В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак. 4 страница

34. Поставка для государственных нужд

ГК предусмотрел совершенно новый для российского правопорядка вид реализационного договора — государ­ственный контракт на поставку товаров для государ­ственных нужд. Закрепление такого договора в законе от­ражает переход к рыночным основам во взаимоотношениях государства с предпринимателями.

Отношения по поставкам для государственных нужд регулируются нормами § 4 гл. 30 ГК, а также федеральными законами от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продук­ции для федеральных государственных нужд», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и рядом других. К поставкам для государственных нужд применяются общие правила о дого­воре поставки, если иное не предусмотрено специальными нормами, регламентирующими этот вид отношений.

Существуют два уровня государственных нужд: феде­ральные и региональные. Федеральные государственные нужды определяются как потребности Российской Федера­ции в продукции, необходимой для решения задач жизне­обеспечения, обороны и безопасности страны и для реа­лизации федеральных целевых программ и межгосудар­ственных целевых программ, в которых участвует Россий­ская Федерация. Государственными нуждами субъектов Российской Федерации признаются потребности соответ­ствующих субъектов Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализа­ции региональных целевых программ.

Кроме отнесенности к определяемым законом государ­ственным нуждам вторым основанием установления до­говорных связей данного вида служит финансирование поставок за счет средств федерального бюджета и внебюд­жетных источников. Перечень федеральных целевых про­грамм и объемы их финансирования предусматриваются в законе о федеральном бюджете на соответствующий фи­нансовый год. Финансирование может производиться так­же из внебюджетных источников. Финансирование поста­вок на региональные нужды осуществляется из бюджетных средств субъектов Российской Федерации или привлекае­мых для этих целей внебюджетных источников.

Для организации ресурсного обеспечения федеральных и других целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчиков. В регионах заказчиков опре­деляют исполнительные органы субъектов Российской Фе­дерации. Заказчиками могут выступать только государ­ственные организации: министерства, службы, агентства, государственные предприятия и учреждения.

Заказчик размещает заказ на конкурсной основе, вы­бирая таким способом поставщика (исполнителя). Для это­го организуются федеральные и региональные торги. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа, контракт дол­жен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

В государственном контракте определяются наименова­ние подлежащих поставке товаров, их количество, ассорти­мент, качество, комплектность изделий, сроки поставки, цена, способ расчетов, порядок отгрузки и другие необходи­мые условия. В тех случаях, когда товары должны исполь­зоваться не самим заказчиком, а другими организациями, в госконтракте предусматривается условие о выдаче заказчи­ком поставщику отгрузочной разнарядки с указанием в ней реквизитов получателей и сведений о товаре, подлежащем отгрузке каждому получателю. При этом обязанность опла­ты стоимости товара лежит на заказчике (ст. 531 ГК).

Государственным контрактом может быть предусмотрена более сложная (двухуровневая) структура связей по постав­кам для государственных нужд. В этом случае заказчик после заключения контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. На осно­вании извещения поставщик обязан заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд. Заказчик признается поручителем по оплате покупателем стоимости товара, поставляемого по такому договору, и несет солидар­ную ответственность с должником (покупателем).

Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» установлена неусто­ечная ответственность за ряд нарушений государственных контрактов на поставку для государственных нужд. При необоснованном уклонении от заключения государственно­го контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность за­ключения контракта установлена законом, поставщик упла­чивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта. В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объ­ему продукции поставщик уплачивает покупателю неустой­ку в размере 50% от стоимости недопоставленной продук­ции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательства с учетом недопоставленного количества про­дукции в предыдущем периоде поставки.

Рассмотрение правового регулирования реализацион­ных договоров свидетельствует о значительных пробелах и упущениях, допущенных при подготовке соответствующих глав ГК. При нынешнем состоянии законодательства о до­говорах невозможно добиться развития и совершенствова­ния торгово-хозяйственных связей, призванных служить основой товарного рынка. В интересах всего общества уре­гулировать реализационные договоры в специальном коди­фицированном акте — Торговом кодексе России.

35 Ранее условие о цене было для договора поставки суще­ственным. Сейчас ст. 424 ГК вывела цену даже из числа не­обходимых условий реализационных договоров. Установле­но, что при отсутствии в договоре условия о цене оплата производится по той цене, которая в момент заключения договора обычно взималась за аналогичное имущество. Та­кой порядок неприемлем для коммерческих договоров, по­скольку вносит неопределенность во взаимоотношения сто­рон. Определить обычно взимаемую цену на товар порой бывает довольно трудно, особенно когда дело касается но­вого или впервые закупаемого товара. Поэтому сторонам следует конкретно определять цену товара в договоре.

Пункт 2 ст. 424 ГК устанавливает важное правило: изме­нение цены после заключения договора не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором.

Цена может использоваться как средство стимулирова­ния к надлежащему исполнению обязательств. Для этого в договоре могут устанавливаться ценовые коэффициенты или дифференцированные цены: при отгрузке товара точно в согласованный срок — большие, при задержке исполнения — меньшие. Может предусматриваться уменьшение цены при предварительной оплате и увеличение цены на случаи не­своевременной оплаты. Таким образом, договорное условие о размере цены может использоваться для решения различ­ных задач. Одно из важнейших для сторон договора - условие о способе расчетов. Способы, или формы, расчетов предус­матриваются в договоре самими контрагентами с учетом требований закона. Конкретные формы расчетов сейчас ре­гулируются гл. 46 ГК, а также документами ЦБ РФ, в част­ности Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П, и иными актами.

Статья 861 ГК предусматривает общее для предпри­нимательских организаций требование о безналичном осуществлении расчетов через банки. Сейчас по установленному ЦБ РФ порядку наличные расчеты возможны на сумму до 60 тыс. руб., при закупках сельскохозяйственной продукции — до 100 тыс. руб. В мировой хозяйственной практике таких жестких ограничений не существует и дос­таточно широко используются наличные расчеты за товар, за перевозки и за другие услуги. Применение наличных де­нег сдерживается неудобствами доставки и пересчета круп­ных сумм и риском хищений.

Статья 862 ГК предусмотрела следующие основные спо­собы безналичных расчетов: платежными поручениями, чеками, по аккредитиву и по инкассо. Наряду с ними призна­ются допустимыми иные способы расчетов, предусмотренные законом или применяемые в банковской практике.

Транзитная отгрузка не дает потребителю никаких вы­год. Более того, приходится платить наценку посреднику, хотя товар грузится в адрес потребителя непосредственно изготовителем. К тому же размеры посреднических наценок в стране весьма ощутимы для покупателей, превышают су­ществующие за рубежом. Это мотивирует потребителя к переходу на прямые связи с изготовителем.

Таким образом, включение в договор по­ставки условия об изменении цены товара вследствие изменения курса определенной ва­люты не противоречит законодательству. При этом во избежание споров необходимо во всех случаях четко и подробно определить обстоя­тельства, при наступлении которых допуска­ется одностороннее изменение поставщиком цены, а также порядок такого изменения (в том числе условия о необходимости и способах уве­домления покупателя) и т. п.Торговая оптовая наценка включена в общую цену товара при ее реализации розничным торговым предприятиям. Затрагивать розничную наценку не имеет смысла, но учитывать ее величину просто необходимо для перспективы продвижения товара, как формирование конкурентного преимущества в вопросах ценообразования. В конечном итоге цель одна – получение гарантированной прибыли.
Наценка воптовой торговле формируется из расчета планируемых затрат. Приведенные ниже правила приемлемы в основном для торгово-оптовой посреднической деятельности, но не для товаропроизводителя (для него наценка в оптовой торговле формируется по своим правилам).
Итак, наценка в оптовой торговле формируется оптовиком-посредником самостоятельно на основании достоверных источников информации и основных показателей:
1) Прейскурант цен от поставщика (товаропроизводителя): учитывается конечная цена (цена прихода), по которой оптовик-посредник принимает товар. Должны четко оговариваться условия (в договоре) – транспортные расходы, скидки от объема закупки, акции, совместные расходы по продвижению товара и пр.
2) Особенности отдельных видов товара: сроки реализации и хранения, т.е. для скоропортящихся и особо скоропортящихся наценка формируется в зависимости от конъюнктуры рынка и оптимизируется с привязкой к требованиям товаропроизводителя. Так же учитывается конкретный вид товара по степени его популярности, т.е скорости продаж или товарооборота.
3) Затраты складские и сбытовые: хранение товара в зависимости от его специфики, возможные потери, уценка, транспортные расходы, стимулирование сбыта, аренда площадей, канцелярия, телефоны, а так же издержки на содержание наемных работников, дополнительные активы и пр.
4) Государственное регулирование цен на отдельные виды товаров.
5) Налогообложение и пр. обязательные платежи по Закону для предпринимателей.
Наценка в оптовой торговле устанавливается из расчета экономической целесообразности проводимых работ и регулируется ее формой деятельности. Например, наценка для некоторых оптовых предприятий, торгующих только со склада (в большинстве случаев - пассивные продажи), будет отличаться от наценки оптовых предприятий, ведущих активные продажи.
Успехов Вам в любых добрых начинаниях.
36. Объемы перевозок могут определяться сторонами в договорах об организации перевозок (эти договоры упо­минаются в ст. 798 ГК). На разных видах транспорта орга­низационные договоры имеют различное название и неоди­наковое содержание.

Так, согласно ст. 10 УЖТ грузоотправители, грузополу­чатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные дого­воры об организации перевозок. В таких договорах определя­ются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки и усло­вия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными догово­рами перевозчики обязуются в установленные сроки прини­мать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязу­ются предъявлять их для перевозки.

Статьей 36 УАТ предусмотрено заключение годовых до­говоров на перевозку грузов, которые могут оформляться на трехлетний срок. В этих договорах согласовываются объемы перевозок на каждый год (с разбивкой по кварта­лам), условия перевозок и порядок расчетов. До начала каждого квартала перевозчик и грузоотправитель согласо­вывают объемы перевозок грузов на месяцы, в соответствии с которыми определяются декадные задания на перевозку грузов. На морском транспорте в соответствии со ст. 118 КТМ стороны заключают долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов, в котором предусматри­вают объёмы перевозок грузов в навигационный период или на год с разбивкой по месяцам и иные вопросы органи­зации перевозок.

Один из серьезных недочетов современного законодатель­ства - неурегулированность процедуры заключения долго­срочных договоров. Долгосрочные договоры вообще не упоминаются в ГК, хотя они представляют мощное право­вое средство организации торговых и иных предпринимательских отношений. Они характеризуются более широ­ким диапазоном возможностей, большими регулятивными способностями, нежели краткосрочные.

Более высокий эффект долгосрочных договоров создается благодаря возможности решения в них задач долговремен­ного характера, которые не могут быть решены на основе годовых и иных краткосрочных договоров. Длительные до­говоры сами по себе дают значительный выигрыш за счет сокращения трансакционных издержек, обеспечения устой­чивого получения прибыли. Однако главное в них — не просто срок действия, а включение обязанностей, для осу­ществления которых требуется несколько лет. Таковы обя­занности освоения выпуска новых видов товаров с принци­пиально иными свойствами, улучшения качественных характеристик изделий, внесения в них конструктивных усовершенствований и др. Для выполнения таких условий требуются производственные и технологические меры дол­говременного характера.

В порядке заключения долгосрочных договоров имеется ряд существенных особенностей. На Западе распространен­ной является практика заключения двухуровневых дого­воров. Первый уровень составляет рамочный (основной) договор. Рамочный договор заключается на продолжитель­ный срок, и в нем урегулируются основные вопросы взаи­моотношений, обычно не подлежащие изменению в период действия обязательства. Условия изменяющегося характера оставляются открытыми - они подлежат урегулированию в отдельных договорах.

В рамочных договорах крайне важно определять, кто и в какие сроки высылает проект отдельного договора, как и в какие сроки, сообщаются и урегулируются возникающие разногласия. Здесь можно предусматривать обязанность передачи споров по условиям отдельных договоров в арбит­ражный суд, устанавливая срок для этого. В рамочном дого­воре может быть предусмотрен молчаливый акцепт посту­пившего проекта отдельного договора. Без определения таких вопросов основной договор становится неисполни­мым.

Второй уровень — отдельные договоры, заключаемые на соответствующие краткие периоды либо на поставку разо­вых партий товара. В отдельных договорах определяются условия, относящиеся к особенностям деятельности в такие частные периоды. В России все чаще применяется подобное построение отношений, ибо это экономично и юридически удобно.

В торговых договорах могут и должны предусматри­ваться обязанности продавцов по расширению ассорти­мента, освоению выпуска новых видов товаров, более при­влекательных по своим свойствам. Договор - единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассор­тиментных запросов потребителей. Ведущая роль договора в удовлетворении ассортиментных запросов общества пока слабо осознана нашими управленцами и правовой наукой. В законодательных актах, цивилистических трудах не най­ти рекомендаций об использовании возможностей договора для расширения и обновления ассортимента приобретае­мых товаров.

В обстановке приниженной роли договора в советский период происходило свертывание, оскудение ассортимента товаров. В настоящее время процесс расширения ассорти­мента российских товаров идет крайне медленно. Сохраня­ется дефицит, нехватка многих видов изделий, хотя, по дан­ным статистики, производственные мощности загружены лишь наполовину.

Движущей силой в данном деле должны стать требова­ния оптовых и розничных торговых организаций, других потребителей к производителям при заключении догово­ров. Промышленность, в условиях монополизма и слабой конкуренции, сама улучшать ассортимент не начнет. Это подтверждает зарубежная и отечественная практика. Лишь когда в массе договоров появятся условия о последователь­ном расширении и обновлении ассортимента, только тогда дело изменится к лучшему.

Включение в договор условий об изменении ассортимен­та нередко требует от производителей инвестиций, финан­совых затрат на закупку оборудования и материалов, раз­работку и освоение новых технологий. Для того чтобы быть уверенным в возмещении ему таких расходов, поставщик должен добиваться точного определения в договоре, какие конкретно новые изделия, в каких количествах и начиная с какого периода должны будут поставляться покупателю.

С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия раз­личают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.

Условие о частных сроках требует его увязки с ас­сортиментом и количеством. Изготовление изделий в ши­роком ассортименте связано с частыми переналадками обо­рудования. Остановки для переналадки уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортимент­ных запросов потребителей с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объе­мам поставки (они более короткие) и по развернутому ас­сортименту — более продолжительные.

Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в ко­личествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах ме­сячного срока поставщик обязан поставить товар всего со­гласованного ассортимента. Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить число переналадок и потери от остановок оборудования.

На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается ис­полненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако тре­буется ещё время на транспортировку, которое может быть достаточно продолжительным. Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик мо­жет отгрузить товар 31 января, и его действия будут право­мерными, хотя товар поступит к получателю через полме­сяца или месяц.

Для обеспечения заблаговременного получения товара сто­роны нередко предусматривают дискретные сроки, напри­мер месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает поло­жения продавца. Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изме­няется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах соответствующего меся­ца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.

Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК до­пускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стре­мятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для опера­ций с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать право досрочной отгрузки определенными объемами, на­пример полумесячными или до полной загрузки транспорт­ного средства. В обмен на возможность досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение усло­вий договоров в коммерческой практике обычно является результатом выторговывания взаимных льгот и преиму­ществ.

В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений. Субъекты сами осуществляют юриди­ко-конструктивную работу, основываясь на анализе усло­вий деятельности, своих возможностей и интересов.

37+38+39.. Определение качества товаров

Одним из важнейших для реализационных договоров является условие о качестве продаваемых товаров. Под качеством принято понимать совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять ус­тановленные или предполагаемые потребности.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техни­ческом регулировании», принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систе­му правового регулирования качества. Закон ввел ряд но­вых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, между­народный стандарт, национальный стандарт, оценка соот­ветствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедре­ния в коммерческую практику.

Закон предусматривает издание общих и специальных технических регламентов. Они принимаются международ­ным договором России, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Общие регламенты устанавливают обязательные для ис­полнения требования к объектам технического регулирова­ния (продукции, в том числе зданиям, строениям, сооруже­ниям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Специальные техни­ческие регламенты устанавливают требования к отдель­ным видам продукции и процессам, в отношении которых недостаточно предписаний общих технических регламен­тов. Всего до 2007 г. предусматривается издать 350—400 тех­нических регламентов.

Предусмотрен отказ от централизованного определения качества товаров через множество (22 тыс.) ГОСТов и иных документов, детально регламентировавших требования к изделиям вплоть до их цвета и формы. Важнейшими прин­ципами стандартизации названы добровольность примене­ния стандартов и недопустимость их противоречия требо­ваниям технических регламентов. Требования стандартов в отношении качества рассматриваются как минимальные. Они могут без ограничений дополняться в договорах более высокими показателями.

Видами стандартов, согласно ст. 13 Закона, являются национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и стан­дарты организаций. Закон допускает также возможность применения международных стандартов. Имеется более 12 тыс. таких стандартов, принятых Международной орга­низацией по стандартизации (ИСО).

Проекты национальных стандартов могут разрабаты­ваться любыми субъектами, которые вносят их на утвержде­ние Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются самой организацией, заинтересованной в этом. Организация, разработавшая проект такого стандар­та, может направить его на экспертизу в названную Феде­ральную службу, которая дает свое заключение по проекту.

Национальные стандарты и стандарты организаций применяются независимо от страны или места происхож­дения товара. Поэтому стандарты могут быть установлены на товары, приобретенные у других лиц либо закупленные по импорту и реализуемые в России. Данное правило озна­чает также возможность применения одной организаци­ей стандарта, разработанного и утвержденного другим субъектом. При этом лицо, применяющее стандарт, обязано указать, какой организацией утвержден стандарт, его на­звание, номер и дату утверждения.

Другим инструментом регулирования качества, подлежа­щим применению в торговом обороте, является сертифика­ция или, что одно и то же, — подтверждение соответствия качества заявленным требованиям. Изготовитель или про­давец подтверждают путем сертификации соответствие своих товаров требованиям применяемых стандартов или условиям заключенных договоров. Итак, сертификация служит инстру­ментом обеспечения соблюдения применяемых стандартов или показателей качества, указываемых продавцом в договоре.

Подтверждение соответствия качества заявленным тре­бованиям бывает обязательным или добровольным. Сама процедура подтверждения может основываться: а) на про­верке качества товара органом по сертификации или б) на подаваемой заявителем декларации о соответствии.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертифи­кации, установленный постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013, предусматривал необходимость сер­тификации до 80% товаров потребительского назначения. Сейчас он значительно сокращен согласно постановлению Правительства РФ от 10.02.2004 № 72. Обязательная сер­тификация проводится органом по сертификации с провер­кой самих товаров, а в необходимых случаях — даже нали­чия у изготовителей возможности обеспечить устойчивый уровень качества. При прохождении сертификации лицу выдается сертификат соответствия.

Наряду с этим обязательное подтверждение соответ­ствия товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766, осуществляется путем подачи заявителем декларации в орган по сертифи­кации. К декларации прилагаются техническая документа­ция, результаты исследований (испытаний) и измерений и другие доказательственные материалы. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистра­ции Федеральной службой по техническому регулирова­нию и метрологии. Зарегистрированная декларация слу­жит документом, подтверждающим соответствие товара положениям стандартов или условиям договоров.

Добровольное сертифицирование производится по инициативе заявителя на основании договора с органом по сертификации. Коммерческая организация или объедине­ние организаций могут создавать системы добровольной сертификации на целые группы товаров. Для подтверждения их соответствия организация или объединение направляют в орган по сертификации комплект необходимых докумен­тов. Эти документы подтверждают соответствие товара требованиям стандарта или условиям заключаемых догово­ров, а также наличие у заявителя возможности устойчивого обеспечения надлежащего качества товаров.

Орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на товар, прошедший добровольную сертифи­кацию; предоставляет заявителю право на применение зна­ка соответствия, если это предусмотрено системой добро­вольной сертификации, в которую входит заявитель.

Товары, сертифицированные на соответствие нацио­нальному стандарту, могут маркироваться знаком соответ­ствия национальному стандарту. Вид знака соответствия, предусматриваемого системой добровольной сертифика­ции, определяется самой системой добровольной сертифи­кации. Остальные товары, соответствие которых заявлен­ным требованиям подтверждено в порядке, установленном Федеральным законом «О технической регулировании», маркируются знаком обращения на рынке. Указанный знак наносится в информационных целях, а его изображе­ние устанавливается Правительством РФ.

Закупаемые по импорту товары, подлежащие обязатель­ной сертификации, должны быть предварительно сертифи­цированы в России в общеустановленном порядке. Сейчас контроль за соответствием импортных товаров целям стан­дартизации крайне слаб. По данным печати, российский продовольственный рынок стал сегодня всемирной помой­кой. В Россию нередко бесконтрольно ввозятся продукты, запрещенные к употреблению в развитых странах. Причем ввозятся по бросовым ценам, из-за чего их охотно скупают недобросовестные торговцы, наживающие на этом огром­ные прибыли.

Как распределяются обязанности по обеспечению каче­ства между субъектами торгового оборота? По смыслу зако­на, изготовитель и оптовая организация-продавец несут ответственность за соответствие товара принятому стан­дарту или условиям договора, а также правильное исполь­зование сертификата соответствия, декларации о соответ­ствии и знака соответствия или знака обращения на рынке. Оптовые и розничные торговые организации при продаже приобретенного товара отвечают за само наличие сертифи­ката соответствия или декларации о соответствии и знака соответствия (знака обращения на рынке) на реализуемом то­варе, когда сертификация обязательна либо когда ее доб­ровольное проведение предусмотрено договором с продавцом.

Требования стандартов и способы подтверждения соот­ветствия должны учитываться при заключении и исполнении торговых договоров. ГК вообще не упоминает о стандартах и не предусматривает механизмы привязки стандартов к условиям договоров. В результате деятельность по стандар­тизации и договорная работа оказались оторваны друг от друга. В немалой степени по этой причине в последние годы контролирующими органами отмечается ухудшение каче­ства российских товаров.

Для привязки в договорах показателей качества това­ров к требованиям стандартов могут использоваться сле­дующие приемы:

1) если на товар имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны наименование, номер и дата утверждения этого стандарта, а также наименование организации, утвердившей стандарт;

2) при отсутствии у покупателя текста стандарта следу­ет предусматривать обязанность его высылки вместе с дого­вором или в иной установленный срок, например в десяти­дневный. Когда в договоре назван стандарт, а работники фирмы-покупателя его не имеют и не знают, что в нем пре­дусмотрено, они не могут проверить товар по всему переч­ню установленных в нем требований;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: