Исследование пределов демократической теории
В чем состоит проблема, которую пытаются решить современные теории демократии? Апатия избирателей, силы глобализации и консюмеризм, упадок доверия, увеличение неравенства, повышение восприимчивости к риску и его неприятие, рост новых и крайне правых. Все это и многое другое в значительной степени образует общий фоновый контекст, в котором различные теории демократии ведут борьбу за гегемонию. Но приложение теории к этому фоновому контексту и некоторая осведомленность о нем поднимают вполне экзистенциальный вопрос, касающийся роли и будущего самой демократической теории. Короче говоря, проблема состоит в том, что должна сделать демократическая теория, чтобы устоять перед стремительными технологическими, социальными и экономическими переменами?
Не указывает ли неожиданно быстрый рост числа демократических теорий на то, что предел уже достигнут? Возможно этот быстрый рост, наступивший вслед за падением реального социализма и далекий от здорового плюрализма, когда победителями становятся лучшие претенденты, в действительности выдает появление новой структуры условий, свидетельствующей как раз об обратном — постепенном исчезновении общих и неизменных ориентиров и, следовательно, о конце демократической теории как таковой? Постоянная борьба в литературе, посвященной демократической теории, за нахождение разумного баланса между спекулятивной теорией, эмпирическими исследованиями и конкретной практикой, по-видимому, служит тому подтверждением. Демократические теоретики сегодня, по-видимому, разделены на два лагеря. С одной стороны, есть те, кто настаивают на важности демократической теории, хотя они и отходят от основных ее посы-5 Хотя не вполне правильно было бы считать последующие работы Лаклау и Муфф равноценными, я полагаю, что в целях данной статьи, то есть в том, что касается концепции радикальной демократии, относиться к ним как к работам со схожей аргументацией и подкрепляющим доводы друг друга можно.
|
|
ОГОС
лок. Они берут на вооружение эмпирические подходы сравнительных исследований, формальные подходы или весьма абстрактные нормативные подходы. Здесь теоретики зачастую либо слишком торопятся, либо слишком колеблются, пытаясь сформулировать законы, принципы и предписания. С другой стороны, имеются те, кто доходят чуть ли не до открытого отказа от теории, ссылаясь на потенциально бесконечное разнообразие контекста и единичный характер каждого конкретного случая и проблемы, что якобы делает невозможным вынесение твердых суждений о демократии. Разочаровавшиеся в прежних обещаниях демократической теории, эти теоретики и активисты, стремясь найти общепризнанные нормативные идеалы, скорее предпочли бы сразу же перейти к политической практике.
|
|
Полагаю, что очевидные стремительные технологические, социальные и экономические перемены, влияющие на повседневную жизнь, усиливают этот раскол на указанные два лагеря. Либо мы вынуждены замарать свои руки, столкнувшись с трудностями и неразберихой политики в стремлении осуществить нормативные идеалы и открыть новые практики, либо мы вынуждены обращаться к зависящим от фактов и данных статистическим, формальным или абстрактным подходам в попытке достигнуть соответствующей степени пространственно-временной инвариантности. В какой-то степени обоими подходами, по-видимому, движет страх в длительной или ближайшей перспективе оказаться нерелевантными.
Разумеется, такая трактовка оппозиции условна. Однако она будет служить эвристическим приемом, поскольку в ней схватываются общие черты раскола, который проходит в литературе, или же очертания противоречия, присутствующего в работах любого автора, посвященных демократии. Она служит средством, которое позволяет мне с уверенностью отнести свою статью к первому лагерю, признающему роль теории в изучении демократии, но стремящемуся при этом исследовать и прояснить ее пределы.
Место разрыва и борьбы в демократической теории: радикальная демократия в контексте
Я предлагаю определить границы демократической теории, рассмотрев вопрос о том, какое место в ней занимают пределы самой демократии. Ибо вклад работ Лаклау, Муфф и Жижека в демократическую теорию напрямую связан с теоретическим установлением этих пределов. Но не только они придерживаются таких позиций. Некоторые исследователи отмечают, что авторы, которые придают особое значение пределам демократии, одновременно ставят под вопрос господствующие версии демократической теории и пытаются способствовать выработке новой теории. Например, Маргарет Кон утверждает, что институционализация рационального консенсуса делиберативными демократами, даже как простого эвристического или герменевтического приема, не в состоянии признать изначально искажающее воздействие существующих властных отношений (Kohn, 2000, 413, 419—421). Действительно, совместное обсуждение иногда помогает «прояснить предпочтения и выборы, совершаемые гражданами, улучшить их понимание проблем и поставить их под вопрос,
84 Джейсон Глинос
дабы изложить более глубокую точку зрения. Процесс публичной артикуляции требований вынуждает граждан принимать в расчет альтернативные точки зрения и формулировать взаимоприемлемые решения» (Kohn, 2000, 419).6 Однако властные отношения приводят к попыткам стирания различий на игровом поле, постепенного приближения к идеальной речевой ситуации. «Исключительно рациональный характер итогового консенсуса иллюзорен, потому что стандарты, используемые для оценки критерия, например ясности, отдают предпочтение одному опыту перед другим» (Kohn, 2000, 412). Иными словами, обращение к идеальной речевой ситуации или идеалу рационального консенсуса приводит к недооценке и даже сокрытию широты распространения властных отношений, структурирующих попытки институционализации этих идеалов. «Диалогу самому не удается отвечать своим необходимым предварительным условиям, то есть условиям равенства и взаимности, которые должны предшествовать всякому по-настоящему взаимному обмену [мнениями]. Поэтому нам необходимо иное определение политики, основанное на споре, борьбе и сопротивлении» (Kohn, 2000, 417).
Рикардо Блауг тоже пытается по-новому взглянуть на демократическую теорию, сместив центр внимания на пределы демократии, которая понимается им как функция консенсуса или рациональности. При этом он проводит различие между двумя формами демократии. Поскольку «властвующая демократия главным образом стремится сохранить и улучшить существующие институты [...], критическая демократия стремится [...] дать возможность исключенным высказаться таким образом, чтобы открыто бросить вызов существующим институтам [...]. С одной стороны, действенность считается результатом лишь соответствующей институционализированной деятельности. С другой, действенность считается результатом деятельности, направленной против институтов» (Blaug, 2002, 107). Блауг говорит, что наблюдается не только относительная нехватка литературы, исследующей и разрабатывающей форму критической демократии: неспособность провести различие между двумя этими формами делает напрасными все усилия, направленные на осуществление новых демократических форм, и скрывает их несовместимость (Blaug, 2002, 110, 113).7 Кон ссылается на эмпирические данные, взятые из работ различных исследователей (Berry et al., 1993; Verba et al., 1978, 1995; Mansbridge, 1980; Nagel, 1987), показывая, что институционализация делиберативных форм демократического принятия решений ничуть не «успешней традиционных политических стратегий ангажированного меньшинства и неимущих граждан» (Kohn, 2000, 422). В действительности, результатом институционализации таких делиберативных дискуссий зачастую оказывается еще большая степень чрезмерного представительства населения, обладающего высоким статусом.
|
|
6 «Процесс публичного обсуждения идеальным образом подталкивает индивида к принятию бо-
лее широкой перспективы, помогает прояснить, что именно становится причиной моральных разногласий, и тем самым обеспечивает выработку важных навыков гражданского участия» (Kohn, 2000, 420).
7 Другое исследование, где содержится попытка переключить внимание на концепции демо-
кратии, которые в большей степени являются активистскими и бунтовщическими, см.: Young (2001).
|
|
ОГОС
Кроме того, властвующая форма демократии, хотя и может «обеспечить значительное увеличение действенности в ближайшей перспективе, [...] неизбежно уменьшает [...] пыл и критическую ангажированность [...], [тем самым конституируя] неуловимый и обессиливающий процесс концептуального пленения» (Blaug, 2002, 112). Проведенное Стивеном Уэзерфордом масштабное полевое исследование делиберативной демократии в нескольких американских местных общинах и штатах, охватывающее широкий спектр проблем, подтверждает эту мысль. Он приводит любопытные эмпирические свидетельства, иллюстрирующие то, что он называет «парадоксом институционализации», то есть идею о том, что силы и побуждения для совместного обсуждения, по-видимому, соответствуют той степени, в которой участники не считают, что они способны на что-то повлиять в рамках существующих делиберативных институтов или что они придерживаются схожих идеалов и участвуют в общем деле (Weatherford, 2001).
Видимо, поэтому никакая форма институционализации не остановит такую, хотя и абстрактно описанную, демократическую борьбу тех, кого пытаются отстранить от участия в политическом процессе. В этом отношении Бла-уг отмечает, что «Уолин доходит даже до утверждения, что пленение “революционной” демократии конституционной формой невозможно и что демократия постоянно будет ускользать» (Blaug, 2002, 109). Поэтому возникает необходимость иной концепции демократии, которую нельзя свести к институциональным процедурам или гарантиям. Здесь необходима культивация соответствующего демократического этоса. «Те, кто искренне стремятся стать катализаторами низовой демократии, должны бороться сами с собой. [...] Они должны признать расхождение между собственными надеждами, возлагаемыми на целевые группы, и тем, что происходит на самом деле [...], [так что] демократия выступает здесь в качестве постоянно существующей этической дилеммы, борьбы за определенное понимание блага...» (Blaug, 2002, 113). Точно так же, «поскольку существующие институты склонны воспроизводить господствующие интерпретации», Кон выступает за создание неформальных практик, которые «могут подготовить благоприятные условия для возникновения альтернативных подходов прежде, чем такие идеи получат широкое признание. Эта важная способность зачастую является следствием опыта мар-гинальности или раздвоенного сознания тех, кто занимают срединное положение между различными культурными позициями» (Kohn, 2000, 425). Иными словами, нам необходимо преодолеть институциональные взгляды, склонные придавать первостепенное значение формализованным процессам агрегирования предпочтений и преобразования.8 Наиболее важный аспект преобразования, утверждает Кон, «связан с мобилизацией и организацией политических участников, потребности и точки зрения которых считаются неза-8 Тем самым дополняются наши представления о демократии, выражающиеся в преимущественно формальных институциональных терминах, как в формулировке минимального положительного определения демократии, предложенной Альбертом Уилом: «При демократии важные общественные решения по вопросам закона и политики прямо или косвенно зависят от общественного мнения, формально выражаемого гражданами сообщества, значительная часть которого имеет равные политические права» (Weale, 1999, 14).
86 Джейсон Глинос
конными, несовершенными или невообразимыми с господствующих позиций» (Kohn, 2000, 424), в подтверждение чего она ссылается на эмпирические данные из исследования Пивена и Клоуарда «Движения бедняков». И, конечно, использование этого наиболее важного аспекта преобразования основывается на способности властей и граждан одинаково справляться с ошеломлением и растерянностью, не поддаваясь своеобразному рефлексу демонизации всего, что кажется угрозой существующим институтам.
Тогда, в соответствии с этой схемой, сегодняшние условия требуют подхода к демократии, который отталкивался бы от пределов институциональной демократии (или разрыва с ней) и критики соответствующих теорий институциональной демократии. Основной тезис здесь заключается в том, что демократию лучше рассматривать как функцию этоса, а не как институты. Этот подход придает особое значение необходимости исследования неформальных практик, поддерживающих формально-институциональные структуры — бюрократические, процедурные, правовые и т.д., причем предпочтение отдается решению вопросов мотивации и этики. Проблема институтов заменяется проблемой субъективности и модальности взаимодействия. Иными словами, происходит сдвиг от институциональных условий жизнеспособной демократии к условиям, считающимся функцией субъективности, модальности или этоса. Именно здесь появляются фигуры Лаклау, Муфф и Жижек с их подходами к радикальной демократии.
Радикальный демократический этос в контексте
Каким образом мы можем представить различие между радикальной демократией и другими демократическими формами правления? Прежде всего, в самом общем смысле «радикальная политика», поясняет Шанталь Муфф, «не может находиться в центре [политического спектра] из-за своего радикального характера [...] и должна стремиться к основательному преобразованию властных отношений» (Mouffe, 1998, 19—20). Конечно, чтобы добиться успеха, всякий радикальный проект должен стараться привлечь на свою сторону значительную часть населения; но, подчеркивает Муфф, его не следует смешивать с занятием политической середины. Иными словами, его не следует путать с попыткой достижения консенсуса посредством компромисса. Следующую наводку дает утверждение Лаклау о том, что «в основе всякой борьбы лежит [...] опыт смещения и антагонизма». Радикальная демократия, настаивает он, делает «радикальное отсутствие основания отправной точкой критики любой формы притеснения» (Laclau, 1990, 169). Радикальная демократия, как форма демократии, делает антиэссенциалистскую социальную онтологию нехватки — радикального отсутствия оснований — условием своей возможности.
В действительности, антиэссенциализм Лаклау и Муфф служит мотором, запускающим их критику социального выбора, делиберативных и фаллиби-листских теорий демократии. Именно поэтому их критика почти целиком нацелена на онтологические и эпистемологические посылки современных политических философов, а не на их конкретные проекты (Glynos, 2001a). Например, по отношению к делиберативной демократической теории
Логос 4–5 (39) 2003
Муфф акцентирует внимание на формировании предпочтений и интересов (нежели на рассмотрении их как данностей), но утверждает, что «социальное единство, основанное на рациональном консенсусе, по сути своей является антиполитическим, потому что оно пренебрегает решающей ролью страстей и аффектов в политике. Политику нельзя свести к рациональности именно потому, что она обозначает пределы рациональности» (Mouffe, 1993, 115). В действительности, опасность заключается в том, что эти страсти и аффекты просто появятся вновь в виде необъяснимых иррациональных вспышек, угрожающих структуре либеральной демократии. «Излишний акцент на консенсусе в сочетании с неприятием противоборства ведет к апатии и разочарованию в политическом участии. И, что еще хуже, может произойти обратная реакция, итогом которой станет взрыв антагонизмов, неконтролируемых демократическим процессом» (Mouffe, 1998, 14). Таков, возможно, один из скрытых смыслов названия сборника статей Муфф «Возвращение политического» — названия, в котором присутствует отголосок фрейдовского понятия «возвращения вытесненного».
С радикальной демократической точки зрения, присутствие эссенциализ-ма в современных теориях демократии выражается в их попытках подкрепить политический процесс институциональными процедурами или рациональными основаниями (полезность принципа социального выбора, завеса неведения теории общественного договора, необходимые предпосылки коммуникативного действия и т.д.), отвергающими отстаивание позиций без опоры на некие незыблемые основы или в агонистической форме. Таким образом, тезис Лаклау и Муфф об основополагающей роли антагонизма дополняется положением, в открытой форме изложенным Муфф, что «задача заключается в том, чтобы помыслить, каким образом создать условия, при которых эти агрессивные силы могут быть ослаблены и направлены в другое русло» (1997, 153). В другом месте она говорит, что «цель демократической политики состоит в преобразовании «антагонизма» в «агонизм»» (1997, 26).
Этот акцент на агонистическом или демократическом этосе как центральной проблеме демократической теории оказывается тем, что считает главным все большее число политических мыслителей, относящихся к традиции постструктурализма (Connolly, 1991, 1995; Campbell, 1998a,b; Tully, 2000; Dallmayr, 2001; Norval, 2003; Owen, 1994; Honig, 1996), и что, к тому же, может быть использовано для проверки на прочность подходов к демократической теории, испытавших влияние таких выдающихся политических мыслителей, как Ролз и Хабермас.
Так, развитие различных языковых игр или грамматик теперь подходит к конкретизации этого этоса. Например, Алетта Норваль, используя визуальные тропы, почерпнутые из работ Витгенштейна, исследует возможное употребление понятий, вроде «слепоты к аспекту», «уяснения аспекта» и «изменения аспекта» для придания большего теоретического веса концепции агонистического демократического этоса (Norval, 2003, Chapter 3). Фред Даллмар, со своей стороны, преломляет такой этос в направлении парадигмы оукшотовской беседы, которая, как он говорит, представляет собой не «предприятие, направленное на извлечение внешней выгоды, соревнование, в котором победитель получает приз», а «неожиданное интеллек-
88 Джейсон Глинос
туальное приключение» (Dallmayr, 2001). Одновременно Коннолли с позиций «политизированного левого ницшеанства» (Connolly, 1991, 190) настаивает на том, чтобы мы осуществляли «этос плюрализации» (Connolly, 1995, xv). Он советует нам «культивировать агонистическое отношение между объединением и противоборством избирателей», открывая тем самым «политическое пространство для агонистических отношений признания соперника» (1991, x). Это связано с «культивированием опыта случайности» (1991, 14) при помощи «искусства экспериментального отделения самости от идентичности, включенной в нее» (1991, 9).9
В своей недавней статье, развивающей идеи, изложенные в его «Странном многообразии», Джеймс Талли называет этот этос «практикой свободы» и противопоставляет его «теориям справедливости». «Вместо преимущественного сосредоточения на целях [...] борьбы (определенные формы распределения и признания) и теориях справедливости, которые могут объявить ее притязания справедливыми, ибо именно так и обстоит дело среди политических теоретиков, необходимо саму борьбу рассматривать как вещь первостепенной важности [...]. Целью такой [...] политической философии и соответствующей демократической политической практики было бы [...] обеспечение возможности ведения непрекращающейся агонистической демократической борьбы за признание и распределение с соперничающими теориями распределения и признания» (2000, 469—482, 469).
Конечно, многие теоретики отталкиваются от использованного Фуко (под влиянием Ницше) понятия агонизма — «отношений, которые являются одновременно взаимным побуждением и борьбой; не столько прямой конфронтацией, парализующей обе стороны, сколько перманентной провокацией» (Foucault, 1982, 222). В этом духе Дэвид Кемпбелл также обращается к фукианскому «этосу критики» (Campbell, 1998a, 215) или «этосу политической критики» (1998b, 4). Он утверждает, что «понятие этоса, которое Фуко определяет как “способ бытия” или “практику”, [...] лежит в основе идеи политической критики. Критика имеет отношение не только к тому, чем занимается академический наблюдатель; критика — это живой опыт, даже для тех, кто находятся в самых тяжелых обстоятельствах» (1998b, 4). Рождающаяся здесь концепция демократии, говорит он, отличается «акцентом на это-се демократии, нежели на институтах или процедурах демократии, хотя и не обязательно их исключая» (1998b, 201). «Центральной составляющей демократии должен оставаться этос, воплощающий [...] темпоральность, колебание, критику, беспокойство, денатурализацию, проблематизацию. [...] Для демократического этоса застой — это смерть; антагонизм и конфликт — источник его жизненной силы» (1998b, 202).
Многое зависит от того, что именно подразумевается под идеей агонисти-ческого или радикального демократического этоса. Это означает, что нам необходимо разработать достаточно глубокую теоретическую систему, которая позволила бы лучше раскрыть и понять содержание этой идеи. Ибо, как отмечает Алетта Норваль, хотя постструктуралистская политическая теория спра-9 Об этом и более общем противопоставлении когнитивных и экзистенциальных подходов к демократической теории см. также: Leet (2001).
ОГОС
ведливо придает особое значение роли формирования и преобразования субъекта, она до сих пор не дала достаточно подробного и убедительного изложения концепции субъективности, соответствующей демократической деятельности (Norval, 2003). Помимо важнейших исследовательских вопросов о пределах теории и ее отношении к практике (см. напр.: Owen, 2001; Leet, 2001; Campbell, 1998, 206), задача состоит в более полной разработке понятия агони-стического или радикального демократического этоса — политической этики, связанной не с позитивностью конкретного проекта или политики, а скорее с образом действий или модальностью, с которой она отстаивается. Поэтому главной здесь становится необходимость построения достаточно убедительной философии субъективности, которая могла бы быть положена в основу современных теорий демократии (см., напр.: Leet, 2002; Norval, 2003).
В заключении к своему «Демократическому парадоксу» Муфф говорит о том, что лаканианский психоанализ ставит ряд вопросов, «которые сближаются с теми, что находятся в центре агонистического плюрализма», отстаиваемого ею (Mouffe, 2000, 139). Например, Жижек, Лаклау и Муфф делают «своей отправной точкой исследование пределов и критику либеральной демократии» (Norval, 2001, 587). В дальнейшем я докажу, что использование Жижеком лаканианских категорий может способствовать улучшению понимания радикального демократического этоса, точнее, пониманию условий, необходимых для возникновения такого этоса.10