Потребление

Потребление предметов природы и всех видов продукта труда можно разбить на два класса: во-первых, это их по­требление, уничтожение в процессе производства как средств производства, во-вторых, - их потребление, унич­тожение в процессе непосредственного потребления как жизненных средств.

Как мы знаем, в процессе производства предприятием потребляются - его средства производства и производи­тельный труд рабочих и создается продукт труда.

Исторический процесс становления общественного про­изводства выработал две формы использования вещей в процессе труда: некоторые вещи используются в процессе труда группой людей (здания, поточные линии и т.п.), на­зовем использование вещей в процессе труда в этой форме коллективным использованием средств производства; дру­гие вещи человек в производстве использует в одиночку (станки при односменной работе, режущий инструмент и т.п.), использование вещей в процессе труда в этой форме назовем индивидуальным использованием средств произ­водства.

Мы знаем, что средства производства, используемые в общественном производстве, находятся во владении обще­ства. Знаем также, что все средства производства исполь­зуются обществом опосредствованно разделом (распреде­лением) в интересах общества. При анализе процесса труда мы установили, что процесс производства есть процесс производительного потребления, в котором эти средства производства исчезают, потребляются.

Таким образом, коллективное и индивидуальное ис­пользование в общественном производстве средств произ­вод­ства есть общественное производительное потребле­ние вещного фактора. А средства производства, исполь­зуемые в социалистическом производстве, и по сути своей и по форме есть об­щественные средства производства.

Но так как в социалистическом производстве, которое мы исследуем, присутствуют только общественные сред­ства производства, то будем называть их просто средст­вами производства.

Рассмотрим теперь потребление производительного труда.

Если рассматривать процесс труда как он есть, вообще, то можно констатировать, что вне зависимости от способа производства, от технологии и организации труда человек всегда сам и только сам, лично участвует в производствен­ном процессе. Таким образом, с этой позиции потребление производительного труда осуществляется самим рабочим, а, следовательно, только в форме индивидуального исполь­зования.

Но способ производства, общественная форма процесса труда вводит свои коррективы в эту первооснову потребле­ния трудовой деятельности.

Учитывая, что производительный труд, происходящий на социалистическом предприятии, находится во владении общества и в субвладении предприятия, а его потребление осуществляется в интересах общества, определяем, что ин­дивидуальное использование производительного труда в процессе общественного производства есть общественное производительное потребление человеческого фактора, а весь производительный труд, используемый в социалис­тическом производстве, и по сути и по форме есть обще­ственный производи­тельный труд. По той же причине, что и в случае со средствами производства, будем называть его производительным трудом.

С позиции производимого продукта труд выступает как производительный труд. В то же время с позиции рабочего как человека этот производительный труд является расхо­дованием энергии его организма.

Но есть еще две области, где физиологически происхо­дит точно такое же ее расходование.

Во-первых, человеку в той или иной мере приходится выполнять работу в семейном хозяйстве: готовить пищу, убирать жилье, производить мелкий ремонт жилого поме­щения и обстановки, ухаживать за малолетними и преста­релыми членами семьи и т.п. Кроме этого, возможны ра­боты на приусадебных или садово-огородных участках в целях получения дополнительного количества веществен­ных жизненных благ. Очевидно, что это самые настоящие трудовые процессы, сопровождающиеся расходованием мускульной и нервной энергии. Кроме этого, как правило, все эти работы производятся непрофессионально или мало­профессионально и с нерациональной интенсивностью труда, а большеобъемные - в выходные дни и во время оче­редного отпуска.

Конечно же, чем больше таких отвлечений рабочих - членов общества, тем ниже производительность общест­венного труда, тем медленнее темпы всестороннего разви­тия личности.

Уничтожить такое негативное явление можно только развитием общественного производства жизненных благ и развитием и совершенствованием службы быта и обслужи­вания населения.

Во-вторых, и активный отдых человека, и его приобще­ние к достижениям культуры, искусства, науки и другим ценностям человеческого развития, и, в конечном итоге, непосредственное участие человека в творческой деятель­ности тоже связаны с расходованием энергии человека. Но вместе с общественным производительным трудом это и есть метод всестороннего и полного развития личности.

В этом случае задачей социалистического общества яв­ляется создание условий для подобного рода деятельности каждого из его членов.

Рассмотрим теперь непосредственное потребление, то есть потребление направленное непосредственно для под­держания жизни человека.

И здесь некоторые вещи человек использует в одиночку (пища, лекарства, одежда, личные книги, и т.п.), назовем это индивидуальным использованием жизненных средств; некоторые вещи используются группой людей (жилые по­мещения, транспортные средства, здания театров, библио­тек и т.п.), назовем это коллективным использованием жизненных средств.

Но общественное производство и распределение преду­сматривает еще одно разделение потребляемых членами общества жизненных средств.

Во-первых, это та часть вещественных и духовных жиз­ненных средств, которая, в конечном итоге, в виде овеще­ствленного труда (вещей и услуг) участвует в явлении об­мена между человеком и производственной единицей. Об­мен и распределение именно этой части жизненных средств в первую очередь рассматривает политическая экономия социалистического способа производства.

Мы знаем, что вещи и услуги, входящие в эту группу жизненных средств, удовлетворяют семейную потребность рабочего - трудящегося члена общества, то есть по форме онине являются общественными. Назовем их се­мейными жизненными средствами, а их индивидуальное или кол­лективное использование - семейным потребле­нием жизненных средств. (Следует заметить, что семей­ное по­треб­ление не ограничивается потреблением только семей­ных жизненных средств.)

Ранее мы определили, что обмен производительного труда на вещи и услуги, производимый на уровне рабочих - трудящихся членов общества, по сути своей есть осуществ­ление обществом принципа распределения средств произ­водства и семейных жизненных средств по потребности для каждой структурной производственной единицы.

Теперь определим, что представляет собой по сути этот обмен производительного труда на вещи и услуги не на уровне рабочих - членов общества, а для каждого конкрет­ного рабочего как члена семьи.

В соответствии с общественным разделением времени на рабочее время и время, свободное от работы, и с учетом объективных требований производства трудовым распо­рядком предусмотрена одинаковая продолжительность трудового процесса для всех участников производства, объединенных одинаковыми производственными условия­ми.

Выходит, что на уровне рабочих - членов общества еже­дневная, а, следовательно, и месячная и годовая длитель­ность производительного труда каждого из них ограничена определенным и равным для всех количеством календар­ного рабочего времени.

Но индивидуальный труд участников производствен­ного процесса характеризуется присущими каждому из них производительной силой, сложностью и интенсивностью.

Следовательно, рабочие - члены трудового коллектива производствен­ной единицы за одно и то же календарное время могут произвести разное количество продукта труда - потребительной полезности и трудоемкос­ти, а значит получить и разное количество семейных жизненных средств. В то же время созданная ими полезность (данная ими коллективиду) будет равна полезности, полученной ими от коллективида.

Если с позиции рабочего данное отношение является обменом живого труда на овеществленный, то со стороны общества это отношение есть распределение между рабочими семейных жизненных средств по полезности. Данное отношение присуще только первой фазе коммунистического способа производства – социализму.

Таким образом, обмен живого труда на овеществлен­ный по полезности, производи­мый рабочими – членами кол­лектива структурных производственных единиц общества и обществом в лице его производственных единиц в форме обмена живого труда, овеществленного в про­дукте труда (вещи или услуге), на семейные жизненные средства есть осуществление принципа распределения семейных жизненных средств по полезности, то есть осуществление обществом социали­стического принципа распределения.

Рассмотрим теперь потребление второй части жизнен­ных средств, получаемых членами общества через общест­венные фонды.

Потребление данных жизненных средств происходит в школах, больницах, театрах, библиотеках, на стадионах и в других подобных организациях и учреждениях, а также в социаль­ных подразделениях предприятий. Именно там происходит их коллективное или индивидуальное исполь­зование людьми.

Поскольку потребление этих жизненных средств обу­словлено только тем, что человек является членом обще­ства, то есть они и по содержанию и по форме являются общественными,назовем эту часть потребляемых людьми вещей и ус­луг, необходимых для поддержания жизни, об­ществен­ными жизненными средствами. А их коллек­тивное и ин­дивидуальное потребление - общественным потребле­нием жизненных средств. (Следует заметить, что некото­рые из общественных жизненных средств могут быть пере­даны для их семейного потребления.)

Так как жизненные средства по способу потребления разделены на семейные и общественные, то в данном слу­чае названия семейные жизненные средства и обществен­ные жизненные средства отражают реальное положение вещей.

Определим принцип распределения этих жизненных средств между членами общества.

Как правило, в первых классах начальных школ было до 20 - 35 учеников; в больничных палатах размещалось от 4 до 12 пациентов и так далее. Но таков был достигнутый уровень образовательного и медицинского обслуживания. А всеобщность и вседоступность и среднего образования, и медицинского обслуживания были обеспечены, то есть обеспечивалась общественно-достигнутая потребность.

Следовательно, потребление жизненных средств, полу­чаемых членами социалистического общества опосредст­вованно общественными фондами, по сути есть осущест­вление обществом принципа распределения обществен­ных жизненных средств по потребности науровневсех членовобщества,то есть осуществление обществом коммунистического принципа распределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: