Новгродская область (55,3 тыс. км2), наряду с Ленинградской и Псковской, входит в состав Северо-Западного экономического района России. Центральные и западные районы лежат в Приильменской низменности, изобилующей болотами и реками. Ее центр залит водами озера Ильмень. Возвышенности занимают восточную область. Простирающаяся с юга на север Валдайская возвышенность - самая высокая и самая большая по площади. На севере, за глубокой долиной реки Мета, возвышенность продолжает Тихвинская гряда (до 280 м). По этим возвышенностям проходит главный водораздел Восточно-Европейской (Русской) равнины. Главный водоем в Новгородской области - озеро Ильмень, называемое нашими предками Словенским морем. В него впадает свыше 50 рек, наиболее значительные из которых Мета, Ловать и Шелонь. Площадь лесов области составляет 75% ее территории. Здесь произрастает более 200 видов охраняемых растений, 20 видов растений занесено в Красную книгу РФ. В Новгородской области представлены лесные, луговые, полевые, водные и околоводные фаунистические сообщества, под особую охрану взяты европейская норка, 21 вид птиц, из которых 17 занесены в Красную книгу РФ.
Численность населения Новгородской области составляет около 695 тыс. чел. Численность населения наиболее крупных городов Новгородской области (тыс. чел., 2002 г.): Великий Новгород - 217,2; Боровичи -58,8; Старая Русса - 40,7.
Возникновение Великого Новгорода овеяно легендами. Данные археологии говорят о том, что славяне появились здесь не ранее середины I тысячелетия н.э., т.е. в VI-VII вв. На берегах рек Волхов и Малый Волховец в IX – X располагалось славянское поселение. Туда по приглашению славянских и финских племен прибыл скандинавский, а точнее, как теперь становится очевиднее, датский выходец – князь Рюрик с братьями и дружиной[55]. Относительно этого поселения, названного Рюриковым городищем, был основан город ниже по течению Волхова, получивший название «Новый город» - Новгород. В 859 годуНовгород впервые упоминается в «Повести временных лет» в связи со знаменитым торговым путем «из варяг в греки» (эта дата считается точкой отсчета возраста города). В 988-989 году Русь приняла христианство, во многом определившее вектор развития всей русской культуры. Христианизация русских земель связывается непосредственно с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, который по преданию во время своего путешествия от Средиземноморского региона на северо-восток проповедовал веру Христову язычникам. Около 988 года крестился князь Владимир, крестил свою дружину и бояр, под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Новгородцы оказали массовое сопротивление насаждению новой веры. В городе поднялся мятеж, на подавление которого Владимир послал своего дядю Добрыню и тысяцкого Путяту. Путята начал злую сечу, а Добрыня велел поджечь некоторые дома на берегу. Новгородцы бросились спасать добро, и сечь прекратилась. Отсюда и пошла поговорка: «Путята нас крестил мечом, а Добрыня огнем».
В.О.Ключевский пишет: «Новгородская земля по политическому устройству своему была совершенно похожа на другие области Русской земли… Но со смерти Владимира Мономаха все успешнее развиваются политические особенности, ставшие потом основанием новгородской вольности. Успешному развитию этого политического обособления Новгородской земли помогали частью географическое ее положение, частью ее внешние отношения. Новгород был политическим средоточием края, составлявшего отдаленный северо-западный угол тогдашней Руси. Такое отдаленное положение Новгорода ставило его вне круга русских земель, бывших главной сценой деятельности князей и их дружин… С другой стороны, Новгород лежал близко к главным речным бассейнам нашей равнины, к Волге, Днепру, Западной Двине, а Волхов соединял его водным путем с Финским заливом и Балтийским морем. Благодаря этой близости к большим торговым дорогам Руси Новгород рано втянулся в разносторонние торговые обороты. Став на окраине Руси, с нескольких сторон окруженный враждебными инородцами и притом занимаясь преимущественно внешней торговлей, Новгород всегда нуждался в князе и его дружине для обороны своих границ и торговых путей. Но именно в XII в., когда запутавшиеся княжеские счеты уронили авторитет князей, Новгород нуждался в князе и его дружине гораздо менее, чем нуждался прежде и стал нуждаться потом»[56]. Новгородцы смещают князя Всеволода Мстиславича, город превращается в республику, во главе которой стоит вече - собрание мужского населения города, называвшего себя «Господин Великий Новгород». Вече приглашало князя на княжение; оно же его изгоняло, если он оказывался неугодным народу; решало вопросы о войне и мире, издавало и отменяло законы, устанавливало размеры податей, принимало жалобы и наказывало виновных. Вече собиралось у Ярославова Дворища или у Софийского собора по удару вечевого колокола. Приговоры веча должны были приниматься единогласно. Несогласных принуждали силою (иногда сбрасывали с моста в Волхов), и редкое вече кончалось без драки. Вече не было постоянно действующим учреждением, созывалось, когда в нем появлялась необходимость. Все свободные обыватели имели равные голоса на вече, и свободные классы общества не различались резко политическими правами. Но торговля, служившая основой народного хозяйства в этих вольных городах, давала фактическое господство тем классам, которые обладали торговым капиталом, - боярам и житым людям. Это господство торговой аристократии при демократических формах государственного устройства обнаружилось как в управлении, так и в политической жизни Новгорода. Особенности экономического положения и политического быта Новгорода помогли укорениться в его строе важным недостаткам, подготовившим легкое падение его вольности во второй половине XV в. Это были: «1) недостаток внутреннего общественного единения, рознь классов новгородского общества, 2) недостаток земского единства и правительственной централизации в Новгородской области, 3) экономическая зависимость от низовой княжеской Руси, т. е. центральной Великороссии, откуда получал хлеб Новгород с своей нехлебородной областью, и 4) слабость военного устройства торгового города, ополчение которого не могло стоять против княжеских полков». Но все эти факторы являются лишь благоприятными условиями для падения, а не самой его причиной. В XV в. идет интенсивный процесс территориального собирания раздробленных русских княжеств вокруг Москвы. В 1471 в битве на реке Шелони новгородцы терпят сокрушительное поражение от московского войска и в 1478Новгородская республика прекращает свое существование, присоединяется к Москве.
В 1570 году в Грановитой палате состоялся известный «Мрачный пир» Ивана Грозного. Царь получил тайный донос о связи именитых новгородцев с польским королем Сигизмундом. Последовала жестокая расправа. Новгородцы говорят, что столько крови было пролито в ту ночь в Волхов, что и по сию пору не замерзает вода в реке. С 1727 годаНовгород становится губернским центром. Теперь через город проходила дорога не «из варяг в греки», а из Москвы в Петербург, что способствовало развитию торговой и культурной жизни города. В середине XIXвека городская экономика пришла в упадок после строительства железной дороги, которую проложили в стороне от города. Новгород превратился в небольшой провинциальный город. Население его тогда составляло около 15 тыс. жителей. Он стал меньше, чем 400 лет назад. Виюле 1922 года в Фонд помощи голодающим Поволжья отправлено свыше 500 пудов серебра, более 2-х пудов золота и драгоценных камней, изъятых из церквей и монастырей Новгорода. В августе 1941 года Новгород был захвачен фашистскими войсками. Оккупация продолжалась два с половиной года. Новгород был сильно разрушен. Из 2346 жилых зданий осталось только 40 пригодных для жилья. Кремль по сравнению с городом остался почти цел. Памятник «Тысячелетие России» фашисты разобрали, чтобы увезти в Германию, но не успели это сделать. Пострадали постройки на Ярославовом Дворище: не все они были разрушены, но своды и купола некоторых из них оказались снесены. Многие памятники древней культуры были утеряны безвозвратно. В 1944годуначинается наступление советских войск и 20 января войска 59-й армии освобождают Новгород.
В 1992 году на юбилейном заседании Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение о включении исторических памятников Новгорода и его окрестностей в Список всемирного наследия. Новгород вошел в состав Международного союза «Нового ганзейского времени». Его участниками стали 206 городов и 16 стран. В 1998 году указом президента РФ городу возвращено историческое название - Великий Новгород. В 2005 годугороду вернули крест Софийского собора, вывезенный в Италию во время Великой Отечественной войны.
Древнейший памятник новгородской архитектуры, символ всей новгородской культуры и государственности — Софийский собор, построенный князем Владимиром Ярославичем в 1045—1050 гг. в центре новгородского детинца. Около этого храма собиралось вече, вершились государственные и церковные дела. «Кде святая София, тут и Новъгород!» — в этой чеканной формуле отразилось все огромное значение Софийского храма для общественной жизни города. Архитектурный облик храма отличается по-новгородски лаконичной выразительностью. Стены выложены в основном из грубо отесанных, неправильной формы камней, и лишь своды и арки — из плинфы. Собор увенчивало торжественное пятиглавие с хорошо выделенным центральным барабаном. Вокруг основного массива храма шли двухэтажные галереи с приделами. К юго-западному углу была пристроена лестничная башня, также увенчанная куполом. Таким был первоначальный облик новгородской Софии. Многочисленные позднейшие переделки, заштукатуренные стены не смогли исказить ее эпический образ, значительно отличающийся от образа киевской Софии.
В новгородской архитектуре начала XII в. прежде всего выделяются такие монументальные сооружения, как церковь Николы на Ярославовом дворище (1113) и соборные храмы Антониева (1117) и Юрьева (1119) монастырей. В летописной записи о сооружении Георгиевского собора Юрьева монастыря названо имя зодчего («А мастер трудился Петр»). Главное достоинство архитектуры Георгиевского храма — в необыкновенной цельности художественного образа. Не менее ярко, чем в Софии, но несколько иными гранями отсвечивает в нем новгородский эстетический идеал. Зодчий Петр выполнял здесь заказ последних (перед образованием феодальной республики) новгородских князей Мстислава и Всеволода, которые, будучи вынуждены уступить детинец епископу, стремились возводить архитектурные сооружения, способные соперничать с признанной святыней Новгорода. Но мастер сумел подняться выше княжеского тщеславия, создав памятник общерусского значения.
Во второй половине XII в. в Новгороде складывается совершенно иной тип храма, отмеченный чертами простоты и камерности. Одним из лучших образцов этого нового архитектурного стиля является церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198) — небольшая, кубического характера постройка крестово-купольного типа, с четырьмя столбами, несущими единственный барабан, и тремя апсидами на востоке. Отсутствие какого-либо наружного убранства фасадов, расчлененных только лопатками, создает впечатление спокойной мощи даже в скромном по размеру памятнике. Другая стилевая черта церкви Спаса на Нередице - своеобразная пластичность ее форм, особенность, которая на протяжении столетий также будет отличать памятники зодчества северной республики от архитектурных сооружений среднерусских земель. С XIII веком в новгородскую каменную архитектуру проникают новые веяния. Сохраняя тип небольшого одного четырехстолпного храма, зодчие стремятся к созданию динамичной композиции пользуя, богатый художественный о других русских земель и стараясь органично сочетать его с местными художественными принципами. Лучший из созданных в это время храмов — Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в.) — миниатюрная церковь, отличающаяся компактностью композиции. Пирамидальность построения достигнута не столько ступенчатым нарастанием масс, сколько заметным наклоном к центральной оси стен основного куба, барабана, низкой апсиды, сужением кверху проемов порталов и окон, наконец, пирамидальным расположением на фасадах узких оконных щелей. Сооружением Перынского храма новгородские зодчие внесли свою лепту в развитие динамической композиции в культовой архитектуре, к которой тяготела в то время едва ли не вся Русь. С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходят весьма важные для его дальнейшего развития процессы. Меняются материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные, лишенные строгого геометризма силуэты новгородских построек. Шире используются новые конструктивные элементы, например, полукоробовые своды, применение которых постепенно привело к полному переосмыслению композиции верха и отразились на всем внешнем облике храма. Новые архитектурные принцыпыв разной степени отразились в постройках церквей Спаса на Ковалеве (1342) и Успения на Волотове (1352). Но лучше памятники этого направления были созданы во второй половине столетия, в период расцвета новгородского зодчества. Среди них ведущее место принадлежит церкви Феодора Стратилата на Ручью. Зодчие уделили большое внимание оформлению фасадов. Если в церкви Феодора Стратилата декоративные элементы при всей их яркости все же целиком подчинялись конструктивным, то в другом выдающемся архитектурном памятнике того времени — церкви Спасо-Преображения на Ильине улице (1374) — они уже вступают с конструкцией в известное соперничество — настолько большое место отведено им в формировании архитектурного образа. Здесь и сложные профили порталов и окон, и многолопастные арки, и разнообразные декоративные ниши, и оконные наличники. Видное место в оформлении фасадов заняли резные каменные кресты самых разнообразных форм.
В Великом Новгороде в первой половине XII в. работали, видимо, приезжие из Киева и других мест, а также иноземные мастера-монументалисты, и вместе с тем закладывались основы местной изобразительной школы. Судя по всему, новгородские художники, среди которых нам известны Стефан, Микула и Радко, участвовали в росписи собора святой Софии, предпринятой в 1108 г. Живопись Стефана и его товарищей ориентирована на мозаики и фрески Киевской Софии. Фигуры величественны и абсолютно неподвижны. Жесты условны и застылы. Письмо жесткое в плоскостной трактовке формы. Но это не лишает образы выразительности и одухотворенной красоты.
Редкий из новгородских каменных храмов не был тогда расписан фресками, хотя, к сожалению, почти все росписи уже погибли. Окончательное становление новгородской школы монументальной живописи относится ко второй половине XII в[57]. Образы святых в это время наполняются еще большей энергией и суровостью. Уникальны фрески Нередицы (1199). Они покрывали стены церкви сплошным ковром от цоколя до главы. Горизонтальные регистры с сюжетными изображениями и изолированными фигурами скомпанованы свободно, без учета архитектоники храма. Стилистически фрески имеют явные точки соприкосновения с фресками Малой Азии и Кавказа. Новгородская школа станковой живописи XII—ХШ вв. представлена рядом выдающихся и глубоко своеобразных произведении, написанных в различной художественной манере. Две прекрасные иконы с изображением св. Георгия происходят из собора Юрьева монастыря. В обоих случаях святой представлен в облике мужественного воина в боевых доспехах, что типично для домонгольской Руси. Одна из этих икон первой половины XII в.-очень больших размеров — изображает Георгия во весь рост. Спокойная неподвижность фигуры воина олицетворяет его уверенность и мощь. Слегка расставленные ноги, согнутые в локтях руки, из которых одна держит перед грудью наперевес громадное копье как многозначительный символ, а другая сжимает меч, выражают полную готовность воина к бою.
В несколькоиной манере написан другой, поясной «Георгий». Образ воина отличает здесь одухотворенность и аристократическое изящество. Линейный силуэт фронтально поставленной полуфигуры удивительно пластичен и гармонично заполняетплоскость иконной доски. Цветовая гамма тяготеет к монохромности.
XIV век - «золотой век» новгородской монументальной живописи. Ее развитие осуществлялось на основе полностью сложившейся самобытной местной художественной шкалы и в самом тесном творческом контакте с приезжавшими на Русь живописцами византийско-славянского мира. Из последних прежде всего необходимо назвать константинопольского мастера Феофана Грека (30-е годы XIV — после 1405 г.) и, вероятно, сербских мастеров, с которыми обычно связывают росписи церкви Спасо-Преображения на Ковалеве, а также Рождества на Поле. На протяжении XIII – XIV вв. постепенно складывается яркий и самобытный стиль новгородской иконописи, характеризующийся простотой и выразительностью ориентированной на плоскость композиции, чеканностью и обобщенностью силуэтов, чистой, звонкой, высветленной красочной палитрой. У этой иконописи – свои излюбленные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рода духовность, в которой теплота чувства и непосредственность переживания сочетаются со своеобразным религиозным «практицизмом», трезвым и в тоже время достаточно наивным отношением к церковным догматам. Настоящими шедеврами новгородского искусства начала XVI в. являются два произведения на тему «Чуда о Флоре и Лавре». Объединяет их прежде всего редкостная ритмическая гармония и подчеркнутая внимательность к силуэту, в данном случае к силуэтам лошадей, которые никогда еще в Новгороде не трактовались с такой убедительной обобщенностью и тончайшей пластичностью, свойственной лишь искусству рублевской Москвы.
Выдающимися произведениями новгородского книжного искусства начала XIIв. являются Мстиславово и Юрьевское евангелия. Первое из них, написанное по заказу сына Мономаха Мстислава до 1117 г. и окончательно оформленное в 1125 г., имеет своим образцом Остромирово евангелие. Сопоставление миниатюр показывает их большую иконографическую близость и одновременно разность стилистических манер. Художник Мстиславова евангелия тяготеет к крупным формам и живописному письму новгородских икон и фресок, известных нам по более позднему периоду. Совсем иной художественный облик имеет Юьевское евангелие (1119—1128), написанное для игумена Юрьева монастыря Кириака. Оно демонстрирует высокую графическую культуру мастера, умеющего создать средствами одноцветного киноварного рисунка цельную и законченную композицию.
Среди различных видов прикладного искусства наиболее высокий уровень имело ювелирное дело. Два подписных кратира (евхаристических сосуда) новгородских мастеров Флора - Братилы и Косты и два сиона (Большой и Малый; сион — модель храма) Софийского собора принадлежат к самым выдающимся творениям русских «кузнецов злату и серебру» XII в. На створках Большого сиона между колонками попарно изображены двенадцать апостолов - в более высоком рельефе, свойственном византийской и романской пластике. В прикладном искусстве Новгорода XII — начала XIII в., как и в живописи, при всем разнообразии манер можно выделить два основных направления — «аристократическое» грекофильское и «демократическое», опирающееся на местные традиции и отмеченное упрощенностью стилистического и образного строя. В XIII столетии последнее направление полностью определяет лицо и этой отрасли художественной культуры Новгорода. О широком распространении грамотности среди различных слоев новгородского общества имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства. Берестяные грамоты, письма и записи на коре берёзы (бересте) — памятники письменности Древней Руси XI-XV веков. Большинство берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).
Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки).
Последние археологические находки позволяют утверждать, что уже в самом начале XI столетия, всего через 20-30 лет после принятия христианства, у восточных славян развивалась самостоятельная письменность, отличная от балканских образцов письменности[58].
Музей деревянного зодчества «Витославлицы». В живописной местности, омываемой водами озера Мячино и реки Волхов, близ Юрьева монастыря на месте села Витославлицы (ХII-ХVIII) устроен одноименный Музей деревянного зодчества. В нем собраны культовые, жилые и хозяйственные постройки Новгородчины ХIV-ХIХ вв.
До XVIII в. в селе находился Пантелеймонов монастырь, а в XIX в. эту землю приобрела графиня Орлова-Чесменская. В ее особняке сейчас размещены выставочные залы и администрация музея. Избы, сельские часовни и церкви образуют целые улицы. Все здесь кажется знакомым, знакомым с детства - по русским народным сказкам, где добро побеждает зло. Умелые реставраторы сумели отвоевать у времени уникальные творения новгородских плотников. Создание музея началось в 1964 г., когда сюда была перевезена шатровая церковь Успения(1595; село Курицко). Для русских зодчих мерилом красоты была высота. Сделать постройку более высокой позволял шатер - крыша в форме острой пирамиды. Примером такого храма и стала церковь Успения, которая выполняла роль маяка на берегу озера Ильмень. Церковь Рождества Богородицы(1531) из с. Передки - одно из древнейших сооружений севера России. Старая Русса - третий по величине город Новгородской области. В XIX в. уютный провинциальный городок стал прототипом места, где разворачивались действия романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Это единственный город, где у Ф.М. Достоевского был собственный дом. Здесь расположен один из старейших курортов северо-запада России. На его территории находятся девять минеральных источников, не уступающих по целебным свойствам аналогичным источникам Германии и Прибалтики. Вблизи минеральных источников находятся озера, со дна которых добывается уникальная «Старорусская» сульфидно-иловая грязь с биологически активными веществами. Горожане Старой Руссы называются «рушане».
Валдай. Валдайский национальный парк. В 1921 г. парк-лес на островах Валдайского озера был признан неприкосновенным и передан в Комитет по делам музеев и охраны памятников природы. В 1990 г. организован Валдайский национальный парк (площадью около 160 тыс. га) - самая живописная территория трех районов (Валдайского, Демянского и Окуловского) Новгородской области.
На Валдае находятся: Музей колоколов, Музей уездного города, Святоозерский Богородицкий Валдайский монастырь. Боровичи - второй по величине и промышленному потенциалу город Новгородской области. В нем сохранились старинные деревянные и каменные строения, но пока это больше заводской, нежели туристический центр. Боровичский погост впервые упоминается в летописях около 1495 г. Статус города он получил 23 мая 1770 г. указом Екатерины П. Боровичане были прекрасными лоцманами, об этом говорит и герб города: «щит, надвое разделенный чертою перпендикулярною голубое с серебром: в первом - изображение голубого солнца, показывает милость Ее Императорского Величества; в серебряном поле натурального цвету окованный железом руль означает, что искусство тутошних кормщиков причиняет безопасность плывущим судам в опасных сих местах». В ожидании приезда Екатерины II построили Путевой дворец. Императрица посетила город в 1787 г., когда праздновалось 25 лет ее царствования. Императрица прибыла в Боровичи на барке, и там, где она сошла на берег, впоследствии соорудили Крестовоздвиженскую часовню. Главное природное богатство Боровичского края - огнеупорные глины, которые по огнеупорной чистоте и плотности превосходят се российские. В конце XIX в. активно развивающейся промышленности России потребовался огнеупорный «припас» - кирпич различных фасонов и другие керамические изделия, к тому же завозимый английский кирпич был и дорог, и уступал по качеству боровичскому.
Вопросы и задания:
1. Какое название носит Новгородский кремль? Почему?
2. Какой из трех братьев – варягов стал князем в Новгороде?
3.Как называлась торгово-ремесленная часть города, находившаяся за пределами городских стен?
4.Назовите отличительные черты, присущие новгородскому политическому строю?
5.На каких важнейших торговых путях стоял Великий Новгород?
Тесты:
1. Какой величайший живописец в 1378 году расписал храм Спаса Преображения на Ильине?
1Андрей Рублев
2Феофан Грек
3Даниил Черный
2..Какими годами датируется строительство Софийского собора?
1.1045-1050
2.1136-1141
3.1235-1239
3. В каком году состоялось открытие памятника «Тысячелетие Руси»?
1.1765
2.1862
3.1900
4.Какой новгородский князь за победу над шведами на Неве получает прозвище Невский?
1.Всеволод Мстиславович
2.Александр Ярославович
3.Василий Дмитриевич
Литература:
Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000.
Власов В.Г. Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. СПб.:Лита, 1998.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIIIвв. М.: Наука. 1993. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л.: 1986. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобраз. искусство, 1983. Языкова И.К. Богословие иконы. – М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995.
История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X – первой половины XIX века: Учебник / НИИ теории и истории изобраз. искусств Акад. Художеств СССР; Отв. Ред.: М.М. Ракова, И.В. Рязанцев. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Изобраз. искусство, 1991.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI – XV вв. – М.: Искусство, 1973.