Важным вопросом методики является изучение типичных (наиболее распространенных) ошибок учащихся при формулировании определений и путей предупреждения и исправления их. Рассмотрим примеры таких ошибок. 1. Ошибка «слишком широкого определения», при которой объем определяющего понятия становится шире объема определяемого понятия. Например: «Параллелограмм — это многоугольник, противоположные стороны которого параллельны». Для обнаружения и исправления ошибки достаточно привести один контрпример. Шестиугольник, изображенный на рисунке, подходит под «определение», данное учеником, но не является параллелограммом. Вывод: определение сформулировано неправильно. Где ошибка?
Приведем еще один пример ошибки такого типа: «Диаметр окружности есть отрезок прямой, соединяющий две точки окружности». В этом «определении» понятия диаметра произошло расширение объема определяемого понятия. В него входят не только все диаметры, но и любые хорды вообще, поэтому нельзя отличить диаметр от других хорд. Ошибка исправляется приведением контрпримера.
2. Ошибка «слишком узкого определения», при которой в качестве видового отличия берется отличительный признак не вида, а подвида. Объем определяющего понятия оказывается уже объема определяемого. Например: «Параллелограмм — это четырехугольник с равными сторонами». В целях исправления ошибки необходимо привести не контрпример, а, наоборот, пример параллелограмма. Полезно нарисовать «вытянутый» параллелограмм и спросить учащихся: „ — Параллелограмм это или нет? — Параллелограмм.
— А подходит он под данное «определение»? Выясняется, что не подходит, после чего формулировка определения уточняется.
3. Тавтология в определении — ошибка, при которой понятие определяется через себя. Например: «Геометрия — это наука, которая изучает геометрические фигуры». Учащимся полезно привести ленинские слова по поводу такого рода определений: «Масло масляное». В таких случаях учащимся необходимо еще раз разъяснить смысл и назначение определений.
4. Круг в определении: при определении понятия используют другое понятие, которое, в свою очередь, определяется с помощью первого. Например, встречаются такие «определения», сформулированные учащимися: «Прямыми углами называются углы, которые получаются при пересечении перпендикулярных прямых», «Две прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом». В подобном случае надо сопоставить оба «определения», разъяснить суть ошибки.
5. Избыточные определения. Например: «Параллелограмм — это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны и равны». Такая ошибка объясняется тем, что учащиеся (при недостаточной активизации обучения) сами не строят систему понятий. Иногда определение заучивается механически.
Поэтому учащиеся могут не обратить внимание на то, какие признаки предмета положены в основу его определения, а какие—доказывались. Такого рода ошибка может служить поводом для уточнения определения. К учащимся необходимо обратиться с вопросами:
- Все ли правильно в этой формулировке?
- Нет ли здесь лишнего признака?