| Решает учитель-логопед | Решают воспитатели | |
| Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. Побуждать детей: • обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; • побуждать детей к речевому общению между собой. | Встреча детей после летних каникул, побуждение их к речевой активности (по летним впечатлениям). Постоянное активное общение с детьми: - отвечать на все вопросы детей; - побуждать к познавательному общению во время прогулок; - беседовать по поводу прочитанного и т. д. | |
| Обследование речи детей, состояния психических процессов, связанных с речевой деятельностью (сентябрь, май). Заполнение речевой карты. | Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков по программе предыдущего года (сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май). Заполнение протокола обследования. | |
| Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала. | ||
| Составление перспективного тематического плана работы. Обеспечение преемственности в изучении речевого материала и более углубленной работы над ним на 2-м голу обучения. | Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы. Обеспечение контроля за правильной речью детей с учетом их возможностей. | |
| Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала. | ||
| Логопед: | Воспитатель: | |
| -начинает работу над звукопроизношением; - использует наработанный воспитателями словарь на логопедических занятиях; -начинает работу над грамматическими темами; - расширяет объем высказываний детей, формирует навык употребления сложных предложений, использует выработанный воспитателями навык связной речи (диалогической и монологической). | - продолжает, закрепляет, контролирует развитие навыков звукопроизношения; - начинает работу по обогащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме; - закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамматические темы; - начинает работу над развитием связной речи детей. | |
| Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы: - речь взрослых должна быть четкой, ясной, красочной, грамматически правильной; - общение с детьми — вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы; - при общении с детьми большое значение имеет тактильный контакт; - обращаясь к детям, вопросы нужно формулировать конкретные, без лишних слов, поручения давать в соответствии с правилами этикета. | Предъявление детям образцов правильной литературной речи: - включение в речь разнообразных образцов речевого этикета; - обогащение речи пословицами, поговорками, стихами; - прослушивание грампластинок и аудиокассет с записями литературных произведений в исполнении артистов и профессиональных чтецов; - поощрение детского словесного творчества (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.); - организация и проведение специальных речевых игр; — приобщение детей к культуре чтения; - развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением). | |
| По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования.жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников). | ||
| Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной): -выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций; -передача с помощью речи последовательности совершаемых действий; -использование различных форм обращений к детям; - включение различных дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия; - решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций; - заучивание речевого материала разной степени сложности. | Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе. Картотека включает игры: - на внимание; - тренирующие наблюдательность; - на быстроту реакции; - приучающие ценить время; - развивающие глазомер; - воздействующие на эмоции и чувства; - на смекалку; - на ориентировку в пространстве и на плоскости листа; - игры-диалоги, игры-сценки. | |
| Развитие фонематического восприятия: - полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года); косы, замок, шапка (2-й период обучения) стол, шарф и трехсложные: (3-йпериод обучения); -преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков; - преобразование слогов в слова (ко — шко — школа); -дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие); - усвоение терминов: слово - слог - звук, гласный звук, согласный звук, предложение. | Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования. | |
| Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления: -описание предметов (выделение существенных признаков); -сравнение предметов (анализ, обобщение); -исключение «четвертого лишнего» (объяснительная речь); -установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях; -выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям картинок, обсуждении проблемных ситуаций. | Обогащение знаний и представлений об окружающем — важнейший источник развития речи детей. Развитие познавательных интересов. Развитие познавательной активности. | |
| Совершенствование словообразования и словоизменения (грамматический строй речи): -суффиксальный способ; -префиксальный способ; -словосложение; -омонимия; -образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам (падежные конструкции); -сопоставление грамматических форм глагола (число, лицо, род, время); -формулирование вопросов и ответов на них; - образование однокоренных слов. | Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций. Развитие образной стороны речи: - уточнение оттенков смысла различных слов (лес - лесок - лесочек); - толкование фразеологизмов, образных выражений, иносказаний; - образование новых слов путем словосложения (теплоход, чернозем); - включение всевозможных образных слов и выражений в практику речи (в игру, предметную деятельность, коммуникацию). | |
| Использование в учебной речевой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром: -овладение названиями предметов, явлений; их свойств и признаков; рассказ о них; -включение обобщающих понятий в объяснительную речь; - знакомство со словами-омонимами; - дифференциация синонимов (сосуд для питья — стакан, кружка, чашка и др.); - подбор эпитетов; -использование антонимов, в упражнениях на противопоставление; - расширение глагольного словаря; - различение слов, обозначающих часть и целое | Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам. Создание условий для активизации словарного запаса детей: развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу. Проведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей. | |
| Продолжение работы по развитию ритмико-слоговой структуры слов. | Заучивание скороговорок, проговаривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр-диалогов и т. д.- | |
| Закрепление навыков диалогической речи в различных играх (подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях); в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками. | ||
| Обучение рассказыванию; активизация речевого высказывания, совершенствование его содержательной и языковой стороны; знакомство с правилами объединения отдельных предложений в единое связное целое; развитие мотивации речевой деятельности. Совершенствование умения составлять рассказы: - рассказы-описания; - рассказы по серии картинок; - рассказы по сюжетным картинкам; - пересказы художественных текстов; - пересказы с разнообразными заданиями (от первого лица, с изменением времени и т. д.); - рассказы с элементами iтворчества; - сочинение сказок | Опережающая работа по формированию навыков составления рассказов: - интонационное выделение первого, центрального и конечного предложения короткого рассказа; - заполнение схемы (начало, середина, конец рассказа) различным содержанием; - уточнение характеристики персонажей и их действий; - включение в рассказ диалогов действующих лиц; - использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сюжета. | |
| Практические упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, по построению г ложных предложений разных видов. | ||
| Периодическое проведение контрольных занятий (по мере необходимости). | Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса. | |
| Четкая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми». | Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов. | |
| Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений (полноценное речевое общение). | ||
| Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов. | ||
| Логопед: | Воспитатель: | |
| - составляет расписание занятий; - дает рекомендации по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами; - использует фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы для осуществления коррекционных задач; - привлекает родителей к коррекционной работе (консультации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрация приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т. д.); - направляет детей при необходимости на консультации к специалистам (психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.). | - обеспечивает соблюдение режима дня (организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных мероприятий, коррекционной работы, досуга и т. д.); - обновляет предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы; -создает условия для воспитания общего и речевого поведения детей; - осуществляет ежедневную связь с родителями через индивидуальные контакты (беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы, объяснения и т. д.); - осуществляет контроль за выполнением рекомендаций специалистов. | |






