Статья 184. Коммерческое представительство

1. Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.
2. Одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя.
Коммерческий представитель вправе требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
3. Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности.
Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.
4. Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами.

53. Агентские договоры были распространены в стране до октябрьского переворота и в период нэпа и назывались «агентурными соглашениями». В 1920-х гг. издается ряд за­конодательных актов о торговом агентировании. Однако ГК РСФСР и Основы гражданского законодательства от 31.05.1991 не содержат упоминания об агентском договоре.

Развитие торгового оборота потребовало создания специ­альных договорных институтов, которые содействовали бы установлению связей между субъектами торговли, не создавая вместе с тем договорных цепочек по продвижению товара. Этим целям служат, в частности, агентские договоры.

Согласно ст. 1005 ГК по агентскому договору одна сто­рона — агент обязуется совершить по поручению другой стороны — принципала юридические и иные действия от своего имени и за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В зарубежной практике допускается воз­можность для агента действовать в интересах принципала, не называя имени этого принципала в целях сохранения коммерческой тайны.

К агентским отношениям в зависимости от того, от чьего имени (принципала или агента) совершаются сделки, по­мимо норм гл. 52 ГК «Агентирование» субсидиарно приме­няются нормы ГК о договорах комиссии или поручения. Отдельные виды агентирования (финансовое, судовое и др.) регулируются также специальными законами.

В юридической литературе высказываются суждения об агентировании как о гибриде договоров поручения и комис­сии. Такие взгляды неверны. Агентский договор не просто объединяет, но он расширяет возможности договоров ко­миссии и поручения, трансформируясь в самостоятельный договорный вид. Агентские договоры очень богаты по сво­им регулятивным возможностям. В зарубежной практике сформировалось и устойчиво применяется более ста подви­дов агентских договоров.

В России возможности этого договора пока используют­ся довольно слабо, хотя некоторые самостоятельные его подвиды уже сложились: финансовое, судовое, туристичес­кое агентирование, риэлторство и др. Та же транспортная экспедиция, которую цивилистика пока четко не классифи­цировала — это агентский договор.

Развитие агентирования вызвано важными потребнос­тями торгового оборота. Агентские договоры позволяют выделить из общего состава деятельности какие-то слож­ные обязанности, требующие профессиональной подготов­ки и опыта, и поручить их выполнение агентским фирмам (агентам). Последние в силу специализации способны вы­полнить порученные им операции экономичнее и каче­ственнее. Возложение принципалом постоянных или разо­вых заданий на агентов, находящихся в других регионах, освобождает от необходимости создания там филиалов.

Агент обычно совершает для принципала большое число разнообразных операций, выполняя одновременно действия как юридического, так и фактического характера. Все эти действия не регламентируются детально в договоре, чтобы не ограничить оперативную самостоятельность агента. Оп­ределяются лишь основные обязанности агента и необходи­мые результаты работы. Вместе с тем в договоре могут дета­лизироваться условия, выполнение которых обязательно для агента. Таковы, например, даваемые принципалом указания о ценах, условиях поставки и платежа. Агентские отношения в торговом обороте нередко носят продолжительный харак­тер и оформляются долгосрочными договорами.

Агент, подобно поверенному или комиссионеру, должен исполнять поручение лично. Возложение исполнения обя­зательства на субагентов допускается лишь с согласия принципала. Он обязан руководствоваться договором и указаниями принципала. Важным моментом коммерческо­го агентирования является возможность для агента при от­сутствии указаний принципала действовать в соответствии с обычаями торгового оборота.

Агент может действовать от своего имени или от имени принципала. Для совершения действий от имени принци­пала (это более распространенная модель отношений) кро­ме договора требуется доверенность. Стороной в сделках, совершенных от имени принципала, признается принци­пал. В этих случаях в результате действий агента между продавцом и покупателем устанавливаются прямые дого­ворные связи. Соответственно, в договоре подлежат урегу­лированию все условия, необходимые для реализационных сделок.

Агент не несет риска убытков по таким сделкам, по­скольку все права и обязанности устанавливаются для принципала. Однако агент отвечает за ненадлежащее ис­полнение собственных обязанностей, совершаемых непос­редственно им действий: оформление документов, проверку товара и т.п.

В случае, когда в агентском договоре предусмотрены об­щие полномочия на совершение сделок от имени принципа­ла, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или заведомо долж­но было знать об ограничении полномочий агента. В соот­ветствии с существующей практикой ограничения полно­мочий агента не могут касаться определения категорий покупателей (продавцов) товара.

При заключении агентом договора от своего имени при­обретает права и становится обязанным агент, хотя бы прин­ципал и был назван в сделке или даже вступил с третьим ли­цом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Поскольку сделка совершается за счет принципала, риск не­исполнения обязательства третьими лицами, как и в догово­рах комиссии, ложится на принципала. Требования из таких договоров к третьим лицам заявляются самим агентом либо, если это предусмотрено договором, принципалом, которому агент переуступает права требования по сделке.

Право на получение агентом вознаграждения ставится в зависимость от результата, каковым признается выполне­ние агентом обязанностей, предусмотренных договором. Если в договоре не определен порядок уплаты вознаграж­дения, то оно подлежит уплате в течение семи дней с момен­та представления агентом отчета за прошедший период или за выполнение всего объема работ. К отчету должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произ­веденных агентом в связи с исполнением договора. Принци­пал, имеющий возражения по отчету агента, должен сооб­щить о них агенту в течение 30 дней со дня получения отчета. В противном случае отчет считается принятым принципалом. Расходы по выполнению поручения возме­щаются агенту независимо от результата, если иное не пре­дусмотрено договором.

Отдельного упоминания требует торговое агентирова­ние, осуществляемое за рубежом. Утвержденный Междуна­родной торговой палатой Типовой коммерческий агентский контракт (изд. 1991 г. № 496) предусматривает, что торго­вый агент не совершает сделок, если это специально не ого­ворено контрактом, а лишь подыскивает возможного поку­пателя. В силу п. 2 ст. 182 ГК лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в буду­щем сделок, не являются представителями. Договор с по­купателем заключает организация, в интересах которой работает агент. Торговое агентирование при отсутствии от­ношений представительства нередко именуется простым посредничеством. Привлечение агентов активизирует про­дажи, позволяет избежать многозвенности торговых дого­воров, ведет к снижению трансакционных издержек.

Агент осуществляет деятельность на определенной тер­ритории. Он должен обеспечить организацию продаж в со­ответствии с общими условиями договора купли-прода­жи, переданного ему фирмой. Агент и принципал могут договариваться об объеме продаж на каждый год. Однако невыполнение согласованного минимума продаж не рас­сматривается как нарушение со стороны агента. Агент ин­формирует принципала о конъюнктуре рынка, состоянии конкуренции на своей территории.

Агент обязан убедиться в платежеспособности покупате­ля, чьи заказы он передает принципалу. Агент имеет право на вознаграждение за все продажи товаров, совершенные принципалом в пределах действия контракта на обусловленной территории, а по законодательству Европейского союза — даже в течение шести месяцев по окончании кон­тракта. Контракт может быть расторгнут по письменному заявлению любой из сторон.

К числу агентских относится договор транспортной экспедиции. Однако услуги по этому договору оказываются не по поводу реализации товара, а в связи с процессом пере­возки. Поэтому данный договор нельзя отнести к торгово-посредническим. Он входит в группу договоров, содейству­ющих торговле, и должен рассматриваться вместе с ними.

54. Торговая практика уже давно привела к появлению до­говоров, в которых обязательство купли-продажи дополня­ется условиями об исключительном характере отношений сторон. Так, покупатель принимает на себя обязанность приобретать определенные товары только у своего продав­ца и не приобретать такие товары от других продавцов. В свою очередь продавец обязуется не продавать соответству­ющие товары в данном регионе другим покупателям.

Подобные договоры наиболее широко используются во внешнеторговой практике и получили название дистрибьюторских контрактов. Их применение регулируется Ти­повым дистрибьюторским контрактом, подготовленным Международной торговой палатой (изд. 1991 г. № 518). Заключая такой договор, организация-дистрибьютор при­нимает на себя обязательство покупки товара иностранной фирмы в качестве ее монопольного импортера. Сторона, за­ключающая контракт с дистрибьютором, именуется про­давцом или грантором.

Дистрибьютор действует как фактический, а не юриди­ческий посредник. Он приобретает и реализует товар от своего имени, за свой счет по самостоятельно заключаемым договорам. Этим дистрибьютор отличается от комиссионе­ра, поверенного или агента. Однако он одновременно обя­зуется оказывать продавцу услуги по сбыту товара, что де­лает данные отношения посредническими.

В дистрибьюторских контрактах устанавливается мини­мальное количество товаров, которое дистрибьютор заку­пает у продавца на год или иной период. Такая заданность объемов продаж важна для планирования производства и отгрузок. Вместе с тем необходимым условием договора яв­ляется выполнение дополнительных поставок товара по за­казам дистрибьютора в согласованные сроки.

Дистрибьютор получает прибыль не только за счет раз­ницы между ценой приобретения и ценой продаж товара. В договорах предусматривается также скидка с цены в пользу дистрибьютора за гарантированный сбыт товара. Преду­сматриваются меры поощрения для дистрибьютора за пре­вышение минимального уровня продаж.

Поскольку дистрибьютор выступает монопольным им­портером, иностранный продавец обязуется не продавать свои товары для сбыта на данной территории другим тор­говцам. Этим создаются преимущества для дистрибьютора, облегчаются возможности реализации получаемого товара.

Дистрибьютор призван способствовать увеличению продаж товаров. Он обязуется прилагать все усилия для продвижения товара в соответствии с пожеланиями про­давца и защищать его интересы. Для этого в контракте пре­дусматривается, что дистрибьютор обязан организовать сбытовую сеть товаров. В этих целях он может заключать субдистрибьюторские и иные договоры, например, торгово­го агентирования. Дистрибьютор должен информировать поставщика о своей деятельности, конъюнктуре рынка и состоянии конкуренции в пределах оговоренной террито­рии и др. Оказание таких услуг носит обязательный харак­тер наравне с основной операцией покупки товара. Эти ус­тойчивые особенности взаимоотношений дают основания для отнесения дистрибьюторских контрактов к обязатель­ствам посреднического характера.

Стороны могут условиться о проведении совместной рекламы товаров, участии в оптовых ярмарках, выставках, презентациях. Расходы на эти цели распределяются согла­шением сторон. Однако в соответствии с практикой образ­цы изделий для ярмарок и выставок предоставляются гран-тором, поскольку данная деятельность осуществляется в его интересах.

В контракте должны определяться условия, связанные с реализацией товара: о гарантийном обслуживании, ремон­те, создании обменного фонда, послепродажном сервисе. При наличии условия о гарантийном обслуживании долж­но предусматриваться создание у дистрибьютора запаса комплектующих частей, которые предоставляются продав­цом бесплатно. Расходы на гарантийное обслуживание по условиям контракта могут вычитаться дистрибьютором из стоимости получаемых товаров.

55. Во внутреннем обороте дистрибьюторским контрактам соответствуют договоры об исключительной продаже то­вара. Заключая такие договоры, оптовые и розничные тор­говые организации становятся распространителями това­ров, приобретаемых ими от изготовителей или головных сбытовых фирм. При выработке содержания таких догово­ров стороны заимствуют пригодные для внутреннего обо­рота положения Типового дистрибьюторского контракта, а также учитывают имеющийся опыт соответствующих отно­шений.

Условие об исключительном характере отношений сто­рон нередко предусматривается не только в договорах куп­ли-продажи, но также и в посреднических договорах. Так, возможность установления условий об исключительности отношений закреплена ст. 990 и 1005 ГК для договоров ко­миссии и агентирования

Рассмотрение проблематики торгового посредничества свидетельствует о неудовлетворительной законодательной регламентации многих возникающих здесь вопросов. Без четкой правовой основы невозможно улучшить организа­цию товарного обращения. Именно поэтому необходим Торговый кодекс России, призванный урегулировать в ком­плексе и на более качественном уровне указанные важные виды отношений.

56. Договор коммерческой франшизы

Одним из новых видов договоров, содействующих тор­говле, является договор коммерческой франшизы. Ис­пользование в гл. 54 ГК для обозначения этого договора термина «коммерческая концессия» представляется оши­бочным, поскольку в зарубежном законодательстве (Фран­ция, ФРГ, ЕС) слова «коммерческая концессия» служат для обозначения торгового посредничества и используются как синонимы дистрибьюторства и дилинга.

Договор франшизы известен с XIX в. Однако бурное раз­витие он получил в США в 70-е гг. XX в. как способ легально­го преодоления ограничений антитрестовского законодатель­ства. Под воздействием успешного американского опыта сформировалась целая группа обязательств, составляющих новое направление предпринимательства, обозначаемых об­щим понятием франчайзинг (франшизирование). Этот тер­мин стал общепринятым в мировой практике.

Идея франчайзинга основана на передаче одним лицом другим лицам знаний и делового опыта, приобретенных в силу продолжительной и успешной работы в определенной области. Франчайзинг непосредственно связан с высокой де­ловой репутацией ведущей фирмы. Франчайзинг обеспечива­ет объединение сети хозяйствующих субъектов вокруг единого центра, передовые технологии и Приемы деятельности кото­рого они используют. Это чисто контрактные объединения, поскольку новых юридических лиц здесь не возникает.

Ведущая фирма может развивать свое дело двумя путями: расширять за счет инвестиций собственный бизнес либо вов­лекать на основе договоров в сферу своей деятельности другие фирмы. Второй путь обеспечивает получение высокого до­хода, не требуя значительных финансовых затрат. Создание франчайзинговых сетей позволяет расширяться, занимая но­вые ниши рынка через связанные договорами франшизы организации. Именно с помощью такой системы выросли крупнейшие торговые и иные предпринимательские сети.

Значительный экономический выигрыш получают так­же зависимые организации, применяющие апробированные на практике прогрессивные технологии, приемы веде­ния предпринимательской деятельности.

Принято различать следующие виды франчайзинга:

1) коммерческий, применяемый в сфере торговли. Здесь одна сторона передает, а вторая получает право на реали­зацию товаров с использованием торговых технологий, маркетинговых приемов, методов продажи, а также под фир­менным именем головной организации. Видом коммерческо­го является сбытовой франчайзинг, представляющий собой деятельность по реализации товаров под фирменным наи­менованием и на основе технологий и приемов ведущей организации.

С учетом предметных интересов основное внимание бу­дет уделено коммерческому франчайзингу;

2) производственный, дающий субъекту право на изготовление и реализацию товаров с использованием при­емов, технологий и ноу-хау ведущей организации, ее фир­менного наименования и товарных знаков;

3) деловой, применяемый в сферах обслуживания, общест­венного питания (где он впервые и возник), обучения и др.

Сторонами в договоре франшизы являются правообла­датель (франчайзер) и пользователь (франчайзи).

Серьезным просчетом гл. 54 ГК стало то, что она свела отношения сторон по договору франшизы в основном к ли­цензионному соглашению - передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными зна­ками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Между тем сущность франчайзинга сострит в передаче передо­вого опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении. Высокая результа­тивность франчайзинга основана на принципе копирования, тиражирования по определенной системе зарекомендовав­ших себя на практике эффективных концепций бизнеса.

Товарные знаки, патенты, ноу-хау выступают лишь внешними воплощениями коммерческого опыта и деловой репутации. Они имеют косвенное отношение к профессио­нальным знаниям и передовому опыту правообладателя и сами по себе не создают изменений в деятельности пользо­вателя. Если, например, оклеить стены заводоуправления ОАО «Москвич» патентами и свидетельствами лучших ав­томобильных фирм мира, то выезжать из ворот предприя­тия будут все те же «Москвичи».

Коммерческий опыт в отличие от объектов интеллектуаль­ной собственности нельзя просто продать, ему можно только обучить, перенять его. Для этого за рубежом в договорах франшизы в качестве основного условия предусматривается передача разработанной франчайзером бизнес-системы и ус­танавливается обязанность пользователя строго соблюдать ее положения. Бизнес-система (или операциональная система) представляет собой регламент организации хозяйственной де­ятельности, в котором детально определяются все вопросы функционирования фирмы-пользователя. Бизнес-система же­стко стандартизирует требования ко веем сторонам работы пользователя, обеспечивая копирование порядка деятельнос­ти и даже внешних признаков правообладателя, нередко дово­дя их до степени неразличимости.

Именно бизнес-системы обеспечивают подтягивание множества посредственно работающих организаций до уров­ня самых передовых и служат общему повышению уровня хозяйствования в стране. Этот способ организации предпри­нимательства предполагает создание широких сетей однород­ных организаций, соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы продажи товаров. Так, в США более 1/3 оптовых и розничных торговых организаций входят во франчайзинго­вые сети, и этот процесс активно развивается. Глава 54 ГК во­обще не упоминает о бизнес-системе (операциональной систе­ме), уделяя основное внимание лицензионному соглашению и этим сводя на нет возможности договора франшизы.

Бизнес-системы в силу их объемности оформляются как приложение к договору франшизы. Освоение бизнес-систе­мы предполагает стадию подготовки пользователя к работе по новым правилам и обучение персонала. Оно произво­дится специалистами правообладателя. Процесс последую­щего совершенствования хозяйственной деятельности делает необходимым периодическое внесение изменений в бизнес-систему, что специально обусловливается в договоре.

Договор франшизы носит долгосрочный характер. За­ключаемые франчайзером договоры со всеми пользовате­лями должны предусматривать одинаковые условия. Это обязательное требование к договорам франшизы.

В договоре обычно предусматривается условие о содей­ствии пользователю в приобретении торгового или произ­водственного оборудования, стандартизированной офис­ной мебели и рекламных средств от централизованных поставщиков со скидкой с цены. Это уменьшает необходи­мые затраты пользователя.

Частью договора является соглашение о предоставлении правообладателем пользователю на срок или без указания срока права использовать в предпринимательской деятель­ности комплекс исключительных прав, принадлежащих пра­вообладателю, в том числе на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, а также на другие предусмотренные договором объекты исключитель­ных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор франшизы (коммерческой концессии) регистрируется органом, осуществившим регис­трацию юридического лица, выступающего в качестве пра­вообладателя. Договор, содержащий условие об использо­вании объектов, охраняемых в соответствии с патентным законодательством, кроме того, подлежит регистрации в федеральном патентном ведомстве. При несоблюдении это­го требования договор считается ничтожным.

Пользователь должен поддерживать деловую репута­цию франчайзинговой системы. В этих целях в договоре предусматривается право осуществления систематичес­кого контроля со стороны правообладателя за соблюде­нием пользователем правил бизнес-системы. Несоблюде­ние установленных требований, в частности неспособность следовать деловым стандартам, служит основанием для прекращения договорных отношений.

В договорах производственной и деловой франшизы необходимым условием является обеспечение пользователем соответствия уровня качества изготавливаемых изделий (про­изводимых работ, оказываемых услуг) уровню качества ана­логичных товаров (работ, услуг), производимых непосред­ственно правообладателем. В этих целях в гл. 54 ГК вос­произведено положение ст. 26 Закона РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наи­менованиях мест происхождения товаров», согласно кото­рому лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров пользователя будет не ниже каче­ства товаров правообладателя и что последний будет осу­ществлять контроль за выполнением этого условия.

Договор предусматривает внесение пользователем пер­воначального взноса за покупку франшизы. Такая первич­ная плата покрывает расходы франчайзера на содействие пользователю в переустройстве его фирмы и обучении пер­сонала. Пользователь должен также делать ежемесячные (на Западе — еженедельные) выплаты правообладателю за право пользования его системой бизнеса и поддержку деятельности. Такие платежи называют различно: управлен­ческая плата, роялти, сервисная плата и др. Размеры платы определяются в виде процента от суммы продаж товара пользователем.

Существенные просчеты ГК приводят к тому, что договоры коммерческой концессии между отечественными предпри­нимателями насчитываются единицами. Более активно франчайзинг используется во взаимоотношениях иностран­ных и отечественных фирм. Как показывают исследования, такие договоры составляются по западным образцам на осно­ве зарубежного правового и хозяйственного опыта.

Подобная ситуация явно ненормальна. Договоры фран­шизы имеют огромную перспективу. Согласно публикуе­мым в печати прогнозам, к середине нынешнего столетия половина малых предприятий в развитых странах будет работать в режиме договоров франшизы и, следовательно, на уровне лучших, ведущих в своей области фирм. Это тре­бует необходимых изменений в законодательном регулиро­вании отношений франчайзинга.

57. Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

58. Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции иногда ошибочно оп­ределяют как договор перевозки и рассматривают вместе с транспортными договорами. По своей природе данный дого­вор относится к группе агентских договоров. Отличительные черты договора транспортной экспедиции определяются сфе­рой применения. Здесь услуги юридического и фактического характера оказываются в связи с процессом перевозки товара. Существуют книжная, почтовая, денежная экспедиция, но они также связаны с перевозкой соответствующего имущества. Вне перевозки никакого экспедирования не бывает.

Отношения по экспедированию регулируются гл. 41 ГК и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспорт­но-экспедиционной деятельности». Названный Закон регла­ментирует товарное экспедирование и напрямую относится к коммерческой деятельности. Закон предусматривает издание Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые должны быть утверждены правительством РФ.

По договору транспортной экспедиции одна сторона, экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет дру­гой стороны, клиента, выполнить или организовать вы­полнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов. Итак, соглашение касается услуг, свя­занных с перевозкой, но не собственно перевозки.

Обязанности по экспедированию могут принимать на себя специализированные организации, созданные для этих целей. Таковы различные экспедиционные агентства и фирмы. Они заключают с клиентами договоры на оказание комплекса услуг по получению от транспортных организа­ций грузов и доставке их клиенту, а также сдаче к перевозке грузов, отправляемых клиентом.

Г.Ф. Шершеневич в качестве важного признака экспеди­рования указывал на отсутствие у экспедитора транспорт­ных средств, вследствие чего он не может осуществлять перевозку. Такая трактовка не соответствует современному положению дел. Экспедиционные организации, как прави­ло, располагают автомобильным и другим транспортом, однако он предназначен для выполнения не основной, а вспомогательной перевозки: со станции (порта, пристани, аэропорта) к клиенту или обратно.

Указанные обстоятельства подлежат учету при определе­нии момента исполнения реализационного обязательства, пе­рехода права собственности на товар и решении вопроса об ответственности за несохранность груза. Сдача продавцом то­вара экспедитору не считается исполнением обязательства по купле-продаже, поскольку экспедитор обязуется передать то­вар основному перевозчику, а не доставить его покупателю. Перевозка, выполняемая экспедитором и выполняемая основ­ной транспортной организацией, не является прямой смешан­ной перевозкой, она осуществляется не по единому, а по разным транспортным документам. Покупатель лишен воз­можности заявить требование к экспедитору по поводу несох­ранности поступившего груза. Такие требования могут заяв­ляться им лишь к основному перевозчику, принявшему груз от экспедитора, либо к грузоотправителю.

Во многих случаях функции экспедирования принимают на себя сами транспортные организации: порты, станции, автоперевозчики. Для этого в составе транспортных орга­низаций создаются специальные подразделения, которые выполняют такие обязанности.

Отдельные экспедиционные услуги могут оказывать ра­ботники транспортных организаций, непосредственно вы­полняющих перевозку груза, например, работники морских и речных судов. На автомобильном транспорте шофер на­ряду с перевозкой, как правило, выполняет для клиента от­дельные обязанности по экспедированию. Он может производить увязку, укрытие и крепление груза в кузове, следить за сохранностью, оформлять на станции (пристани, в пор­ту) документы для клиента. В таких случаях шофер стано­вится шофером-экспедитором. За оказываемые услуги он получает надбавку к зарплате.

Услуг лишь одного экспедитора нередко оказывается не­достаточно. Поэтому различные обязанности по экспеди­рованию оказываются рассредоточенными между не­сколькими разными экспедиторами, каждый из которых выполняет свой круг задач.

С учетом такого разделения функций конкретные виды эк­спедиционных услуг и размер платы за них стороны преду­сматривают: 1) в договорах на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключаемых со специализированными экспе­диционными организациями; 2) в организационных догово­рах, заключаемых с транспортными организациями. Так, в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом определяются виды оказываемых экспедицион­ных услуг и размеры платы за них; 3) в договорах (заказах) на выполнение разовых перевозок грузов.

Договоры предусматривают оказание экспедиторами как фактических, так и юридических услуг.

Содержание фактических экспедиционных услуг со­ставляют: а) проверка количества и состояния прибывшего или отправляемого груза, его тары и упаковки; б) нанесе­ние транспортной маркировки на груз и снабжение груза бирками; в) внесение провозных платежей и сборов; г) организация либо непосредственное осуществление достав­ки груза на станцию (порт, пристань) или со станции к по­лучателю; д) сопровождение груза при перевозке; е) уве­домление клиента об отправленных или прибывших в его адрес грузах и иные действия.

Наряду с фактическими действиями экспедитору прихо­дится совершать также юридические действия. Таковы заключение экспедитором договоров перевозки с транспорт­ными организациями от имени и за счет клиента, оформле­ние документов по отправлению и приему грузов от пере­возчика, осуществление таможенных процедур и др. В таких случаях экспедитор вступает в правовые отношения от имени клиента и должен иметь доверенность на действия по его уполномочию.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заклю­ченных экспедитором от имени клиента на основании полу­ченной доверенности, либо выданных основным перевозчи­ком вместе с доставленным грузом.

Ответственность по договору на транспортно-экспеди­ционное обслуживание характеризуется рядом особеннос­тей. Экспедитор отвечает за несохранность груза лишь при наличии его вины. При этом согласно ст. 803 ГК если экспе­дитор докажет, что нарушение обязательства вызвано нару­шением договора перевозки, то он отвечает перед клиентом по тем же правилам, по которым перед экспедитором отве­чает соответствующий перевозчик. Это особая правовая конструкция, предусматривающая, что ограниченный ха­рактер ответственности должника обусловливается огра­ничением по закону ответственности третьего лица, дей­ствиями которого вызвано нарушение.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О транс­портно-экспедиционной деятельности» в случае односторон­него отказа экспедитора или клиента от договора сторона возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы затрат, понесенных клиентом или экспедитором.

До предъявления экспедитору иска обязательно заявле­ние к нему претензии. Претензия заявляется клиентом в те­чение шести месяцев с приложением обосновывающих до­кументов. Ответ на претензию должен быть дан в течение одного месяца. Срок исковой давности по требованиям из договора транспортной экспедиции составляет один год.

59.

60. К числу товарораспорядительных документов относятся складские свидетельства, выдаваемые поклажедателям в подтверждение принятия товара на хранение. Они выда­ются специальными субъектами — товарными складами, которые осуществляют профессиональное хранение това­ров. Складские свидетельства бывают двух видов: простое и двойное. Двойное складское свидетельство состоит из двух частей: складского свидетельства и залогового свидетель­ства. Залоговое свидетельство имеет в ГК РФ название варранта. Такое обозначение не соответствует терминоло­гии, принятой в зарубежной торговой практике, где вар­рантом именуют всякое складское свидетельство на храни­мый товар.

В ст. 912—917 ГК определено содержание складских сви­детельств и установлен порядок работы с ними.

В простом и двойном складских свидетельствах должны быть указаны:

— наименование и место нахождения товарного склада;

— номер свидетельства по реестру склада;

— наименование и место нахождения лица, от которого принят товар на хранение. Сведения об этом лице указыва­ются лишь в двойном свидетельстве. Что касается простого свидетельства, то оно выдается на предъявителя;

— наименование и количество принятого на хранение товара;

— срок, на который товар принят на хранение;

— размер вознаграждения за хранение;

— подпись хранителя и печать склада. Это один из немногочисленных случаев, когда закон требует скрепления подписи на договоре печатью.

В двойном складском свидетельстве перечисленные све­дения должны быть указаны одинаково в обеих его частях: складском свидетельстве и залоговом свидетельстве.

При несоответствии установленным требованиям доку­мент не признается складским свидетельством. Он утрачи­вает значение товарораспорядительного документа, дей­ствуя лишь в качестве договора хранения или залога. Уступка прав (требования) по нему осуществляется в об­щем порядке цессии.

Двойное складское свидетельство представляет собой два договора: хранения товара и залога этого же товара. Договоры могут отделяться друг от друга простым разделе­нием частей двойного свидетельства. Они могут переда­ваться вместе или порознь другим лицам путем учинения передаточной надписи. Простое свидетельство выписыва­ется на предъявителя и при передаче не требует индоссиро­вания. Залог товара по залоговому свидетельству более прост и удобен, чем по обычному договору залога.

Указанными обстоятельствами определяются функции складского свидетельства как товарораспорядительного до­кумента. Складское свидетельство и залоговое свидетель­ство после разъединения поступают в обращение, могут ис­пользоваться самостоятельно, находясь у разных лиц.

Товарный склад выдает товар держателю двойного складского свидетельства в обмен на обе его части: склад­ское свидетельство и варрант, предъявленные вместе. Для получения товара возможно также предъявление складско­го свидетельства вместе с документом об уплате всей суммы долга по варранту.

Залог товаров с помещением их на товарные склады — высокоэффективная обеспечительная мера. Она позволяет осуществлять устойчивое банковское кредитование торго­вых организации, так как последние могут распоряжаться товаром для погашения задолженности по кредиту. Креди­тование торговли — условие активного развития самих банков, учитывая высокую скорость обращения торгового капитала. Однако в России численность товарных складов незначительна, ограниченный характер носит и примене­ние складских свидетельств.

Имеются и другие причины неразвитости оборота складских свидетельств. Так, в соответствии со ст. 914 ГК РФ держатель залогового свидетельства имеет право зало­га на товар в размере выданного по залоговому свидетель­ству кредита и процентов. Однако закон не предусматрива­ет отражения в складских свидетельствах информации об обеспечиваемом кредите. В результате приобретатели двой­ных складских свидетельств не имеют представления об обеспечиваемом обязательстве и неохотно работают с ними. Для исправления этих дефектов сами стороны могут указы­вать в обеих частях складского свидетельства наименова­ние кредитора, данные о размере кредитного долга, процен­тной ставки, сроке погашения кредита, обеспеченного складским свидетельством.

61. Второй вид товарораспорядительного документа — коно­самент на перевозку груза морским транспортом. Если коносамент выписан на предъявителя или предусматрива­ет право приказа грузоотправителя либо грузополучателя на выдачу груза другому лицу, то становится возможной передача такого документа в оборот. С ним могут совер­шаться сделки, в том числе биржевые. По просьбе грузоот­правителя коносамент может выдаваться в нескольких эк­земплярах с указанием их числа. Данное правило также расширяет возможности использования коносамента в ка­честве товарораспорядительного документа.

Оформление морской перевозки осуществляется следу­ющим образом. На основании представленного грузоотп­равителем погрузочного ордера порт в зависимости от вида перевозки выписывает морскую накладную либо коноса­мент, содержание которого определено ст. 144 КТМ. После погрузки груза на борт судна перевозчик взамен коносамен­та выдает грузоотправителю бортовой коносамент, в кото­ром указываются наименование судна, дата погрузки и дру­гие данные, либо вносит соответствующие сведения в ранее выданный коносамент. Коносамент, подписанный капита­ном судна, считается выданным от имени перевозчика. По желанию грузоотправителя коносамент может выдаваться ему в нескольких экземплярах (оригиналах) с указанием числа экземпляров.

Коносамент может выписываться:

1) с указанием определенного грузополучателя — имен­ной коносамент;

2) с указанием о необходимости выдачи груза согласно приказу отправителя или получателя — ордерный коносамент;

3) на предъявителя.

Коносамент выполняет две основные функции. Он слу­жит способом оформления договора перевозки и, кроме того, является товарораспорядительным документом. Ко­носамент может предлагаться для продажи, в том числе на биржевых торгах, поскольку в качестве товарораспоряди­тельного документа он позволяет изменять собственника указанного в нем товара.

62. Одностороннее изменение или прекращение договора может предусматриваться также на случаи изменений хо­зяйственной ситуации или условий деятельности сторон. Подобные способы реагирования на изменение обстоя­тельств уже не являются мерами оперативного воздей­ствия, а представляют один из способов защиты от рисков.

Так, в договорах оптовой купли-продажи и поставки сторо­ны нередко предусматривают право на одностороннее умень­шение количества товара или изменение ассортимента в слу­чае существенных изменений покупательского спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: