Характер и итоги Крестьянской войны

Крестьянская война была довольно многоплановым явлением. Поэтому при определении ее характера нельзя исходить из общей оценки для всех участвовавших в ней социальных групп. Самыми массовыми ее участниками были крестьяне[6]. Большинство из них, насколько позволяют судить программные документы и прежде всего «12 статей», тяготели к традиционным средневековым ценностям. Участие в войне для таких крестьян было актом борьбы за восстановление «идеальной модели» аграрного мира, существовавшего в прошлом (характерна апелляция к «старине», «обычаю», которые должны были соблюдать феодалы), за относительное жизненное благополучие, а не за полное изменение социального порядка. Отсюда стремление к компромиссам и заключению договоренностей с господами.

Важно указать на еще один момент: восставшие крестьяне целиком и полностью оставались в рамках традиционно-феодальной политической культуры, которая не оставляла исторического шанса и не знала прецедента (по крайней мере, в Западной Европе) реализации крестьянских требований в таком масштабе, в каком они были оформлены в программах и растворены в сознании масс. С этой точки зрения Крестьянская война для значительной части крестьян была не политической борьбой, а протестом против всех форм несправедливости вообще, и эта борьба в традиционной общественной структуре не могла быть рационально осмыслена и по большому счету рационально организована. Само крестьянское население было шокировано Крестьянской войной в не меньшей степени, чем знать.

Однако реформационный дух эпохи наложил свой отпечаток и на мышление крестьян. Особенно ясно он виден в постоянной апелляции к Евангелию как юридической основе крестьянских требований (народная концепция «Божьего права») и в готовности крестьян участвовать в секуляризации церковных земель. Традиционное и для средневековых крестьян требование личной свободы, теперь получило библейское обоснование. Радикальная народная трактовка Реформации могла подразумевать полное отрицание важнейших феодальных привилегий, утверждение общинных прав на лесо- и землепользование. В такой среде мистическое учение Томаса Мюнцера нашло твердую опору. Реформационные идеи в крестьянской трактовке и являлись тем самым религиозно-идеологическим обоснованием «мятежа», которое обеспечило его многочисленность и территориальный размах движения. Это в какой-то мере позволяет сопоставить Крестьянскую войну со средневековыми крестьянскими выступлениями, где важную роль играла еретическая мысль.

Но налицо и ряд важных отличий Крестьянской войны от средневековых восстаний. Многие выходцы из крестьянской среды, особенно лидеры движения, «доросли» до зрелого осознания не только крестьянских, но и общенациональных политических требований. В условиях начавшейся в середине 1520-х гг. княжеской Реформации право выборности и смещения священника общиной, отстаиваемое в «12 статьях», распределения самими крестьянами средств «большой десятины», по существу, стало требованием политическим. Можно также отметить высокий уровень самоорганизации некоторых крестьянских отрядов («Черный отряд» Гейера).

Немаловажен в связи с этим и вопрос, почему Крестьянская война была локализована в основном в районах Швабии, Франконии, Тюрингии, Саксонии и австрийских землях. Вероятнее всего, это вызвано тем, что начавшиеся здесь процессы модернизации очень негативно сказались на положении крестьянства. Пытаясь приспособиться к новой экономической ситуации, феодалы резко увеличивали объемы повинностей. Сами же крестьяне вынуждены были менять специализацию, устанавливать связи с рынком для реализации продукции, изыскивать средства для удовлетворения как растущих повинностей, так и своей семьи. В этих условиях традиционный замкнутый микромир аграрного населения явно переживал кризис. Поэтому крестьянство и выдвигало в качестве идеала возвращение к общественным нормам средневекового прошлого (общинность, совместное пользование угодьями, уплата ренты по обычаю и др.). Говорить в таком случае о «революционности» крестьянства не приходится.

Показательно, что Крестьянская война мало затронула северогерманские земли, Центральную и Южную Баварию, а также территории к востоку от Эльбы. В определенной степени это свидетельствует о том, что социальные проблемы не стояли в этих областях Германии так остро, а влияние Реформации на аграрное население не было таким значительным. Так, в среднем течении Рейна и Нижней Германии, где крестьянство раньше и интенсивнее вынуждено было включаться в рыночные связи, а экономическая власть сеньоров адаптировалась посредниками-арендаторами или вытеснялась купцами-скупщиками, лозунги Крестьянской войны не получили распространения.

В землях к востоку от Эльбы, где рыночные импульсы еще во второй половине XV в. способствовали началу переориентации феодального хозяйства на заграничную торговлю аграрной продукцией, социальные последствия этих изменений не были еще такими существенными (в начале XVI в. барщина не превышала нескольких дней в году). В остэльбских землях преобладали крепкие крестьянские хозяйства, а само крестьянство выступало как носитель традиционных ценностей. К тому же полиэтничный состав крестьянства и слабость общинных связей не способствовали их консолидации для защиты своих прав, как это было в Юго-Западной Германии. Сдерживала крестьян и сплоченность феодалов, сила их репрессивного аппарата, обусловленные многовековой экспансией в восточноевропейские земли. В Центральной и особенно Южной Баварии, которую и в более позднее время называли «крестьянской страной», процессы социальной дифференциации были замедленны, эффективно функционировали общинные структуры, защищавшие интересы крестьянства. По меркам Европы XVI в. хозяйства баварских крестьян можно назвать «богатыми». Реформационные идеи с трудом проникали здесь в крестьянскую среду.

Наличие в Германии крупных регионов, не затронутых событиями 1524-1525 гг., позволяет отказаться от утвердившейся еще в советской историографии концепции фундаментальных последствий Крестьянской войны для дальнейшего развития всех германских земель. В таком контексте вернее будет фиксировать их в пределах тех регионов, где были очаги крестьянских выступлений.

Крестьянская война имела тяжелые материальные и социальные последствия для аграрного населения Юго-Западной и Центральной Германии. В первую очередь надо отметить гибель значительного числа социально активных людей. Жертвами войны стали около 70-80 тыс. участников движения. Карательные акции продолжались на протяжении всего 1525 г. Крестьяне, участвовавшие в войне, не только подвергались штрафу в размере от 6 до 10 гульденов с каждого очага, но и уплачивали компенсации за разрушение замков и монастырей. В некоторых регионах росло налогообложение со стороны территориальной власти, в большей части деревень прекратился созыв общинных собраний. Вместо принятых при участии крестьян общинных уставов вводились «господские установления». Опасаясь новых восстаний, феодалы Шварцвальда потребовали, чтобы крестьяне уничтожили церковные колокольни, снесли башни и заборы вокруг деревень.

С другой стороны, имелись и позитивные моменты. В Юго-Западной Германии было остановлено наступление феодальной реакции и распространение лично-наследственной зависимости крестьян. Требования крестьян, изложенные в «12 статьях», здесь были фактически выполнены. Крестьяне в Южной и Центральной Германии получили большую свободу в распоряжении землей. В Швабии и Вюртемберге укрепились ландштанды. Локальная сплоченность крестьян в Германии к западу от Эльбы до некоторой степени препятствовала усилению их эксплуатации местными феодалами.

Несколько иначе обстоит дело с городским населением, позиция которого в годы войны была крайне неоднозначна. Особой противоречивостью своих действий отличалось бюргерство. В целом оно выступало за Реформацию и требовало претворения в жизнь целого комплекса экономических и политических мероприятий, реализация которых, вне всякого сомнения, должна была способствовать развитию раннекапиталистических отношений. В этом смысле мы найдем в городских движениях середины 20-х гг. XVI в. и элементы «раннебуржуазной» революционности. Однако при этом надо помнить, что стремления бюргерства к централизации власти и обеспечению нормального функционирования внутренней торговли нельзя рассматривать как сугубо «буржуазные», ибо борьба с сеньорами (их таможенной и пошлинной политикой) и взаимодействие с королевской властью были актуальны и для средневековой эпохи.

Различалась позиция отдельных групп бюргерства и в отношении крестьянских выступлений. Если некоторые представители радикального бюргерства Франконии и Тюрингии могли идти на сотрудничество с крестьянами и даже выдвигать общие требования, то численно преобладавшее умеренное бюргерство, отчасти удовлетворенное реформационными изменениями, не могло встать на сторону крестьян-мятежников из-за существенных различий интересов и целей. В частности, непопулярными в городской среде были крестьянские призывы к установлению «Божьего права». Бюргерство не нуждалось в особом обосновании личной свободы, которая и так гарантировалась ему в силу принадлежности к городской коммуне. Что же касается антифеодальных крестьянских требований, то они были чужды горожанам, которые сами порой участвовали в эксплуатации жителей сельской округи. Участие городов в подавлении крестьянских мятежей можно рассматривать как стремление к поддержанию авторитета власти и восстановлению государственного порядка. Это было оправдано и экономическими соображениями, ибо война наносила непосредственный урон интересам бюргерства и вела к разрыву торговых связей.

Неоднозначны и последствия Крестьянской войны для бюргерства. С одной стороны, остались неудовлетворенными их требования об имперских реформах. С другой — проведение общинной Реформации в городах, вызванная этим более адекватная городским интересам политика магистратов, снятие в ряде случаев корпоративных запретов и, наконец, укрепление территориальной власти, стремившейся к введению налогового и правового единообразия в пределах своей компетенции, стимулировали процессы модернизации и развитие региональных рыночных структур.

Оценивая в целом характер Крестьянской войны, необходимо отметить, что это был грандиозный социальный конфликт переходного типа с преобладающими средневековыми чертами, но в котором, в контексте Реформации, присутствовали элементы, характерные для раннебуржуазных революций.

42 вопрос!Зарождение капиталист.отношений!

В середине II тысячелетия н. э. даже в наиболее передовых для того времени странах всё ещё продолжали господствовать феодальные отношения. Конкретные формы хозяйства в разных феодальных странах — в Китае, Индии, Японии, Корее, Средней Азии, странах арабского языка, России, Германии, Италии, Франции и т д.— были очень различны. В неодинаковой степени сохранились в этих странах остатки дофеодальных укладов — рабовладения и первобытно-общинных отношений. Различной степени развития достигли средневековые города. Однако во всех этих странах Старого Света, простиравшихся ог Тихого океана на востоке до Атлантического на западе, главные, наиболее характерные черты производственных отношений были в основном тождественны.

Вплоть до указанного времени в деревне продолжало господствовать мелкое хозяйство крестьян, работавших на земле, которая являлась собственностью феодалов, и находившихся в зависимости от последних. Это мелкое крестьянское хозяйство в некоторых странах сочеталось с крупным барским хозяйством самих феодалов, основанном на эксплуатации дарового барщинного труда феодально зависимых крестьян. В городах большинства феодальных стран Азии, Северной Африки или Европы господствовало мелкое хозяйство ремесленников, имевших собственные средства производства и работавших на заказ или на рынок, главным образом на ограниченный местный рынок. Эти ремесленники находились в тех или иных формах прямой либо косвенной зависимости от феодалов и эксплуатировались ими.

В XIV—XV вв. в наиболее передовых феодальных странах отдельные звенья этой системы мелкого производства, опутанного сетями феодальной эксплуатации, уже начинают распадаться. В некоторых из этих стран (Италия, Фландрия) появляются первые, спорадически пробивающиеся ростки новых, капиталистических отношений.

В XVI в. в развитии человечества происходит перелом. В ряде стран Западной Европы начинается процесс разложения феодализма. Мелкое хозяйство непосредственных производителей начинает разрушаться. Средства производства сосредоточиваются в руках нового класса — класса капиталистов, а сами непосредственные производители превращаются в людей лично свободных, но вынужденных жить продажей своей рабочей силы. В условиях разложения феодального хозяйства складывается общественное по своей форме крупное производство, основанное на эксплуатации наёмного труда, т. е. уже капиталистическое производство.

Чем же был вызван этот экономический переворот в Западной Европе? Весь опыт истории человечества, обобщённый в марксистской теории общественного развития показывает, что такого рода экономические перевороты всегда бывают связаны с глубокими сдвигами в области материального производства, в состоянии и характере производительных сил. Так обстояло дело и в данном случае.

Период, предшествовавший возникновению капитализма, был временем сравнительно быстрого для эпохи средневековья экономического развития западноевропейских стран. В XI—XV вв. феодальные отношения в этих странах, несмотря на тяжесть эксплуатации, всё же открывали перед непосредственными производителями — крестьянами и ремесленниками — определённые возможности для развития их собственного мелкого хозяйства. Крестьяне и ремесленники Италии, Франции, Германии, Англии и других стран, материально заинтересованные в результатах своего труда, в процессе повседневной трудовой деятельности накапливали производственный опыт, совершенствовали орудия труда, улучшали технологию производства, способствуя тем самым развитию производительных сил. К началу XVI в. это развитие привело к глубоким изменениям в сфере материального производства. Более сложной стала производственная техника, всё настоятельнее требовавшая перехода от мелкого производства к крупному. Вместе с прогрессом техники выросло и углубилось общественное разделение труда. Эти сдвиги наряду с расширением внутреннего и внешнего рынка и были главной причиной указанного экономического переворота в Западной Европе XVI в.

43 вопрос!Программы Крестьянской войны!

В отличие от всех других программ, выдвинутых в ходе Крестьянской войны, «Статейное письмо» не призывало к борьбе за уступки и частичные изменения, а провозглашало идею коренного социального и политического переворота и построения общества на началах социальной справедливости. Авторы программы обращались ко всем, в первую очередь, к трудящимся, с призывом вступить в христианское объединение и начать строить свою жизнь на основе служения «общей пользе», т.е, на основе всеобщего и полного равенства. Господа тоже приглашались в это объединение, чтобы разделить общую со всем народом судьбу. Они должны были покинуть свои замки и дворцы, поселиться наравне со всеми в хижины, трудясь и довольствуясь тем, что им положено по «божественному праву». В противном случае, говорилось в «Статейном письме», они будут подвергнуты «светскому отлучению», т.е, всеобщему бойкоту, что не оставит им иного выбора, как только примкнуть к общему объединению или погибнуть, как «отрезанные от тела члены». Все замки и монастыри, служившие очагами угнетения и предательства, подлежали немедленному разрушению. Идеалом составителей «Статейного письма» было общество полного имущественного равенства, в форме демократической республики с неограниченным народным суверенитетом. Но «Статейное письмо» не стало общей программой борьбы. Большинство руководителей восстания склонялось к переговорам и компромиссам. Используя эти настроения, феодалы и городские магистраты добивались соглашений с вожаками восстания и порознь наносили удары восставшим.

Крестьянские выступления в верховьях Рейна и Дуная были только прологом Великой Крестьянской войны, которая охватила ряд областей Германии — Верхнюю Швабию, Франконию, Тюрин-гию, Саксонию, альпийские владения Габсбургов.

Крестьянская война в Верхней Швабии. «12 статей». В феврале 1525 г. крестьяне Кемптенского аббатства отказались от компромиссного соглашения и взялись за оружие. К ним примкнули крестьяне области Альгау и соседних областей. Вскоре восстание охватило всю Верхнюю Швабию. Но среди руководителей отдельных крестьянских отрядов не было единства. Они по-разному понимали «божественное право». Наиболее радикальные видели в нем установление полного социального равенства, умеренные — только ликвидацию крепостной зависимости и смягчение феодального гнета.

В начале марта 1525 г. три главных отряда верхнешвабских крестьян создали «Христианское объединение», руководство которого вступило в переговоры со Швабским союзом. Швабский союз, объединявший враждебные крестьянам силы, был не в состоянии сразу подавить восстание и всячески добивался заключения с крестьянами «перемирия». Умеренные руководители верхнешвабских отрядов на основе местных крестьянских жалоб составили общие требования, которые должны были служить платформой для пере-

говоров со Швабским союзом. Так появились знаменитые «12 статей». Цвинглианские проповедники обосновали их ссылками на священное писание.

В «12 статьях», особенно во введении к ним, подчеркивались мирные намерения крестьян. Первые две статьи требовали реформы церкви в том духе, как ее понимали крестьяне, — выборности и сменяемости священников, которые должны были проповедовать «святое... Евангелие без всякого человеческого добавления». Эти выборные священники переходили на содержание общины, которая сама собирала и расходовала десятину на церковные и общественные нужды. Десятину со скота и плодов крестьяне вовсе отказывались платить. То, что на первом месте в крестьянской программе стояли требования реформы церкви, свидетельствует о тесной связи Крестьянской войны с Реформацией. Статья 3 требовала отмены крепостного права. Так же решительно крестьяне настаивали на отмене посмертного побора. Остальные требования носили более умеренный характер: уменьшение барщинных и оброчных повинностей, упразднение незаконных штрафов, возвращение крестьянам права свободно пользоваться общинными угодьями — лесами, лугами и водами. В целом крестьянская программа не затрагивала основные устои феодального строя, крестьяне добивались только облегчения своей участи. Однако «12 статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни, они стали общей программой крестьянства. Но наиболее революционно настроенные слои крестьян считали «12 статей» только минимальными требованиями; конечную цель борьбы они видели в осуществлении революционных преобразований в духе «Статейного письма».

Тактика оттяжек и переговоров, которую проводили руководители Швабского союза, не оправдала их надежд: «Христианский союз» не распался. Предстояла открытая вооруженная борьба. В то же время нарастала угроза выступлений плебейских масс городов против правящих магистратов, что могло привести к отпадению отдельных городов от Швабского союза. Поэтому командующий войсками союза Трухзес в начале апреля нарушил перемирие и внезапно напал на лагерь повстанцев у Лейпгейма (около Уль-ма). Здесь Трухзес одержал победу. Но дальнейшие его действия против главных сил восставших в Верхней Швабии успеха не имели. Вероломство господ дало крестьянам урок осторожности и стойкости. Восстание продолжало распространяться и охватило Южную Франконию и Среднюю Германию. Трухзес вынужден был перейти на время к позиционной войне. У Вейнгартена, севернее Боденского озера, его войска были окружены крестьянскими отрядами и еле избежали катастрофы. Спасла его доверчивость вожаков отдельных отрядов, опять вступивших в переговоры и внесших раскол в общий фронт восставших. В конце апреля 1525 г. основные силы крестьян в Верхней Швабии были разбиты, и Трухзес смог направить свои войска во Франконию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: