Глубокая эмпатия

Отношение эмпатии к процессу помощи частично обсуждалось нами раньше. Эмпатия была определена как способность настроиться на чувства клиента и увидеть мир клиента таким, каким он кажется самому клиенту. Эмпатия может рассматриваться и как навык, и как отношение, и она может использоваться на различных уровнях. На первичном уровне эмпатический ответ сообщает понимание структуры отношений клиента и точно распознает чувства клиента. Глубокая эмпатия, напротив, принимает клиента продвинувшимся на шаг дальше в процессе самоисследования, добавляя глубинные чувства и смыслы в самовыражение клиента. Эган иллюстрировал различие между точностью первичной и глубокой эмпатии в следующем примере:

Клиент: «Я не знаю, что дальше. Я напряженно учусь, но не получаю хороших оценок. Я думаю, что никто не учится так усердно, как я, но все мои усилия, кажется, вылетают в трубу. Я не знаю, что еще я могу сделать».

Консультант А: «Вы чувствуете себя расстроенным, потому что даже когда вы стараетесь, вы терпите неудачу».

Консультант В: «Вы угнетены тем, что тратите столь же большие усилия, как и те, кто опережает вас, и все же терпите неудачу. Это тянет вас вниз и, возможно, даже заставляет вас немного жалеть себя».

«Консультант А пытается понять клиента, исходя из структуры его отношений. Он имеет дело с чувствами клиента и опытом, лежащим в основе этих чувств. Консультант В идет немного дальше. За окружением, за прошлым опытом, за манерами и тоном голоса клиента он рассмотрел то, что явно клиент не выражает: чувство жалости к себе. Клиент рассматривает себя как жертву, как неудачника. Показывая поверхностную систему отношений, он на самом деле начинает говорить:

«Я бедненький, мне так жалко себя». Это другая сторона, но она также проявляется в результате процесса самораскрытия» (Egan,1975).

В этом примере глубокая эмпатия консультанта В переводит клиента на новый уровень самопонимания. Поскольку этот консультант видит ситуацию со стороны клиента, но видит ее более ясно и более полно, он может видеть эффективные и неэффективные жизненные стратегии клиента (Egan, 1975).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: