Социалистического производства

Исходя из объективных требований исторического ма­териа­лизма - единственно научной социологии - марксист­ская политическая эко­номия анализирует производство ве­щественных жизненных средств 20. Поэтому и нашу работу мы обязаны начать с рассмотрения вещест­венного произ­водства.

Мы определили, что основным производственным от­ношением социа­листического производства (тем особым характером и способом, каким в социалистическом обще­стве осуществляется соединение рабочего с его средствами производства) является обмен труда на вещи и услуги, со­вер­шаемый постоянно между рабочим и обществом.

Труд - это процесс, происходящий с помощью двух агентов (факто­ров): субъекта труда и объекта труда.

Следовательно, труд и необходимо рассматривать с по­зиций этих двух агентов.

Во-первых, труд - это сам процесс, то есть чье-то дви­жение, воздей­ствие. Без движения нет труда, без воздейст­вия нет труда. Этот труд - дви­жение, воздействие мы и на­зываем живым трудом.

Во-вторых, труд - это движение, воздействие, направ­ленное на что-то или на кого-то. Воздействуя на объект, он изменяет его: в нем отпечатыва­ются, застывают, сохра­няются результаты труда. Труд - движение, воздей­ствие превращается в свою противоположность: труд - покой, от­печаток. Без покоя нет труда, без отпечатка нет труда. С разрушением объекта унич­тожается запечатленный в нем труд. Этот труд - покой, отпечаток мы назы­ваем овещест­вленным трудом 21.

В двух формах в своем бытии может существовать и ре­зультат тру­дового процесса, совершаемого человеком, - продукттруда: во-первых, это опосредствованный живым трудом предмет природы - вещь; во-вторых, это опосредст­вованное живым трудом природное событие - услуга.

Производство продукта труда в форме вещи и простран­ственно и во времени отделено от ее потребления. А вот производство и потребление услуги совмещены, так что в этом случае весьма затруднительно восприни­мается овеще­ствление в ней живого труда. И, тем не менее, если бы труд рабочих транспортных предприятий не воплощался в реальное перемеще­ние материалов, сырья и других компо­нентов трудового процесса, то было бы невозможно и само производство.

Рассматривая процесс труда как таковой, то есть как процесс, маркси­стская политэкономия отмечает в нем, кроме живого труда, еще два момента: предмет труда и средство труда.

Предмет труда - это данная природой вещь, на кото­рую человек воздействует с целью ее приспособления для личного или производствен­ного потребления.

Средство труда - это вещь или совокупность вещей, посредством ко­торых человек воздействует на предмет труда.

В процессе труда предмет и средство труда выступают как средства производства, а сам труд - как производи­тельный труд 22.

Процесс труда и есть производственное потребление приспособлен­ного для такого рода использования предмета труда и средства труда.

Теперь несколько предварительных слов о личном по­треблении с по­зиции человека, который и совершает этот акт потребления.

Очевидно, что объектом потребления является некая жизненно необ­ходимая для этого человека вещь или услуга - жизненное благо.

Но человек не может просто вот так, при помощи только лишь своих рук, зубов, ушей и т.д. использовать это жизненное благо. В зависимости от того, что представляет собою нужная ему вещь, он при ее потреблении применяет соответствующие приспособления, устройства и даже зда­ния или сооружения. Назовем эту совокупность вспомога­тельных вещей средством ублаготворения.

Совокупность жизненного блага и средства ублаготво­рения назовем жизненными средствами.

В зависимости от того, какие потребности удовлетво­ряют те или иные жизненные средства, они, в свою оче­редь, подразделяются на жизненные веществен­ные сред­ства и жизненные духовные средства.

Трудовой процесс, посредством которого создаются жизненные ве­щественные средства, является веществен­ным производством.

В связи с этим, средства производства правильнее было бы называть средства вещественного производства, а производительный труд – производительным веществен­ным трудом.

Но так как мы ведем анализ только вещественного про­изводства, то допустимо в тексте (но не в символах и схе­мах) именовать его категории без слова “вещественный”.

Труд человека по непосредственному производству ве­щественных жизненных средств с применением принадле­жащих обществу средств про­изводства, то есть труд чело­века в вещественном производстве в условиях, когда сред­ства производства принадлежат обществу, мы называем ин­диви­дуальным производительным вещественным трудом или инди­видуальным трудом.

Человека, занятого индивидуальным производительным трудом,назы­вают рабочим.

Именно он является первым агентом подлежащего рассмотрению явления обмена труда.

Определим теперь, что представляет собой второй агент обмена - социалистическое общество.

Общество - это, прежде всего, сами члены общества, сами люди, объединенные общими конкретно-историче­скими условиями материальной жизни.

Рассмотрим основные отношения членов общества к процессу по­треб­ления и производства в связи с их физио­логическим состоянием.

Для того, чтобы существовать, все члены общества должны потреб­лять жизненные средства, участвовать в процессе потребления. В данном случае между ними нет никакого различия.

В то же время, в зависимости от возраста, состояния ор­ганизма и т.п. одни члены общества трудоспособные, дру­гие - еще или уже нетрудоспособные. В каждый конкрет­ный момент истории любая общность людей состоит из оп­ределенного количества трудоспособных и нетрудоспо­соб­ных людей.

Тогда, общество - это совокупность трудоспособных и нетрудоспо­собных людей, объединенных общими кон­кретно-историческими условиями.

Очевидно, что это понятие относится к любому обще­ству.

Чтобы охарактеризовать социалистическое общество, необходимо вспомнить, что каждый трудоспособный его член обязан трудиться, быть трудящимся членом общества.

Таким образом, прежде всего, социалистическое обще­ство высту­пает как совокупность трудящихся и нетру­доспособных людей, объеди­ненных общими конкретно-историческими условиями.

В данном случае общество выступает не как цельный ор­ганизм, а как простая сумма людей.

Когда говорят, что ячейкой общества является семья, то в первую очередь имеется в виду общество именно в этой форме.

Хотя в своем историческом развитии семья претерпела существенные изменения, с позиции политической эконо­мии основные ее функции оста­лись прежними.

Первоначально семья была коллективом, выполняющим два вида производства: производство чужой жизни - брач­ные отношения, в резуль­тате которых рождается новый че­ловек; и производство своей жизни - соз­дание и потребле­ние семейным коллективом жизненных средств с целью воспроизводства израсходованной энергии человеческого организма.

В настоящее время, практически, жизненные средства производятся коллективами специально созданных произ­водственных предприятий, орга­низаций и учреждений, а потребление этих жизненных средств осуществля­ется на двух уровнях - в семье и в специальных государственных и общест­венных институтах. Но основные функции семьи все те же: во-первых, про­изводство чужой жизни, то есть производство нового поколения рабочих; и, во-вторых, се­мья, является одним из институтов, активно участвующих в ежедневном воспроизводстве израсходованной мускуль­ной и нервной энер­гии человеческого организма.

Однако в советской политэкономии семья трактуется как основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомо­щью. А главной общественной функцией семьи при социализме считается обеспечение потребностей мужчины и женщины в супру­жестве, отцовстве, материнстве и воспитании детей 23. Иными словами, функция семьи ограни­чивается производ­ством нового поколения. Отсюда, естественно, мини­маль­ным размером семьи считается два человека.

Конечно, для производства семьей чужой жизни необхо­димо, чтобы она состояла из двух человек. Но ничто не мешает одному рабочему на семейном уровне успешно осуществлять воспроизводство израсходованной им мус­кульной и нервной энергии своего организма.

Да и сама жизнь неопровержимо показывает, что очень много людей, в том числе рабочих, ведут одиночный образ личной жизни, особенно в юно­сти и старости.

Поэтому с целью правильного и полного политэкономи­ческого ана­лиза основного отношения социалистического общества минимальным раз­мером семьи мы будем считать одного человека. А при исследовании веще­ственного про­изводства будем учитывать только те семьи, в которых хотя бы один ее член является рабочим.

Это означает, что любой рабочий непременно является членом семьи, состоящей из одного, двух, трех и более че­ловек. Кроме этого, в составе се­мьи может быть человек, признанный членом семьи на основании соответ­ствующего юридического документа.

Тогда, семья это совокупность рабочих и других лю­дей, объединен­ных исторически-семейными условиями.

Продолжим наше исследование социалистического об­щества.

Средства производства, используемые на социалистиче­ских предпри­ятиях, не находятся во владении каждого члена общества, не находятся они во владении каждого трудящегося члена общества и даже каждого рабочего. Не могут быть они и во владении общества как совокупности трудящихся и нетрудоспособных людей, так как общество в этой форме не может вы­ступать и не выступает как цель­ный организм.

В то же время, мы исходим из того действительного и осознанного нами факта, что используемые на социали­стических предприятиях средства производства, находятся во владении общества.

Вещно, осязаемо так же, как отдельный человек, группа людей или вещь, общество в этой форме не существует. И в то же время, оно как владе­лец средств производства, должно существовать как целое, единое, матери­альное. А это возможно только в одном случае - если общество в этой форме есть совокупность материальных обществен­ных отношений.

С другой стороны, все трудоспособные члены общества, а, следова­тельно, и все рабочие обязаны трудиться, то есть только рабочие и могут и должны использовать средства производства, находящиеся во владении этого цельного общества.

А так как, ни один из членов социалистического обще­ства не является владельцем общественных средств произ­водства, то никому из них не могут принадлежать и веще­ственные жизненные средства как непосредственный про­дукт труда общественного производства, то есть до их рас­пределения. А это означает, что ни один член общества или группа людей внутри общества не может содержать аппа­рат внеэкономического принуждения.

Итак, каждый из членов общества, в том числе и каж­дый рабочий, не может быть субъектом, а значит и объек­том экономического или внеэкономического принуждения, то есть все рабочие как члены общества сво­бодны и равно­правны.

Следовательно, социалистическое общество есть со­вокупность производственных отношений 24 (одно из которых - владение средст­вами производства), сло­жившихся между свободными и равноправными чле­нами общества, занятыми производительным трудом в веществен­ном производстве, то есть между свобод­ными и равноправными рабо­чими.

Назовем общество в этой форме (в форме совокупности производст­венных отношений) союзом рабочих.

Совершенно очевидно, что и продукт труда, произве­денный на этих средствах производства, находится во вла­дении союза рабочих. (Именно в этом и заключается суть владения средствами производства.)

Таким образом, вторым агентом подлежащего рас­смотрению яв­ле­ния обмена труда должно быть обще­ство именно в форме союза рабо­чих.

Так как в явлении обмена труда общество выступает как совокупность производственных отношений, то и рабочий, как агент этого обмена, по сути своей тоже должен быть совокупностью материальных отношений.

Теперь можно приступить к анализу самого явления об­мена произво­дительного труда на жизненные средства (вещи и услуги), постоянно со­вершаемым между рабочим и обществом.

Этот обмен возможен потому, что в социалистической действительно­сти объективно существует какой-то измери­тель, позволяющий соизмерять труд людей различных профессий и квалификаций, труд, создающий и ве­ществен­ные и духовные жизненные средства. Пока примем это за данность.

Наш анализ мы начнем с определения более подробной характери­стики агентов, между которыми происходит об­мен труда.

Для этого рассмотрим их функции в процессе производ­ства и потреб­ления.

Итак, роль рабочего и общества в процессе производ­ства.

Каждый рабочий не является владельцем своих средств производства. Его роль в процессе производства заключа­ется в том, что он сам, лично участвует в этом процессе, расходует мускульную и нервную энергию сво­его организ­ма, благодаря чему совершает производительный труд. А чтобы что-то расходовать, нужно это “что-то” иметь.

Следовательно, первая характеристика рабочего, опре­деляющая его участие, роль в процессе производства веще­ственных жизненных средств, заключается в том, что его организм обладает определенным количеством мус­кульной и нервной энергии, благодаря чему при определен­ных усло­виях он может источать живой труд, совершать произ­водительный труд.

Главным из этих условий является то, что для процесса труда необхо­димы еще и средства производства.

Как нам известно, средства производства находятся во владении союза рабочих. Это значит, что любой процесс производства должен быть опосредствован союзом рабо­чих, так как только он владеет условиями, при которых рабочий может совершать производительный труд, то есть только союз рабочих обладает способностью пре­вращать энергию орга­низма человека в живой труд, а его обращать в овеществленный. Это и яв­ляется первой ха­рактеристикой общества, партнера в явлении обмена, определяющей его участие, роль в процессе производства.

Рассмотрим теперь роль рабочего и общества в процессе потребления.

Но сначала несколько слов об общей характеристике по­требностей.

Что бы ни выражала та или иная потребность, рассмат­риваемая в политической экономии, мы всегда под потреб­ностью понимаем объектив­ную общественно- достигну­тую на данном этапе развития производитель­ных сил, а поэтому общественно- необходимую, общественно- обяза­тельную потребность того или иного субъекта в опреде­ленном количестве вещей или услуг 25. То есть, потребность - категория историческая: она возникает, меняется, исче­зает с развитием человека, семьи, коллектива, общества, но для данного момента в этом развитии - вполне определен­ная. Таким обра­зом, самой общей характеристикой потреб­ности является то, что это мате­риальное общественное от­ношение.

Продолжим наше исследование.

Удовлетворение потребности любого члена общества осуществля­ется потреблением им определенного количе­ства жизненных средств.

Причем удовлетворение одной части его потребности опосредствуется потреблением жизненных средств в се­мейном кругу, а другой - потребление посредством соот­ветствующих общественных институтов (школ, больниц, санаториев, библиотек, театров и т.д.).

Масса жизненных средств для семейного потребления формируется двояко: во-первых, опосредствованно зара­ботной платой одного или нескольких членов семьи - рабо­чих, во-вторых, опосредствованно заработ­ной платой чле­нов семьи, трудящихся в невещественной сфере, и, в-третьих, выплатами из общественных фондов потребления (стипендии, пен­сии, по­собия) других членов семьи - пен­сионеров, стипендиатов и т.п., если, ко­нечно, вторые и тре­тьи в данной семье имеются.

Следовательно, насущной потребностью рабочего - члена семьи является обеспечение себя и остальных членов его семьи приходящейся на него долей жизненных средств, необходимых для семейного потребления. Назовем эту по­требность семейной потребностью рабочего - члена се­мьи.

Отсюда вытекает вторая характеристика рабочего, оп­ределяющая его роль в процессе потребления: он характе­ризуется семейной потребно­стью рабочего - члена семьи.

Таким образом, рабочий обладает способностью осу­ществлять производительный труд, источать живой труд и характеризуется семей­ной потребностью рабоче­го - члена семьи.

Но семейной потребностью обладают не только члены общества, работающие непосредственно в вещественном производстве (рабочие), но и вообще все члены общества, трудящиеся на предприятиях, в организациях, учреждени­ях и других государственных и общественных структу­рах.

Это и многое другое, несомненно, отразятся на соответ­ствующей харак­теристике общества - агента обмена труда.

Обязанностью, а, следовательно, и потребностью об­щества является удовлетворение суммы потребностей, которые имеются у всех членов общества, общественного производства и общества как такового, то есть удовле­творение суммы семейных потребностей в жизненных средст­вах всех трудящихся членов общества, тех потреб­ностей в жизненных средствах всех членов общества, ко­торые не вошли в семейные потребно­сти трудящихся, по­требностей в вещественных и духовных факторах суще­ствования и развития общественного производства и по­требностей в вещественных и духовных факторах суще­ствования и развития самого общества.

Назовем данную потребность полной потребностью союза рабочих.

Отсюда вторая характеристика общества, определяю­щая его роль в процессе потребления: оно характеризует­ся полной потребностью союза рабочих.

Но если рабочий для удовлетворения семейной потреб­ности получает от общества определенную сумму вещест­венных и духовных жизненных средств непосредственно, то общество может получить от каждого рабочего непо­средственно только его живой (производительный) труд.

Полная потребность союза рабочих должна быть удов­летворена, то есть общество должно получить такое коли­чество живого (производительного) труда в его необходи­мых разновидностях, чтобы его количество соответство­вало указанной потребности союза рабочих.

Следовательно, полная потребность союза рабочих есть в то же время потребность общества в определенных коли­чествах и необходимых разновидностей производительно­го труда, то есть в определенном количестве живого труда.

Теперь мы можем более точно охарактеризовать субъек­тов, участвую­щих в явлении обмена живого труда на ове­ществленный.

Рабочий - обладает способностью осуществлять про­изводительный труд, источать живой труд и характери­зуется семейной потребностью рабочего - члена семьи.

Общество - способно обеспечить осуществление произ­водительного труда, обращать живой труд в овеще­ств­ленный и характеризуется пол­ной потребностью союза рабочих.

Но и охарактеризовав, таким образом, рабочего и обще­ство, мы еще не можем приступить к непосредственному анализу обмена между ними. Необходимо, чтобы агенты акта обмена были равноценны. Пока же этого нет. В обме­не труда на жизненные средства участвуют все рабочие обще­ства. Значит, для определения сущности наблюдаемого нами обмена практиче­ски нужно брать всех рабочих со свойст­вами и характеристиками рабочих - членов семей, с одной стороны, и общество со свойством и характеристи­кой союза рабочих - с другой.

В этом случае обменивающиеся стороны равноценны, но анализа обмена между ними не получится: если “обще­ство со свойством и характе­ристикой союза рабочих” - ка­тегория, имеющая определенный экономиче­ский смысл, то “все рабочие со свойствами и характеристиками рабочих - членов семей” - в данном аспекте ничего не выражающее понятие.

Рассмотрим еще одно возможное отношение, где обме­нивающиеся стороны будут равноценны: рабочий со свой­ством и характеристикой рабо­чего - члена семьи, с од­ной стороны, и, как бы приходящаяся на него час­тица об­щества со свойством и характеристикой союза рабочих, - с другой.

Действительно, в обмене труда на жизненные средства одновременно участвуют все рабочие, и каждый из них об­менивается с обществом в форме союза рабочих. Тогда можно себе представить, что каждый из всех рабочих, од­новременно участвующих в обмене, обменивается с соот­ветствующей ему частицей союза рабочих.

Естественно, что таких частиц должно быть столько же, сколько рабочих непосредственно трудятся в веществен­ном производстве, а в целом все частицы должны состав­лять общество в форме союза рабочих.

Следовательно, чтобы наша абстракция соответствовала действитель­ности, необходимо данные частицы наделить такими характеристиками, чтобы полная их сумма, безус­ловно, выражала собой общество в этой форме.

Союз рабочих в процессе производства способен обес­печить осущест­вление производительного труда, обращать живой труд в овеществленный. Значит, частица союза ра­бочих должна быть способна обеспечить осущест­вление, по крайней мере, производительного труда рабочего, кото­рому она соответствует, обращать его живой труд в овеще­ств­ленный.

Союз рабочих в процессе потребления обязан удовле­творить потреб­ности, которые имеются у всех членов об­щества, потребности обществен­ного производства и по­требности общества как такового. Значит, частица должна удовлетворить семейную потребность рабочего, которому она соот­ветствует, приходящуюся на эту частицу долю се­мейных потребностей тех трудящихся членов общества, которые не участвуют в вещественном произ­водстве, при­ходящуюся на нее долю тех потребностей всех членов об­ще­ства, которые не вошли в семейную потребность, прихо­дящуюся на нее долю потребностей в вещественной и ду­ховной составляющей существования и развития общест­венного производства и приходящуюся на нее долю потреб­ностей в вещественной и духовной составляющей существова­ния и развития самого общества.

Мы говорили, что каждый рабочий обменивается с соот­ветствующей ему частицей общества в форме союза рабо­чих и только с соответствующей. Далее мы говорили, что частица общества должна быть способна обеспе­чить осу­ществление производительного труда, превращать живой труд в овеществленный, по крайней мере, рабочего, кото­рому она соответствует.

Следовательно, можно сказать, что частица общества в форме союза рабочих способна обеспечить осуществление производительного труда, обращать живой труд в ове­ществленный. (Так как таких соотношений ра­бочих и час­тиц общества в форме союза рабочих, где это невозможно - быть не должно и нет.)

Аналогичное рассуждение приводит нас еще к одной ха­рактеристике: частица общества в форме союза рабочих обязана удовлетворить сумму семейной потребности ра­бочего - члена семьи, которому оно соответст­вует, при­ходящейся на нее доли семейных потребностей членов об­щества занятых не в вещественной сфере, приходящейся на нее доли тех потреб­ностей всех членов общества, ко­торые не вошли в семейную потребность, приходящейся на нее доли потребностей в вещественных и духовных фак­торах существования и развития общественного про­изводства и приходящейся на нее доли потребностей в ве­ще­ственных и духовных факторах существования и раз­вития самого общества. Назовем эту суммарную потреб­ность полной потребностью частицы союза рабочих.

Мы собирались рассмотреть отношение, где обмени­вающимися сторонами будут: рабочий, с одной стороны, и, как бы приходящаяся на него частица союза рабочих, - с другой.

Причем определили, что рабочий обладает способно­стью осуществ­лять производительный труд, источать жи­вой труд и характеризуется се­мейной потребностью рабо­чего - члена семьи. И с позиции предприятия (а именно на этом уровне происходит обмен труда) рабочий действи­тельно обменивает свой производительный труд на мате­риальные и духовные жизненные средства семейного по­требления.

Так что, свойство (способность осуществлять произво­дительный труд, источать живой труд) с позиции предпри­ятия, где происходит этот обмен, и характеристика (се­мейная потребность) этого агента рассматриваемого нами обмена труда с позиции требований политической эконо­мии как науки определены нами совершенно правильно.

А сам охарактеризованный таким образом агент обмена является аб­стракцией, отражающей основное производст­венное отношение социализма с позиции конкретного предприятия вещественного производства и с пози­ции тре­бований политической экономии. Назовем этого агента об­мена труда - индивид.

Второго агента обмена - частицу общества в форме союза рабочих назовем - коллективид.

Конечно, коллективид - это тоже абстракция. Но любая абстракция материалистической теории должна быть жиз­ненной, не надуманной. А, на первый взгляд, в сфере про­изводства коллективид - это только лишь ста­нок или вер­стак, место водителя троллейбуса или автобуса и другие рабочие места в области производства вещественных жиз­ненных средств с исполь­зованием общественных средств производства. Сомнительно, чтобы просто рабо­чие места имели какую-то потребность.

Так что теперь нам необходимо окончательно опреде­лить, кто же или что же в рассматриваемом нами отноше­нии - обмене труда является объективной основой наших абстракций - коллективида и индивида.

Итак, кто или что в рассматриваемом нами отношении - обмене труда является объективной основой абстрактного понятия коллективид.

Мы знаем, что общество в форме союза рабочих явля­ется владельцем средств производства. Знаем также, что предприятие является субвла­дель­цем своих средств произ­водства. Уже сам этот факт говорит, что кол­лектив пред­приятия как субвладелец средств производства не может быть реаль­ным коллективом, реальной группойлюдей. Как и общество в форме союза рабочих, это совокупность ма­териальных общественных отношений, од­ним из которых и является субвладение средствами производства этого конкретного предприятия, то есть коллектив предприятия здесь выступает как союз рабочих предприятия.

Тогда совершенно очевидно, что частица союза рабо­чих по своей сути есть частицасоюза рабочих предпри­ятия,которых столько же, сколько рабочих мест на этом пред­приятии, и она тоже есть совокупность материальных об­щественных отношений, одним из которых является суб­субвладение ­ средствами производства, образующими кон­кретное рабочее место. (При дальнейшем анализе мы уви­дим, что вещи, составляющие средства производства пред­приятия находятся во владении союза рабочих предпри­ятия, а, следовательно, вещи, составляющие средства про­изводства конкретного рабочего места, находятся в субвла­дении частицы союза рабо­чих предприятия.)

Определяя свойство частицы общества в форме союза рабочих, мы установили, что она должна быть способна обеспечить осуществление про­изводительного труда, пре­вращать, по крайней мере, живой труд рабочего, которому она соответствует, в овеществленный труд. Естественно, что свой­ством указанной частицы союза рабочих предпри­ятия является способ­ность обеспечить осуществление производительного труда, превращать, по крайней мере, живой труд рабочего, которому она соответствует, в овеществленный труд.

Но любое общественное отношение обязательно есть отношение кого-то к кому-то через что-то, и выражается оно в каких-то конкретных действиях агентов этих отно­шений.

Посмотрим, что в этом смысле происходит на конкрет­ном предпри­ятии.

Каждый рабочий этого предприятия точно знает свое рабочее место. И не только знает, но и готовит его к рабо­те, следит за исправностью обору­дования, приспособле­ний, оснастки. При необходимости сам или через мас­тера вызы­вает ремонтника и т.д. Но рабочий в этом случае вы­полняет функцию, отличающуюся от его прямых обязан­ностей, так как он в это время не занимается непосредст­венным произ­водительным трудом по про­изводству веще­ственных жиз­ненных средств. Таким образом, фактически на своем ра­бочем месте рабочийобеспечивает возмож­ность выполне­ния трудового процесса, то есть рабочий - член коллектива предприятия обеспе­чивает возможность осуществления производительного труда, обраще­ния жи­вого труда в овеществленный.

Дальнейшее, аналогичное анализу частицы союза рабо­чих, рассужде­ние, приводит нас еще к одной характери­стике: частица союза рабочих предприятия обязана удов­летворить сумму семейной потребности рабо­чего - члена семьи, которому она соответствует, приходящейся на нее доли семейных потребностей членов общества заня­тых не в вещественной сфере, приходящейся на нее доли тех потребностей всех членов общества, которые не во­шли в семейную потребность, приходя­щейся на нее доли по­требностей в вещественных и духовных факторах су­ще­ствования и разви­тия общественного производства и при­ходящейся на нее доли потребно­стей в вещественных и ду­ховных факторах существова­ния и развития са­мого об­ще­ства. Назовем эту суммарную потребность пол­ной по­требно­стью частицы союза рабочих предприятия.

Вернемся снова к нашему предприятию.

Одной из задач любого предприятия является стремле­ние обеспечить выполнение всеми рабочими установлен­ных норм выработки, так как это является гарантией удов­летворения приходящейся на данное предприятие доли по­требности общества в его продукте труда. Но в конечном итогесамо выполнение этих норм обеспечивается рабо­чими и только рабочими. Сле­довательно, именно рабочий обеспечивает полную потребность частицы союза рабо­чих предприятия.

Таким образом, объективной основой абстрактного по­нятия кол­лективид является реальный, действительный рабочий - член коллектива конкретного предприятия про­изводящего вещественные жизненные сред­ства.

Поэтому полная потребность частицы союза рабочих предприятия по сути есть полная потребность рабочего.

Полная потребность рабочего органично разбивается на две состав­ляющих.

Во-первых, это сумма приходящейся на долю рабочего предприятия семейных потребностей членов общества занятых не в вещественной сфере, приходящейся на него доли тех потребностей всех членов общества, которые не вошли в семейную потребность, приходящейся на него доли потребностей в вещественных и духовных факторах суще­ствования и раз­вития общественного производства и при­ходящейся на него доли потреб­ностей в вещественных и духовных факторах существования и развития самого об­щества. Учитывая вышесказанное, назовем ее общест­вен­ной потребностью рабочего.

Во-вторых, это семейная потребность рабочего - члена семьи.

Что касается этой составляющей, то с ней мы опреде­лимся после выяснения кто или что в рассматриваемом нами отношении - обмене труда является объективной ос­новой абстрактного понятия индивид.

Ранее мы установили, что, объективное свойство (спо­собность осуществлять производительный труд, источать живой труд) с позиции предприятия, где происходит этот обмен, и объективная характеристика (семейная потреб­ность) первого агента рассматриваемого нами обмена труда с позиции требований политической экономии опре­делены нами со­вершенно правильно, и что охарактеризо­ванный таким образом агент обмена является абстракцией, отражающей основное производственное отношение со­циализма с позиции конкретного предприятия веществен­ного производ­ства и с позиции требований политической экономии.

Сам непосредственный обмен живого труда на труд овеществленный происходит: со стороны рабочего - в про­цессе труда, когда рабочий - член коллектива предприятия совершает свой производительный труд, а со стороны об­щества - после процесса труда, когда рабочий - член семьи получает определенную сумму денег - это своеобразное свидетельство о количестве совершенного им производи­тельного труда.

Таким образом, объективной основой абстрактного по­нятия индивид является реальный рабочий - член конкрет­ной семьи и член конкретного коллектива с соответст­вующими правами и обязанностями.

Следовательно, семейная потребность рабочего - члена семьи по сути есть семейная потребность рабочего.

Итак, обмен живого труда на овеществленный (вещи и услуги) проис­ходит между индивидом и коллективидом, имеющими следующие характе­ристики:

Индивид - обладает способностью осуществлять про­изводительный труд, источать живой труд и характери­зуется семейной потребностью рабочего.

Коллективид - обладает способностью обеспечить осуществление производительного труда, обращать жи­вой труд в овеществленный и ха­рактеризуется полной потребностью рабочего (семейная потребность рабочего плюс общественная потребность рабочего).

Потребность колллективида (полная потребность рабо­чего) должна быть удовлетворена, иначе не будет удовле­творена полная потребность общества. Но так как индивид может представить только определенного качества произ­водительный (живой) труд, то можно сказать, что коллек­тивид должен получить от индивида столько производи­тель­ного (живого) труда, чтобы количество произведен­ного этим трудом продукта труда (вещи или услуги) соот­ветст­вовало по его затратам количеству жизненных средств, не­обходимых для удовлетворения полной потреб­ности кол­лекти­вида, а общее количество производитель­ного (жи­вого) труда, полученное всеми коллективидами, произвело такое количество продукта труда (вещей и ус­луг), чтобы была удовлетворена полная потребность обще­ства.

Следовательно, потребность коллективида есть потреб­ность в опреде­ленном количестве производительного (жи­вого) труда.

Потребность коллективида (полная потребность рабо­чего) выражает определенное количество необходимых вещей и услуг, то есть определен­ное количество продукта труда, а выражается посредством определенного количе­ства производительного (живого) труда, овеществленного, как пра­вило, в определенном количестве одной какой-то вещи или услуги, то есть в определенном количестве про­дукта труда. В данном случае содержание по­требности больше говорит не о самой непосредственной полной по­требно­сти рабочего (сколько этот рабочий должен полу­чить из кассы предпри­ятия, чтобы нормально существо­вать), а о полной потребности-обязанно­сти рабочего (сколько этот рабочий должен дать обществу, чтобы нор­мально существовали он, остальные члены его семьи, все члены общества и общество в целом).

Итак, потребность и индивида и коллективида есть, в конечном итоге, определенное количество продукта труда.

Таким образом, и индивиду, и коллективиду для удовле­творения своих потребностей нужен продукт труда.

Но способность индивида осуществлять производитель­ный труд, ис­точать живой труд без способности осущест­вить этот производительный труд, превращать его в овеще­ствленный так и остается только способностью, равно как и способность коллективида обеспечить осуществление про­изводительного труда, превращать живой труд в овеще­ствленный бессильна без наличия самого живого труда.

Значит, необходимость обмена между ними вытекает из самой сути способностей индивида и коллективида и нали­чия у них соответствующих потребностей.

Возвратимся к анализу обмена между индивидом и кол­лективидом.

Исходный пункт нашего анализа - определенное количе­ство производительного труда обменивается на чем-то со­ответствующее ему количество вещей и услуг.

Потребность коллективида (полная потребность рабо­чего) включает в себя составной частью потребность инди­вида (семейную потребность рабочего), то есть потребно­сти индивида и коллективида как определенные количества продукта труда не равны. А так как обмен осуществляется с целью удовлетворения имеющихся у них (индивида и кол­лективида) потребностей, то искать равенство непос­редст­венно в количественной стороне обмениваемого про­дукта труда не имеет смысла.

Следовательно, то равное в производительном труде ин­дивида и в вещах и услугах коллективида, что и обеспечи­вает акт обмена, нельзя измерить ни в тоннах, ни в метрах, ни в кубических метрах, ни в рабочих часах и т.п., то есть это должна быть безразмерная величина.

В то же время мы знаем, что там, где есть обмен, дол­жен быть и критерий этого обмена, должен действовать ка­кой-то принцип эквивалентности, регулирующий этот об­мен, управляющий им.

Нашей задачей и является определение характера этого принципа эквивалентности наблюдаемого нами обменапроизводительного труда на вещи и услуги.

Коль скоро при действиях с размерными величинами, а производительный труд и вещи и услуги являются именно такими величинами, безразмерными могут быть только их отношения, то очевидно, что разрешение нашей проблемы необходимо искать в соотношении удовлетворения по­требностей субъектов, участвующих в обмене.

Равно в такой степени будет удовлетворена потреб­ность индивида полученным от коллективида продук­том труда (вещами и услугами), в какой степени своим производительным трудом, результатом которого яв­ляется конкретная услуга или вещь, он удовлетворит потребность коллективида.

Это значит, что если рабочий в процессе производства затратит столько производительного труда, что его количе­ство будет соответствовать причитающейся на его долю части полной потребности общества в производительном труде, то есть будет соответствовать полной потребности общества, то он получит от общества продукт труда (вещи и услуги), полностью удовлетворяющие его семейную по­требность; если же он затратит столько производительного труда, что его количество удовлетворит причитающуюся на него часть полной потребности общества, положим, на 2/3, то и его семейная потребность будет удовлетворена обще­ством тоже на 2/3 и т.д.

Итак, предоставленный индивидом производительный труд и полученные им взамен вещи и услуги обеспечивают равные степени удовлетворения потребностей агентов обмена - индивида и коллективида. Именно этим и соответ­ствует определенное количество трудовой деятельности индивида количеству вещей и услуг коллективида.

Назовем степень удовлетворения потребности - полез­ностью.

Но для того, чтобы было возможно и создать и опреде­лить эту степень удовлетворения потребности (полезность) необходимо, чтобы вещи и услуги, составляющие потреб­ности индивида и коллективида создавались одинаковым по характеру, признакам и единицам измерения трудом, и чтобы этот труд был одинаков по этим параметрам и с про­изводительным трудом индивида.

Иными словами, нам необходимо определить характе­ристики труда, созидающего полезность.

Рассматривая формы существования труда, мы гово­рили, что труд это прежде всего чье-то движение, воздей­ствие.

Как бы ни были объединены люди в трудовом процессе средствами производства, общественными отношениями, всегда реальный производительный труд есть труд отдель­ного человека, индивидуальный труд.

И еще: всякий реальный труд предполагает объект (предмет труда), на который через средство труда и на­правлено это движение, воздействие. А своим результатом реальный труд предполагает продукт труда (вещь или ус­лугу). Причем этот продукт труда должен обладать опреде­ленными полезными свойствами, должен быть нужен 26. Это означает, что движение, воздействие должно иметь вполне определенное направление, цель.

Следовательно, производительный труд есть целена­п­равленное движение, воздействие человека.

Итак, производительный труд это, с одной стороны, це­ленаправленное движение, воздействие, с другой сторо­ны, движение, воздействие человека.

Целенаправленным мы назвали движение, воздействие потому, что оно через средство труда направлено на пред­мет труда для достижения конкретной цели - производства продукта труда, обладающего определенными полезными свойствами.

Естественно, что для этого как предмет труда, так и средство труда должны в полной мере соответствовать цели - созданию определенного по своим качествам про­дукта труда.

Для удовлетворения различных потребностей произво­дится громадное разнообразие вещей с использованием столь же разнообразных предметов и средств труда. И, ко­нечно же, для этого рабочий должен обладать необходи­мым определенным профессиональным мастерством 27 и определенной квалификацией 28.

Таким образом, рассматриваемое движение, воздейст­вие в каждом случае должно соответствовать этим пред­метам и средствам труда, то есть оно всегда должно быть, во-пер­вых, профессиональным, во-вторых, квалифициро­ванным.

Данные две характеристики производительного труда как движения, воздействия необходимы и достаточны для его соответствия предмету и средству труда. По сути, лю­бое профессиональное движение, воздействие есть в то же время и квалифицированное движение воздействие, а лю­бое квалифицированное движение, воздействие обязатель­но профессионально. Так что будет правильно, если мы скажем, что целенаправленное движение, воздействие есть профессионально-квалифицированное движение, воз­дейст­вие.

Вместе с этим, рабочие одной профессии могут быть разной квалификации: слесарь может иметь первый разряд, второй разряд и т.д. Люди одной квалификации могут иметь разные профессии: четвертый разряд может быть и у слесаря, и у столяра, и у литейщика и т.д. Но не может ра­бочий определенной профессии не иметь вообще никакой квалификации, как нельзя обладать квалификацией вне профессии.

С другой стороны, с позиции производительного труда, немыслимо воздействие без движения, как невозможно движение без воздействия.

Рассматривая продукт труда с точки зрения его полез­ных свойств, мы видим, что эти полезные свойства созда­ются особыми видами труда, то есть трудом определенных профессий, в то же время квалификация рабочего исче­зает из поля зрения.

Учитывая все вышесказанное, производительный труд как целенаправленное движение, воздействие правомерно обозначить как, во-первых, профессиональное воздейст­вие и, во-вторых, квалифицированное движение.

Рассмотрим теперь, что представляет производительный труд как движение, воздействие человека.

В данном случае указывается происхождение этого движения, воздействия безотносительно к их характеристи­кам.

Единственным, вытекающим из самого определения, ис­точником движения, воздействия является расходование энергии человеческого организма 29.

Обобщая вышеизложенное, определяем: производи­тельный труд есть, во-первых, профессиональное воз­действие, во-вторых, квалифицированное движение, в-третьих, расходование энергии человеческого организма.

Следует помнить, что производительный труд есть ре­альный, действительный трудовой процесс, что те его ха­рактеристики, которые мы определили, это абстракции: в реальной действительности невозможно профессиональное воздействие без квалифицированного движения, а обе не­мыслимы без расходования энергии человеческого орга­низма.

Но для того, чтобы данные характеристики отображали реальный труд, необходимо, чтобы они в сумме, вместе со­ответствовали этому реальному труду. Поэтому профес­сиональное воздействие - это воздействие без движения и без расходования энергии человеческого организма, квали­фицированное движение - это движение без воздействия и без расходования энергии человеческого организма, расхо­дование энергии человеческого организма - это расходова­ние энергии без воздействия и без движения.

Легко убедиться, что несоблюдение указанного правила влечет удвоение или утроение какой-либо характеристики труда, то есть вызывает несоответствие нашей абстракции реальному труду.

Приступим теперь к дальнейшему анализу.

В отношение обмена с обществом одновременно всту­пает великое множество рабочих разных профессий, ква­лификаций и физических и умственных способностей, то есть рабочих, труд которых различается и профессиональ­ным воздействием, и квалифицированным движением, и расходованием энергии организма. Следовательно, резуль­татом труда каждого из этих рабочих являются разные по количеству и по своим полезным свойствам вещи или ус­луги.

И все-таки они своим производительным трудом соз­дают полезность, позволяющую каждому из них вступать в отношения обмена с обществом.

В свою очередь, каждый рабочий - член общества полу­чает от него полезность, равную полезности, которую он предоставил обществу, хотя получает вещи и услуги, отли­чающиеся от продукта своего труда, созданные трудом ра­бочих самых различных профессий, квалификаций и физи­ческих и умственных способностей.

Более того, так как разные категории рабочих имеют разные объективные общественно-необходимые потребно­сти, то, получая даже равные полезности, они фактически получают разное количество вещей и услуг.

Таким образом, труд, созидающий полезность, с одной стороны, должен быть связан с каждой конкретной про­фессией, конкретной квалификацией, конкретным расходо­ванием энергии человека, то есть с каждым индивидуаль­ным трудом, и, с другой стороны, не должен характеризо­ваться ни одной конкретной профессией, ни одной кон­кретной квалификацией, ни одним конкретным расходова­нием энергии человека, то есть должен быть неким обоб­щенным, общечеловеческим трудом.

Для разрешения этого противоречия нам необходимо выяснить, что общего в характеристиках индивидуального труда всех рабочих - членов общества.

Рассмотрим с этой позиции труд в виде расходования энергии человеческого организма.

В процессе труда производительный труд реализуется. И эта его реализация сопровождается прямыми затратами энергии человеческого организма. Человек устает, теряет свою способность к производительному труду. Для того чтобы восстановить затраченную энергию, человек дол­жен принять пищу, отдохнуть. Очевидно, что это возможно сделать только в свободное от трудового процесса время.

Но человек не только устает в процессе труда, не только теряет свою способность к труду временно: наступает пе­риод, когда он вообще лишается способности трудиться и, наконец, совсем уходит из жизни. В данном случае воспро­изводство производительного труда обеспечивается вступ­лением в процесс труда представителей нового поколения. Но для этого необходимы определенные личностные отно­шения между людьми. А это возможно тоже только в сво­бодное время.

Любое общество не может существовать без постоян­ного развития. Что в свою очередь невозможно без разви­тия каждого члена общества.

В процессе труда человек, получает определенные зна­ния и опыт: он приобретает навык в работе, совершенству­ет свое мастерство, расширяет свой теоретический багаж.

Но такое развитие носит односторонний характер, оно обусловлено рамками интересов конкретного производи­тельного труда. Развитие личности в широком смысле оз­начает получение ею культурной, научной, политической и т.п. информации и ее теоретическое и практическое усвое­ние. Кроме этого, развитие человека невозможно без това­рищеского общения, без участия в общественной жизни и многого другого. Очевидно, что такое всестороннее раз­витие человек может получить только вне трудового про­цесса.

Таким образом, свободное от производственного про­цесса время человечеству столь же необходимо, как и про­изводство жизненных средств (вещей и услуг) 30.

Поэтому каждый данный момент истории человеческо­го общества характеризуется объективным делением су­ток на время, затрачиваемое в производственном процессе, и на свободное от этого процесса время. Иными словами, любой исторический этап характеризуется объективной общест­венно-необходимой продолжительностью производ­ственного процесса.

Очевидно, что эта объективная продолжительность про­изводственного процесса неразрывно связана с объектив­ным общественно-необходимым количеством расходова­ния энергии человеческого организма в единицу календар­ного рабочего времени, то есть с общественно-необходи­мой интенсивностью труда.

В 1982 году в СССР средняя установленная продолжи­тельность рабочей недели взрослых рабочих всей промыш­ленности составляла 40,6 часа. Причем, самая высокая про­должительность рабочей недели - 41,0 часа (пищевая про­мышленность), самая низкая - 33,8 часа (угольная промыш­ленность) 31.

Различие этих показателей объясняется тем, что в пище­вой промышленности средняя объективная общественно-необходимая интенсивность ниже, чем в угольной.

Очевидно, что такая характеристика труда не является общей для всех случаев индивидуального производитель­ного труда даже в одной отрасли.

И, все-таки, такая общая, а, следовательно, обществен­ная характеристика существует и постоянно применяется человечеством 32.

Итак, наше первое определение: общественный труд, созидающий полезность, есть простой средний по интен­сивности труд в виде расходования энергии человеческого ор­ганизма и измеряемый его продолжительностью в кален­дарном рабочем времени.

Теперь рассмотрим труд в виде квалифицированного движения.

Рассуждение, аналогичное предыдущему, позволяет нам дать второе определение: общественный труд, созидающий полезность, есть простой средний по сложности труд в виде квалифицированного движения и измеряемый его продол­жительностью в календарном рабочем времени.

И, наконец, рассмотрим труд в виде профессионального воздействия.

Если с позиции труда в виде расходования энергии че­ловеческого организма объек­тивная общественно-необхо­димая продолжительность производственного процесса свя­зана с объективной общественно-необходимой интен­сивностью труда, то с позиции труда в виде профессио­нального воздействия она связана с объективной общест­венно-необхо­димой производительной силой труда.

Учитывая изложенное, получим третье определение: общественный труд, созидающий полезность, есть простой средний по производительной силе труд в виде профессио­нального воздействия и измеряемый его продолжительно­стью в календарном рабочем времени.

Объединим эти три определения: общественный труд, созидающий полезность, есть простой средний по про­изводительной силе, сложности и интенсивности труд, измеряемый его продолжительностью в календарном рабочем времени.

Общественный труд в этой форме мы называем абст­рактным трудом.

В процессе индивидуального труда одновременно с со­зиданием полезности создается сам продукт труда (вещь или услуга), предназначенный для удовлетворения той или иной конкретной потребности человека. (Правильнее было бы сказать, что в процессе труда одновременно с производ­ством продукта труда и благодаря этому производству про­дукта труда созидается степень удовлетворения потребно­сти - полезность.)

Рассмотрим теперь характер, признаки и единицы изме­рения индивидуального труда, создающего этот продукт труда.

Прежде всего, вспомним, что индивидуальный труд - это профессиональное воздействие, квалифицированное дви­жение и расходование энергии человеческого организ­ма. Следовательно, нам необходимо установить характери­стики этих видов труда и как они отражаются на результате производительного труда.

Всегда создается не просто продукт труда, а конкретный необходимый человеку продукт труда - хлеб, обувь, станок и другие нужные вещи.

Следовательно, в каждом из этих случаев для их изго­товления необходимо привлечь человека соответствующей профессии.

Поэтому и мы начнем свое рассмотрение с индивиду­ального труда в виде конкретного профессионального воз­действия.

Предмет природы, который, благодаря усилиям чело­века-профессиона­ла, благодаря определенному процессу труда в виде профессио­нального воздействия приобретает полезные для человека свойства. В ре­зультате именно этого труда создаются, сохраняются, восстанавливаются и перемещаются вещи, сохраняется и восстанавливается эс­тетическое и сани­тарное состояние вещей, перемещаются люди и т.д.

Полезные для человека свойства вещи или услуги назо­вем потребительной полезностью.

Но эти полезные свойства вещи или услуги неотделимы от носителя этих свойств. Наоборот, они и возникли по­тому, что были обусловлены существовавшими еще до процесса труда свойствами предмета природы.

Таким образом, сам этот продукт труда и есть потре­бительная полезность 33.

Очевидно, что индивидуальный труд в виде конкрет­ного профессионального воздействия, то есть труд, соз­дающий потребительную полезность, характеризуется его производительной силой.

Конечно, эта характеристика труда носит исторический характер, она изменяется с изменением условий производ­ства, но в то же время производительная сила труда при определенных производственных условиях есть произво­дительная сила конкретного человека определенной про­фессии, обусловленная его личными качествами.

Но это означает, что разные люди одной профессии в единицу календарного времени изготовят разное количе­ство изделий.

Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере.

Пусть на одном производственном участке работают три токаря-опе­рационника.

Первый за восемь календарных рабочих часов изготав­ливает 1200 изделий, второй за это же время производит 1600 таких же изделий и третий - 2000.

Таким образом, уже это обстоятельство показывает, что 8 часов работы первого не может быть непосредственно приравнено к 8 часам второго и 8 часам третьего. Труд ка­ждого из них должен быть опосредствован общественно-необходимой (общественно-достигнутой) производитель­ной силой.

Положим, простой средний труд токаря-операционника характеризуется производительной силой, равной изготов­лению 200 изделий в календарный рабочий час.

Тогда 8 часов календарного индивидуального рабочего времени труда:

а) первого токаря будут равны 6 часам общественно-признанного рабочего времени (1200/200);

б) второго токаря будет равны 8 часам общественно-признанного рабочего времени (1600/200);

в) третьего токаря будут равны10 часам общественно-признанного рабочего времени (2000/200).

Отсюда очевидно, что при сравнении и оценке результа­тов труда разных рабочих - членов общества продолжи­тельность их трудового процесса в виде профессиональ­ного воздействия должна измеряться не календарным, а ка­ким-то другим временем. Но коль скоро этот труд признан обществом, то, следовательно, будет логично и сам труд, и время, каким он измеряется, называть общественным.

Таким образом, общественный труд, создающий потре­бительную полезность (вещь или услугу), есть труд в виде конкретного профессионального воздействия, характери­зующийся индивидуальной производительной силой и из­меряемый общественным рабочим временем.

Все продукты труда как потребительные полезности существенно разнятся друг от друга по физическим, хими­ческим и другим качествам и по органично присущим им единицам измерения, так как созданы они трудом в виде профессионального воздействия, разным в разных отрас­лях промышленности. Так что как потребительные полез­ности они не соизмеримы. А объединяет их то, что все они созданы едиными видами труда - трудом в виде квалифи­цированного движения и в виде расходования энергии че­ловеческого организма, одинаковыми в разных отраслях. Но хотя труд в последнем случае одинаков у всех трудя­щихся членов общества, он разнится его характеристи­ками: квалифицированный труд - индивидуальной сложно­стью, расходование энергии человеческого организма - ин­дивидуальной интенсивностью.

Следовательно, каждый продукт труда характеризуется определенным количеством труда, затраченным на его производство. А чтобы сделать все продукты труда соизме­римыми по этому показателю, необходимо привести затра­ченный на их производство труд к общественно-необходи­мому.

В социалистической практике этот приведенный показа­тель называется трудоемкостью.

Учитывая изложенное, определяем: общественный труд, создающий трудоемкость есть труд в виде конкретного квалифицированного движения и расходования энергии конкретного человеческого организма, характеризующийся индивидуальной сложностью, индивидуальной интенсив­ностью и измеряемый общественным рабочим временем.

Итак, продукт труда есть, с одной стороны, потреби­тельная полезность, а, с другой стороны, трудоемкость.

Итак, общественный труд, создающий потребитель­ную полезность и трудоемкость, есть труд, характери­зующийся индивидуальной производительной силой, ин­дивидуальной сложностью, индивидуальной интенсив­ностью и измеряемый общественным рабочим време­нем.

Общественный труд в этой форме мы называем кон­кретным трудом.

Рассматривая двойственный характер труда, заключаю­щегося в продукте труда, К. Маркс пишет: “Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесо­образной форме, и в этом своем качестве конкретного по­лезного труда он создает потребительные стоимости”. 34

Как видим, абстрактный и конкретный труд являются специфическими общественными формами труда, различ­ными для капиталистического и социалистического спосо­бов производства.

Социалистический абстрактный труд характеризуется тем, что созидаемое им общественное отношение - полез­ность не овеществляется, так как является арифметиче­ским отношением удовлетворения потребностей коллекти­вида и индивида.

Социалистический конкретный труд характеризуется тем, что им создаются и потребительная полезность и тру­доемкость - обе общественные формы продукта труда. Та­ким образом, существующие между ними противоречия не являются антагонистическими. А то, что противоречия ме­жду ними существуют, проявляется во время пересмотра норм времени и расценок.

Было бы правильнее продукт труда социалистического вещественного произ­водства называть социалистическим вещественным продуктом, или вещественным продук­том.

Ранее было сказано, что, так как мы ведем анализ только вещественного про­изводства, то допустимо в тексте (но не в символах и схе­мах) именовать его категории без слова “вещественный”. Естественно, что данное положение применимо и к категории “социалистический веществен­ный продукт”.

Коль скоро существует духовное производство, то су­ществует и социалистический духовный продукт, или ду­ховный продукт.

А в целом продукт труда социалистического способа производства есть социалистический продукт, или про­дукт.

В форме потребительной полезности соизмерим в имма­нентной ему мере продукт одного вида, в форме трудоем­кости соизмерим продукт во всех его разновидностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: