Транспортная система

Для республики транспортная система имеет особенно важное значение, поскольку в производственной сфере многие предприятия создают большие объемы продукции, имеющей обширные зоны сбыта за пределами её территории. Кроме того, масштабы производства предполагают необходимость ввоза значительных объемов сырья, машин и оборудования, а также товаров народного потребления. Значительные размеры территории определяют необходимость осуществления больших объемов внутриреспубликанских перевозок грузов.

Транспортная система Башкортостана сложилась под влиянием отраслевой и территориальной структуры его хозяйства и местоположения республики в транспортной сети страны. В транспортном обслуживании используются все виды современного транспорта: железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, водный, воздушный. Транспортная сеть Башкортостана обеспечивает не только транспортные потребности самой республики, но и мощные транзитные потоки грузов и пассажиров между европейской и азиатской частями России.

Железнодорожная сеть на территории республики составляет в настоящее время 1500 км (без учета сети подъездных путей отдельных предприятий). Основу сети железных дорог составляют магистральные линии общефедерального значения Самара-Уфа-Челябинск, Чишмы-Ульяновск и Карламан-Магнитогорск. Кроме того, на северо-западе территория республики выходит к магистральной линии Москва-Казань-Екатеринбург. Все четыре магистральные дороги в основном используются для транзитных перевозок грузов и пассажиров.

Важное значение имеет также дорога Дема-Мурапталово-Оренбург (для осуществления межобластных перевозок).

Имеются также железные дороги местного значения, такие как Уфа-Загородная, Иглино-Дема (обход Уфы), Аксаково-Белебей и некоторые другие.

29% общей длины железных дорог на территории РБ являются двухпутными, а 71% - однопутными дорогами.

Две трети общей протяженности дорог - электрифицированы (уровень электрификации заметно выше, чем в среднем по России). Степень обеспеченности сетью железных дорог в Башкортостане по показателю длины дрог в расчете на 1000 км2 территории составляет 10,5 км, что в 2 раза выше показателя в среднем по Российской Федерации (5 км/1000 км2). Однако надо заметить, что показатели по Башкортостану заметно ниже, чем в среднем по европейской части РФ, и ниже, чем в соседних регионах. К примеру, в Самарской области указанный показатель составляет 26 км, в Свердловской области – 18 км, в Татарстане – 13 км. Очевидно, есть необходимость наращивать сеть железных дорог в республике, особенно в меридиональном направлении (по линии Уфа-Пермь).

Проекту этой железной дороги, между прочим, уже более 70 лет. Ещё в 1927 году было решено построить линию Оренбург-Уфа- Пермь. Участок от Оренбурга до Уфы построен, а дальнейшее строительство продолжить пока не удалось.

Трубопроводный транспорт в республике развивался в послевоенные годы особенно высокими темпами по двум причинам. Во-первых, бурное развитие нефтедобычи и нефтепереработки сопровождалось развитием разветвленной сети трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов к местам переработки и потребления. Во-вторых, через территорию республики проложено несколько ниток крупнейшей в мире трубопроводной системы по перекачке нефти и газа из районов Западной Сибири в европейскую часть страны и далее в Европу. Общая протяженность магистральных трубопроводов - 5258км. Плотность сети трубопроводов – 67 км на 1000 км2 – одна из самых высоких среди всех регионов России. Объем перекачиваемых по трубопроводам грузов составляет около 70% всего объема грузов по всем видам транспорта в РБ. Отметим, что в использовании сети трубопроводов имеются определенные резервы по увеличению объемов перекачиваемых грузов (в случае необходимости).

Основой для развития автомобильного транспорта являются автодороги с твердым покрытием. В настоящее время в республике эксплуатируются 35 тыс. км автомобильных дорог, около 90% которых имеют твердое покрытие.

Решающую роль в транспортном обслуживании играют дороги общего пользования, которые обслуживает государственное предприятие «Башкиравтодор». На балансе предприятия – 25 тыс. км автодорог. Это самая крупная сеть среди субъектов Российской Федерации, в частности, это в 2 раза больше, чем в Татарстане, Свердловской или Оренбургской областях и в 3 раза больше, чем в Челябинской области. В республике сформирована опорная сеть автодорог, соединяющая все райцентры со столицей дорогами с асфальтобетонным покрытием. Стержень автодорожной сети РБ образуют современные магистрали Нефтекамск-Уфа-Оренбург, Самара-Уфа-Челябинск, Уфа-Казань с ответвлениями на Сатку, Белорецк, Стерлитамак, Магнитогорск.

Средняя плотность сети автомобильных дорог с твердым покрытием составляет порядка 150 км на 1000 кв. км территории, что в несколько раз выше среднероссийских показателей (около 30 км/1000 км2) и выше, чем в соседних областях (Челябинской, Свердловской, Пермской). Только в республике Татарстан средняя плотность автодорог выше, чем в Башкортостане (там она составляет около 180 км/1000 км2).

Дорожная сеть распределена по территории весьма неравномерно. В центральном районе средняя плотность 160-170 км, в западных районах порядка 150 км, а в восточных районах – менее 100 км/1000 км2.

Отметим, что в республике проводится активная работа по строительству новых и улучшению качества действующих автомобильных дорог.

Речной транспорт играет важную роль, особенно в сообщении с северными и северо-западными районами республики, не имеющими железнодорожного сообщения.

Для судоходства на протяжении навигационного периода используются река Белая от устья Сима до впадения в Каму, река Уфа от села Нижний Суян до впадения в Белую в районе г. Уфы и река Кама, с которой территория республики соприкасается на протяжении 40 км.

В силу географических особенностей расположения республики важное экономическое значение имеет воздушный транспорт. Работа осуществляется авиакомпанией "Башкирские авиалинии", которая располагает двумя десятками магистральных пассажирских самолетов, парком самолетов АН-2 и вертолетами. Более 50 авиалиний связывают Уфу с городами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Уфимский аэропорт имеет статус международного. Около 10 местных воздушных линий связывают Уфу с городами и районными центрами республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: