Текст № 2. Элементы театрального искусства в родовом обществе

Л. Леви-Брюль: «Предки и покойники не делаются объектом религиозного почитания в собственном смысле слова. Но живые абсолютно заинтересованы в том, чтобы покойники были к ним хорошо расположены. Чтобы обеспечить себе их благоволение, они прибегают к умилостивительным обрядам. Э. Тэйлор: «Описания загробного мира у дикарей часто представляют точное воспроизведение их настоящей жизни». Зулусы верят, что «в подземном мире горы, реки и все предметы такие же, как и на поверхности земли, и там легко отыскать своих родных, потому что мертвые живут в селениях и доят своих коров». «На Тробриановых островах одна женщина, не имея достаточно молока, чтобы вскормить своего новорожденного сына, обратилась к умиравшему соседу с просьбой, чтобы он, когда прибудет в страну мертвых, сообщил ее матери о ее затруднительном положении. Умершая мать явилась к дочери с корзиной, полной провизии».

Вера в возможность появления ушедших в любой момент, когда в этом возникает необходимость, привела к формированию «культа черепов» (на основе магического закона отождествления части и целого). Жители Новой Гвинеи раз в несколько лет выкапывают черепа предков, расписывают мелом, украшают перьями и цветами, подносят им пищу. В Судане «спустя год после погребения могилу открывают, череп приносят домой и помещают в маленьком домике. В случае бесплодия отец женщины обращался к черепу: «Ты – старый отец, ты уже давно умер, Ты родил меня до того, как умер. Теперь я родил дочь. Она не имеет ребенка, а ведь она замужем. Ты – старый отец, и я прошу тебя, дай ей ребенка».

Распространенным обычаем является преображение в предка с помощью наголовников (подлинный череп как основа либо деревянное изображение, обтянутое кожей и украшенное волосами и зубами). Фробениус пишет: «Позднее место черепа заняло плетение, которому была придана форма лица. На деревянных масках народов Африки лицо изображалось с плотно закрытыми глазами и с отдельно прикрепленной, отвисающей, как у покойника, челюстью...»

На основе языковых этнографических материалов можно утверждать, что слово «маска» в языке реликтовых племен не существует. Обобщающее название масок связывается с представлением о человеческом черепе: ханты и манси – «берестяное лицо», чукчи и ненцы – «кожаное лицо», ирокезы – «чужое лицо».

Преображение в умершего предполагает наличие костюма. У ацтеков на празднике жатвы плясал жрец, облаченный в кожу, снятую с только что убитой женщины. В большинстве других примеров – это подлинное одеяние умершего. Л.Леви-Брюль: «Это общение, мистическое слияние, отождествление с мифическим предком». Изображение предка связано с передачей характерных особенностей. В Меланезии умершего измеряли палками, чтобы потом подобрать подходящего по росту исполнителя: «Посредник должен правдиво и трогательно представлять печаль покойника, проливающего слезы при свидании с оставшимися в живых родственниками». Для этого использовали трюковую маску: в глазницах с внутренней стороны помещались мешочки с мокрым мхом, при надавливании на них из глаз текли слезы.

Родовые умершие связывались с идеей пользы для живых потомков. Папуасы острова Киваи перед отправлением на охоту устраивают церемонию на специально подготовленной площадке (сцена?), которая отделена от зрителей занавесом и на которую действующие лица появляются из скрытого помещения. Под хоровое пение они пляшут по очереди, представляя «исчезнувших», которые учат зверя отдаваться в руки охотников, а гарпуны – поглубже проникать в тело дюгоней, затем реально исчезают за сценой. Фоном для выступлений служит циновка, укрепленная перпендикулярно (задник?). Перед нами организованное театральное представление: сцена, кулисы, задник, роли, зрители не принимают участия.

Замаскированные предками люди принимают участие и в погребальных церемониях: предки приходят за умершим потомком, убеждая зрителей в реальном существовании потустороннего мира. Индейцы Бразилии: в последний день из леса появляются 6 замаскированных, они пляшут на площади селений, с громкими криками мчатся к хижине умершего, ударяют палками с длинными крючьями в стены и дверь жилища, стараясь проникнуть внутрь, под вопли матери или вдовы врываются в хижину. Считается, что жизнь отнята. Обряд изображает и зарождение новой жизни: маска, представляющая женщину, осаждается мужскими масками, женщина избирает одного, имитируется совокупление.

Погребальная церемония африканского племени джукун напоминает античный театр. Пляшущий, поющий, декламирующий хор стариков изображает умерших предков. Хор возглавляет предводитель (корифей?), который ведет диалог с хором и действующими лицами. Есть определенные и зафиксированные роли: сам умерший, его предок-покровитель Аку-мага, посланец последнего (вестник).

Предводитель: Увы! Страна того света!

Предки: Да! (криком)

Предводитель: Увы! Страна предков!

Предки: И-и-и-... (низко,глухо)

Предводитель: Аку-мага! Что случилось? (все поддерживают криком). Я был дома в стране умерших и я увидел подходящего твоего посланца. Я спросил его, все ли благополучно. И посланный сообщил новость: сегодня умер такой-то, и Аку послал сообщить вам об этом. Я ответил: возвратись к Аку, а вечером мы придем...

Аку-мага: Я был в селении, я слышал стенания, я убедился, что это правда, и я послал известить вас...

Предводитель (к умершему): Почему я говорю с тобой, а ты не отвечаешь? Почему ты замкнул свои уста?

Умерший: Я умер сегодня. Я повстречал моего старого отца и мою старую мать.

Далее предводитель спрашивает умершего о причине его смерти, на что умерший отвечает, что его похитила болезнь, или его призвал старший сородич. В заключение он требует себе еды.

В период разложения родового общества театральное искусство оказалось связано с ритуальной практикой тайных мужских союзов. Если изображение предка в родовом строе требовало максимального сходства, то преображение членов тайных союзов намеренно искажало и скрывало человеческую природу (это связано с замкнутостью, табуированностью). Увеличение роста достигалось ходулями длиной в несколько метров, головным убором до 3 метров высотой, колоссальными масками, искусственно длинными руками из бамбуковых палок. Требовалось необычайное смешение человеческих и звериных признаков (союзы Леопарда, Змеи, Антилопы, Шимпанзе, Крокодила, Питона). В Судане члены союза Льва носили маску в виде львиной головы, на ногах куски шкуры, голос передавался с помощью двухметрового барабана. Практика тайных союзов объединила обряды посвящения, культа мертвых, культа животных. Если раньше животное осознавалось как подобное человеку, с которым нужны добрые отношения, то теперь это запугивающий образ, страннофантастических очертаний. Образ гориллы в Восточной Африке создавался плащом из узких листьев, покрывающих тело исполнителя с головы до пят, к которому сзади крепились деревянные дощечки, звучащие при движении. По маске совершенно невозможно было догадаться, что она изображает гориллу – из кусков кожи и разноцветной материи на бамбуковом каркасе, правильный круг, звездообразно расшитый раковинками и белым обезьяньим волосом, к которому крепилось подобие морды животного, сделанное из бамбука.

Новое в развитии театрального искусства: воспроизведение многочисленных фантастических образов требовало разнохарактерности и специальной подготовки. «Обучение пляске дело нелегкое: репетируется иногда в течение 4-6 месяцев при нескольких часах ежедневных упражнений, всякая ошибка в исполнении, особенно если танцор ронял маску, обнаруживая при этом свою человеческую природу, жестоко каралась, вплоть до смертной казни». Наличие обучающего руководителя – это элементы режиссуры. Требование физической тренировки и культуры движения вело к профессионализации этого мастерства: вес маски был до 9,5 кг, отрабатывались трюки с ходулями 2-метровой высоты – одновременные прыжки в высоту на одной или двух ходулях, скрещивание ходулей во время ходьбы и пр.

Распространенным явлением было изображение духов. В соответствии с этим расширился состав действующих лиц театральных представлений: духи явлений природы; духи-покровители человеческих занятий; духи болезней; духи враждебных демонов (которые иногда выглядели как маски европейцев). Образы духов были зооморфными и антропоморфными, различались по принципу олицетворения добра и зла. Так, злыми духами считались духи предков, забытых потомками, ушедших без погребальных обрядов, умерших насильственной смертью, холостых, самоубийц, а также духи явлений природы, приносящих урон и смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: