Хозяйства

Разделение схемы кругооборота социала на две состав­ляющие объясняется наличием на этом этапе развития со­циалистического способа производства общественного раз­деления физического и умственного труда.

И хотя мы в настоящей работе пока совершенно не ка­сались сельскохозяйственного производства, тем не менее, очевидно, что рассматриваемый нами период характеризу­ется и общественным разделением промышленного и сель­скохозяйственного труда.

Родовым свойством homo sapiens является сознательная жизненная деятельность. Иными словами, сущностно, из­начально в человеке соединена и физическая и нервная (ве­щественная и духовная) деятельность. Это соединение ос­новано на едином физиологическом процессе. Причем утомление при физической деятельности воздействует на состояние нервной системы 94, а умственная деятельность в связи с ее специфическим воздействием на физиологиче­ские системы организма человека 95 требует для восстанов­ления затраченной умственной энергии не только отдыха, но и определенной физической нагрузки.

Вместе с этим объективным законом физиологического единства противоположных видов деятельности сущест­вовал столь же объективный закон индивидуального разде­ления труда в процессе производства чужой и своей жизни по половым, возрастным и другим признакам.

Дальнейшее развитие человечества потребовало уже не индивидуального, а общественного разделения труда. И первым из них было разделение сельскохозяйственного и промышленного труда, в результате которого возникли классы земледельцев и ремесленников.

Несомненно, новые производственные отношения спо­собствовали развитию производительных сил человече­ского сообщества. Но ценой этого развития было сильней­шее насилие и над личностью отдельных индивидов, и над их физиологией 96.

Вторым общественным разделением труда было разде­ление физического и умственного труда.

Разделение теперь уже ремесленного труда, возникно­вение мануфактуры, а затем и крупного машинного произ­водства, превращение науки в производительную силу вы­звала к жизни промышленную революцию, а вместе с ней и материальные условия для устранения уродующих чело­века общественных разделений труда 97.

Рассмотрим, какие изменения в бытии указанных обще­ственных разделений труда происходят при господстве со­циалистического способа производства.

1. Функционирование социала и общественное разделе­ние промышленного и сельскохозяйственного труда.

Для анализа возьмем адекватные и абсолютно бесспор­ные факты, за исследуемый нами период – с 1965 по 1985 годы.

а) Одним из таких фактов является постоянная работа на предприятиях города жителей соседствующих сельских населенных пунктов. Для их доставки к месту и от места работы вводятся специальные рейсы рабочих поездов, электричек, автобусов и зачастую специальные маршруты пассажирских транспортных средств предприятий.

б) С другой стороны, в весенние и осенние месяцы каж­дое промышленное предприятие или организация в обяза­тельном порядке по разнарядке партийно-советских орга­нов власти посылало группу своих работников на посевные и уборочные работы, по решениям этих же органов власти из своего кадрового состава каждое предприятие и органи­зация готовило механизаторов для более длительного уча­стия в сельскохозяйственных работах, существовала сис­тема постоянной шефской помощи сельхозпредприятиям со стороны промышленных предприятий и организаций.

Конечно, организаторы этих мероприятий были увере­ны, что каждая из этих мер направляется на выполнение конкретной задачи. Но если абстрагироваться от этих кон­кретных задач, то видно нечто общее: и тот и другой слу­чай объединяет общий социальный результат – одни и те же люди заняты в промышленном и сельскохозяйственном производстве.

А если внимательно проанализировать экономические результаты рассмотренных нами мероприятий, то вырису­ется весьма неприглядная картина.

Первый случай. На предприятиях города работают жи­тели ближних сельских поселений.

Будучи привязанными к жесткому расписанию транс­порта и далеким от производства интересам они, практиче­ски, никогда не могли участвовать в общественной дея­тельности коллектива предприятия, никогда не могли в полной мере использовать все достижения культуры и так далее, то есть никогда не могли стать полноценными чле­нами этого производственного коллектива, а, следователь­но, и социалистического общества.

Второй случай. Работники промышленного предприятия регулярно направляются на сельскохозяйственные работы.

Так как существовала “разнарядка”, то есть обязатель­ное для каждого предприятия количество работников, на­правляемых на сельхозработы, а послать человека можно было только с его согласия, то всегда отправляемым на эти работы гарантировалась средняя оплата труда по их посто­янному месту работы вне зависимости от реальных трудо­вых результатов.

Получалось, что руководитель промышленного пред­приятия не отвечал за рациональное использование средств сельскохозяйственного производства, а руководитель сель­хозпредприятия не отвечал за правильное использование предоставленного ему производительного труда.

Таким образом, волевым актом органов власти нару­шался объективный исходный пункт социалистического способа производства: двуединое субвладение производст­венной единицей народного хозяйства средствами произ­водства и производительным трудом.

Конечно, неэффективность такой организации труда ви­дели абсолютно все: и власти, и руководители промыш­ленных и сельскохозяйственных предприятий, и сами уча­ствующие в этом трудовом процессе люди.

А мирились с этим потому, что считали такие меры временными, вызванные какими-то недоработками в орга­низации сельхозработ. И это мнение косвенно поддержи­валось официальной политэкономией, которая вообще не ведала о наличии в социалистическом обществе объектив­ного закона уничтожения общественного разделения про­мышленного и сельскохозяйственного труда 98.

Но фактически и работа сельских жителей на предпри­ятиях городов, и работа горожан на сельхозпредприятиях в посевную и уборочную страду носило не спорадический, а постоянный характер, и, следовательно, вызывалось не­кими спонтанными силами.

И этой единственной внутренней, то есть объективной силой социалистического способа производства мог быть только объективный закон уничтожения обществен­ного разделения промышленного и сельскохозяйствен­ного труда.

Таким образом, факты общественно-экономической жизни социалистического государства подтверждают, что, во-первых, социализму действительно присущ объектив­ный закон уничтожения общественного разделения про­мышленного и сельскохозяйственного труда, и, во-вторых, незнание этого объективного закона ведет к непроизводи­тельной трате вещественных и людских факторов произ­водства.

2. Функционирование социала и общественное разделе­ние физического и умственного труда.

И в этом рассматриваемом случае существуют посто­янно действующие факты общественно-экономической жизни, которые соответствуют предмету этого конкрет­ного исследования.

а) С одной стороны, это участие рабочих в рационали­заторской деятельности (в основном по улучшению трудо­вого процесса на своем рабочем месте), а также их участие в партийных, профсоюзных, комсомольских и рабочих со­браниях, в самодеятельности и другой общественной и культурной работе.

б) С другой, – это сезонное участие работников умст­венного труда в сельскохозяйственных работах и в “суб­ботниках”.

Первый случай. Участие работников вещественного производства в техническом творчестве и общественной и культурной работе.

Деятельность трудящихся по совершенствованию орга­низации труда, улучшению технологии производства по­стоянно из года в год увеличивается. Если в 1965 году число изобретателей и рационализаторов составляло 2,9 млн. человек, то в 1985 их уже было 4,7 миллиона 99, что указывает на освобождение работников вещественного производства от “власти” его вещного фактора над чело­веческим сознанием, а их участие в общественной и куль­турной работе в значительной степени способствует все­стороннему развитию личности.

Но в этой деятельности участвует сравнительно незна­чительная часть трудового коллектива, а сама деятельность не является обязательно и постоянно воспроизводимой, то есть в кругообороте социала с позиции уничтожения его разделения на социал вещественного и социал духовного производства является его первой ступенью - уничтоже­нием личного разделения физического и умственного труда.

Второй случай. Участие работников духовного произ­водства в сельхозработах и “субботниках”.

Как правило, любой “боец творческого фронта” на этих работах выполняет функцию подсобного рабочего.

Очевидно, что мероприятия, указанные в этом втором случае не являются ни этапом всестороннего развития лич­ности, ни фактором уничтожения общественного разделе­ния физичес­ко­го и умственного труда.

Следует заметить, что и в этом вопросе официальная политическая экономия социализма подменяет проблему уничтожения общественного разделения физического и умственного труда проблемой преодоления социально-экономических различий между ними 100.

А, между тем, общественное разделение физического и умственного труда, сыграв свою положительную роль в развитии производительных сил, начинает, подобно обще­ственному разделению производственного и сельскохозяй­ственного труда, тормозить дальнейшее их развитие и, что особенно важно, пагубно влияет на саму личность произ­водителя.

Так многие рабочие производственных предприятий (главным образом участков серийного производства, где трудовой процесс не нуждается в постоянном участии тех­нической мысли) постепенно утверждаются во мнении, что инженерно-технический персонал это нахлебники, “съеда­ющие” их заработок. А работники духовного производства (особенно всенародно признанные, большей частью благо­даря своему таланту, а иногда и просто благодаря удаче артисты ба­лета, певцы, другие деятели искусства), сравни­вая условия оплаты своего труда в социалистическом об­ществе с опла­той “раскрученных” звезд кино и сцены в ка­питалистиче­ских странах, искренне считают себя обижен­ными. Забывая, естественно, кто оплачивал их учебу, кто оттачивал их мастерство, и не зная или не желая знать об участи тысяч собратьев по ремеслу этих зарубежных “звезд”.

Очевидно, что и в данном случае сказывается действие какой-то внутренней силы, объективного закона социали­стического способа производства. И этой единственной внутренней, то есть объективной силой социалистического способа производства мог быть только объективный закон уничтожения общественного разделения физиче­ского и умственного труда.

Из схемы кругооборота социала видно, что социализм характеризуется кругооборо­том социала вещественного производства и социала духов­ного производства.

Рассмотрим подробнее их взаимосвязь.

Прежде всего, вспомним, что часть продукта духовного производства в виде жизненных духовных средств потреб­ляются работниками вещественного и духовного производ­ства для воспроизводства энергии своего организма, про­изводительного (вещественного и духовного) труда.

Еще одна часть духовного продукта (наука) является производительной силой.

То, что в средствах производства овеществлен труд уче­ных, очевидно: в современном производстве нет такого продукта, нет такой технологии, нет такого оборудования, где бы не был овеществлен труд научного работника.

Но наука как производительная сила присутствует в обоих факторах производства.

Теперь не только работник духовного производства, но и рабочий характеризуется не просто сноровкой, умением и опытом. На первый план выступает его научное знание.

Эта роль науки (становиться производительной силой) присуща любому обществу, в котором превалирует круп­ное машинное производство.

Рассмотрим, какую роль играет наука в условиях социа­листического способа производства. Для этого сначала проследим путь развития советской науки.

Вместе с разрушенными производственными мощно­стями советская народная власть унаследовали и соответ­ствующий обслуживающий их научный потенциал. В 1913 году в России имелось 298 научных учреждений, числен­ность научных, научно-педагогических работников состав­ляла 11,6 тыс. человек 101.

Восстановление промышленных предприятий вместе с их реконструкцией, строительство новых предприятий на основе высших достижений науки и техники, создание но­вых отраслей настоятельно требовали не только восста­новления науки в прежних масштабах, но и ее быстрого развития.

И новая власть с этой задачей успешно справилась.

На базе прежних лабораторий, кафедр, секций и отделов научно-исследовательских и научно-учебных заведений, му­зеев и комитетов создавались крупные научно-исследова­тельские учреждения всесоюзного значения, способные ус­пешно решать возни­кающие проблемы 102. А если учесть, что в это же время было создано множество учреждений на­учно-исследовательского характера в союзных республиках и отраслях народного хозяйства, то станет ясной грандиоз­ность выполненного.

Вот как характеризуется с этих позиций рассматривае­мый нами период (1965 – 1985 годы) 103:

Таблица 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: