева- поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И.С.Тургенев утверждал: «о Тютчеве не спорят,- кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но и поэты бывают разные, и сама поэзия многолика, Любовь к тому или иному поэту зависит, прежде всего, от причин субъективных, индивидуальных, и навязать её нельзя.
Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существующих на земле».
Тютчева принято называть певцом природы. Автор «весенней грозы» и Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет безумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Тютчева, от размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывают собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа- такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек: «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».
|
|
Через обращение к природе Тютчев нере6дко раскрывает сложный мир человеческой души во всём богатстве её переживаний.
К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…
Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство-любовь к Е.А.Денисьевой. именно с этой «последней любовью» связаны многие шедеврю лирики Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл- спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Или другие пронзительные строки:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый «денисьевский цикл», по всеё своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.
Поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознаёт «обломком срарых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в это же время он сам, детище нового века, несёт в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:
|
|
Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поёт;
Благоухающие слёзы
Не о былом аврора льёт,-
И страх кончины неизбежной
Не сеет с дерева листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.
Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи», он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.
в своём знаменитом стихотворении «молчание!» поэт признавался:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живешь?
Мысль изречённая есть ложь.
Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, всё больше и больше находят путь к сердцу другого.
Вариант 3.