Новгородская область

Новгродская область (55,3 тыс. км2), наряду с Ленинградской и Псковской, входит в состав Севе­ро-Западного экономического района России. Центральные и западные районы лежат в Приильменской низмен­ности, изобилующей болотами и реками. Ее центр залит водами озера Ильмень. Возвышенности занимают восточную область. Простирающаяся с юга на север Валдайская возвышенность - са­мая высокая и самая большая по площади. На севере, за глубокой долиной реки Мета, возвышен­ность продолжает Тихвинская гря­да (до 280 м). По этим возвышен­ностям проходит главный водораз­дел Восточно-Европейской (Рус­ской) равнины. Главный водоем в Новгородской области - озеро Ильмень, назы­ваемое нашими предками Сло­венским морем. В него впадает свыше 50 рек, наиболее значи­тельные из которых Мета, Ловать и Шелонь. Площадь лесов области состав­ляет 75% ее территории. Здесь произрастает более 200 видов ох­раняемых растений, 20 видов растений занесено в Красную книгу РФ. В Новгородской области предста­влены лесные, луговые, полевые, водные и околоводные фаунистические сообщества, под особую охрану взяты европейская норка, 21 вид птиц, из которых 17 занесены в Крас­ную книгу РФ.

Численность населе­ния Новгородской области соста­вляет около 695 тыс. чел. Численность населения наиболее крупных городов Новгородской области (тыс. чел., 2002 г.): Вели­кий Новгород - 217,2; Боровичи -58,8; Старая Русса - 40,7.

Возникновение Великого Новгорода овеяно легендами. Данные археологии говорят о том, что славяне появились здесь не ранее середины I тысячелетия н.э., т.е. в VI-VII вв. На берегах рек Волхов и Малый Волховец в IX – X располагалось славянское поселение. Туда по приглашению славянских и финских племен прибыл скандинавский, а точнее, как теперь становится очевиднее, датский выходец – князь Рюрик с братьями и дружиной[55]. Относительно этого поселения, названного Рюриковым городищем, был основан город ниже по течению Волхова, получивший название «Новый город» - Новгород. В 859 годуНовгород впервые упоми­нается в «Повести временных лет» в связи со знаменитым тор­говым путем «из варяг в греки» (эта дата считается точкой отсче­та возраста города). В 988-989 году Русь приняла христианство, во многом определившее вектор развития всей русской культуры. Христианизация русских земель связывается непосредственно с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, который по преданию во время своего путешествия от Средиземноморского региона на северо-восток проповедовал веру Христову язычникам. Около 988 года крестился князь Владимир, крестил свою дружину и бояр, под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Новгородцы оказали массовое сопротивление насаждению новой веры. В городе поднялся мятеж, на пода­вление которого Владимир послал своего дядю Добрыню и тысяцко­го Путяту. Путята начал злую се­чу, а Добрыня велел поджечь не­которые дома на берегу. Новго­родцы бросились спасать добро, и сечь прекратилась. Отсюда и по­шла поговорка: «Путята нас кре­стил мечом, а Добрыня огнем».

В.О.Ключевский пишет: «Новгородская земля по политическому устройству своему была со­вершенно похожа на другие области Русской земли… Но со смерти Влади­мира Мономаха все успешнее развиваются политические особен­ности, ставшие потом основанием новгородской вольнос­ти. Успешному развитию этого политического обособления Новгородской земли помогали частью географическое ее положение, частью ее внешние отношения. Новгород был политическим средоточием края, составлявшего отдален­ный северо-западный угол тогдашней Руси. Такое отда­ленное положение Новгорода ставило его вне круга рус­ских земель, бывших главной сценой деятельности князей и их дружин… С другой стороны, Новгород лежал близко к главным речным бассейнам нашей равнины, к Волге, Днепру, Западной Двине, а Волхов соединял его водным путем с Финским заливом и Балтийским морем. Благодаря этой близости к большим торговым дорогам Руси Новгород рано втянулся в разносторонние торговые обороты. Став на окраине Руси, с нескольких сторон ок­руженный враждебными инородцами и притом занимаясь преимущественно внешней торговлей, Новгород всегда нуждался в князе и его дружине для обороны своих гра­ниц и торговых путей. Но именно в XII в., когда запутав­шиеся княжеские счеты уронили авторитет князей, Нов­город нуждался в князе и его дружине гораздо менее, чем нуждался прежде и стал нуждаться потом»[56]. Новгородцы смещают князя Всеволода Мстиславича, го­род превращается в республику, во главе которой стоит вече - со­брание мужского населения горо­да, называвшего себя «Господин Великий Новгород». Вече пригла­шало князя на княжение; оно же его изгоняло, если он оказывался неугодным народу; решало вопро­сы о войне и мире, издавало и от­меняло законы, устанавливало размеры податей, принимало жа­лобы и наказывало виновных. Ве­че собиралось у Ярославова Дво­рища или у Софийского собора по удару вечевого колокола. Приго­воры веча должны были прини­маться единогласно. Несогласных принуждали силою (иногда сбра­сывали с моста в Волхов), и ред­кое вече кончалось без драки. Вече не было постоянно действующим учреждением, созывалось, когда в нем появлялась необходимость. Все свободные обыватели имели равные голоса на вече, и свободные классы общества не различались резко политическими правами. Но торговля, служившая основой народного хозяйства в этих вольных городах, давала фактическое господство тем классам, которые обладали торговым капиталом, - боярам и житым людям. Это господство торговой аристократии при демо­кратических формах государственного устройства обнару­жилось как в управлении, так и в политической жизни Новгорода. Особенности экономического положения и полити­ческого быта Новгорода помогли укорениться в его строе важным недостаткам, подготовившим легкое падение его вольности во второй половине XV в. Это были: «1) недоста­ток внутреннего общественного единения, рознь классов новгородского общества, 2) недостаток земского единства и правительственной централизации в Новгородской об­ласти, 3) экономическая зависимость от низовой княжес­кой Руси, т. е. центральной Великороссии, откуда получал хлеб Новгород с своей нехлебородной областью, и 4) сла­бость военного устройства торгового города, ополчение которого не могло стоять против княжеских полков». Но все эти факторы являются лишь благоприятными условиями для падения, а не самой его причиной. В XV в. идет интенсивный процесс территориального собирания раздробленных русских княжеств вокруг Москвы. В 1471 в битве на реке Шелони новгородцы терпят сокрушительное поражение от московского войска и в 1478Новгородская рес­публика прекращает свое существование, присоединяется к Москве.

В 1570 году в Грановитой палате состоялся известный «Мрачный пир» Ивана Грозного. Царь получил тайный донос о связи именитых новгородцев с польским королем Сигизмундом. Последовала жестокая расправа. Новгородцы говорят, что столько крови было пролито в ту ночь в Волхов, что и по сию пору не замерзает вода в реке. С 1727 годаНовгород становится гу­бернским центром. Теперь через го­род проходила дорога не «из варяг в греки», а из Москвы в Петербург, что способствовало развитию торговой и культурной жизни го­рода. В середине XIXвека городская эконо­мика пришла в упадок после строительства железной дороги, которую проложили в стороне от города. Новгород превратился в небольшой провинциальный го­род. Население его тогда состав­ляло около 15 тыс. жителей. Он стал меньше, чем 400 лет назад. Виюле 1922 года в Фонд помощи голодающим Поволжья отправ­лено свыше 500 пудов серебра, более 2-х пудов золота и драго­ценных камней, изъятых из цер­квей и монастырей Новгорода. В августе 1941 го­да Новгород был захвачен фаши­стскими войсками. Оккупация продолжалась два с половиной года. Новгород был сильно раз­рушен. Из 2346 жилых зданий осталось только 40 пригод­ных для жилья. Кремль по срав­нению с городом остался почти цел. Памятник «Тысячелетие России» фашисты разобрали, чтобы увезти в Германию, но не успели это сделать. Пострадали постройки на Ярославовом Дво­рище: не все они были разруше­ны, но своды и купола некото­рых из них оказались снесе­ны. Многие памятники древней культуры были утеряны безвоз­вратно. В 1944годуначинается наступление советских войск и 20 января войска 59-й армии осво­бождают Новгород.

В 1992 году на юбилей­ном заседании Комитета Всемир­ного наследия ЮНЕСКО было принято решение о включении ис­торических памятников Новгорода и его окрестностей в Список все­мирного наследия. Новгород во­шел в состав Международного со­юза «Нового ганзейского време­ни». Его участниками стали 206 городов и 16 стран. В 1998 году указом пре­зидента РФ городу возвращено ис­торическое название - Великий Новгород. В 2005 годугороду вернули крест Со­фийского собора, вывезенный в Италию во время Великой Отече­ственной войны.

Древнейший памятник новгородской архитектуры, символ всей новгородской культуры и государственности — Софий­ский собор, построенный князем Владими­ром Ярославичем в 1045—1050 гг. в центре новгородского детинца. Около этого храма собиралось вече, вершились государствен­ные и церковные дела. «Кде святая София, тут и Новъгород!» — в этой чеканной фор­муле отразилось все огромное значение Софийского храма для общественной жиз­ни города. Архитектурный облик храма отличается по-новгородски лаконич­ной выразительностью. Стены выложены в основном из грубо отесанных, неправиль­ной формы камней, и лишь своды и арки — из плинфы. Собор увенчивало торжествен­ное пятиглавие с хорошо выделенным цен­тральным барабаном. Вокруг основного массива храма шли двухэтажные галереи с приделами. К юго-западному углу была пристроена лестничная башня, также увен­чанная куполом. Таким был первоначаль­ный облик новгородской Софии. Многочис­ленные позднейшие переделки, заштукату­ренные стены не смогли исказить ее эпиче­ский образ, значительно отличающийся от образа киевской Софии.

В новгородской архитектуре начала XII в. прежде всего выделяются такие мо­нументальные сооружения, как церковь Николы на Ярославовом дворище (1113) и соборные храмы Антониева (1117) и Юрьева (1119) монастырей. В летописной записи о сооружении Георгиевского собора Юрьева монастыря названо имя зодчего («А мастер трудился Петр»). Главное достоинство архитектуры Геор­гиевского храма — в необыкновенной цельности художественного образа. Не менее ярко, чем в Софии, но несколько ины­ми гранями отсвечивает в нем новгород­ский эстетический идеал. Зодчий Петр вы­полнял здесь заказ последних (перед обра­зованием феодальной республики) новго­родских князей Мстислава и Всеволода, которые, будучи вынуждены уступить детинец епископу, стремились возводить архитектурные сооружения, способные соперничать с признанной святыней Новго­рода. Но мастер сумел подняться выше княжеского тщеславия, создав памятник общерусского значения.

Во второй поло­вине XII в. в Новгороде складывается совершенно иной тип храма, отмеченный чертами простоты и камерности. Одним из лучших образцов этого нового архи­тектурного стиля является церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198) — не­большая, кубического характера построй­ка крестово-купольного типа, с четырьмя столбами, несущими единственный бара­бан, и тремя апсидами на востоке. Отсутст­вие какого-либо наружного убранства фа­садов, расчлененных только лопатками, создает впечатление спокойной мощи даже в скромном по размеру памятнике. Другая стилевая черта церкви Спаса на Нере­дице - своеобразная пластичность ее форм, особенность, которая на протяжении столетий также будет отличать памятники зодчества северной республики от архи­тектурных сооружений среднерусских зе­мель. С XIII веком в новгородскую каменную архитектуру проникают новые веяния. Сохраняя тип небольшого одного четырехстолпного храма, зодчие стремятся к созданию динамичной композиции пользуя, богатый художественный о других русских земель и стараясь органично сочетать его с местными художественными принципами. Лучший из созданных в это время храмов — Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в.) — миниатюрная церковь, отличающаяся компактностью композиции. Пирамидальность построения достигнута не столько ступенчатым на­растанием масс, сколько заметным накло­ном к центральной оси стен основного куба, барабана, низкой апсиды, сужением кверху проемов порталов и окон, наконец, пирамидальным расположением на фаса­дах узких оконных щелей. Сооружением Перынского храма новгородские зодчие внесли свою лепту в развитие динами­ческой композиции в культовой архитекту­ре, к которой тяготела в то время едва ли не вся Русь. С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходят весьма важные для его даль­нейшего развития процессы. Меняются материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные, лишенные строгого геометризма силуэты новгородских построек. Шире используются новые конструктивные элементы, например, полукоробовые своды, применение которых постепенно привело к полному переосмыслению композиции верха и отразились на всем внешнем облике храма. Новые архитектурные принцыпыв разной степени отразились в постройках церквей Спаса на Ковалеве (1342) и Успения на Волотове (1352). Но лучше памятники этого направления были созданы во второй половине столетия, в период расцвета новгородского зодчества. Среди них ведущее место принадлежит церкви Феодора Стратилата на Ручью. Зодчие уделили большое внимание оформлению фасадов. Если в церкви Феодора Стратилата декоративные элементы при всей их яр­кости все же целиком подчинялись конст­руктивным, то в другом выдающемся архитектурном памятнике того времени — церкви Спасо-Преображения на Ильине улице (1374) — они уже вступают с кон­струкцией в известное соперничество — настолько большое место отведено им в формировании архитектурного образа. Здесь и сложные профили порталов и окон, и многолопастные арки, и разнообразные декоративные ниши, и оконные наличники. Видное место в оформлении фасадов заняли резные каменные кресты самых разнообразных форм.

В Великом Новгороде в первой полови­не XII в. работали, видимо, приезжие из Киева и других мест, а также иноземные мастера-монументалисты, и вместе с тем закладывались основы местной изобрази­тельной школы. Судя по всему, новгород­ские художники, среди которых нам известны Стефан, Микула и Радко, участвовали в росписи собора святой Софии, предпринятой в 1108 г. Живопись Стефана и его товарищей ориентирована на мозаики и фрески Киевской Софии. Фигуры величественны и абсолютно неподвижны. Жесты условны и застылы. Письмо жесткое в плоскостной трактовке формы. Но это не лишает образы выразительности и одухотворенной красоты.

Редкий из новгородских каменных храмов не был тогда расписан фресками, хотя, к сожалению, почти все росписи уже погибли. Окончательное становление новгород­ской школы монументальной живописи относится ко второй половине XII в[57]. Обра­зы святых в это время наполняются еще большей энергией и суровостью. Уникальны фрески Нередицы (1199). Они покрывали стены церкви сплошным ковром от цоколя до главы. Горизонтальные регистры с сюжетными изображениями и изолированными фигурами скомпанованы свободно, без учета архитектоники храма. Стилистически фрески имеют явные точки соприкосновения с фресками Малой Азии и Кавказа. Новгородская школа станковой живописи XII—ХШ вв. представлена рядом выдаю­щихся и глубоко своеобразных произве­дении, написанных в различной художест­венной манере. Две прекрасные иконы с изображением св. Георгия происходят из собора Юрьева монастыря. В обоих случаях святой представлен в облике мужественного воина в боевых доспехах, что типично для домонгольской Руси. Одна из этих икон первой половины XII в.-очень больших размеров — изображает Георгия во весь рост. Спокойная непо­движность фигуры воина олицетворяет его уверенность и мощь. Слегка расставлен­ные ноги, согнутые в локтях руки, из которых одна держит перед грудью напере­вес громадное копье как многозначитель­ный символ, а другая сжимает меч, выра­жают полную готовность воина к бою.

В несколькоиной манере написан другой, поясной «Георгий». Образ воина отличает здесь одухотворенность и ари­стократическое изящество. Линейный си­луэт фронтально поставленной полуфигу­ры удивительно пластичен и гармонично заполняетплоскость иконной доски. Цветовая гамма тяготеет к монохромности.

XIV век - «золотой век» новгородской мо­нументальной живописи. Ее развитие осуществлялось на основе полностью сложившейся самобытной местной художест­венной шкалы и в самом тесном творческом контакте с приезжавшими на Русь жи­вописцами византийско-славянского мира. Из последних прежде всего необходимо назвать константинопольского мастера Феофана Грека (30-е годы XIV — после 1405 г.) и, вероятно, сербских мастеров, с которыми обычно связывают росписи церкви Спасо-Преображения на Ковалеве, а также Рождества на Поле. На протяжении XIII – XIV вв. постепенно складывается яркий и самобытный стиль новгородской иконописи, характеризующийся простотой и выразительностью ориентированной на плоскость композиции, чеканностью и обобщенностью силуэтов, чистой, звонкой, высветленной красочной палитрой. У этой иконописи – свои излюбленные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рода духовность, в которой теплота чувства и непосредственность переживания сочетаются со своеобразным религиозным «практицизмом», трезвым и в тоже время достаточно наивным отношением к церковным догматам. Настоящими шедеврами новгородского искусства начала XVI в. являются два произведения на тему «Чуда о Флоре и Лавре». Объединяет их прежде всего редкостная ритмическая гармония и подчеркнутая внимательность к силуэту, в дан­ном случае к силуэтам лошадей, которые никогда еще в Новгороде не трактова­лись с такой убедительной обобщенно­стью и тончайшей пластичностью, свойственной лишь искусству рублевской Москвы.

Выдающимися произведениями новго­родского книжного искусства начала XIIв. являются Мстиславово и Юрьевское еван­гелия. Первое из них, написанное по заказу сына Мономаха Мстислава до 1117 г. и окончательно оформленное в 1125 г., имеет своим образцом Остромирово евангелие. Сопоставление миниатюр показывает их большую иконографическую близость и одновременно разность стилистических ма­нер. Художник Мстиславова евангелия тя­готеет к крупным формам и живописному письму новгородских икон и фресок, известных нам по более позднему периоду. Совсем иной художественный облик имеет Юьевское евангелие (1119—1128), написанное для игумена Юрьева монастыря Кириака. Оно демонстрирует высокую графическую культуру мастера, умеющего создать средствами одноцветного киноварного рисунка цельную и законченную композицию.

Среди различных видов прикладного искусства наиболее высокий уровень имело ювелирное дело. Два подписных кратира (евхаристических сосуда) новгородских мастеров Флора - Братилы и Косты и два сиона (Большой и Малый; сион — модель храма) Софийского собора принадлежат к самым выдающимся творениям русских «кузнецов злату и серебру» XII в. На створках Большого сиона между колонками попарно изображены двенадцать апостолов - в более высоком рельефе, свойствен­ном византийской и романской пластике. В прикладном искусстве Новгорода XII — начала XIII в., как и в живописи, при всем разнообразии манер можно выде­лить два основных направления — «ари­стократическое» грекофильское и «де­мократическое», опирающееся на местные традиции и отмеченное упрощенностью стилистического и образного строя. В XIII столетии последнее направление пол­ностью определяет лицо и этой отрасли художественной культуры Новгорода. О широком распространении грамотности среди различных слоев новгородского общества имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства. Берестяные грамоты, письма и записи на коре берёзы (бересте) — памятники письменности Древней Руси XI-XV веков. Большинство берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).

Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки).

Последние археологические находки позволяют утверждать, что уже в самом начале XI столетия, всего через 20-30 лет после принятия христианства, у восточных славян развивалась самостоятельная письменность, отличная от балканских образцов письменности[58].

Музей деревянного зодчества «Витославлицы». В живописной местности, омы­ваемой водами озера Мячино и ре­ки Волхов, близ Юрьева монасты­ря на месте села Витославлицы (ХII-ХVIII) устроен одноименный Музей деревянного зодчества. В нем собраны культовые, жи­лые и хозяйственные постройки Новгородчины ХIV-ХIХ вв.

До XVIII в. в селе находился Панте­леймонов монастырь, а в XIX в. эту землю приобрела графиня Ор­лова-Чесменская. В ее особняке сейчас размещены выставочные залы и администрация музея. Избы, сельские часовни и цер­кви образуют целые улицы. Все здесь кажется знакомым, знако­мым с детства - по русским народ­ным сказкам, где добро побеждает зло. Умелые реставраторы сумели отвоевать у времени уникальные творения новгородских плотников. Создание музея началось в 1964 г., когда сюда была перевезена шат­ровая церковь Успения(1595; село Курицко). Для русских зодчих мерилом красоты была высота. Сделать постройку более высокой позволял шатер - крыша в форме острой пирамиды. Примером тако­го храма и стала церковь Успения, которая выполняла роль маяка на берегу озера Ильмень. Церковь Рождества Богородицы(1531) из с. Передки - одно из древнейших сооружений севера России. Старая Русса - третий по величине город Новгородской области. В XIX в. уютный провинциальный городок стал прототипом места, где разворачивались действия ро­мана Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Это единственный город, где у Ф.М. Достоевского был собственный дом. Здесь расположен один из старейших курортов северо-запада России. На его территории нахо­дятся девять минеральных источ­ников, не уступающих по целеб­ным свойствам аналогичным источникам Германии и Прибалтики. Вблизи минеральных источников находятся озера, со дна которых добывается уникальная «Старо­русская» сульфидно-иловая грязь с биологически активными веще­ствами. Горожане Старой Руссы назы­ваются «рушане».

Валдай. Валдайский национальный парк. В 1921 г. парк-лес на островах Валдайского озера был признан неприкосновенным и передан в Комитет по делам музеев и охра­ны памятников природы. В 1990 г. организован Валдайский нацио­нальный парк (площадью около 160 тыс. га) - самая живописная территория трех районов (Вал­дайского, Демянского и Окуловского) Новгородской области.

На Валдае находятся: Музей колоколов, Музей уездного города, Святоозерский Богородицкий Валдайский монастырь. Боровичи - второй по величине и промышленному потенциалу го­род Новгородской области. В нем сохранились старинные деревян­ные и каменные строения, но пока это больше заводской, нежели ту­ристический центр. Боровичский погост впервые упо­минается в летописях около 1495 г. Статус города он получил 23 мая 1770 г. указом Екатерины П. Боровичане были прекрасными лоцма­нами, об этом говорит и герб горо­да: «щит, надвое разделенный чер­тою перпендикулярною голубое с серебром: в первом - изображение голубого солнца, показывает ми­лость Ее Императорского Величе­ства; в серебряном поле натураль­ного цвету окованный железом руль означает, что искусство ту­тошних кормщиков причиняет без­опасность плывущим судам в опас­ных сих местах». В ожидании приезда Екатери­ны II построили Путевой дворец. Императрица посетила город в 1787 г., когда праздновалось 25 лет ее царствования. Императрица при­была в Боровичи на барке, и там, где она сошла на берег, впоследст­вии соорудили Крестовоздвиженскую часовню. Главное природное богатство Боровичского края - огнеупорные глины, которые по огнеупорной чи­стоте и плотности превосходят се российские. В конце XIX в. актив­но развивающейся промышленно­сти России потребовался огнеупор­ный «припас» - кирпич различных фасонов и другие керамические из­делия, к тому же завозимый анг­лийский кирпич был и дорог, и ус­тупал по качеству боровичскому.

Вопросы и задания:

1. Какое название носит Новгородский кремль? Почему?

2. Какой из трех братьев – варягов стал князем в Новгороде?

3.Как называлась торгово-ремесленная часть города, находившаяся за пределами городских стен?

4.Назовите отличительные черты, присущие новгородскому политическому строю?

5.На каких важнейших торговых путях стоял Великий Новгород?

Тесты:

1. Какой величайший живописец в 1378 году расписал храм Спаса Преображения на Ильине?

1Андрей Рублев

2Феофан Грек

3Даниил Черный

2..Какими годами датируется строительство Софийского собора?

1.1045-1050

2.1136-1141

3.1235-1239

3. В каком году состоялось открытие памятника «Тысячелетие Руси»?

1.1765

2.1862

3.1900

4.Какой новгородский князь за победу над шведами на Неве получает прозвище Невский?

1.Всеволод Мстиславович

2.Александр Ярославович

3.Василий Дмитриевич

Литература:

Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000.

Власов В.Г. Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. СПб.:Лита, 1998.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIIIвв. М.: Наука. 1993. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л.: 1986. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобраз. искусство, 1983. Языкова И.К. Богословие иконы. – М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995.

История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X – первой половины XIX века: Учебник / НИИ теории и истории изобраз. искусств Акад. Художеств СССР; Отв. Ред.: М.М. Ракова, И.В. Рязанцев. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Изобраз. искусство, 1991.

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI – XV вв. – М.: Искусство, 1973.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: