Цели: активизировать в речи детей словарь по теме; закреплять умение сравнивать два предмета одной группы.
Задачи:
Л. Вводить в речь детей названия предметов одежды и их частей, обобщающие понятия одежда, обувь; послоговое проговаривание слов: ком-би-не-зон, ка-пю-шон.
Г. Изменять существительные по числам.
Образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Закреплять понятие рода путем согласования слов мой, моя, (мое — с сильной подгруппой), один, одна, два, две с существительными.
Обратить внимание на неизменяемость слова пальто.
П. Употреблять союз «а» при сравнении предметов.
Составлять предложения из 3-4 слов (П + С + Вин. п.; П + С + Вин. п. + Дат. п.) с дополнениями
С. Обучать составлению загадок о предметах одежды по называнию деталей. Материал:
1.Натуральные предметы одежды (в которую одеты дети).
2. Предметы одежды детей в их шкафчиках в раздевальной комнате.
3. Предметные картинки.
4. Куклы из картона с набором бумажной одежды у каждого ребенка на столе.
|
|
5. Сюжетные картины: «Осень» (41), «Зима» (43), «Стирка» (32) — из «Альбома...» Г.Ф. Лозы.
Приемы, упражнения:
1.Прежде чем войти в кабинет на занятие, дети по просьбе логопеда открывают свои шкафчики в раздевальной и называют одежду по образцу: Это моя куртка. Это моя шапочка. Это мой шарф. Это мой свитер. И т.д.
2. Обобщенное называние всех предметов: одежда и обувь, (внизу).
3. Называние предметов одежды на предметных картинках, распределение их на 2 группы: одежда, обувь.
4. Дид. игра «Один — много» по предметным картинкам.
Логопед с участием детей называет одежду в соответствии с тем частями тела, на которые она надевается (шапка — шапки, кепка — кепки, косынка — косынки, панама — панамы, шляпа — шляпы;
кофта — кофты, шуба — шубы и т.д.).
Обратить внимание: платок — платки, носок — носки.
5. Рассматривание сюжетных картинок и называние на них одежды детей по сезонам: осенняя одежда, зимняя одежда, летняя одежда.
6. Составление предложений по картине «Стирка» с употреблением существительных в уменьшительной форме.
Маша стирает платьице.
Таня вешает маечку.
Таня повесила трусики, ленточку и штанишки.
7. Обратить внимание на разное значение слов: стирает (одежду) — моет (куклу).
8. Дид. игра «Оденем куклу на прогулку» (картонная кукла с набором одежды). Обговаривание действий детей:
— Что ты делаешь?
— Я надеваю кукле платье (платьице).
-- Я надеваю куртку кукле (курточку
— Я надеваю ком-би-не-зон.
— А ты, Оля, что надеваешь своей кукле? И т.д.
9. Называние деталей платья и рубашки, куртки и пальто; сравнение этих предметов попарно.
Образец: Платье — рубашка:
|
|
воротник — один воротник — воротничок;
рукав — два рукава — рукавчики;
карман — один карман — два кармана — карманчик;
пуговица — пуговицы, одна пуговица — две пуговицы;
петля- — петелька — петли — петельки, одна петля — две петли;
рукавчик короткий — рукав длинный;
рубашка короткая — платье длинное.
10.Отгадать загадку логопеда (по названным деталям узнать целый предмет).
11.Составление загадок детьми по аналогии.
12.Составление словосочетаний со словами шуба и пальто с целью показать неизменяемость слова пальто.
Надеваю шубу. Надеваю пальто. У меня нет шубы. У меня нет пальто. Пуговицы у шубы. Пуговицы у пальто.
Пришили к шубе. Пришили к пальто.
13. Физкультминутка.
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются,
Два глаза закрываются.