Целъ: показать возможности расширения рассказа-описания путем введения слов-действий.
Задачи:
Л. Активизировать словарь действий и признаков по теме.
Г. Употребление в практических упражнениях глаголов 3-го лица настоящего времени ед. и мн. ч. (растет — растут), совершенного и несовершенного вида (сажает — посадил), прошедшего времени муж. и жен. р.
Согласование прилагательных с существительными.
П. Составление предложений с однородными подлежащими.
С. Составление загадок-описаний об овощах. Составление рассказа-описания какого-либо овоща.
Материал:
1.Кнопочные грядки или изображение грядок на картоне с прорезями.
2. Муляжи.
3. Набор вырезанных по контуру овощей (для грядок).
4. Предметные картинки с изображением овощей.
5. Детские альбомы.
6. Таблица для описания.
7. Сюжетные картины («Посадка рассады овощей»).
8. Текст стихотворения «Огород».
Приемы и упражнения:
1.Дид. игра «У меня нет». Дети по своим альбомам называют овощи. Один называет, остальные отмечают фишками. У кого нет названного овоща, говорит: «Уменя нет свеклы (репы, огурца и т.д.)».
|
|
2. Называние овоща (картонный контур), лежащего на столе у каждого ребенка, со словами один, мой (огурец, кабачок, помидор); одна, моя (морковка, репа, тыква).
3. Составление загадок-описаний овоща (того, что лежит на столе) с опорой на таблицу. Загадку заканчивать вопросом что это?
Образец: Круглая, желтая, гладкая, твердая, сладкая, хрустящая. Что это?
4. Дид. игра «Сажаем овощи». Каждый вставляет в прорезь грядки свой овощ и говорит: «Я сажаю морковь».
Логопед: Дети:
Что делает Оля? Оля сажает морковь.
Что сделала Оля? Оля посадила морковь.
Что делают дети? Дети сажают овощи.
Что сделали дети? Дети посадили овощи.
5. Изменение по числам глагола расти (помидор, огурец, кабачок, тыква — растет; помидоры, огурцы, кабачки, тыквы — растут).
Помидор и огурец растут. Кабачок и репа растут Овощи растут.
6. Заучивание полного ответа на вопрос: Где растут овощи?
(Овощи растут в огороде на грядке).
7. Распространение предложений однородными подлежащими. Обратить внимание на место союза «и». Что растет в нашем огороде? В огороде растет морковь. В огороде растут морковь и репа. В огороде растут морковь, репа и огурцы. (Берем 2-3 однородных члена.)
8. Составление рассказа-описания овоща (более полного).
Образец: Это огурец. Он длинный, зеленый, твердый, хрустящий, вкусный, полезный. Огурец — овощ. Он растет в огороде на грядке.
9. Чтение логопедом наизусть (а затем вместе с детьми) стихотворения «Огород»:
В огороде много гряд.
Тут и репа, и салат,
Есть и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
|
|
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
Занятие 11: «ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ "РЕПКА"»
Цели: развивать синтаксическую сторону речи детей; учить пересказу знакомой сказки с использованием прямой речи, соблюдать последовательность появления и расположения действующих лиц в ряду.
Задачи:
Л. Активизировать словарь по теме, слова-действия при уборке овощей.
Г. Познакомить с предлогами «на», «в» в пространственном значении (вопросы: куда? где?); формировать умение строить предложные конструкции с ними.
Закреплять изменение глаголов (задача занятия 10).
П. Использовать в практических упражнениях предложения усвоенных типов.
С. Развивать связную речь при сопряженном проговаривании сказки «Репка» (в игре-инсценировке).
Материал:
1.Настенная картина-иллюстрация «Репка».
2. Набор фигур для фланелеграфа (настольного или пальчикового театра) по сказке «Репка».
3. Картонная грядка с прорезями (кнопочная или магнитная) с «посаженными» овощами: морковь вместе с ботвой, репа вместе с листочками, куст помидора с красными плодами.
4. Натуральная морковка (или муляж).
5. Игрушечные орудия труда: лопатка, нож.
6. Набор реальных и игрушечных предметов-вместилищ: сумка, ведро, корзина, мешок, ящик и др.
Приемы:
1. Закрепление понятия завершенности и незавершенности действия: капуста росла, росла и выросла; помидор рос, рос и...; помидоры росли, росли и... и т.д. — О чем еще так можно сказать?
2. Знакомство с короткими словами на, в; уточнение их пространственного значения.
Овощи выросли по-разному.. Одни овощи выросли в земле, внутри, их не видно. Мы видим только ботву, листочки. А чтобы увидеть овощ, надо его... (выдернуть). Выдернем. Что это? (Морковь). Где выросла морковь? (В земле, внутри). Какую загадку вы знаете про морковь? (Красная девица сидит в темнице, а коса на улице). Какие овощи еще выросли в земле? (Репа, редис, свекла...).
А капуста выросла не внутри, не в земле, а наверху, на земле, ее видно. Надо ее выдергивать? (Нет, не надо). Я возьму нож и срежу кочан капусты. Какие еще овощи вырастают наверху, на земле и не надо их выдергивать? (Огурцы, помидоры, кабачки и т.д.).
3. Дид. игра «Убираем овощи». Оставить сюжетные картинки, приготовить орудия труда, раздать предметы-вместилища. Изображение необходимых действий с применением, где нужно, игрушечных орудий труда.
Ответы на вопросы; что делает? что сделал(а)? (Рвёт) срывает — сорвала; выдергивает — выдернул (а); тянет — вытянул (а); срезает — срезал (а); роет -— вырыл (а); копает — выкопал (а).
4. Беседа по сюжетным картинкам «Как убирают разные овощи» (привлечение личного опыта детей).
5. Ответы на вопрос куда?
Куда положил морковь? (Репу, капусту и т.п.) — В сумку, в кор- ] зину, в ящик и т.п. Вывод: в — внутрь.
— На стол, на стул, на полку и т.п. Вывод: на — наверх.
6. Рассматривание картины-иллюстрации к сказке «Репка» и самостоятельные высказывания детей.
7. Активное обследование фигур для фланелеграфа (настольного или пальчикового театра), выбор персонажа по желанию, установление последовательности появления персонажей.
8. Совместное с логопедом рассказывание сказки с использованием пластических упражнений (движения того или иного действующего лица, их совместных действий), введение прямой речи
(Бабка, иди репу тянуть! Внучка, иди репу тянуть! и т.д.).
9. Повторное, более самостоятельное инсценирование сказки.
Логопед исполняет роль автора.