Эпоха Реформации и Великой крестьянской войны

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ГЕРМАНИИ

В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XVI В.

К началу XVI в. большинство населения Гер-

мании состояло из феодальнозависимых кре-

стьян. В деревне безраздельно господствовали

князья, дворяне и их управители. В немецких

городах, в том числе и в наиболее крупных, преобладало цеховое

ремесло, а в их магистраты входили члены патрицианских родов и

представители богатого бюргерства.

Однако уже XV век и особенно начало XVI в. ознаменовались в

экономической жизни Германии значительными сдвигами. В это вре-

мя, когда развитие производительных сил и разделение труда в раз-

ных частях мира привели к значительному расширению международ-

ных торговых связей, Германия продолжала занимать центральное

положение на путях мировой торговли. Правда, Северогерманская

Ганза, теснимая конкуренцией английских и голландских купцов, с

конца XV в. стала приходить в упадок (см. т. 1, гл. II), а великие

географические открытия возвещали предстоявшее в близком буду-

щем перенесение мировых торговых путей на Атлантическое побе-

режье. Но несмотря на это до середины XVI в. связи Северной Ита-

лии и через ее посредство Востока с рынками Западной Европы шли

через германские земли, а немецкие города, особенно Аугсбург, Нюрн-

берг и некоторые другие на Рейне и на Верхнем Дунае, по-прежнему

оставались крупными центрами европейской торговли. Немецкие куп-

цы пользовались привилегиями в торговых портах других европей-

ских стран и на первых порах извлекали выгоды и из нового направ-

ления путей мировой торговли. Международная экономическая роль

Германии выражалась и в том, что она занимала первое место в мире

по добыче серебра - главного средства обмена в то время (поток

американского золота и серебра стал ощущаться только с середины

XVI в.).

Выгодное положение на путях мировой торговли способствовало

росту товарного производства в стране в области ремесла и сельского

хозяйства, наметившемуся уже ранее и особенно заметному в первые

десятилетия XVI в. Верхненемецкие города достигли расцвета и явля-

лись, по словам Энгельса, средоточием значительного богатства и

роскоши. Аугсбург оставался до середины XVI в. крупным складоч-

ным пунктом итальянских шелковых изделий, индийских пряностей

и товаров Востока вообще. В Аугсбурге же находились торговые

фирмы Фуггеров, Вельзеров и др., которые вели в масштабах того

времени настоящую мировую торговлю и имели свои постоянные

конторы в разных странах, в частности в Венеции, торговавшей со

странами Востока и занимавшей господствующее положение на Сре-

диземном море. Крупным южногерманским фирмам принадлежали

богатые горные промыслы в германских землях и за их пределами^

в особенности в Тироле и в других австрийских землях, а также мно-

гие горные разработки в Испании, Венгрии и в других странах. О силе

и влиянии этих фирм можно судить уже по тому, что князья и импе-

раторы, постоянно нуждавшиеся в деньгах, обращались к ним за

займами, предоставляя фирмам большие привилегии и отдавая в за-

клад горные богатства.

Выгодными связями славились тогда многие крупные города. Из-

вестный немецкий гуманист Яков Вимпфелинг писал о Кельне, что

этот город <по своей обширной торговле и неизмеримым богатствам

является царем Рейна>. Нюрнберг - крупнейший центр металлообра-

батывающей промышленности - насчитывал в XVI в. около 20 тыс,

населения. Из эльзасских городов выделялся своей прибыльной тор-

говлей Страсбург, через который шли торговые связи с Францией.

Франкфурт-на-Майне славился ярмаркой, собиравшей купцов из Ни-

дерландов, Фландрии, Англии, Польши, Чехии, Италии и Франции.

Более мелкие города - Ульм, Констанц, Равенсбург - являясь

наряду с Аугсбургом центрами изготовления хлопчатобумажных из-

делий и полотна, продавали свою продукцию не только на местных,

но и на отдаленных итальянских рынках и в Испании. Через города,

расположенные на Дунае, немецкая торговля была связана со славян-

скими землями Юго-Восточной Европы.

Расширение внутренних и международных связей и рост

богатств в немецких городах в первые десятилетия XVI в. имели

своим результатом дальнейшее развитие зародившихся уже в XV в.

(см. т. 1, гл. II) элементов капиталистического производства. В тек-

стильной промышленности и отчясти в области изготовления метал-

лических изделий все больше места занимала система авансирования,

(Verlagssystem), при которой разрозненные ремесленники подчиня-

лись организующей деятельности купца-предпринимателя, аванси-

ровавшего их деньгами и доставляемым издалека сырьем. Руководя-

щая деятельность купцов-предпринимателей выражалась главным

образом в расчленении процесса производства и распределении его

отдельных этапов между непосредственными производителями, те-

ряющими таким образом свою экономическую самостоятельность и

все более превращающимися фактически в наемных рабочих. Капи-

талистическая система рассеянной мануфактуры получала благодаря

этому все большее распространение в городах и особенно в городской

округе, где не существовало цеховой регламентации. Наряду с этим

в отдельных отраслях появлялись и централизованные ману-фактуры. Примером

их являлись типографии.

Само обору-

дование типографии требовало значительного капиталовложения и

наличия от 30 до 50 и больше наемных рабочих разных специаль-

ностей - наборщиков, словолитчиков, печатников, изготовителей пе-

чатных форм, корректоров и др.

В первые три-четыре десятилетия XVI в. элементы капиталистиче-

ского производства в горном деле, определившиеся уже в предыдущем

веке, значительно усилились, особенно на разработках благородных

металлов.К начялу XVI в. горные товарищества на паях в Саксонии^

Тироле и других землях Германии в основном потеряли характер тру-

довых коллективов и стали капиталистическими. Достигнутое к этому

времени углубление шахт (до 300, а в ряде случаев до 500 метров

и больше) и усложнение оборудования на разработках требовали

больших капитальных вложений и постоянных дополнительных

расходов. Участие в предприятиях в районах крупных раз-

работок обладателей мелких вкладов все больше и больше затрудня-

лось; они постоянно находились под угрозой потери своей доли и

полного разорения.

По самым скромным подсчетам, в первые десятилетия XVI в. в

германской горной промышленности было занято больше 100000 че-

ловек. По добыче серебра она значительно превосходила все осталь-

ные страны Европы, вместе взятые. Добыча золота и серебра оказа-

лась, по мнению Ф. Энгельса, <последним толчком, поставившим

Германию в 1470-1530 гг. в экономическом отношении во главе

Европы и тем самым сделавшим ее центром первой буржуазной рево-

люции в религиозном облачении так называемой Реформации> ^

С расцветом и с распространением ранних

форм капиталистических отношений связаны, значительные измене-

ния в аграрных отношениях. Увеличение спроса на шерсть, лен и

продукты питания стимулировало рост овцеводства, расширение посе-

вов технических и продовольственных культур. С начала XVI в. зем-

левладельцы в большей степени, чем раньше, обратили внимание на

возросшую доходность сельского хозяйства. Они принимали меры к

укреплению своей феодальной собственности на землю путем превра-

щения наследственных "держаний крестьян в пожизненные, а пожиз-

ненных --в срочные, что приводило к ухудшению" условий кресть-

янского держания, к увеличению многочисленных феодальных побо-

ров, как регулярных, так и взимавшихся при определенных случаях

(рождение, брак, смерть в семье крестьянина, продажа имущества

и т. п.). Одновременно с этим феодалы в своих собственных хозяй-

ствах, где это представлялось возможным, расширяли овцеводство и

отводили новые участки земли под лен, коноплю и другие технические

культуры. Рост барских хозяйств, чаще всего за счет узурпации об-

щинных угодий и сокращения крестьянских, участков, был связан

с массовым распространением крепостного состояния крестьян (Lei-

beigenschaft) и увеличением их барщинных повинностей.

В восточных и северных районах, где крестьяне могли активнее

защищаться, натиск феодалов не давал до Крестьянской войны за-

метных результатов. Зато в юго-западной части страны феодальная

реакция нарастала быстрыми темпами. Здесь феодалы вводили для

крестьян краткосрочные формы держания земли со всеми признаками

голодной аренды. Во время Крестьянской войны многие крестьяне

жаловались, что им приходится отдавать землевладельцу треть и даже

половину урожая.

Особые условия

экономического

и политического

развития Германии

Одной из самых ненавистных и тяжелых повинностей была деся-

тина. Вначале она взималась только с зерна

(<большая десятина>), но затем ее стали брать также с огородных

культур (<малая десятина>) и со скота (<десятина крови>). Если к

этому прибавить всякого рода княжеские налоги, расхищение общин-

ных земель, запрещение крестьянам пользоваться лесом для пастбищ и

для собирания топлива, прудами для рыбной ловли и т. п., то можно

с полным основанием утверждать, что господа старались забрать из

крестьянского дохода-все, что можно, оставляя крестьянину лишь

самые минимальные средства к существованию. Феодалы стремились,

таким образом, обратить все выгоды от подъема в области сельского

хозяйства и развития товарного производства исключительно в свою

пользу. Даже зажиточные слои крестьянства испытывали гнет фео-

дальной реакции, сильно препятствовавшей самостоятельному раз-

витию крестьянского хозяйства и буржуазных отношений в деревне,

Нараставшая феодальная реакция в деревне^

проводившаяся духовными и светскими феода-

лами и князьями практика массового перевода

крестьян в крепостное состояние тормозили

распространение в стране зарождавшихся эле-

ментов капиталистического производства. Это и было особенностью

экономического подъема Германии на рубеже XV и XVI вв. Эта осо-

бенность проявлялась тем более резко, что отдельные германские

земли развивались неравномерно, а главное - регулярный товарооб-

мен между ними определился лишь в связи с экономическим подъе-

мом конца XV и первых десятилетий XVI в. Только тогда стали скла-

дываться условия для преодоления господствовавшей в предыдущие

века изолированности различных частей Германии, а саксонско-тю-

рингский район стал приобретать значение хозяйственного центра ее

основных земель. Однако этот процесс не привел тогда к созданию

общего внутреннего рынка. Внешние связи и рынки, имевшие столь

важное значение в экономике германских городов, оставались в основ-

ном различными на севере и на юге. Богатые южногерманские города

вели оживленную торговлю с итальянскими городами; североганзей-

ские же города, имевшие свои конторы в Новгороде, Бергене, Лондо-

не и Брюгге, снабжали товарами всю Северную Германию, но по

преимуществу занимались транзитной торговлей.

Особенностями экономического развития Германии определялась

в значительной степени ее политическая и социальная структура. В то

время как в других крупных странах Европы развитие торговли и

промышленности привело к политической централизации, в Германии

продолжала преобладать группировка интересов вокруг местных цент-

ров - политическая раздробленность. Германская империя, в которой

процесс внутреннего распада шел и углублялся с XII в. (см. т. 1"

гл. II), представляла собой к началу XVI в. конгломерат самостоя-

тельных и фактически разобщенных <территорий>, считавшихся ее

непосредственными землями. <Членами империи> были имперские

князья (наиболее значительными из которых были курфюрсты); в

нее входили имперские графства и прелатства и имперские города.

Кроме того, империя включала самостоятельные территориальные

единицы (их насчитывалось до тысячи), различавшиеся как размер

рами, так и по экономическому и политическому значению.

Сильнейшим княжеским домом был дом Габсбургов, за которым

с 40-х годов XV в. утвердилась императорская корона. Держава

Габсбургов состояла из Верхней и Нижней Австрии, Тироля, славян-

ских земель - герцогств Штирии, Каринтии и Крайны, ряда наслед-

ственных земель на Верхнем Рейне, графств Бургундия и Нидерлан-

ды. С 1526 г. в состав державы Габсбургов было включено Королев-

ство Чехия и часть Венгрии. С Габсбургской державой соперничали

внутри империи сильное герцогство Бавария и богатое курфюршество

Саксония, лежащее в горных районах Средней Германии^]В_то же

время в империю входили мелкие территории, часто ограничивавшие-

ся рамками одного города или одного монастыря^ Вся эта пестрая

масса крупных, средних, мелких и мельчайших территорий находи-

лась в постоянной вражде.

Преобладание местных центров усиливало власть территориаль-

ных князей, Которых Ф. Энгельс характеризовал как представителей

централизации в самой раздробленности, как носителей местной и

провинциальной централизации. Каждый князь чеканил свою монету,

собирал налоги, творил суд и старался использовать ослабление им-

ператорской власти на пользу мелкого дворянства и городов.

Таким же образом поступали патрицианские роды городов, узурпиро-

вавшие права общин под видом управления ими.

Усиление суверенитета территориальных князей за счет слабев-

шей центральной власти самым отрицательным образом сказывалось

на дальнейшем экономическом развитии страны. Каждый князь ста-

рался перещеголять своих соседей блеском своего окружения, пыш-

ностью двора и прежде всего мощью своих финансов и армии. Тя-

жесть налогов, взимавшихся для удовлетворения этих потребностей,

подрывала экономику сел и городов и тормозила предприниматель-

скую деятельность. Главное же заключалось в том, что немецкие куп-

цы и предприниматели лишены были государственной помощи и под-

держки, и в своих деловых связях и борьбе с конкурентами из других

стран они могли рассчитывать только на собственные силы и на силу

своих частных союзов. В этих условиях в наиболее выгодном положе-

нии оказались крупные южногерманские торгово-ростовщические

фирмы Фуггеров, Вельзеров, Гохштеттеров и др., которые предостав-

ляли займы постоянно нуждавшимся в деньгах немецким князьям,

прежде всего Габсбургам.

'/ Южнонемецкие фирмы, наживавшие огромные состояния на меж-

дународных торговых и кредитных операциях, вкладывали капиталы

в горную промышленность не только Германии, но и Австрии, Чехии,

Венгрии, Испании, а фирма Вельзеров владела также разработками

меди и серебра в Америке. Наряду с этим Вельзеры участвовали в

Южной Америке в работорговле и использовали свои связи и капи-

талы для проведения там своей собственной колониальной политики.

Фуггеры распространили свои вклады помимо горной на другие от-

расли промышленности. Таким образом, Фуггеры и другие крупные

компании Южной Германии в известном смысле сочетали деятель-

ность ростовщиков, торговцев-монополистов и промышленников, при-

чем все эти функции переплетались. Извлекая капиталистическую

прибыль от эксплуатации наемного труда, они, однако, основные

доходы получали благодаря привилегиям и монопольным правам.

Предприниматели-раздатчики из среды бюргерства, владельцы ману-

фактур, главным образом рассеянных в городской округе, подрывали

своей деятельностью цеховые устои в городах и являлись носителями

прогрессивных тенденций в промышленном производстве. Но они

оказывались бессильными перед лицом торгово-ростовщических ком-

паний. Отсюда то большое возмущение, которое вызывала в кругах

немецкого бюргерства в XV-XVI вв. деятельность этих компаний,

распространявших свое влияние далеко за пределы Германии и игно-

рировавших специфически германские интересы. ^----^<"~^>.

Своеобразие экономического строя, политиче-

ская раздробленность и господство самых гру-

бых форм феодального произвола породили ост-

рые социальные конфликты. Особенность си-

туации заключалась в том, что конфликт

между угнетенными и эксплуататорскими классами переплетался с

ожесточенной борьбой внутри самого господствующего класса - меж-

ду соперничавшими суверенными князьями, между светскими и ду-

ховными князьями и феодалами, между высшими духовными и свет-

скими феодалами и мелким рыцарством, - а также с разногласиями

и противоположными интересами внутри бюргерства разных районов

страны. В раздробленной Германии объединение разнообразных тече-

ний оппозиции фактически оказалось невозможным.

ОБОСТРЕНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В.

СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ

Большинство среднего слоя городского населения (бюргерства)

включало богатых, средних и часть мелких собственников - масте-

ров, ремесленников, торговцев, страдавших от непосильных налогов,

от постоянных междоусобных войн Гй и грабежей на больших дорогах,

от засилья привилегированных монополистических компаний. В среде

бюргерства все больше нарастало оппозиционное настроение, но в

условиях недостаточно развитых внутренних связей и политической

раздробленности страны немецкое бюргерство в отличие от среднего

слоя горожан в некоторых других странах Европы не сформировалось

в класс общенационального масштаба и не смогло объединить другие

оппозиционные силы. Оно интересовалось преимущественно узкомест-

ными вопросами и не ставило перед собой широких политических

целей. Что касается прослойки, которая к этому времени уже всту-

пила на путь буржуазных отношений, то ее удельный вес в общей

массе бюргерства был еще сравнительно невелик.

Политической активностью выделялось немецкое воинство (ры-

царство), оказавшееся в критическом положении. Развитие техники

военного дела в связи с изобретением пороха и рост значения пехоты

сделали ненужной тяжеловооруженную кавалерию, т. е. военную

службу рыцарей. Сохранение своего положения рыцари усматривали

в укреплении империи, в создании централизованного крепостниче-

ского государства, опирающегося на рыцарство и держащего в узде

крестьянство. Идеологи дворянства выражали недовольство всевлас-

тием князей, особенно засильем духовных князей и высшей церковной

иерархии вообще, являвшейся агентурой папского Рима. Само собой

разумеется, что этот идеал крепостнической империи не мог быть

принят ни бюргерством, ни крестьянско-плебейским лагерем.

Совершенно иной характер носила революционная оппозиция на-

родных масс города и деревни, не имевших в существующем феодаль-

ном обществе никаких прав. Одинаково бесправное положение кресть-

янства и городского плебса, подвергавшихся эксплуатации и угнете-

нию со стороны всего феодального общества, содействовало их сов-

местным выступлениям, направленным против самих основ феодаль-

ного строя.

Городской плебс был очень сложным по. составу. Он соединил в

себе элементы разложения феодально-цехового строя с низшими слоя-

ми нового, едва зарождавшегося буржуазного общества. В связи с

этим Энгельс отличает в"плебействе три группировки: 1) разоривших-

ся и обедневших горожан, потерявших свое место в обществе, 2) под-

мастерьев, стоявших вне официального общества, но мечтавших о

цеховых привилегиях для себя в будущем и 3) выброшенных из

деревни крестьян и отпущенных слуг, которые в общей городской

массе образовали зародыши пролетариата. Этот слой не только ока-

зался самым надежным союзником крестьян в антифеодальной борь-

организаторов.

Для классовой борьбы XVI в. характерно значительно более тесное

сближение крестьянской массы с городскими низами, чем в пред-

шествующий период. Усиление крестьянско-плебейского лагеря не

могло не оказать влияния на радикальные элементы в бюргерстве

и на известный подъем бюргерской оппозиции вообще. Это проявилось

в Германии в деятельности возобновившихся с начала XVI в. тайных

обществ <Башмака> (см. т. 1, гл. II).

В 1502 г. такое тайное крестьянское общество было раскрыто в

Шпейерском епископстве на Рейне. Участники заговора намеревались

совершить переворот в маркграфстве Баденском и соседних террито-

риях с тем, чтобы приступить к осуществлению намеченной ими

антифеодальной программы. Они считали необходимым раздел меж-

ду крестьянами имущества духовенства, сокращение числа духовных

лиц, упразднение всех феодальных платежей и феодальной зависи-

мости вообще, возвращение в свободное пользование крестьян всех

узурпированных общинных угодий. Участники общества рассчиты-

вали при этом не только на силу завербованных заговорщиков, но

главным образом на силу стихийного восстания народных масс. Зада-

чу тайного общества они видели в подготовке боевых групп для за-

хвата города Брухзаля в качестве опорного пункта, затем эти группы,

подняв знамя <Башмака>, должны повести народные массы сел и

городов, которые присоединятся к ним, в военный поход по всей

стране.

Однако дело не дошло даже до открытого выступления самих за-

говорщиков, планы которых были выданы предателем. Участники об-

щества и большинство его руководителей были арестованы (Иосу

Фрицу удалось избежать ареста) и казнены.

В 1513 и 1517 гг. во многих городах Германии происходили весьма

значительные, направленные против городской верхушки, волнения

бюргерства с активным участием в них плебейских масс. В такой об-

становке резкого выражения недовольства раскрыты были новые, уже

отражающие признаки дальнейшего подъема движения крестьянско-

плебейских масс, планы тайных обществ <Башмака>. Эти планы

включали важные политические требования. Наиболее общим из них

являлось требование упразднения всех властей кроме власти импе-

ратора, т. е. стремление к установлению государственного единства

путем устранения всех территориальных князей. Власть императора

признавалась только при условии, что он присоединится к восстав-

шему народу. В противном случае заговорщики намеревались его

свергнуть и обратиться за помощью и руководством к швейцарцам.

Оппозиция большей части бюргерства, состоявшей из цеховых

ремесленников и связанных с цеховым производством купцов, носила

умеренный характер. Она касалась в основном городских

порядков и направлялась против патрициата и его

управления городскими делами и финансами. Значительно более ра-

дикальными и широкими были требования тех элементов бюргерства,

предпринимательская деятельность которых была уже связана с за-

рождавшимися в стране капиталистическими отношениями. Требо-

вания этой части бюргерства, направленные против раздробленности

Германии, против произвола княжеских клик, отражены уже в пам-

флетах XV в. (см. т. 1, гл. II). Памфлетная литература, содержав-

шая требования коренных политических преобразований, получила

в предреформационной Германии широкое распространение.

Однако передовые элементы, объективно заинтересованные в под-

держке антифеодальной борьбы народных масс, составляли меньшин-

ство в немецком бюргерстве, основная масса которого продолжала

цепляться за свои сословные привилегии и не выходила в области

политических требований за рамки умеренной оппозиции. Только

борьба против заслужившего всеобщую ненависть в Германии засилья

папского Рима и высшего католического духовенства могла объеди-

нить, по крайней мере на некоторое время, разнородные слои немец-

кого бюргерства.

. В воинственной оппозиции к политическому строю, основанному

на территориальной системе, находилось и немецкое рыцарство. Но

реакционные рыцарские идеалы не могли, встретить со-

чувствия ни со стороны бюргерства, ни тем более со стороны народ-

ных низов. Тем не менее идеологи рыцарства, страстно призывав-

шие к борьбе с произволом князей и к освобождению Германии от

засилья папского Рима, играли известную роль в общем подъеме по-

литической оппозиции начала XVI в.

К началу XVI в. в странах Центральной и За-

падной Европы чрезвычайно возросли матери-

альные и политические претензии католиче-

ской церкви, ставшей весьма влиятельной

международной силой со сложным и разветвленным организмом.

Основанием для этих претензий было то, что католическая цер^

ковь служила в средние века идеологической опорой всего феодаль-

ного строя. Она учила,что мир и весь существующий порядок

в том числе и общественный строй, созданы богом и не подлежат ни-

какому изменению, а нам остается лишь покорность вла-

стям. Постулировалась идея об исконной <греховности> человека.

Согласно этому учению, человек греховен по самой своей природе и

собственными силами не способен <спастись>, т. <^искупить свою, гре-

ховность. Только_церковь может дать через свои~тайнства "^креще-

ние, покаяние, причащение" и др.)' недостающую^ человеку <благо-

дать> и обеспечить..ему....вечное <спасение>.

И папы и высший католический клир вполне сознавали значение

своего учения и своей организации в феодальном мире. Папский Рим

не без основания считал себя оплотом существующего строя в его

борьбе против всех подымающихся антифеодальных сил, а в конце

средних веков - оплотом начавшегося процесса национальной консо-

лидации народов. Отсюда претензии высшего католического духовен-

ства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую

гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в

целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церковных

поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.

Претензии католической церкви вызывали недовольство даже

крупных светских феодалов, но в значительно большей степени - жи-

телей городов, в которых зарождалась новая, буржуазная идеология.

В XV и XVI вв., притязания церкви встречали решительный отпор со

стороны королевской власти в тех странах, которые встали на путь

государственной централизации. В раздробленной же Германии папы

не хотели идти ни на какие уступки. Огромные суммы денег шли из

германских земель в папскую казну через разветвленную папскую

агентуру, к которой принадлежали прежде всего суверенные духов-

ные князья и всякого рода сборщики. Это обстоятельство в немалой

степени содействовало тому, что реформационное движение, почва

для которого подготовлена была и в других странах Европы, началось

ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие

слои населения.

Беззащитное состояние Германии перед лицом политических инт-

риг и финансовых вымогательств папской курии особенно проявилось

после краха попыток создания общеимперских учреждений, предпри-

нятых в конце XV в. вслед за созданием в Юго-Западной Германии

Швабского союза (см. т. 1, гл. II). По замыслу князей-инициато-

ров имперских реформ княжеский суверенитет в территориях дол-

жен был оставаться незыблемым. Но при таких условиях задача

обеспечения имперских учреждений реальными военными и финан-

совыми средствами оказалась неразрешимой.

Нетрудно себе представить, насколько особое положение церкви в

Германии содействовало усложнению и обострению внутренней обста-

новки. Вопрос об освобождении от папских претензий стал националь-

ной задачей немецкого народа. Требования церковной реформы содер-

жались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических

преобразований. Правда, каждая отдельная группировка понимала

реформу по-своему, вкладывая в нее особый,, смысл. Все же в Требо-

вании церковной реформы все разрозненные элементы общественной

оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Подъем

общественного движения бурно нарастал.

ГУМАНИЗМ В ГЕРМАНИИ

В идеологической подготовке общественного

подъема эпохи Реформации важное место при-

надлежит гуманистическому движению. Зарождавшиеся в немецких

городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для

возникновения и развития новой идеологии. Уже около середины

XV в. в среде молодых магистров и слушателей немецких универ-

ситетов, к которым примыкали литераторы, проповедники, странст-

вующие поэты и другие образованные люди из разнообразных слоев

населения, возникали кружки для изучения произведений античных

авторов по примеру итальянских гуманистов эти кружки вступали

в борьбу' с церковно-богословским и схоластическим направлением,

господствовавшим в университетском преподавании. Новое направле-

ние мысли отстаивало самОстоятельный характер опытных наук по

отношению к богословию. В своих литературных произведениях более

радикальные немецкие "гуманисты, пропагандируя научное обо-

зрение и борьбу со схоластикой, затрагивали не только абстрактные

вопросы религии, философии и морали, но и вопросы, волновавшие

широкие оппозиционные круги, а именно: о национальном языке

немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии

и др. В произведениях гуманистической литературы конца XV и на-

чала XVI в. немало^обличительных страниц, насыщенных яркими

примерами, почерпнутыми из образцов народного творчества, из фоль-

клора, получившего в этих произведениях особое звучание.

. Пропаганду научных знаний, высоких моральных качеств и по-

ложительного отношения к радостям земной жизни, проникнутых

национальными мотивами обличения невежества и грубости богосло-

вов, монахов и церковников, мы находим уже у немецких гуманистов

второй половины XV в.-у Рудольфа А^рколы (1444-1485), у

Якова Вимпфелинт (1450-1526), у поэта^гуманиста Конрада Цель-

тиса лирические стихи которого проникнуты жизнера-

достным мироощущением, прославлением человеческой природы, сво-

боды человеческого духа и достижений культуры. Замечательным

произведением гуманистической литературы конца XV в. явился из-

данный в 1494 г. на немецком языке <Корабль дураков> (<Das Nar-

renschiff>). Эта сатира, написанная и иллюстрированная профессо-

ром Базельского университета Себастьяном Брантом (1457-1521),

построена в виде повествования о шумной толпе дураков, устрем-

ляющихся на корабль с целью отправиться в страну глупости Нар-

рагонию. В этой толпе собраны представители разных слоев герман-

ского общества - глупцы, создающие таким образом общую карти-

ну глупой жизни и порочного быта того времени. Сатира Бранта

содержала также нападки на рыцарей и знатных господ, которые

кичатся <благородством> своего происхождения, не обладая ни

доблестью, ни подлинным благородством души.

Вскоре после <Корабля дураков> Бранта появилась сатирическая

поэма <Рейнеке-Лис>, отражающая распространенные в народе про-

тест и возмущение актами феодального произвола, политическими не-

урядицами и господством грубой силы, характерными для политиче-

ской обстановки в Германии. Замечательный гуманист, профессор

поэзии Тюбингенского университета Генрих Бебель (1472-1518),

избрал жанр <фацетий> - коротких новелл, насыщенных фольклор-

ным материалом и остро обличительных по своему содержанию, в ко-

торых высмеивал нравы духовенства, схоластику и самую церковную

догматику. Среди фацетий Бебеля имеются и такие, которые навеяны

мотивами антифеодальной борьбы. В одной из них волк уверяет

крестьян, которые его преследуют за хищение овец из их стад, что

его преступления ничто по сравнению с хищническими действиями

феодалов и князей, отнимающих у крестьян не только плоды их полей

и стад, не только их добро, нажитое тяжелым трудом, но и их жен

и дочерей и даже жизнь.

В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим автори-

тетом пользовались Эразм Роттердамский и Иоганн назван- Рейх-

лин, ные <двумя очами Германии>.

Эразм Роттердамский (1466-1536) - выходец из Голландии, свои

юные годы провел в монастыре, который ему удалось покинуть лишь

в 1493 г. Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии и разных

городах Германии, Эразм с большим увлечением изучал произведения

итальянских гуманистов и античную литературу. Эразм Роттердам-

ский сам себя называл <гражданином Вселенной>. Однако в своей

литературной деятельности он был теснейшим образом связан с не-

мецкими гуманистами. В его творчестве нашли выражение характер-

ные особенности немецкого гуманизма, идеологии прогрессивных сло-

ев немецких городов.

Уже в ранних произведениях Эразма, в данной им трактовке идеи

свободы воли, в стимулировании волевой активности человека во всех

сферах жизни, получила свое особое выражение направленность

гуманистической мысли против теологического фатализма, подчерки-

валась роль человека, его разума и целенаправленной воли в форми-

ровании собственного характера его' индивидуальности в

процессе движения к высшему нравственному совершенству. Принци-

пы которого противопоставлялись порабощающей человеческий дух

идеологии средневекового католицизма. В сатирической литературе

XVI в. выдающееся место занимает произведение Эразма <Похваль-

ное слово Глупости>, опубликованное в 1509 г. В этой и в другой

сатире <Домашние беседы>, законченной в 1518 г., Эразм тонкой

иронией и остроумной, не всегда сразу уловимой насмешкой вскрывал

недостатки и пороки современного ему общества. Во всех областях

политической, культурной и церковной жизни он видел пошлость,

пустой формализм, бессмысленную догматику и прежде всего глу-

пость - отсутствие всякого разумного начала.

В сатире Эразма больше всего достается схоластической <науке>,

богословам и монахам. В несколько более сдержанном тоне он говорит

о пороках высшего католического клира - епископов, кардиналов и

пап. В разных произведениях Эразма, написанных до выступления

Лютера, указывается и на пороки социальных и политических по-

рядков современного ему общества, на бедственное и беспомощное

положение широких слоев народа, на политический произвол и тира-

нию королей, князей и феодалов. Резкой критике Эразма подвергались

войны его времени, которые велись в интересах правителей и воен-

ных клик, а народам приносили только огромные бедствия. Но Эразм

видел причины всех общественных пороков лишь в отсутствии пра-

вителей, способных организовать государство на разумной и спра-

ведливой основе.

Высмеивая внешнюю обрядовую сторону католической церкви,

феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений,

Эразм объективно отстаивал основы зародившихся буржуазных отно-

шений, но вместе с тем он отражал и характерную для его времени

незрелость оппозиционной мысли. При всем радикализме своей

сатиры Эразм старался сохранить принципы религиозно-церковного

мировоззрения, требовал подведения под христианскую религию ра-

ционалистической основы и решительно высказывался против всякого

реформационного переворота.

Другой крупный деятель гуманистической культуры в Германии

Иоганн Рейхлин (1455-1522) стремился примирить христианскую

мораль с гуманизмом и доказать, что христианская религия устанав-

ливает связь божественного с человеческим и тем самым признает

положительное значение земной жизни и находит божественное в

самом человеке. У Рейхлина <христианская идея> расплывалась в

широкое понятие человеческой культуры у разных народов и в раз-

ное время. Такое широкое понимание христианства не имело, по

существу, ничего общего с католической догматикой. В соответствии

с этим Рейхлин считал, что изучать сущность христианства следует

подвергая критическому анализу первоисточники, а не в духе церков-

ной догматической традиции.

Подобно Эразму Роттердамскому, Рейхлин старался избежать кон-

фликтов с католической церковью. До конца своих дней он оставался

противником реформации. Однако его борьба с обскурантами - с

реакционными католическими богословами - не ограничивалась об-

ластью абстрактной полемики. Уже на исходе первого десятилетия

XVI в. Рейхлину "пришлось вступить в открытую борьбу с самым

реакционным воинственным отрядом <обскурантов> - с кельнскими

теологами. На сторону Рейхлина стали все передовые умственные си-

лы тогдашней Германии и прежде всего радикальные кружки моло-

дых гуманистов, объявивших себя <рейхлинистами>. Самый предмет

борьбы был назван <делом Рейхлина>. Начало <дела Рейхлина> отно-

сится к 1509 г., когда кельнские теологи стали добиваться уничтоже-

ния еврейских религиозных книг, являющихся, по их словам, враж-

дебными христианству. Запрошенный по этому делу в качестве

эксперта Рейхлин высказался против огульного уничтожения еврей-

ских книг, часть которых он считал ценными источниками по изуче-

нию христианства. Этот спор вылился в страстную принципиальную

борьбу по вопросу о возможности или невозможности критической

трактовки религиозных догматов.

Наиболее решительную позицию в <деле Рейхлина> занял кружок

радикальных гуманистов при Эрфуртском университете, руководимый

Муцианом Руфом из Готы. Членами этого кружка были такие видные

гуманисты, как Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан и Эобан Гесс.

В 1515 г. кружок выпустил остроумно и талантливо составленную

сатиру <Письма темных людей>, разоблачавшую невежество и нрав-

ственное разложение кельнских теологов и их собратьев, высмеивав-

шую их бесконечные схоластические споры по пустякам, их <кухон-

ную> латынь и т. д. Одним из авторов анонимно выпущенных <Пи-

сем> был самый выдающийся член эрфуртского кружка Ульрих

фон Гуттен (1488-1523).

Гуттен родился в семье рыцаря. Отданный в монастырь, Гуттен

шестнадцати лет от роду бежал оттуда и, отвергнутый отцом, избрал

себе полную лишений жизнь странствующего поэта. Уже ранние про-

изведения отражают его глубокую преданность гуманистическим иде-

алам и резко отрицательное отношение к господствующим слоям тог-

дашней Германии.

В 1513 г., после посещения Италии, Гуттен начал литературную

борьбу против Рима, публикуя эпиграммы на папу Юлия II, в кото-

рых изобличал безнравственный образ жизни папы и высмеивал

индульгенции. Гуттен привез из Италии и опубликовал в Германии

сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Баллы <О ложном и вы-

мышленном дарении Константина> - разоблачение фальшивки, яко-

бы выданной папе римским императором IV в. Константином, на ко-

торую опирались папы в своих притязаниях на подчинение им свет-

ской власти. Это произведение итальянского гуманиста рассматрива-

лось Гуттеном как важное орудие в политической борьбе против пап-

ского Рима.

В действительности политическая программа Гуттена не могла

стать популярной среди более или менее широких слоев немецкого

народа. В отличие от большинства гуманистов, выражавших настрое-

ния отдельных прослоек городской оппозиции, Гуттен был связан

с низшим, разоренным дворянством, с той его частью, которая, по

словам Энгельса, быстрыми шагами шла к своей гибели и видела

свое спасение в восстановлении старой империи^ Идеологи рыцарства^

становление империи приведет также и восстановлению былой поли-

тической роли этого социального слоя. Этот политический идеал

рыцарства несомненно был реакционным. Однако Гуттен, поддержи-

вая военные планы рыцарства, связывал их с победой патриотическо-

го движения в Германии над папским Римом и его агентурой и видел

залог этой победы в том, что успехи пропаганды гуманистических

риальному освобождению внутренних сил страны от римского

влияния.

Ульрих фон Гуттен представляется нам, таким образом, глубоко

противоречивой натурой. Мы наблюдаем у него сочетание реакцион-

ных политических планов с энергичной поддержкой умственного дви-

жения Германии. Впоследствии Гуттен стал яркой фигурой среди

борцов за Реформацию. Говоря о Гуттене и Зиккингене как о <дво-

рянских представителях революции>, Маркс писал, что <они в своем

воображении были революционерами>.

НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

Особенности экономического, социального и по-

литического развития ряда германских земель,

переживаемая в начале XVI в. эра бурного

экономического и социального подъема в сочетании с особо неблаго-

приятной ситуацией политического развития и многообразие

разрозненных интересов, усиливавшаяся сеньориальная реакция, ут-

вердившаяся система политической раздробленности, особое положе-

ние в стране католической церкви было причиной того, что ре-

формация - событие, общее для многих европейских стран, - приняла

в Германии характер широкого общественного движения, стала пер-.

вой крупной борьбой против феодализма в Европе.

С началом реформационного движения было связано выступление

Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.

Мартин Лютер (1483-1546) родился в городе Эйслебене (Саксо*

ния) - одном из крупных в то время центров медной промышленно-

сти. Его отец занимал видное место среди богатых владельцев плави-

лен и меднорудных разработок. В своей предпринимательской дея-

тельности этот слой бюргерства испытывал постоянные затруднения

и терпел ущерб от того, что управление горным делом находилось в

руках представителей княжеской власти, в пользу которой шла зна-

чительная доля добывавшихся металлов. Лютер вырос, таким обра-

зом, в среде недовольного своим положением бюргерства, в обстановке

нараставшей общей оппозиции к католическому духовенству. Восем-

надцати лет он поступил в Эрфуртский университет, близко позна-

комился с членами радикального кружка гуманистов и одно время

находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер по-

ступил в августинский монастырь, где окончательно сложилось его

мировоззрение.

Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что

церковь и духовенство не являются посредником между человеком

и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что

она может давать людям посредством таинств <отпущение грехов> и

<спасение души> в силу особых полномочий от бога, которыми она

якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило,

что человек достигает <спасения души> (или <оправдания>) не через

церковь и ее обряды, а при помощи <веры>, даруемой ему непосред-

ственно богом. Тем самым отвергались претензии духовенства на гос-

подствующее положение в мире. Объявив <веру> человека единствен-

ным средством его общения с богом. Лютер вместе с тем утверждал,

что и мирская жизнь человека, и весь мирской порядок, который

обеспечивает возможность предаваться <вере>, составляет важный

момент христианской религии. Тем самым Лютер выразил общее

стремление бюргерства избавиться от политического и идеологическо-

го засилья папской церкви и придать значение и силу религиозного

авторитета светским учреждениям и светскому государству.

Отрицание Лютером доминирующей роли церкви и духовенства

выражалось и в его положении о том> что источником религиозной

истины является не <священное предание>, т. е. постановления церк-

ви и папские декреты, как утверждает католическое учение, а Свя-

щенное писание (канонические книги Ветхого и Нового завета).

Роль церкви и духовенства должна, по мнению Лютера, сводиться

только к разъяснению текстов Священного писания и склонению хри-

стиан к <вере>. Свободного толкования самими христианами текстов

Священного писания Лютер не допускал, так как он знал, что и рево-

люционные элементы оппозиции аргументируют свои положения эти-

ми текстами, толкуя их по-своему.

В лютеровском реформационном учении нашла свое выражение

классовая ограниченность немецкого бюргерства. Лютер не развивал

своего учения в том направлении, которое позволило бы делать вывод

о необходимости политических и социальных преобразований в обще-

стве. Усматривая значение светского государства в том, что оно уста-

навливает в мире необходимый для христианской жизни <порядок>,

Лютер утверждал, что эти функции выполняются государством в

любом его виде, что христианская внутренняя религиозность требует

твердо установленной системы общественных отношений без их изме-

нений по существу. Практически это означало, что правившие в Гер-

мании князья и феодалы рассматривались Лютером как необходимая

опора Реформации. Маркс обратил внимание на то, что провозглашен-

ная Лютером внутренняя религиозность так же предназначена для

порабощения человека, как и отвергнутая им внешняя религиозность

католической церкви. <Лютер, - писал Маркс, - победил рабство

по набожности только тем, что поставил на его место рабство

по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет

веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он осво-

бодил человека от внешней религиозности, сделав религиозность вну-

тренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив

оковы на сердце человека> ^

Консервативное большинство немецкого бюргерства, выступившее

в лице Лютера против католической церкви, не решилось заявить о

необходимости изменения общественных отношений. Однако в напря-

женной обстановке Германии тезисы Лютера оказали, по словам

Энгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку

пороха. Вокруг них объединились все <многообразные взаимно пере-

крещивающиеся стремления> разных слоев оппозиции. Каждая груп-

пировка вкладывала в тезисы Лютера свои социальные требования^

а не то, что имел в виду их автор. Что же касается народных масс,

то они вообще не вникали в схоластические тонкости лютеровских

ограничительных рассуждений богословского характера. Реформация

воспринималась ими как требование не только церковных преобразо-

ваний, но и социального освобождения.

Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего

движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую

позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покон-

чить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки

папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских

властей ареста Лютера потерпели в обстановке роста общественного

движения Германии полную неудачу. На состоявшемся летом 1519 г.

в Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом,,

профессором богословия Экком Лютер в ответ на обвинение его в

гуситской <ереси> смело заявил, что в учении Гуса имелись истинно

христианские положения и что осуждение Гуса Констанцским собо-

ром и его сожжение не могут быть признаны правильными. Это был

уже полный разрыв со всей католической традицией.

В своих полемических произведениях 1520 г. Лютер призывал

<против неистового бешенства> приверженцев папского Рима действо-

вать не только словом, но и оружием. <Если, - писал он, - мы веша-

ем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не

броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих

кардиналов, пап и на всю свору римского Содома>.

21 сентября 1520 г. была опубликована папская булла об отлуче-

нии Лютера от церкви. Лютер ответил на нее рядом резких статей,

а 10 декабря сжег буллу во дворе Виттенбергского университета в

присутствии студентов. Решительная позиция, занятая Лютером в

борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в

центр всего общенародного движения против католического духовен-

ства, которое имело большое политическое значение. Это движение,

выражая стремление всех прогрессивных слоев немецкого народа к

избавлению своей страны от влияния чужеземных сил, было, по су-

ществу, движением против политической раздробленности.

В 1520 и в начале 1521 г. имя Лютера сдела-

лось настолько популярным в разных слоях

немецкого народа, что папский представитель

вынужден был признать в своем донесении в Рим: <Девять десятых

Германии кричат <Лютер!>; остальная десятая- по меньшей мере-

<Смерть римскому двору!> Однако тогда же стал выявляться разно-

родный характер тех требований, которые связывали с лютеровской

Реформацией разные слои оппозиции. На Лютера ссылались многие

народные проповедники, выдвигавшие далеко идущие требования о

преобразовании общественного строя. Большие надежды стали возла-

гать на Лютера деятели рыцарской оппозиции. Идеолог этой оппози-

ции - выдающийся гуманист фон Гуттен, вначале равнодушный к

религиозным спорам, и военный руководитель рыцарства Франц

фон Зиккинген приветствовали Лютера как соратника в общей борьбе

за освобождение Германии от влияния и засилья папского Рима,

призывая его присоединиться к готовившемуся рыцарскому восста-

нию. Гуттен написал тогда ряд диалогов: <Лихорадка 1>, <Лихорад-

ка II>, <Вадиск или Римская троица> и др., - в которых он энергично

разоблачал порочную, паразитическую жизнь папского окружения и

всей католической иерархии. Национальными мотивами проникнуты

диалоги Гуттена и особенно его поэма <Жалоба и предостережение>.

Гуттен считал, что рыцари призваны играть ведущую роль в освобо-

дительной войне немецкого народа и стремился убедить всех немцев

довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформацией движения Гут-

тен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой вой-

не, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в

господствующую политическую силу в освобожденной от римского

засилья империи.

Ближайшие годы показали, что эти мечты идеологов рыцарства

обречены на провал. В поднятом в 1522 г. под руководством Зиккин-

гена восстании против трирского архиепископа рыцари оказались изо-

лированными. Не только крестьяне, но и горожане остались к ним

равнодушными. Перешедшие в наступление князья разрушили замок

Зиккенгена. Сам он был смертельно ранен. Участвовавший в органи-

зации восстания Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер. Ры-

царское восстание потерпело полное поражение.

Причина краха рыцарского восстания 1522 г. заключалась в по-

литической беспочвенности попытки превращения Германии с ее

богатыми и могущественными городами в крепостническую империю.

Результатом провала рыцарей, присоединиться к которым Лютер от-

казался, был уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, что

положило начало распаду всего лагеря.

В 1521 г. Лютер продолжал бороться за Реформацию со всей не-

примиримостью. В этом году ему пришлось столкнуться с император-

ской властью. Император Священной Римской империи Карл V,

являвшийся также королем Испании и ее обширных владений в Но-

вом Свете, стремился превратить империю во всемирную католиче-

скую монархию Габсбургов. В Реформации Карл V усматривал опас-

ное для его планов движение.^1а Вормсском рейхстаге 1521 г., на

котором присутствовал император, вызванному туда Лютеру было

предъявлено категорическое требование отречься от своего учения.

Но Лютер' занял твердую позицию и решительно заявил: <На этом я

стою и не могу иначе!> Весьма характерно, что в этой своей твердой

позиции Лютер стремился опереться уже не на широкое народное

движение, а на группу светских князей, возглавлявшуюся саксонским

курфюрстом Фридрихом. Фридрих выступал против великодержавных

политических планов императора и видел в лютеровской Реформации

важное орудие против императорской политики создания единой ка-

толической монархии. На Вормсском рейхстаге был издан император-

ский эдикт, предписывающий арестовать Лютера, предать огню все

его произведения и конфисковать имения его сторонников. От дейст-

вий грозного Вормсского эдикта Лютера спас Фридрих Саксонский,

укрывший его в замке Вартбург близ Эйзенаха.

С этого времени все больше и больше выявлялось стремление

Лютера связать судьбу Реформации с интересами князей. По мере

того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших

к Реформации классов, Лютер, отражавший настроения консерва-

тивной части бюргерства, не мог уже оставаться центральной фигурой

всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных

слоев бюргерства нарастало недовольство стремлением Лютера огра-

ничить Реформацию лишь областью религиозного учения и держаться

в стороне от политической борьбы.

Во время пребывания Лютера в Вартбурге реформационное дви-

жение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных дея-

телей-профессора Виттенбергского университета Андреаса Карл-

штадта, бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и других, которые

произвели^ полный переворот в церкви и в положении духовенства.

Из церквей стали удалять алтари, иконы и освященный елей. Испол-

нение католической обедни было объявлено идолопоклонством. Карл-

штадт и Цвиллинг выступали с требованиями упразднения землевла-

дения духовенства и его привилегированного положения вообще.

В выступлениях Карлштадта восхвалялись трудолюбие и предприим-

чивость. Проповедуя активность в светских делах, Карлштадт гово-

рил: <Никто не может быть уверен в спасенье души, если он не за-

рабатывает свой хлеб трудом своих рук>. Католические деятели жа-

ловались, что под влиянием проповеди Карлштадта молодые люди

покидали школы и отправлялись на горные промыслы.

В проповеди и деятельности Карлштадта, Цвиллинга и других

виттенбержцев нашло свое отражение выступление на арену нового,

более радикального слоя бюргерства, который не удовлетворялся абст-

рактной Реформацией Лютера и желал ее распространения на область

светской жизни. Проявлением этой же тенденции в более радикаль-

ных кругах немецкого бюргерства было распространение в богатых

южных и западных городах учения швейцарского реформатора Уль-

риха Цвингли из Цюриха, который выступал против княжеского

деспотизма и требовал республиканского строя и политической авто-

номии для религиозных общин (см. гл. 26).

Настоящим же показателем раскола общего

лагеря Реформации являлось определившееся и

оформившееся в эти годы народное напра^-

вление, стремившееся к социальному переворо-

ту. Еще раньше среди крестьянских и плебейских масс вели пропаган-

ду представители народных <еретических> сект, для которых толко-

вание Священного писания являлось средством выражения социаль-

ного протеста. Но дальше проповеди ухода от <греховного> мира в

замкнутую секту и ожидания, что социальный переворот будет совер-

шен богом, проповедники-сектанты обычно не шли. Теперь же в на-

пряженной обстановке нараставшей антифеодальной борьбы народ-

ных масс и общественного подъема, вызванного реформационным

движением пропаганда пассивного ожидания сменилась призывами

к революционным действиям и толкованием смысла и значения Ре-

формации именно в этом духе.

Выразителем народного революционного понимания Реформации

стал Томас Мюнцер.

Мюнцер, ранняя биография которого неизвестна, выступил на

историческую арену в первые годы Реформации как один из сторон-

ников Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера

в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау,

Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе про-

тив францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и

показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою

сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в по-

нимание Реформации новое революционное содержание.

Существовавшая в Цвиккау среди ремесленников секта анабаптис-

тов (т. е. перекрещенцев, требовавших крещения христиан в зрелом

^возрасте) под влиянием Мюнцера вышла из узких рамок сектантских

идей. Члены этой секты сделались эмиссарами Мюнцера по распро-

странению его революционного толкования Реформации по всей

Саксонии, что в немалой степени встревожило ближайших сторонни-

ков Лютера и самого саксонского курфюрста.

В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались

не в установлении новой церковной догмы или новой формы рели-

гиозности, а в провозглашении близкого социально-политического

переворота, который должен быть произведен массой крестьян и

городской бедноты. Мюнцер ссылался на авторитет <слова божьего>,

но в самом Священном писании он усматривал лишь указания на

необходимые действия людей. У Мюнцера мы не находим упомина-

ния о какой-либо иной жизни, кроме земной. Он утверждал, что <зем-

ная жизнь должна быть возвышена до небес>, т. е. очищена от зла.

В этом смысле Мюнцер понимал и идеал установления <царства божь-

его на земле>.

Само представление Мюнцера о <слове божьем> в корне отлично

от лютеровского. Он обращает свой страстный гнев против <книжни-

ков> и буквоедов, которые знают только мертвые буквы и традицион-

ные тексты. Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это жи-

вение бога> в их собственном разуме. <Вера (для Мюнцера. -

Ред.), - пишет Энгельс, - является не чем иным, как пробуждени-

ем разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники> ^

Энгельс поэтому заключает: <... религиозная философия Мюнцера

приближалась к атеизму...> ^

У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром

индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мир

<в целом>, сама идея <общего>, вдохновляющая и подчиняющая себе

все <творения>, т. е. все, что существует в мире. Идеал совершенства,

связанный у Мюнцера с его пониманием божества, является, по су-

ществу, социальным идеалом. Активную и самоотверженную деятель-

ность человека для общего блага"ТМюнцёр считал служением <богу>.

Наоборот, всякое действие в эгоистических интересах против общего

интереса Мюнцер определял как <безбожие>. Борьба с социальным

злом, борьба за устранение и уничтожение <безбожников> составляет,

по Мюнцеру, задачу ревнителя <дела бога>, и таким ревнителем он

считал трудящийся народ. <Вся власть, - писал Мюнцер, - должна

быть отдана простому народу>. Под народом, согласно его собствен-

ному разъяснению, Мюнцер понимал крестьян и бедный трудящий-

ся люд вообще. Врагами же <бога>, против которых должен быть на-

правлен народный меч, он считал тех, которые узурпируют общие

богатства мира и обрекают <простой народ> - единственного носите-

ля идеи высшей справедливости - на тяготы и постоянные заботы о

куске хлеба. Дворянские замки и монастыри должны быть уничтоже-

ны, Германия должна перестать быть княжеской и дворянской, по-

тому что, покрытая княжескими гнездами, она представляет собой

<разбойничий очаг>, - такова политическая программа Мюнцера.

Выступая против угнетения народа, Мюнцер проповедовал такой

общественный строй, в котором нет класс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: