На северо-западе России лежат земли, исторически и экономически объединенные вокруг древнего Пскова. Но как административная единица Псковская область появилась лишь в 1944 г. Она граничит с Эстонией, Латвией, Беларусью; внутри страны соседствует с Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областями. Территория Псковской области - 55,3 тыс. км2. Два из 14 городов - относительно крупные экономические центры: Псков и Великие Луки. Псковская область богата реками и лесами. Главная река - Великая, на ней стоят города Псков, Опочка, Остров. На севере области течет река Плюса, на востоке - Шелонь и Ловать. На Шелони стоит город Порхов, на Ловати - Великие Луки. Когда-то эти реки служили важными водными путями: по Ловати проходила часть пути «из варяг в греки». Псковщину можно назвать краем озер: их более 4 тысяч. Эти водоемы, а так же большие и малые реки имели для людей в древности очень большое значение. Природно–географические факторы влияли на выбор места для поселения, на хозяйственную деятельность человека. На территории области сохранились следы древних ледников - многочисленные холмы, оживляющие заболоченные равнины. Почти половина территории - березово-осиновые и сосновые леса, выросшие на месте вырубок или заброшенных лугов. От дремучих хвойных и смешанных лесов, некогда целиком покрывавших область, почти ничего не осталось. Но в первозданном виде природа края сохраняется в Себежском национальном парке и Полистовском заповеднике. Освоение человеком территории современной Псковской области началось в каменном веке. Северные районы Европы долгое время были покрыты мощным слоем льда. Известно, что во время последнего оледенения — валдайского (80—10 тысяч лет назад) — толщина ледяного щита на его окраинах, например, на территории нашего края, достигала 500—700 метров. Только после отступления ледника начинают постепенно складываться условия, благоприятные для обитания людей. Археологи установили, что в эпоху позднего палеолита, около 10—12 тысяч лет назад, поселения располагались на песчаных холмах по берегам послеледниковых озёр. В период мезолита (VII—VI тысячелетия до н. э.) люди постепенно расселились к северу и освоили обширные области: мезолитические стоянки известны в Эстонии, Финляндии, Карелии, на Кольском полуострове и во многих других местах. В Псковской области археологами подробно изучена только одна стоянка эпохи мезолита. Она располагалась в Палкинском районе, в 6-ти км к юго-востоку от посёлка Палкино, на берегу небольшого озера Белая Струга.
В период неолита на юге области появляется керамика, используются новые, более совершенные приёмы обработки камня при изготовлении орудий — пиление, шлифование, сверление. Климат в этот период был очень теплым и сухим. Уровень водоёмов понизился на 2—3 м. Стоянки находились у самой воды, а потом, когда произошёл разлив озёр и рек, эти места превратились в болота. Поэтому археологи иногда называют эти стоянки торфяниковыми: слои, связанные с жизнью людей на этих местах, бывают перекрыты торфом. На низком мысу у северного берега Усвятского озера расположена стоянка Усвяты IV. Вести раскопки было очень трудно, ведь слои неолитического времени располагались на 10 см ниже современного уровня воды в озере и раскоп постоянно заливался водой. На этой стоянке археологам удалось изучить остатки жилищ. Это были свайные постройки. Прямо в прибрежной части озера, там, где глубина составляла от 30 до 70-80 см, набивались сваи из сосновых и дубовых брёвен с заострёнными концами. Они служили основанием для бревенчатых настилов, на которых возводились дома. Озёрные свайные поселения известны и в Центральной Европе, например, в Швейцарии, в Юго-Западной Германии. Стремясь сохранить больше участков, пригодных для занятия земледелием и скотоводством, люди строили свайные жилища в прибрежной части озёр.
В I тысячелетии до н. э. появляются укрепленные поселения - городища, люди выбирают для поселений высокие холмы. Жилища, которые строятся на этих холмах, защищаются земляными оборонительными сооружениями – валами. Нередко перед валом выкапывается ров. Происходят важные изменения в хозяйственной жизни. I тысячелетие до н.э. - эпоха производящего хозяйства. Ведущая роль принадлежит скотоводству. Известно, что в эту эпоху добывалось из болотной руды железо, а кузнецы делали из него орудия труда и оружие. Славяне появились здесь в VI-VII вв. В южных районах современной Псковской области до славян жили балты, родственные современным латышам и литовцам. В этой части области сохранились многие географические названия происходят из языка древних балтов. Этот язык начал складываться еще во II тысячелетии до н э. Центральные и северные районы края были заселены прибалтийско-финскими племенами, родственными современным эстонцам. Сейчас в Печорском районе живут потомки древних прибалтийско-финских племен - сету. В русских летописях эти племена называют чудью, отсюда и название Чудского озера. Существует много легенд о возникновении Пскова. Одна из них повествует о том, что более тысячи лет назад, когда на месте города росли дремучие леса, в деревне Выбуты (Лыбуты) вверх по течению реки Великой жила юная Ольга, которой суждено было стать русской княгиней. Выросшая в бедной крестьянской семье девушка, чтобы скопить приданое, перевозила на лодке через реку купцов. Однажды молодой витязь попросил Ольгу перевезти его на другой берег, взялся сам управлять лодкой и весь путь не сводил с красавицы глаз. Выйдя на берег, он снял с руки кольцо с ярким самоцветом, протянул его девушке и скрылся в лесу. То был Игорь, сын новгородского князя. Когда настало ему время выбирать жену, он послал сватов к родителям Ольги. Простая деревенская девушка стала женой князя Игоря. Проплывая однажды по реке Великой мимо того места, где теперь возвышается псковский Кремль, Ольга залюбовалась высокой скалой над двумя реками и сказала: - «Быть здесь городу великому и славному!». Скоро на скалистом берегу появились первые постройки, и это место народ стал называть «Ольгиным городом». Есть и другие места, связанные с именем Ольги. Родники возле деревни Выбуты называются «Ольгиными ключами». А на реке Великой сохранился камень, на котором будто бы стояла Ольга и оставила след своего сафьянового сапожка. Этот камень так и зовется - «Ольгин след».
Среди земледельческих поселений кривичей стали появляться первые торгово-ремесленные центры, будущие города. Древнейшими городами Псковской земли были Изборск и Псков. Первый из них впервые упомянут в летописи под 862 г., второй — под 903 г. Оба они складывались постепенно на протяжении VIII—IX вв. Само слово «город» мы сейчас понимаем иначе, чем наши предки. Для древних славян городом было всякое огороженное, укреплённое место-крепость. Но огораживали, укрепляли не всё, а лишь самые крупные поселения ремесленников и торговцев, которые были центрами более или менее значительных земледельческих районов. В таких поселениях происходила торговля, здесь хранились товары, сюда собиралось много людей, значит, надо было укрепить такой поселок, сделать его городом. Поэтому торгово-ремесленные поселения строили на высоких и крутых берегах рек и озёр, защищали земляными валами и стенами. Летописец первый раз упоминает Изборск, рассказывая о призвании новгородцами на княжение трех братьев-варягов. Один из братьев — Трувор — будто бы стал князем в Изборске. Остатки древней Изборской крепости до сих пор называют Труворовым городищем. Интересно, что Изборск в IX в. был, очевидно, уже довольно крупным городом, если с ним связано предание об одном из первых русских князей. К этому времени Псков, Изборск и все земли псковских кривичей уже входили в состав единого Древнерусского государства. В X в. Псков быстро рос. Его детинец (крепость) находился на мысу у впадения реки Псковы в Великую, а к югу от крепости располагался посад. В конце X в. внутри детинца была построена деревянная Троицкая церковь. Это был один из первых христианских храмов на Руси.
В XI в. Псковской землей управляли новгородские наместники великого киевского князя. В это время связи Пскова с Новгородом стали особенно тесными. Несколько раз новгородцам и псковичам приходилось обороняться от военных походов полоцких князей и от нападения со стороны соседних прибалтийских племён. В 1030 г. новгородцы и псковичи под руководством киевского великого князя Ярослава совершили успешный поход в Прибалтику. После этого население ее восточной части стало платить дань Руси. В конце XI — начале XII в. Новгород отделился от Киевской Руси и образовалась Новгородская феодальная республика. Одним из центров этого государства, «младшим братом Новгорода», стал Псков. Псковичи участвовали в новгородских вечевых собраниях в тех случаях, когда там решались особо важные вопросы; посылали в помощь Новгороду своё войско. Вместе с тем Псков обладал и значительной самостоятельностью. Псковичи имели своё вече и своё управление. В 1240-1242 гг. псковичи принимали активное участие в борьбе за независимость Руси. В 1240 г., когда Русь была опустошена татарским нашествием, немецкие и шведские феодалы с помощью германского императора и римского папы организовали крестовый поход на северо-западные русские земли. Невская битва и Ледовое побоище сорвали планы захватчиков. Крестовый поход на Русь провалился. Но немецкие феодалы не отказались от завоевания русских земель. Их наступление пришлось отражать псковичам. В конце XIII в. борьбу псковичей против немецких захватчиков возглавил князь Довмонт. Довмонт был родом из Литвы, в молодости он участвовал в междоусобной борьбе литовских князей, потерпел поражение и вынужден был бежать. С семьёй и дружиной Довмонт пришел в Псков и просил убежища. Псковичам нужен был предводитель в их постоянных войнах с немецкими рыцарями, они приняли Довмонта и сделали его своим князем. Здесь он, тогда еще язычник, крестился и в крещении принял имя Тимофея. Нам известны девять походов псковичей под его предводительством. Доблесть князя Довмонта заслужила ему любовь и уважение псковичей. При Довмонте появился первый храм на земле городского посада, которую позже назовут Довмонтовым городом, и храмы во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. Псковский летописец с похвалой отзывается о гордости и мужестве князя, говорит, что Довмонт «не терпел обидим быти», то есть отвечал ударом на удар врага. Меч князя Довмонта стал символом княжеской власти в Пскове. Сейчас этот меч хранится в Псковском историко-художественном музее.
Постоянная опасность, грозившая Псковской земле с запада, заставляла псковичей заботиться об укреплении своих городов. Псков в конце XIII в. — начале XIV в. вырос и изменился. В его крепости, которую псковичи называли Кромом, больше никто из горожан не жил, там хранились запасы оружия и хлеба и стояли клети — кладовые с имуществом богатых бояр и купцов. Вместо маленькой деревянной церкви еще в конце XII в. был построен большой каменный Троицкий собор. Ученые предполагают, что князь Довмонт расширил территорию Крома и усилил его укрепления. Возможно, что в это время деревянные стены начали заменять каменными. Южнее Крома была построена еще одна каменная стена, протянувшаяся от реки Псковы до Великой. В летописи ее называют Домантовой стеной, то есть стеной князя Довмонта (Доманта), поэтому можно предположить, что она была построена при Довмонте и по его приказу. Пространство между Домантовой стеной и южной стеной Крома до сих пор называется Довмонтовым городом. К началу XIV в. здесь тоже не осталось жилых домов, а находились административные здания и храмы.
В 1348 годуПсков обрел независимость от Новгорода и стал самостоятельной феодальной республикой. К концу XIV в. это самая мощная крепость в России и один из крупнейших городов. Его экономика базировалась в основном на торговле с соседними русскими и европейскими городами. Псковская феодальная республика существовала с конца XIII в. до 1510 г. Ее государственное устройство походило на государственное устройство Новгорода. Верховным органом власти было вече. Вече было высшим законодательным органом, только оно могло принимать новые и отменять старые законы. Господствовали на вече бояре. В 1467 г. вече утвердило сборник законов Псковской республики — Псковскую судную грамоту. На вече решались важнейшие вопросы внутренней жизни Пскова. Вечевые собрания обычно происходили внутри Крома, на площади перед Троицким собором. Созывались они звоном вечевого колокола, который висел на Троицкой звоннице. В Пскове был князь, но его власть не была наследственной. Псковичи приглашали к себе князей из других русских княжеств, иногда из Литвы, потому что нуждались в военачальнике и его дружине для борьбы с врагами. Нередко они изгоняли своих князей, если те их не устраивали, и приглашали других. Вновь призванный князь приносил клятву верности Пскову — «целовал ему крест» — и поселялся на княжьем дворе. В XIV—XV вв. княжий двор располагался на берегу реки Великой, южнее Домантовой стены. Там находились: дом самого князя, помещение для его дружины, хозяйственные постройки. Князь исполнял обязанности военачальника и судьи. Право суда принадлежало князю полностью. Верховным судебным органом была господа. Во второй половине XV в. в состав господы входили князь, два степенных посадника и сотские — представители городских низов, «чёрных людей». Исполнительная власть принадлежала посадникам.
Свое государство псковичи называли просто Псковом или Псковской землей. В 1510 году, одной из последних, Псковская земля вошла в состав единого Русского государства, но связи между Псковом и Москвой сложились гораздо раньше, еще в XIV в. Между двумя государствами в XV веке развивалась торговля и происходил обмен мастерами-специалистами. Более важной причиной сближения была политическая заинтересованность обоих государств в союзе. Московские князья вели упорную борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить Новгород своей власти. В этой борьбе им было выгодно иметь Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и с Литвой. В 1406 и 1426 гг. когда литовский князь Витовт вторгался в псковские земли и пытался их захватить, поддержка со стороны Москвы позволила Пскову справиться свражескими нашествиями и отстоять свою независимость.
К началу XVI веке Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова. В 1509 г. в Псков был послан наместник — князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Новый наместник отказался признавать псковские законы и не считался с вече. Псковичи выступили против наместника, послали жалобщиков Василию III. Вопреки ожиданиям, великий князь решил, что это удачный момент для присоединения Пскова к Москве и повелел упразднить псковское вече. Триста видных псковских семей были высланы из города. На их место прибыли московские купцы, войны и дети боярские. Так Псковская земля была включена в состав Русского централизованного государства.
Самым важным событием в военной истории Псковской земли было участие псковичей в Ливонской войне 1558—1583 гг. С первых лет Ливонской войны псковичи принимали в ней активное участие. Война со стороны псковичей приняла народный характер. Крестьяне, которых грабили неприятельские солдаты, собирались в отряды, нападали на разведчиков и фуражиров врага, доставляли продовольствие в осаждённый Псков. Защитники Пскова много раз совершали вылазки из крепости против неприятеля. Героическая оборона Пскова помогла спасти русские земли от захватчиков, обеспечила сохранение старых русских границ.
В начале XVII в. Пскову вновь пришлось сыграть роль защитника и спасителя родины. Шведы в 1611—1613 гг. захватили Новгород, Ладогу, Старую Руссу, Порхов, Гдов. Чтобы закрепить за Швецией захваченные земли, двадцатилетний шведский король Густав-Адольф предпринял поход на Псков. Оборона Пскова заставила шведское правительство отказаться от большинства своих захватнических требований и вернуть России Новгород, Ладогу, Порхов, Гдов, Старую Руссу и другие занятые интервентами земли. В последний раз Псков сыграл важную роль в военной истории дореволюционной России в начале XVIII в., в годы Северной войны. Зимой 1700—1701 гг. разбитые под Нарвой русские полки были отведены в Псков. Позднее туда же были направлены и вновь сформированные войска. На время Псков стал центром расположения действующей русской армии. По приказу Петра I летом и осенью 1701 г. в Пскове и Печорах были построены оборонительные сооружения по последнему слову военного искусства того времени: земляные бастионы и полубастионы, соединенные валами. Окружённый новыми мощными укреплениями, снабжённый новейшей для тех лет артиллерией, Псков стал грозной крепостью, способной отразить врага. Но отражать его не пришлось. Шведский король Карл XII считал Россию окончательно разгромленной после Нарвской битвы 1700 г. и направил свою армию против Саксонии и Польши. Расквартированные в Пскове войска сами перешли в наступление. Осенью 1702 г. при их участии был взят Орешек (теперь Петрокрепость), в 1704 г. — Нарва и Дерпт (Тарту).
Северная война дала России выход в Балтийское море, способствовала её превращению в великую морскую державу. Результаты войны, благотворные для общего развития страны, тяжело сказались на хозяйстве Псковского края. В 1777 году Псков стал центром Псковской губернии, бедного сельскохозяйственного края, главное богатство которого - лен. Через некоторое время город потерял экономическое могущество и пришел в упадок: торговые пути шли теперь через Петербург, минуя Псков.
В 1824 годув село Михайловское Псковской губернии, родовое имение, приехал А.С.Пушкин, стихи которого послужили причиной ссылки. Находясь в Михайловском под надзором отца Сергея Львовича и настоятеля Святогорского монастыря, Пушкин написал поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин», несколько десятков стихотворений. В 1837 году в Святые Горы привезли гроб с телом убитого на дуэли Пушкина и похоронили поэта у стен Святогорского монастыря. XIXвек. В этот период с Псковской губернией тесно связаны и другие известные имена: в сельце Кареве провел детство композитор М.П.Мусоргский (1839-1881); в Пскове жил купец первой гильдии, коллекционер и создатель не сохранившегося музея древностей Ф.М. Плюшкин (1837-1911); в псковской гимназии учился художник А.А. Агин (1817-1875), признанный лучшим иллюстратором поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», в имении Вечаша неподалеку от станции Плюсса гостил композитор Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908).
В 1917—1918 годы Псковская губерния оказалась вовлечённой в водоворот бурных революционных событий, бушевавших в соседнем Петрограде. Крупным событием в ходе Февральской революции было вынужденное подписание в Пскове последним российским императором Николаем II Манифеста о своем отречении от престола 2 марта 1917 года. В феврале 1918 года Псков занимают германские интервенты и жестоко, грабительски хозяйничают в нем целых 9 месяцев. Осенью того же года Советское правительство аннулировало Брестский мирный договор. При освобождении Пскова особо отличились войска под командованием комиссара Яна Фабрициуса.
После освобождения от гитлеровских войск город лежал в руинах. Советское правительство включило Псков в число 15 русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. В 1950-1960 годы,благодаря архитектору Ю.П. Спегальскому, многие памятники обрели первоначальный облик. Город был восстановлен в довоенном виде.
Псков и Псковская земля являлись одним из крупных центров культуры Древней Руси. За века существования здесь были созданы бесценные произведения искусства и литературы. В псковских монастырях переписывались древние рукописи и велись летописи. В XIV—XVIвв. сложились школы зодчества (архитектуры) и иконописи. Псковская культура сохранила свой самобытный характер и после присоединения Пскова к Москве, вплоть до XVII в. Как и во всей Древней Руси, главным искусством Псковской земли было зодчество. Псковские зодчие и каменщики славились своим мастерством по всей Руси. В XV—XVI вв. их приглашали для строительных работ в Москву и в другие русские города. Псковичами были построены церкви в Троице-Сергиевой лавре (Сергиев Посад) и в Московском Кремле. Псковский мастер Постник Яковлев строил собор Василия Блаженного в Москве и вместе с другими псковскими каменщиками работал в Казани. Основным строительным материалом в Пскове служил известняк, широко распространённый в бассейне реки Великой. Известняковая плита легко поддавалась обработке, но была недостаточно прочной, поэтому постройки покрывали обмазкой, защищавшей кладку. Раньше и быстрее, чем в других русских землях, развивалось в Псковской земле крепостное зодчество. Военная опасность со стороны западных соседей заставляла псковичей строить крепости, способные защитить их владения. Первоначально эти крепости были земляными и деревянными. В ХШ—XVI вв. их стали заменять каменными. С XIV в. в Псковской феодальной республике идет интенсивное крепостное строительство, вызванное распространением огнестрельного оружия, для защиты от которого требовались более мощные оборонительные сооружения[59]. В самом Пскове в XIII—XVI вв. было построено пять колец крепостных стен, из них к середине XVI столетия сохранилось четыре — Кром, Довмонтов город, Средний город и Окольный город, охвативший и Запсковье. Общая длина псковских крепостных стен составляла около девяти километров, их защищали тридцать девять башен.
Первые каменные храмы были построены в Пскове в XII—XIII вв., из них до нашего времени сохранились Мирожский и Ивановский соборы. Их архитектура показывает, что они были построены не псковичами, а иноземными мастерами. Лишь в XIV в. начинает складываться своеобразный псковский архитектурный стиль.
Псковское зодчество достигло своего расцвета в конце XV—XVI вв. Именно тогда были построены лучшие псковские храмы. Псковское церковное зодчество отличалось неповторимым своеобразием. Главное здание храма имело покрытие на восемь скатов, одну главу и на востоке три апсиды (полукруглые выступы). К храму примыкали приделы (небольшие церковки со своими главками), притвор и галереи, построенные одновременно с самим храмом и окружающие его с севера, запада и юга. Характерной чертой псковских храмов были звонницы — каменные стены с пролётами для колоколов. Звонницы ставились на стене храма или на отдельном здании.
Одним из символов города является Троицкий собор. Это первый храм на Руси, носящий имя Святой Троицы. Его основательницей, по преданию, считается княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 946-947 гг. Посвящение главного храма Псковской земли Святой Троице - для Х-ХП вв. явление уникальное: храмы, строившиеся в течение первого столетия после Крещения Руси (988), посвящались, как правило, Христу, Богородице или важнейшим христианским праздникам. Уже в XII в. в Пскове были построены первые каменные общественные здания. Остатки таких зданий найдены в Довмонтовом городе. До нашего времени дошла лишь постройка конца XVII в. — Приказные палаты у входа в Довмонтов город. Значительно больше сохранилось каменных жилых домов. Строительство их началось еще в XVI в., после того как Василий III приказал освободить Кром от клетей бояр и купцов. Если до 1510 г. богатства псковских «больших» людей надёжно защищали крепостные стены, то теперь владельцы этих богатств должны были сами заботиться об их охране. Надёжнее всего было хранить их при себе, в собственных домах. Так началось в Пскове строительство каменных жилых зданий. Оно было прервано Ливонской войной и хозяйственной разрухой и возобновилось во второй четверти XVII в. Первоначальный вид псковских жилых домов XVII в. не был таким мрачным и суровым, как это представляется нам теперь по сохранившимся остаткам зданий. Все они имели два-три каменных и один-два деревянных этажа. В нижних каменных этажах хранились товары и имущество владельца дома. В верхних каменных этажах располагались сени, вход в которые вёл прямо со двора через высокое нарядное крыльцо, и рядом с сенями — палаты для приёма гостей. Они были хорошо освещены многочисленными окнами, отапливались большими печами, узорные изразцы которых были лучшими украшениями этих палат. Между собою каменные этажи сообщались лестницами, идущими внутри стен. Хозяева дома жили в верхних деревянных этажах, где помещались теплые спальни и светлицы. В Пскове сохранилось, правда, только частично и в перестроенном виде довольно много домов XVII в. Наиболее известны из них Поганкины палаты. Псковская живопись XIV—XV вв. очень оригинальна и почвенна. Эти качества ярко выразились уже в одном из ранних памятников изобразительного искусства XIV в. — росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313). Снетогорские фрески удивляют двумя, казалось бы, исключающими друг друга особенностями: архаичностью художественного языка и смелостью, неожиданностью иконографических и композиционных решений. Фигуры здесь тяжеловаты и распластаны на плоскости, движения условны и схематичны. Но этот архаичный язык станет характерным для псковского изобразительного искусства, своеобразно свидетельствуя о его глубоких народных корнях. Мелетовские фрески в храме Успения Богородицы в Мелетове, под Псковом, созданные полтора столетия спустя (1465), в чем-то созвучны снетогорским своей образностью и колоритом, в котором преобладают красно-коричневые и желтые охры, лиловые, зеленые и голубые тона. Некоторые из мелетовских композиций исполнены в темпераментной, энергичной манере, другие, напротив, в чисто иконописной. Отдельные сцены иконографически и сюжетно уникальны. К ним относится фреска, на которой представлен скоморох Ант, играющий на смычковом инструменте — «прагудке». В середине XII в. был расписан собор Мирожского монастыря. Позднее, видимо, уже в XVI в., стены собора побелили, а затем и оштукатурили, и существование фресок постепенно забылось. Их открыли случайно в 1858 г. во время ремонта храма. Роспись была обновлена, вернее, просто покрыта новой росписью, повторяющей старую. Только в наше время проведена научная реставрация мирожских фресок. Эти фрески очень интересны, но их еще нельзя считать подлинно псковской живописью. Мирожский собор расписывали художники-греки и, возможно, новгородцы. Значительно лучше фресковой живописи нам известна иконопись древнего Пскова. Псковская иконопись отличается эмоциональностью, динамичностью, сочностью письма, драматизмом, в котором линия никогда не играла такой большой роли, как в Новгороде, специфически «псковские» лица с несколько «пронзительным» выражением и особой лепкой форм, простота и нестандартность композиционного решения, любовь к декоративной отделке, и, конечно, сугубо псковский колорит, в котором красно-коричневая черлень и особого оттенка темно-зеленая краска в сочетании с коричневыми и желтыми обычно преобладали. Свежестью художественного восприятия и экспрессией выражения отличается икона «Собор Богоматери» (конец XIV в.), трактовавшая сравнительно новую для древнерусского искусства тему, насыщенную сложной символикой. Икона исключительно красива по колориту и пленяет неожиданностью художественного решения. Так, ангелы, славословящие Марию и Христа, здесь ритмически объединены с фигурами пастухов и, видимо, поэтому написаны без крыльев. Певцы в белых одеждах настолько эпичны по своей характеристике, что невольно заставляют вспомнить о «каликах перехожих». В XV веке в псковской иконописи, как и в новгородской, живописность постепенно уступает место линеарности, суховатой «правильности» форм. Но и в это время создаются высокохудожественные, согретые искренним чувством произведения, такие, как «Любятовская Богоматерь» или «Дмитрий Солунский». В XV и XVI вв. псковичи многое заимствуют из достижений изобразительного искусства Москвы, сохраняя при этом свою самобытность и оригинальность.
Начало псковского летописания относится к XIII—XIV вв., в XV—XVI вв. оно достигло своего расцвета и продолжалось даже в XVII в. Учёные установили существование трёх псковских летописей, которые дошли до нас в нескольких списках (копиях). Кроме погодных записей, псковские летописи содержат в себе включённые в них повести о важнейших событиях, жизнеописания исторических деятелей («Житие Александра Невского», «Житие князя Довмонта», «Повесть, о взятии Пскова Василием III», «Повесть о псковском разорении» и другие).
Мирожский монастырь был культурным центром старого Пскова. Здесь развивалась духовная жизнь, творилась живопись, переписывались книги и собирались огромные библиотеки. По предположению псковского археографа Л.А. Творогова, в ХШ в. в обители был выполнен один из списков знаменитого «Слова о полку Игореве». Возможно, при монастыре работала собственная иконописная мастерская. Упоминания о нем в летописи связаны с военной историей Пскова. Огражденный крепостной стеной, Псков постоянно защищал себя от врагов, а монастырь не раз подвергался нашествию немцев, литовцев, поляков, шведов. После революции в 1922 г. монастырь упразднили.
Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописи под 1299 г. Однако основан он раньше, поскольку в том же году нападавшие на пригородные псковские монастыри ливонские рыцари убили Иоасафа, основателя уже существовавшей к тому времени обители. Снетогорский монастырь был самой крупной псковской обителью и занимал особое место: славился вольным уставом и служил своеобразной «богадельней» для богатых псковских купцов. В XVIII в. Снетогорский монастырь постепенно опустел, а в 1804 г. его и вовсе упразднили, обратив в загородную резиденцию псковских архиереев. Сегодня монастырь возрожден и на его территории находится женская обитель.
Спасо - Елизаровский монастырь. Обитель основал в 1447 г. Ефросин Псковский (в миру Елизар). Здесь сохранился храм во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С юга к собору примыкает придел Рождества Богородицы. В начале XVI в. в монастыре жил старец Филофей, которому принадлежит знаменитая фраза: «Москва – третий Рим».
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
На протяжении более 525 лет обитель остается твердым оплотом Православия, духовной святыней, куда стекаются паломники со всех концов России и всего православного мира. Начало монастырю было положено в XIII веке, когда в "Богом зданных пещерах" поселились первые пустынники, имена которых не дошли до нас, за исключением преподобного Марка Пустынножителя, святые мощи которого и ныне покоятся в пещерах. Расцвет монастыря пришелся на XVI век, на время управления обителью святого игумена Корнилия. В те годы были возведены Благовещенский и Никольский храмы, большая каменная звонница, монастырь был обнесен крепостными стенами с боевыми башнями, а братство достигло двухсот человек. Святой игумен Корнилий собрал богатую библиотеку, завел летописание, создал иконописную мастерскую. Оклеветанный завистливыми людьми, был умерщвлен 20 февраля 1570 года царем Иоанном Грозным и причислен Церковью к лику преподобномучеников. Монастырю пришлось выдержать многочисленные нападения со стороны шведов, поляков, венгров, литовцев и немцев. Псково-Печерский монастырь одна из немногих обителей, где никогда не угасала святая лампада и не прерывалась молитва иноков.
Изборск - один из древнейших русских городов. Первые поселения на местенынешнего города принадлежали славянским племенам кривичей. По преданию, город основан Словеном, сыном Гостомысла, первого князя Новгорода, и назывался Словенском. Позднее его переименовали в Изборск: Избором звали сына Словена. В «Повести временных лет» Изборск впервые упоминается под 862 г., По словам летописца, уже в IX в. Изборск стал «большим и славным городом». В городе были хорошо развиты ремесла и торговля, о чем говорят обнаруженные при археологических раскопках железоплавильные печи для обработки болотной руды, лепная глиняная керамика, украшения, разные предметы из Византии, датируемые IX в., монеты германского и англосаксонского происхождения. Но в X в. положение Пскова на реке Великой оказалось более выгодным, и значение Изборска как административного и торгового центра стало уменьшаться. Он превратился в пригород Пскова, но в военном отношении его роль была по-прежнему велика. Достопримечательности: Историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск». Древний город Печоры возник как обитель отшельников, живших здесь в пещерах. В 1473 г. здесь основан православный Печерский монастырь - один из старейших в России. Он спрятан в глубоком лесном овраге так, что издалека его почти не видно. Этот овраг в незапамятные времена и был прибежищем монахов. По преданию, в XIV в. охотники, устроившие ночлег в дубовой роще, на крутом берегу ручья Каменец, услышали чудесное пение, исходящее из-под земли. Попытки отыскать источник пения оказались тщетными, и за этим местом утвердилась слава святого. А спустя несколько лет местный крестьянин обнаружил пещеру, в которой жили старцы-отшельники. Дату их открытия монастырская летопись определяет 1392 годом. И там же сообщается, что якобы над входом в пещеру были начертаны слова: «Богом зданная пещера». Достопримечательности: Музей истории города, Псково - Печерский монастырь.
Пушкинские Горы. Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые Горы (с 1924 г. Пушкинские Горы) - памятные места, неразрывно связанные с жизнью и творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина. Здесь, на древней псковской земле, расцвел его поэтический гений, здесь, у алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря, покоится его прах. Т есты.
1. На слиянии каких рек находится город Псков?
1 Шелонь – Ловать
2 Пскова – Великая
3 Западная Двина – Волга
2. Расселение какого древнего славянского племени произошло в Псковской области в I тысячелетии н.э.? 1Радимичи 2Кривичи 3Волыняне 4Дреговичи
3. Псков впервые упомянут в летописи 1 В 862 г. 2 В 903 г. 3 В 1136 г.
4. Какой по счету ныне существующий вариант Троицкого собора?
1- 1 2 -3 3 -4 4- 5
5. Как звали князя в конце XIII века возглавившего борьбу против немецких захватчиков, и правивший с 1266г. по 1299г.? 1 Довмонт 2 Игорь 3 Всеволод
6. В каком году произошло присоединение Пскова к Москве? 1 1510 2 1424 3 1406 7. Как звали настоятеля Псково – Печерского монастыря, которого в 1570 году казнил царь Иоанн Грозный? 1 Марк Пустынножитель 2 Иоанн Шестник 3 Корнилий 8. Какой из трех братьев – варягов стал князем в Изборске? 9. Как назывался государственный строй, просуществовавший в Пскове с конца XIII в. до 1510 года? 10 .«Младшим братом» какого города называли Псков?
Литература:
Псковский край в истории России. Псков: ПОИПКРО, 2001.
Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000.
Власов В.Г. Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. СПб.:Лита, 1998.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIIIвв. М.: Наука. 1993. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л.: 1986. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобраз. искусство, 1983. Языкова И.К. Богословие иконы. – М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995.