Лексико – тематические циклы
(Последовательность изучения тем и количество занятий)
Таблица 2
Месяц | Неделя обучения | Название темы (воспитатели) | Название темы (логопед) | Количество занятий логопеда |
Сентябрь | 1-я | Знакомство друг с другом и детским садом | ||
2-я | Наше тело | |||
3-я | Предметы туалета | Наше тело | ||
4-я | Осень | - // - | ||
Октябрь | 1-я | Осень | Предметы туалета | |
2-я | Овощи | Осень | ||
3-я | Одежда | Овощи | ||
4-я | Фрукты | - // - | ||
Ноябрь | 1-я | Дом и его части | Одежда | |
2-я | Посуда | Фрукты | ||
3-я | Продукты | - // - | ||
4-я | - // - | Дом и его части | ||
Декабрь | 1-я | Зима | Посуда | |
2-я | Зима | Продукты | ||
3-я | Семья | Зима | ||
4-я | Новый год | Новый год | ||
Январь | 1-я | Новый год | Семья | |
2-я | Мебель | - // - | ||
3-я | Зимующие птицы | Мебель | ||
4-я | Дом. птицы, их детеныши | Зимующие птицы | ||
Февраль | 1-я | Дом. животные, их детеныши | Дом. птицы, их детеныши | |
2-я | Дикие животные, их детеныши | - // - | ||
3-я | День защитника Отечества | Дом. животные, их детеныши | ||
4-я | День 8 Марта | День защитника Отечества | ||
Март | 1-я | День 8 Марта | День 8 Марта | |
2-я | Весна | Дикие животные, их детеныши | ||
3-я | Перелетные птицы | - // - | ||
4-я | Лес, деревья | Весна | ||
Апрель | 1-я | Цветы, насекомые | - // - | |
2-я | Улица, город | Перелетные птицы | ||
3-я | Транспорт | Деревья, лес | ||
4-я | Профессии | Цветы, насекомые | ||
Май | 1-я | Повторение предыдущих тем | Улица, город | |
2-я | Изучение не пройденных тем | Транспорт | ||
3-я | Лето | Профессии | ||
4-я | - // - | Лето |
Примечание. По усмотрению логопеда можно изменять последовательность изучения тем в зависимости от условий местности и характера протекания сезонных изменений в природе; количество занятий по той или иной теме Можно увеличивать или сокращать в зависимости от успехов детей.
|
|
Алгоритм работы по каждой теме: определить примерный лексический материал, доступный для понимания и воспроизведения; выделить грамматические формы слов для сопоставления, тип предложения, тип вопроса; обеспечить практическое усвоение грамматических форм слов, грамматическое оформление фразы и предложения; обеспечить выход на связную речь; дать конкретные задания воспитателям для закрепления соответствующего материала.
Формирование грамматического строп речи (Содержание материала по периодам обучения)
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).
|
|
2. Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).
3. Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).
4. Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).
5. Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).
6. Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет — идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).
7. Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?).
8. Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — зашить — вшить — вышить — подшить).
9. Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел — надела).
10. Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх — низ и др.).
11.Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.
12. Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дом»).
13. Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т.д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли).
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
1.Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.
2. Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
Ъ. Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).
4. Практическое знакомство с родственными словами.
5. Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).
6. Суффиксы -онок, -енок, -ата, -ята в названии детенышей животных.
7. Увеличительный суффикс -ищ.
8. Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -об, -ев, -ей и без окончания.
9. Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает — птица, шар, самолет, бабочка и т.д. (продолжает воспитатель).
10.Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (продолжает воспитатель).
11.Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (летает, ходит, бегает).
12.Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил — построил, варил — сварил и др.).
13.Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде
и числе.
14.Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, -енък-).
15.Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
16.Притяжательные имена прилагательные.
17. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (именительный, родительный,
Дательный, винительный падежи).
18. Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).
19.Окончание -ахв словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).
|
|
20.Личные местоимения с предлогом у. у меня, у него и др. (продолжает воспитатель).
21.Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).
3-й период (апрель, май, июнь)
1.Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.
2. Родовая принадлежность имен существительных среднего рода (мое, оно, одно).
3. Употребление личных местоимений вместо имен собственных.
4. Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.
5. Слова-признаки действия (как?) в практических упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и др.).
6. Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить (продолжает воспитатель).
7. Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, практическое употребление словосочетаний «местоимение + глагол».
8. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и предложный падежи).
9. Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами о, к, от, за (куда? где? за чем?).