Подробнее остановимся на принципах и методах оказания психологической помощи взрослым людям, переживающим возрастной кризис. Как правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными ненормативными факторами (сильные эмоциональные переживания и крупные неудачи — потеря важных родственных связей, смерть ребенка, родственника, конец значимых любовных отношений, развод; физический фактор — болезнь, несчастный случай, операция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычайное физическое напряжение, длительное лишение пищи, чрезмерный сексуальный опыт и др.)- На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой — с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом.
Длительность кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной мере определяются типом совладения, отношения личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; волюнтаристское; продуктивное.
Цель психологического консультирования в условиях кризиса — приведение личности к осознанию событий, являющихся причиной состояния дисбаланса, к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. Перед психологом стоят следующие задачи:
■ помочь клиенту пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;
■ помочь клиенту активизировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;
■ способствовать укреплению самоуважения клиента и
его уверенности в себе;
■ содействовать расширению у клиента диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;
■ смягчить воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоциональной помощи и мобилизации усилий клиента на преодоление кризиса.
В то время как клиент полностью дезорганизован, не знает, что делать, как и зачем, работа с ним должна включать структурирование или переструктурирование жизненных целей. Выбор стратегии в качестве средства воздействия в кризисных состояниях зависит от характера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необходимых ресурсов.
Психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное количество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции. Стратегии профессионального взаимодействия с клиентом, проявляющим признаки кризиса, должны учитывать следующие моменты:
■ консультирование лиц, находящихся в кризисе, должно строиться на моделях, учитывающих духовные изменения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению;
■ учет интегративных возможностей и энергетических ресурсов личности; длительно протекающий кризис, особенно на фоне применения сильных психотропных средств, истощает потенциал личности и уменьшает возможность позитивного преодоления психопатологических расстройств при применении интенсивной эмпирической психотерапии;
■ готовность психолога столкнуться в ходе работы с кризисной личностью с феноменами, находящимися далеко за пределами сложившихся (в том числе и профессиональных) представлений о психической норме, и способность расценивать их как потенциально целительные для личности в целом (рис. 11). В.А. Козлов [15] указывал, что основные принципы психологической работы с кризисными состояниями, применяемые на практике, могут быть суммированы в следующие положения:
1. Индивид (или семья, группа, сообщество) подвержен периодам усиления внутреннего и внешнего стресса, что нарушает нормальный жизненный цикл и привычное состояние баланса с окружающей средой. Такие ситуации обычно вызываются неким травмирующим событием, которое может быть как внешним ударом, так и внутренним, все более усиливающимся напряжением. Событие может быть единичным катастрофическим происшествием или серией небольших неудач, которые обладают кумулятивным эффектом.
Рис. 11. Цель и задачи психологического консультирования в период кризиса
2. Воздействие травмирующего события нарушает баланс личности и ставит человека в уязвимое положение, что находит проявление в усилении напряжения и беспокойства. На пути достижения равновесия человек проходит несколько стадий. Вначале предпринимается попытка использовать собственные привычные методы решения проблем. Когда это не помогает и беспокойство усиливается, то мобилизуются ранее не использовавшиеся резервные методы преодоления. Но, если проблема и после этого сохраняется и ее невозможно решить, уклониться от ее решения или переформулировать, напряжение продолжает возрастать до предела.
3. В этот момент какой-нибудь катализирующий фактор может стать «последней каплей», приводящей индивида в состояние активного кризиса, сопровождающегося дезорганизацией и прекращением сопротивления. Затем следует период постепенного восстановления, вплоть до достижения вновь состояния равновесия.
4. В период развития кризисной ситуации индивид может воспринимать первоначальные и последующие травмирующие события либо как угрозу своим инстинктивным потребностям, личностной автономии и благополучию, либо как потерю себя, своих атрибутов (роли или статуса) или своих способностей, либо он стоит перед задачей выживания, роста или совершенствования.
5. Каждая из этих ситуаций вызывает соответствующую эмоциональную реакцию, которая отражает субъективную значимость события для индивида. Угроза влечет за собой усиливающееся состояние беспокойства; «потеря себя» усиливает изначальные ощущения депрессии, депривации и скорби: в то же время постановка задачи выживания вызывает умеренное возрастание беспокойства плюс пробуждение надежды и ожидания, стимулируя таким образом новые усилия для решения проблемы.
6. Хотя кризисная ситуация не является ни болезнью, ни патологией и отражает реальную борьбу индивида с текущей стрессовой ситуацией, она может оказаться связанной с ранее неразрешенными или лишь частично разрешенными конфликтами, порождая в результате неадекватную реакцию. Вмешательство в такую ситуацию может предполагать разрешение настоящих трудностей, преодоление прежних конфликтов или разрушение связи между ними и нынешним стрессом.
7. Каждая специфическая кризисная ситуация (такая, например, как смерть любимого человека, или ситуация, в которой человек стал жертвой насилия) влечет за собой специфическую последовательность состояний, которые могут быть заранее предсказаны и реакция на которые может быть спланирована. Определение того, в каком конкретном состоянии на пути к новому балансу произошла «фиксация» индивида, может дать ключ к пониманию того, где индивид «застрял» и что лежит за его неспособностью справиться с ситуацией.
8. В период осознания и прояснения кризисной ситуации люди особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и человек становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.
9. В течение фазы восстановления могут появиться новые механизмы разрешения конфликта и развиваться новые адаптивные способы, которые помогут человеку в будущем более эффективно справиться с такой же или подобной ситуацией.
В психологической работе может быть гибко и дифференцированно использована модель решения проблем, которая является одним из вариантов применения на практике подхода, ориентированного на решение конкретной задачи в течение непродолжительного времени. Эта модель состоит из трех фаз (табл. 14).
Начальная фаза предполагает определение и оценку ситуации: установление контакта, выяснение, что происходит; определение, имеет ли место действительно острый кризис, и установление рабочего контакта для дальнейшей деятельности. Помня о составных элементах общей кризисной ситуации, психолог, ведущий прием, сосредоточивается вначале на факторе, событии или происшествии, которое вынудило клиента обратиться за помощью в данный момент, затем старается выявить первоначальное психотравмирующее событие, положившее начало стрессу и приведшее к состоянию психического дисбаланса, которое может включать в себя как субъективные реакции на событие, так и более ранние попытки справиться с ситуацией. Оценивается также настоящее кризисное состояние клиента и степень его неспособности к привычной жизнедеятельности. Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется тот аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту представляют оценку ситуации и вместе с ним разрабатывают дальнейшие шаги совместной деятельности, включающей основные цели, задачи и график ближайших встреч.
Таблица 14
Фазы психологического консультирования
Фаза консультирования | Содержание фазы |
Начальная фаза | Определение и оценка ситуации; установление контакта, выяснение, что происходит; определение, имеет ли место действительно острый кризис, и установление рабочего контакта для дальнейшей деятельности; оценка настоящего кризисного состояния клиента и степени его неспособности к привычной жизнедеятельности; определение диагноза текущего состояния; представление оценки ситуации клиенту и совместная разработка дальнейшей совместной деятельности, включающей основные цели, задачи и график ближайших встреч |
Средняя фаза | Решение специфических проблем кризисной ситуации; оказание помощи клиенту в осознании нижних неадекватных образцов поведения и предложение использования новых моделей; построение новых взаимоотношений клиента с окружающими, поиск возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях |
Последняя фаза | Обсуждение прогресса, повторение основных задач адаптации и анализ происшедших изменений в поведении; составление (при необходимости) плана дальнейшей деятельности |
Средняя фаза сосредоточена на решении специфических проблем кризисной ситуации. Клиенту оказывают помощь в осознании нижних неадекватных образцов поведения и предлагают попытаться использовать новые модели. По мере того как клиент становится все более активным в решении поставленных задач (и таким образом постепенно теряет ощущение, что находится под контролем), ведущий прием занимает более пассивную позицию, выступая по преимуществу в качестве слушающего и поддерживающего.
Особое внимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, а также поиску возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях.
Последняя фаза — это обсуждение прогресса, который достигнут со времени первого посещения, повторение основных задач адаптации и анализ происшедших изменений в поведении. Если проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, составляется (при необходимости) план дальнейшей деятельности