В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак. 5 страница

3) при согласии руководствоваться стандартом в догово­ре необходимо конкретно указывать марки, сортность, дру­гие изменяющиеся характеристики, определение которых отнесено стандартом к усмотрению сторон. Для покупателя важно настаивать на поставке изделий лучших сортов и марок или с отдельными более высокими показателями ка­чества;

4) в случае разработки стандарта в виде ступенчатого (порогового), предусматривающего несколько последова­тельно улучшающихся уровней качества, надлежит уста­навливать в договоре сроки начала поставки изделий улуч­шенных модификаций;

5) должен быть конкретно определен порядок удостове­рения продавцом соответствия товара установленным тре­бованиям. Это может быть условие о высылке продавцом сертификата соответствия (декларации о соответствии), заверенного сертифицирующим органом, нотариусом или продавцом, а также об обязанности проставлять на каждом изделии знак соответствия или знак обращения на рынке.

ГК не только не содержит упоминаний о стандарте, но даже не требует обязательного определения в договорах ус­ловия о качестве. Статья 469 ГК устанавливает, что при от­сутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать товар, пригодный для целей обычного использова­ния такого товара. Подобный способ определения качества приемлем для стран с общей высокой культурой производ­ства. Он непригоден для России, где пока низок уровень качества большинства товаров. Поэтому в каждом реализа­ционном договоре следует определять качественные харак­теристики товара. Это может делаться путем отсылки к по­казателям соответствующего стандарта, а когда стандарт отсутствует — путем непосредственного определения тре­бований к качеству в договоре.

Улучшение качества — одна из важнейших общегосудар­ственных задач, определяющих положение нации в мире. Государство, которое не смогло наладить изготовление пер­восортных товаров, будет обречено на экономическую зави­симость. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от развитых стран, однако основная проблема в том, что сохраняющееся низкое качество насла­ивается на правовую и организационную необеспеченность работы по его улучшению, на отсутствие конкуренции меж­ду товаропроизводителями.

В деле улучшения качества важно учитывать и исполь­зовать правовые возможности, регулятивный потенциал договора. Современной России требуется не просто поддер­жание качества на уровне стандартов, поскольку отече­ственные стандарты в основном закрепляют низкие показа­тели качества, тогда как необходимо последовательное улучшение качества большинства производимых товаров. Именно договору, а не системе стандартизации, которая в отрыве от договоров малопригодна для этого, принадлежит ведущая роль в решении данной задачи.

Как же использовать договор для содействия улучше­нию качества?

Важно прежде всего определять в договоре конкретные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует ГК. Как свидетельствует практика, целесообразно выделять условие о качестве товара в виде самостоятельного раздела договора.

При необходимости детального определения качествен­ных показателей товара они могут излагаться в техничес­ком описании или ином документе, прилагаемом к договору в виде его обязательной части.

Одним из способов регулирования качества товаров в коммерческой практике является поставка по согласованным образцам. Такой порядок удобен при реализации срав­нительно недорогих товаров. Продавцом изготавливается образец в одном или двух экземплярах. Образец снабжается этикеткой за подписями сторон, упаковывается и опломби­руется. В договоре указываются важнейшие качественные характеристики образца, а также порядок его хранения. В случае возникновения спора о качестве экспертная органи­зация проводит проверку полученных покупателем изде­лий на соответствие образцу.

Для поставщиков всегда положительные результаты дает разработка стандартов на изготавливаемые (а для оптовых организаций — на регулярно поставляемые) товары. Покупа­тели обычно отдают предпочтение товарам, качественные ха­рактеристики которых конкретно указаны в установленной документации. Разработка стандартов и сертифицирование соответствия реализуемых товаров должны составлять необ­ходимую часть конкурентной стратегии фирмы.

При отсутствии стандартов в договоре должны опреде­ляться основные показатели качества товаров. Покупа­телям следует до закупки выяснять, какие недостатки наи­более часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких де­фектов. Нужно консультироваться у своих специалистов (мастеров, товароведов), проводить опросы потребителей о том, какие пожелания у них имеются к улучшению качества товара, а затем включать их в договоры в виде требований к продавцам о качестве.

Договор надлежит использовать для последовательного, поэтапного улучшения качественных показателей. Наибо­лее пригодны для этого долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматри­ваться более высокие пороги качества. Вместе с тем даже в го­довых договорах при систематических связях можно каждый раз вводить дополнительные требования к качеству товара, предусматривать улучшение тех или иных характеристик. Позитивные перемены с качеством начнутся тогда, когда в массе договоров появятся подобные условия.

Закон предусматривает, что поставщик удостоверяет качество товара соответствующим документом. Докумен­ты о качестве высылаются вместе с товаром, если иное не установлено договором. Вид документа и его содержание определяются стандартом на конкретный товар. Если в стандарте эти вопросы не решены, то вид и содержание документа, а также порядок его предоставления определяются договором.

Документы о качестве могут быть различными: практи­ка выработала множество их видов. Таковы удостоверение о качестве, паспорт, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, комплектовочный талон, ярлык качества и др. Сертификата соответствия или декларации о соответ­ствии обычно совершенно недостаточно для удостоверения качества товара, в связи с чем и требуются указанные до­кументы. Роль этих документов возросла. Статья 464 ГК установила, что если документы, относящиеся к товару, не переданы в установленный срок, то покупатель вправе от­казаться от товара. Поэтому в договоре должны опреде­ляться содержание и порядок высылки такого документа, т.е. какие сведения о товаре в нем указывать, в каком количе­стве предоставлять: один экземпляр на партию товара или на каждое изделие, высылать ли его вместе с товаром или отдельно от него.

Высылка документа, с необходимой полнотой удостоверя­ющего качество товара, крайне важна для проверки товара покупателем, определения надлежащей цены, оперативной передачи в производство или в розничную продажу.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потре­бителей» установил, что документация к товару должна представляться на русском языке. Постановлением Пра­вительства РФ от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспече­нию наличия на ввозимых на территорию Российской Фе­дерации непродовольственных товаров информации на русском языке» запрещена продажа товаров, не имеющих информации на русском языке. Однако это важное правило повсеместно нарушается. Организациям-покупателям сле­дует дополнительно закреплять в договоре данное требова­ние в отношении импортных товаров.

В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. Если маркировка тары пред­назначена для покупателя и транспортной организации, перевозящей груз, то маркировка товара содержит сведе­ния, необходимые пользователю.

Товарная маркировка наносится на само изделие, на его упаковку либо на прилагаемые ярлык, этикетку, вкладыш. Содержание маркировки определяется правовыми актами, стандартами, в том числе на конкретные виды товаров, а также договором.

На товары потребительского назначения должны на­носиться сведения, предназначенные для граждан-покупа­телей. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8-12) информация должна содержать адрес и фирмен­ное наименование изготовителя (продавца), цену, гаран­тийный срок, если он установлен, и другие данные. Состав информации и требования к содержанию информации по группам товаров определены стандартами ГОСТ Р 51121—97 «Товары непродовольственные. Информация для потреби­телей. Общие требования» и ГОСТ Р 51074—97 «Продук­ты пищевые. Информация для потребителей. Общие тре­бования».

Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предус­матривает необходимость указания на этикетках, ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых про­дуктов более широкого круга необходимых сведений для по­требителей по данным видам товаров.

Статья 458 ГК установила важное правило: товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей дого­вора. Это означает, что при отсутствии маркировки и иной необходимой информации товар не признается поставлен­ным, а обязательство не считается исполненным. Установ­ление такого порядка резко повышает значимость мар­кировки, четкого определения в договоре содержания мар­кировки и иной информации и способа ее нанесения.

В 1977 г. международной организацией EAN был разра­ботан Европейский стандарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она представляет собой сочетание определенного количества штрихов и пробелов разной тол­щины. Штриховой код наносится на изделие типографским способом или приклеиваемой этикеткой. В соответствии с законодательством Европейского союза товары без штри­ховой маркировки не допускаются к продаже.

В России общее руководство работой по штриховому ко­дированию товаров осуществляет Внешнеэкономическая ас­социация автоматической идентификации — ЮНИСКАН. По запросам организаций ЮНИСКАН выдает им коды для маркировки производимых товаров, ведет соответствую­щий банк данных.

Линии штриховой маркировки состоят из 4 групп. Ли­нии первой группы обозначают код страны — изготовителя товара. Линии второй группы присваиваются ЮНИСКАН конкретной организации — изготовителю или продавцу то­вара. Последующая группа знаков кода разрабатывается изготовителем (продавцом) товара и отражает информа­цию о товаре, необходимую для самого изготовителя и для покупателей товара. Последний разряд кода является конт­рольным числом алгоритма.

Штриховая маркировка обычно используется одновремен­но с наносимым ниже ее «бар-кодом» — цифровой кодирован­ной маркировкой. Штриховая и цифровая маркировка считы­ваются сканирующим устройством. Символьная маркировка дает возможность программного регулирования многих тор­говых операций, таких, как учет количества произведенных товаров в развернутом ассортименте, контроль за поступле­нием и реализацией товаров, оперативное пополнение запа­сов товара на складе и в торговом зале и др.

С качеством связано также установление гарантийных сроков и сроков годности либо сроков службы изделий.

Под гарантийным понимается срок, в течение которого проданный товар должен соответствовать требованиям к его качеству, заявленным продавцом. Сроки гарантии уста­навливаются стандартом на соответствующий товар либо предусматриваются в договоре. В договоре могут быть со­гласованы более длительные сроки гарантии против ука­занных в стандарте. По ст. 471 ГК гарантийный срок начи­нает исчисляться с момента передачи товара покупателю; если иное не предусмотрено договором.

Срок годности — это период, в пределах которого изде­лие обнаруживает свои потребительские свойства либо до­пустимо к употреблению. Для машин, приборов и других товаров длительного пользования могут устанавливаться сроки службы. В соответствии со ст. 473 ГК срок годности исчисляется от даты изготовления товара. Срок службы ис­числяется со дня передачи товара потребителю. Перечень товаров длительного пользования, на которые изготови­тель обязан установить срок службы, утвержден постанов­лением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720. В этом же постановлении содержится перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для ис­пользования по назначению.

При закупках товаров со сроками годности важно пре­дусматривать в договоре условие об остаточном сроке год­ности, конкретно определяя его. Например, при покупке партии цемента с годичным сроком годности в договоре может быть предусмотрено, что остаточный срок годности на момент поступления цемента к покупателю должен со­ставлять не менее 2/3 общего срока годности. Одновремен­но должны предусматриваться последствия несоблюдения этого условия в виде права отказаться от принятия и опла­ты товара, а также обязанности продавца самому вывезти этот товар от покупателя. Оставление несогласованными указанных условий ведет к значительным потерям для по­купателей и экономики страны в целом.

Наряду с качеством в договоре решаются вопросы комп­лектности. Под комплектностью понимается набор из изде­лия и отдельных вспомогательных или запасных частей к нему, его принадлежностей. Таким образом, комплект — это установленный перечень из основного и вспомогательных изделий, принадлежностей. Все единицы комплекта долж­ны отгружаться покупателю одновременно, если иное не предусмотрено сторонами.

Комплектность устанавливается стандартом на соответ­ствующее изделие или договором. В договорах может пре­дусматриваться поставка товаров с дополнительными час­тями комплекта за специальную плату либо без отдельных единиц комплекта. Изменение комплектности производит­ся по требованию покупателя.

40. Можно назвать следующие задачи, для решения кото­рых предназначен договор оптовой купли-продажи. Это: 1) обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления товаров в розничную торговую сеть; 2) обеспечение нали­чия ассортимента товаров, максимально удовлетворяюще­го интересы покупателей, постоянное обновление и улучше­ние ассортимента; 3) поступление в магазины товаров высокого качества, безопасных для жизни к здоровья граж­дан; 4) поступление товаров в упаковке и расфасовке, удоб­ных для пользования и хранения; 5) обеспечение полноты информации для покупателей о характеристиках товара, порядке пользования и хранения, сроках годности и др.; 6) обеспечение для покупателей возможности замены товара, его гарантийного ремонта и сервисного обслуживания и др.

Законодательство о розничной торговле в настоящее время предусматривает множество различных требований по обеспечению интересов населения, которые, чтобы быть исполненными, предполагают привлечение усилий изгото­вителей и оптовых организаций. Правовой основой для ре­шения указанных задач служит договор оптовой купли-продажи, нуждающийся в законодательном закреплении и регламентации.

Статья 421 ГК позволяет сторонам самим составить договор оптовой купли-продажи или соответствующим об­разом дополнить договор поставки. Однако в обстановке слабой конкуренции розничные торговые организации практически лишены возможности добиться от продавцов включения в договоры необходимых условий, поскольку ни нормы о договоре поставки, ни глава 30 ГК в целом не пре­дусматривают соответствующих прав розничных торговых организаций во взаимоотношениях с продавцами (постав­щиками). Проводившиеся обследования показывают, что сейчас лишь в трети договоров между поставщиками и роз­ничными торговыми организациями содержатся все необходимые условия, обеспечивающие соответствие товара правилам продажи в розничной сети.

Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК является то, что, предусмотрев в § 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответ­ствующих обязанностей изготовителей и оптовых органи­заций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение необходимых требований относительно прода­ваемого товара. Отсутствие законодательного урегулиро­вания договора оптовой купли-продажи закрепляет прими­тивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.

Бла-бла-бла. Наплести о том, что договор предусматривает качество и т.д.

41. С качеством связано также установление гарантийных сроков и сроков годности либо сроков службы изделий.

Под гарантийным понимается срок, в течение которого проданный товар должен соответствовать требованиям к его качеству, заявленным продавцом. Сроки гарантии уста­навливаются стандартом на соответствующий товар либо предусматриваются в договоре. В договоре могут быть со­гласованы более длительные сроки гарантии против ука­занных в стандарте. По ст. 471 ГК гарантийный срок начи­нает исчисляться с момента передачи товара покупателю; если иное не предусмотрено договором.

Срок годности — это период, в пределах которого изде­лие обнаруживает свои потребительские свойства либо до­пустимо к употреблению. Для машин, приборов и других товаров длительного пользования могут устанавливаться сроки службы. В соответствии со ст. 473 ГК срок годности исчисляется от даты изготовления товара. Срок службы ис­числяется со дня передачи товара потребителю. Перечень товаров длительного пользования, на которые изготови­тель обязан установить срок службы, утвержден постанов­лением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720. В этом же постановлении содержится перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для ис­пользования по назначению.

При закупках товаров со сроками годности важно пре­дусматривать в договоре условие об остаточном сроке год­ности, конкретно определяя его. Например, при покупке партии цемента с годичным сроком годности в договоре может быть предусмотрено, что остаточный срок годности на момент поступления цемента к покупателю должен со­ставлять не менее 2/3 общего срока годности. Одновремен­но должны предусматриваться последствия несоблюдения этого условия в виде права отказаться от принятия и опла­ты товара, а также обязанности продавца самому вывезти этот товар от покупателя. Оставление несогласованными указанных условий ведет к значительным потерям для по­купателей и экономики страны в целом.

Наряду с качеством в договоре решаются вопросы комп­лектности. Под комплектностью понимается набор из изде­лия и отдельных вспомогательных или запасных частей к нему, его принадлежностей. Таким образом, комплект — это установленный перечень из основного и вспомогательных изделий, принадлежностей. Все единицы комплекта долж­ны отгружаться покупателю одновременно, если иное не предусмотрено сторонами.

Комплектность устанавливается стандартом на соответ­ствующее изделие или договором. В договорах может пре­дусматриваться поставка товаров с дополнительными час­тями комплекта за специальную плату либо без отдельных единиц комплекта. Изменение комплектности производит­ся по требованию покупателя.

42. В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. Если маркировка тары пред­назначена для покупателя и транспортной организации, перевозящей груз, то маркировка товара содержит сведе­ния, необходимые пользователю.

Товарная маркировка наносится на само изделие, на его упаковку либо на прилагаемые ярлык, этикетку, вкладыш. Содержание маркировки определяется правовыми актами, стандартами, в том числе на конкретные виды товаров, а также договором.

На товары потребительского назначения должны на­носиться сведения, предназначенные для граждан-покупа­телей. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8-12) информация должна содержать адрес и фирмен­ное наименование изготовителя (продавца), цену, гаран­тийный срок, если он установлен, и другие данные. Состав информации и требования к содержанию информации по группам товаров определены стандартами ГОСТ Р 51121—97 «Товары непродовольственные. Информация для потреби­телей. Общие требования» и ГОСТ Р 51074—97 «Продук­ты пищевые. Информация для потребителей. Общие тре­бования».

Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предус­матривает необходимость указания на этикетках, ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых про­дуктов более широкого круга необходимых сведений для по­требителей по данным видам товаров.

Статья 458 ГК установила важное правило: товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей дого­вора. Это означает, что при отсутствии маркировки и иной необходимой информации товар не признается поставлен­ным, а обязательство не считается исполненным. Установ­ление такого порядка резко повышает значимость мар­кировки, четкого определения в договоре содержания мар­кировки и иной информации и способа ее нанесения.

В 1977 г. международной организацией EAN был разра­ботан Европейский стандарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она представляет собой сочетание определенного количества штрихов и пробелов разной тол­щины. Штриховой код наносится на изделие типографским способом или приклеиваемой этикеткой. В соответствии с законодательством Европейского союза товары без штри­ховой маркировки не допускаются к продаже.

В России общее руководство работой по штриховому ко­дированию товаров осуществляет Внешнеэкономическая ас­социация автоматической идентификации — ЮНИСКАН. По запросам организаций ЮНИСКАН выдает им коды для маркировки производимых товаров, ведет соответствую­щий банк данных.

Линии штриховой маркировки состоят из 4 групп. Ли­нии первой группы обозначают код страны — изготовителя товара. Линии второй группы присваиваются ЮНИСКАН конкретной организации — изготовителю или продавцу то­вара. Последующая группа знаков кода разрабатывается изготовителем (продавцом) товара и отражает информа­цию о товаре, необходимую для самого изготовителя и для покупателей товара. Последний разряд кода является конт­рольным числом алгоритма.

Штриховая маркировка обычно используется одновремен­но с наносимым ниже ее «бар-кодом» — цифровой кодирован­ной маркировкой. Штриховая и цифровая маркировка считы­ваются сканирующим устройством. Символьная маркировка дает возможность программного регулирования многих тор­говых операций, таких, как учет количества произведенных товаров в развернутом ассортименте, контроль за поступле­нием и реализацией товаров, оперативное пополнение запа­сов товара на складе и в торговом зале и др.

44. С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия раз­личают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.

В отношении сроков передачи (отгрузки) товара зако­нодательство о купле-продаже не требует их указания в до­говоре. Такой подход совершенно неприемлем для торго­вых отношений.

Срок передачи или отгрузки, которая приравнивается к передаче, может определяться конкретной датой или указа­нием периода, в котором должен быть отгружен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком по­ставки в договоре устанавливаются частные сроки, т.е. пе­риоды для отгрузок отдельными частями (партиями). Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но сами периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК товары должны поставляться равными партия­ми помесячно.

Установление частных сроков актуально для любых ви­дов реализационных договоров: поставки, оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд, контракта­ции. ГК урегулировал эти вопросы только для отношений по поставкам. Поэтому при заключении других видов реа­лизационных договоров самим сторонам следует предус­матривать в них частные сроки отгрузок и размеры отдель­ных партий. Установление в договорах частных сроков оказывает серьезное упорядочивающее воздействие на про­изводственную и торговую деятельность субъектов.

При выработке условий о сроках следует учитывать та­кие факторы, как длительность цикла производства изде­лий, продолжительность транспортировки, наличие у про­давца и покупателя складских площадей для хранения готового товара и др. Исходя из них в договорах указыва­ются соответствующие по продолжительности частные сроки (7-, 10-дневные и иные), причем такая периодичность должна быть обоснованной в экономическом и других отно­шениях, базироваться на тщательных расчетах.

Условие о частных сроках требует его увязки с ас­сортиментом и количеством. Изготовление изделий в ши­роком ассортименте связано с частыми переналадками обо­рудования. Остановки для переналадки уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортимент­ных запросов потребителей с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объе­мам поставки (они более короткие) и по развернутому ас­сортименту — более продолжительные.

Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в ко­личествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах ме­сячного срока поставщик обязан поставить товар всего со­гласованного ассортимента. Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить число переналадок и потери от остановок оборудования.

На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается ис­полненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако тре­буется ещё время на транспортировку, которое может быть достаточно продолжительным. Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик мо­жет отгрузить товар 31 января, и его действия будут право­мерными, хотя товар поступит к получателю через полме­сяца или месяц.

Для обеспечения заблаговременного получения товара сто­роны нередко предусматривают дискретные сроки, напри­мер месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает поло­жения продавца. Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изме­няется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах соответствующего меся­ца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.

Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК до­пускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стре­мятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для опера­ций с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать право досрочной отгрузки определенными объемами, на­пример полумесячными или до полной загрузки транспорт­ного средства. В обмен на возможность досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение усло­вий договоров в коммерческой практике обычно является результатом выторговывания взаимных льгот и преиму­ществ.

В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений. Субъекты сами осуществляют юриди­ко-конструктивную работу, основываясь на анализе усло­вий деятельности, своих возможностей и интересов.

В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товара, помимо сроков могут устанав­ливаться графики отгрузки или завоза товара. Графики представляют собой календарное расписание с указанием дней отгрузки (завоза). Они могут предусматриваться как часовые и даже минутные, в частности при завозе полуфаб­рикатов в магазины, товаров по торговым точкам, продук­тов в школьные столовые.

Установление графиков резко упорядочивает процесс дос­тавки товаров, сокращает простои транспортных средств под выгрузкой, дает значительную экономию средств как для каждой отдельной организации, так и для общества в целом. Однако их выполнение требует высокой дисциплины и со­гласованности действий исполнителей. Широкое овладение навыками выработки в договорах и соблюдения графиков — это общехозяйственная, национальная задача.

Сроки поставки и графики отгрузки — это разные усло­вия договора. Так, частные сроки могут быть соблюдены, а все графики сорваны. Поэтому за нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность. По­скольку доказать убытки от таких нарушений весьма слож­но, целесообразно установление в договоре штрафов, при­чем достаточно высоких, за несоблюдение графиков.

Важно определять в договоре порядок действий в случа­ях нарушения продавцом сроков передачи товара. Закон урегулировал эти вопросы лишь в отношении договоров поставки. Согласно ст. 511 ГК количество товара, недопос­тавленное в одном частном периоде, подлежит восполне­нию в следующем периоде в пределах срока действия дого­вора. Восполнение должно производиться в согласованном ассортименте, а если он не определен, то в том ассортимен­те, который не был поставлен в срок. Следует по аналогии определять эти условия также в других видах реализацион­ных договоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: