1. Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение:
Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно! (По Н.Сладкову.)
2. Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький:
... пенёк опрокинул... воз.... дело лучше... безделья. Даже самое... дерево выросло из... семени. В... лодку... груз не кладут.... крючком... рыбу не выудишь.
3. Подобрать антонимы к выделенным словам:
Летний день — за... неделю. У короткого ума... язык. Ради нового дружка... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а... к небу тянется. Знай больше, а говори....
4. Рассмотреть два карандаша: короткий и длинный. Прослушать стишок:
Карандашик, что грустишь?
«Был большой, а стал малыш».
Что ж, зато хозяин твой был малыш,
а стал большой.
5. Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением (сначала — потом, был — стал и ДР-)
|
|
6. Прочитать (прослушать сказку). Указать в тексте слова:
а) близкие по значению словам грустить, грустный;
б) противоположные им по значению.
«ПОГРУСТИЛИ»
Жил-был очень грустный человек. Ну, а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно. И пошёл он поискать кого-нибудь, чтобы вместе погрустить.
Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. «Вот, — думает, — какую речку наплакала». И спрашивает:
- Ты, ива, грустишь или печалишься?
- Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже.
- Пойдем со мной вместе попечалимся.
Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста. Стоит аист, клюв повесил.
- Почему, аист, клюв повесил?
- Потому, что я не весел.
- И мы невесёлые. Пойдём с нами!
- Пошли.
Шли-шли, видят, унылый дождик идёт.
- Иди, унылый, к нам в компанию.
- Не всё ли равно, куда идти, — отвечает дождик и за ними пошёл.
Шли они, шли, остановились и стали всех грустных к себе звать. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке.
- Ого, — кричат, — сколько нас! Ну, теперь погрустим как следует!
Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невесёлые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели — чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели — за животы схватились.
Оказывается, вместе грустить — не так уж грустно! (Е.Измайлов.)
6. Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч):
день — утро — восход— весна — зима — завтра - рано - близко - низко — редко -медленно — просторно — радостно — темно - сел —
взял — нашел — забыл — уронил — насорил — выпрямил — легкий — высокий — больной — чистый - частый — жесткий -....
|
|
8. Указать слова-антонимы в пословицах:
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жестко спать.
9. Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению:
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я …, а деревьям.... (Дятел.)
(Б. Тимофеев.)
10. Подобрать антонимы к выделенным словам:
На пляже песок сухой, а у воды.... Переходя улицу, смотри налево, а потом.... В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через.... В поезде дудушка спал на нижней полке, а я на... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он… У берега озеро мелкое, а дальше....
11. Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания:
«... поучусь, а... погуляю», — говорит ленивый.
«... погуляю, а... поучусь», — говорит прилежный».
(К. Д.Ушинский)
12. Прослушать (прочитать) текст:
Мороз весной особенный. Ухо, которое в тени, мёрзнет, а которое на солнце — горит. С зелёных осин — капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне стволов блестит вода, теневая затянута коркой льда. Днём плавятся и горят снега, ночью пощёлкивает мороз. (По Н. Сладкову.)
13. К данным ниже словам подобрать из предыдущего текста слова с противоположным значением:
в тени — (на солнце).
Мёрзнет —....
Капельки —....
Солнечная —....
Вода —....
Днём —....