Часть II. Оздоровительные действия, решение проблем и выход из ситуации

Базельский комитет по банковскому надзору

Руководство для органов банковского надзора по работе со слабыми банками

Отчет Группы по работе со слабыми банками

Базель, Швейцария, март 2002 г.

Банк международных расчетов

Учредитель - Центральный банк Российской Федерации.
Адрес представительства Центрального банка Российской Федерации в Internet: http://www.cbr.ru
Издание зарегистрировано Комитетом Российской Федерации по печати. Регистрационный N 012253.
Издатель и распространитель: ЗАО "АЭИ "Прайм-ТАСС".

Москва, 2002

Содержание

Резюме

Часть I. Общие вопросы, предпосылки, идентификация

1. Введение и история вопроса

1.1. Поручение

1.2. Аналогичная деятельность в других организациях

1.3. Структура настоящего отчета

2. Общие вопросы и концепции

2.1. Определение слабого банка

2.2. Принципы работы со слабыми банками

2.2.1. Последствия

2.3. Симптомы и причины банковских проблем

3. Предпосылки

4. Идентификация слабых банков

4.1. Методы, использующие в основном количественную финансовую информацию

4.1.1. Теория финансовой отчетности

4.1.2. Системы раннего оповещения

4.2. Оценки органов банковского надзора

4.2.1. Рейтинговые системы органов банковского надзора

4.2.2. Банковский надзор, направленный на выявление наиболее рискованных параметров

4.2.3. Наблюдение за банковской системой

4.3. Каналы поступления информации о слабости банков

4.3.1. Взаимоотношения с менеджментом банка

4.3.2. Отчетность перед органами регулирования и внешние проверки

4.3.3. Проверки на месте

4.3.4. Внешние аудиторы

4.3.5. Информация, поступающая от внутренних систем контроля и внутреннего аудита

4.3.6. Контакты с другими надзорными и родственными органами власти

4.3.7. Другие внешние источники информации

4.4. Планы на случай непредвиденных обстоятельств

Часть II. Оздоровительные действия, решение проблем и выход из ситуации

5. Оздоровительные действия

5.1. Общие принципы оздоровительных действий

5.2. Реализация оздоровительных мероприятий

5.2.1. Определение характера и степени серьезности возникшей слабости

5.2.2. Набор оздоровительных действий

5.2.3. Своевременные оздоровительные действия

5.2.4. Особенности оздоровительных мероприятий

5.2.5. План действий

5.2.6. Принуждение к соответствию требованиям оздоровительных мероприятий

5.2.7. Консультации с другими организациями

5.3. Работа с различными видами проблем слабых банков

5.3.1. Достаточность капитала

5.3.2. Качество активов

5.3.3. Менеджмент

5.3.4. Прибыль

5.3.5. Ликвидность

5.3.6. Процессы управления риском

6. Вопросы закрытия и ликвидации банков

6.1. Основные принципы политики закрытия банков

6.2. Технология закрытия банка

6.2.1. Планы реструктуризации

6.2.2. Слияния и поглощения

6.2.3. Операции покупки и принятия на себя обязательств

6.2.4. "Бридж-банк" ("мост-банк")

6.3. Использование средств государственного сектора при решении банковских проблем

6.4. Закрытие проблемного банка: компенсация депозиторам

6.5. Управление некачественными активами

6.6. Публичное раскрытие информации, связанной с проблемами банка

7. Избранные институциональные проблемы

7.1. Проблемы конгломерата

7.1.1. Доступный инструментарий

7.1.2. Международные конгломераты

7.2. Проблемы, связанные с пересечением национальных границ

7.3. Банки государственного сектора

8. Выводы

Приложения


Резюме*

Слабые банки - феномен, распространенный во многих странах мира. Органы банковского надзора должны быть готовы иметь дело со слабыми банками. Данный отчет представляет собой практическое руководство по идентификации слабых банкво и проведению мероприятий, направленных на исправление ситуации, дает необходимый инструментарий, технологию разрешения проблемы и стратегию выхода из создавшейся ситуации. Целевая аудитория, на которую мы рассчитывали при написании данного отчета, - это сообщество органов банковского надзора разных стран мира, включая международные финансовые организации, консультирующие органы банковского надзора.

Слабый банк может определяться различными способами. Как определено настоящим документом, это "...банк, чья ликвидность или платежеспособность ослаблены или будут ослаблены до тех пор, пока не будут приняты меры по значительному улучшению состояния его финансовых ресурсов, профиля (совокупности параметров) риска, по коррекции стратегического направления деятельности, по повышению потенциальных возможностей управления риском и/или повышению качества управления". В подобных случаях, учитывая необходимость сохранять конфиденциальность в рамках финансовой системы, органам банковского контроля следует попытаться сохранить стоимость банковских активов при минимальном ущербе для операций данного банка при условии минимизации издержек, связанных с решением проблемы слабости. Не исключается и вероятность того, что данный банк прекратит свое существование в качестве юридического лица.

Для того чтобы органы банковского надзора действовали эффективно, необходимо иметь в наличии надлежащую распорядительную и административно- правовую структуру, а также надлежащую систему бухгалтерского учета, как это предусмотрено Базельскими основными принципами эффективного банковского надзора. Органы банковского надзора должны четко отличать симптомы от причин банковских проблем. В настоящей работе осуществлен анализ этой сферы. Органы банковского надзора обязаны также идентифицировать и блокировать проблемы на ранней стадии развития прежде, чем произойдет их обострение. Настоящий отчет рассматривает соответствующие источники и средства доставки информации, доступные органам банковского надзора.

Хотя в распоряжении органов банковского надзора имеется набор необходимых инструментов для осуществления действий, направленных на исправление ситуации, однако первоочередная ответственность за решение проблемы слабости банка и связанных с ней проблем лежит на совете директоров и менеджменте этого банка. Мероприятия, осуществляемые органами банковского надзора, должны основываться на принципе пропорциональности. Действия, направленные на исправление ситуации, должны соответствовать масштабам конкретной проблемы и должны быть установлены в пределах четких временных рамок. Должен быть обеспечен четкий баланс между режимом жестких незамедлительных мероприятий, направленных на исправление ситуации, с одной стороны, и общим, менее обязательным режимом - с другой. Одной из эффективных комбинаций могла бы быть такая комбинация, которая сочетала бы включение "автоматических" правил поведения для предварительно согласованных приемлемых действий органов банковского надзора плюс свободное пространство для осуществления гибкого подхода с учетом конкретных условий и обстоятельств. Должен быть также установлен четкий баланс между неофициальными методами, обычно применяемыми тогда, когда проблемы банка не являются столь серьезными, а менеджмент данного банка готов к конструктивному сотрудничеству, с одной стороны, и официальными действиями принудительного характера, предпринимаемыми в отношении данного банка со штрафными санкциями, налагаемыми в случае невыполнения соответствующих требований, - с другой. Закрытие банка и отзыв лицензии продолжают оставаться крайними мерами в числе таких санкций.

Планы мероприятий, направленных на исправление ситуации, должны носить детализированный и специфический характер разработки и показывать, каким образом финансовое здоровье данного банка будет восстановлено. Органы банковского надзора должны быть способны давать правильную оценку состоянию банка: достигнут ли определенный прогресс или необходимо принять дополнительные меры. Органам банковского надзора следует также достичь согласия в отношении имеющихся механизмов для осуществления консультаций или информирования правительства, центрального банка и других органов регулирования банковской деятельности, местных и иностранных. В частности, органы банковского надзора и центральный банк, как правило, имеют общие интересы, требующие консультаций перед принятием мер в отношении слабого банка. Раскрытие информации является еще одной важнейшей сферой деятельности. Основное внимание при этом следует уделять тому, насколько раскрытие информации способствует достижению целей органов банковского надзора при разрешении проблем данного слабого банка.

В случае, если перспектива неплатежеспособности неотвратимо надвигается, необходимо выработать альтернативный ход развития событий. Сюда следует отнести слияние с сильным банком или поглощение таким банком, операцию по покупке и принятию на себя обязательств, а также открытую помощь банку и технологию "бридж-банк" ("мост-банк"). Все эти альтернативные меры нашли отражение в настоящей работе. В случае если не находится инвестора, готового вложить средства, или если компенсация депозиторам будет менее затратной, чем другие варианты выбора, то выплаты депозиторам (полной суммы взноса или ее части), а также процесс ликвидации становятся неизбежными.

Государственные средства могут быть использованы на поддержку банка для обеспечения ликвидности или, при исключительных обстоятельствах, для обеспечения платежеспособности. Исходя из принципа рассмотрения каждого конкретного случая по отдельности центральный банк может рассмотреть возможность выделения дискреционных резервов на срочную помощь по обеспечению ликвидности, в дополнение к его обычным средствам поддержки, в отношении неликвидных, однако считающихся платежеспособными банков. С другой стороны, поддержка платежеспособности связана с использованием денег налогоплательщиков, поэтому решение о такой поддержке и о ее финансировании должно всегда приниматься государственным или законодательным органом, а не центральным банком. Тем не менее в подобных случаях необходимы тесное сотрудничество и обмен информацией между правительством и центральным банком. Поддержка ликвидности и платежеспособности всегда должна сочетаться с другими, более постоянными, оздоровительными мерами.

В некоторых случаях органам банковского надзора приходится рассматривать дополнительные проблемы, когда банк представляет собой часть более крупной группы или когда они имеют дело с иностранным банком. В таких случаях изучаются соответствующие факторы и возможные альтернативы, такие, например, как "ограждение" банка. Специальные подходы, как политического, так и финансового характера, могут применяться в отношении государственных банков, в случаях с которыми может потребоваться более продолжительное время для разрешения существующих проблем.

* Банк России представляет неофициальный перевод отчета Группы по работе со слабыми банками "Руководство для органов банковского надзора по работе со слабыми банками".

Часть I
Общие вопросы, предпосылки, идентификация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: