Функция планирования. 1. Предметная отнесенность как функция слова выполняет обозначающую роль

Функции слова

Функции слова

1. Предметная отнесенность как функция слова выполняет обозначающую роль.

Слово, как элемент языка человека, всегда обращено вовне, к определенному предмету и обо­значает или предмет (например, «портфель», «собака»), или действие («лежит, «бежит»), или качество, свойство объек­та («портфель кожаный», «собака злая»), или отношение объектов («портфель лежит на столе», «собака бежит из леса»). Это выражается в том, что слово, имеющее пред­метную отнесенность, может принимать форму или су­ществительного (тогда оно обычно обозначает предмет), или глагола (тогда оно обозначает действие), или прила­гательного (тогда оно обозначает свойство), или связи — предлога, союза (тогда оно обозначает известные отноше­ния). Это решающий признак, который отличает язык человека от так называемого «языка» животных.

2. Коммуникативная функция характеризуется общественной обусловленностью, активностью, намеренностью.

3. Регулирующая функция. Первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая воплощается в двух видах – сообщения и воздействия.

5. Когнитивная или познавательнаяфункция.

6. Лексическая (валентность слова) способность слова связываться с другим словом. Часто слова переживаются нами как неполными, требующие дополнения другими словами. Лексические единицы группируются в пары. Валентность- это потенциальное число связей слов с другими словами, которые определяются количеством вопросов, которые можно поставить к этому слову.

Так, слово «любить» требует дополняющего слова, отвечающего на вопрос «кого» и т. д.; слово «купить» с той же необходимостью вызывает дополняющее его слово, отвечающее на вопрос «что именно» или «у кого»; слово «одолжить» — «что именно», «у кого», «кому» и «на какое время» и т. д.

Факт существования подобных глаголов, требующих дополняющих их слов и получил название «валентности» слова, которая измеряется числом всплывающих слов, дополняющих предшествующее слово до языкового (синтаксического) целого.

Подобные элементарные синтаксические связи слов (или «синтагмы») с необходимостью возникают у ребенка, как только слово, входящее в неразрывную связь с практическим намерением, действием или жестом ребенка («симпрактический контекст»), начинает приобретать самостоятельность, т. е. когда «симпрактический контекст заменяется «синсемантическим контекстом».

Появление подобных «синтагм», дополняющих изолированное слово до связного целого и превращающее «однословное предложение» маленького ребенка в сцепление по крайней мере двух, а затем и нескольких связанных в единую речевую систему слов, по своему происхождению связано с первоначальной «симпрактической» речью, всегда имеющей строение «желание — имя» или «имя — действие». Подобная связь иногда принимает более сложные формы («имя — действие — объект»).

Таким образом, такие синтагмы (или цепи синтагм), в которых одно слово требует дополнения другим словом, является порождением практической деятельности, лишь перенесенной в речевой план.

7. Функция категориальная (обобщающая, абстрагирующая, анализирующая), помогает отнести предмет к определенной категории и возможна лишь при наличии у слова значения.

Под значением слова, которое выходит за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только замещать или представлять предметы, не только возбуждать близкие ассоциации, но и анали­зировать предметы, вникать глубже в свойства пред­метов, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово не только замещает вещь, но и анализирует вещь, вво­дит эту вещь в систему сложных связей и отношений.

Отвлекающую или абстрагирующую, обобщающую и анализирующую функцию слова мы и называем категориальным значением.

Каждое слово не только обозна­чает предмет, по и выделяет его существенный признак. Это очень легко видеть, анализируя корень слова. Напри­мер, слово «стол» имеет корень — стл-, а этот корень свя­зан со словами «стлать», «постилать», «настил». Говоря слово «стол», человек выделяет его качество: это что-то, что имеет признак настила, на котором можно писать, обедать или работать, но обозначаемый этим словом пред­мет всегда должен обладать соответствующим признаком. Слово «часы» не просто обозначает определенный пред­мет, который, например, лежит перед нами; это слово ука­зывает на то, что этот предмет имеет функцию измерения времени («часа»), и если он не имеет отношения к измере­нию-времени, значит, это не часы.

Эту анализирующую или абстрагирующую функцию слова наиболее легко видеть в недавно возникших слож­ных словах. Так, «самовар» обозначает предмет, который сам варит; «телефон» обозначает предмет, который на рас­стоянии (теле-) передаст звук; «телевизор» обозначает пред­мет, который дает возможность на расстоянии видеть, и т. д. В таких новых словах особенно наглядно выступает эта анализирующая функция слова.

Значит, каждое слово не только обозначает предмет, но и вы­деляет признак, существенный для этого предмета, ана­лизирует данный предмет.

Слово не только выделяет признак и не только обобщает вещь, относя ее к определенной кате­гории, оно производит автоматическую и незаметную для человека работу по анализу предмета, передавая ему опыт поколений, который сложился в отношении этого пред­мета в истории общества.

Покажем это только на одном примере. Слово «чер­нильница» прежде всего обозначает определенный пред­мет, относит слушающего к одному конкретному пред­мету, например к чернильнице, стоящей на столе. Но это слово выделяет в этом предмете существенные признаки, обобщает предметы.

Разберем, что именно человек передает, когда говорит слово «чернильница».

Слово «чернильница» имеет корень, а этот корень черн- выделяет определенный признак, он указывает, что этот предмет связан с какой-то краской, следовательно, этот признак вводит предмет в определенную категорию пред­метов, которые имеют дело с цветом (черный, красный, зеленый и т. д.). Значит, эта чернильница есть какой-то предмет, который имеет отношение к краске, к цвету.

Но слово «чернильница» рядом с корнем черн- имеет и суффикс -ил-, который вводит этот предмет в другую категорию. Он обозначает некоторую орудийность (чер­нила, белила, шило, мотовило), и это наслаивает на слово «чернильница» еще один признак, указывая, что названный предмет, имеющий отношение к краскам, имеет и «орудийное» значение.

Однако слово «чернильница» имеет и второй суффикс -ниц-, который вводит этот предмет еще в одну категорию, т. е. он относит этот предмет к категории вместилищ (чер­нильница, сахарница, пепельница, перечница).

Таким об­разом, когда человек говорит «чернильница», он не толь­ко указывает на определенный предмет, он анализирует те системы связей, категорий, в которые этот предмет входит. Тем самым через слово передается весь опыт по­колений, который был накоплен в отношении чернильни­цы: становится ясным, что это — вещь, имеющая отно­шение к краскам, орудийности и вместилищу.

Из этих схем видно, какое огромное число свойств скрывается за, казалось бы, такими простыми словами, как «животное», «клиент» и т. п.

Все это и говорит о том факте, что слово не только удваивает мир, не только обеспечивает появление соот­ветствующих представлений, но является мощным ору­дием анализа 'этого мира, передавая общественный опыт в отношении предмета, слово выводит нас за пределы чувственного опыта, позволяет нам проникнуть в сферу рационального.

Л.С. Выготский открыл понятия «значение» и «смысл» слова.

Значение – с одной стороны, система объективных связей, устойчивая система обобщений стоящих за словом, она одинакова для всех; а с другой стороны – это исторически сложившаяся связь между звучанием слова, т.е. материальной оболочкой знака и тем отображением предмета, который возник в нашем сознании. Значение – это категория языка.

Смысл – индивидуальное значение слова, выделение субъективного из этой объективной системы связей. Смыслы расширяют, уточняют, обогащают значение, но не выходят за его пределы. Смысл имеет отношение к конкретной ситуации, личности говорящего и к мотивам говорения. Смысл – это категория речи.

Психолингвистические категории значения и смысла очень тесно связаны между собой. Значение может быть выражено только через смысл, тогда как предпосылкой взаимопонимания людей в процессе речевого общения может быть только значение слова, так как именно оно является обобщенным и объективным отражением предметного содержания явлений.

По мнению Д.А. Леонтьева, именно понятие переживания Л.С. Выготского, легло в основу разрабатываемой А.Н. Леонтьевым проблемы личностного смысла в теории деятельности.

Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, указывает А.Н. Леонтьев, порождает личностный смысл. Каждое слова начинает «работать», обретая личностный смысл.

Например, слово «уголь» имеет определенное объективное значение. Это черный предмет древесного происхождения, результат обжига деревьев, имеющий определенный химический состав, в основе которого лежит элемент С (углерод). Однако смысл слова «уголь» может быть совершенно различным для разных людей и в разных ситуациях. Для хозяйки слово «уголь» обозначает то, чем разжигают самовар или что нужно для того, чтобы растопить печь. Для ученого уголь — это предмет изучения, и он выделяет интересующую его сторону этого значения слова — строение угля, его свойства.

Для художника — это инструмент, которым можно сделать эскиз, предварительный набросок картины. А для девушки, которая испачкала белое платье углем, слово «уголь» имеет неприятный смысл: это что-то, что доставило ей в данный момент неприятные переживания.

В психолингвистике категорию значения слова принято отграничивать от термина «понятие». Понятие отображает основные, наиболее важные свойства и качества предмета, его функциональное назначение, и определяется как максимально обобщенное представление, выражаемое посредством знаков языка. В качестве языковой формы выражения понятия выступает предложение или текст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: