Профессионального консультирования

Для того чтобы быть грамотными и опытными в консультировании по профессиональным вопросам, профконсультанты должны пользоваться различными теориями и методами, касающимися как личности, так и развития карьеры, а также непрерывно отбирать и предлагать своим клиентам актуальную информацию относительно мира профессий.

Дифференциально-диагностический подход. Основанием для его возникновения послужили достижения в области дифференциальной психологии с её психометрическими понятиями и методами. Концепция основывается на сформулированных Ф. Парсонсом (США) трех классических положениях выбора профессии:

- будущему работнику необходимо ясное понимание самого себя, своих способностей, умений, интересов, притязаний, возможностей, ограничений и их причин;

- знание требований и условий для достижения успеха, преимуществ и недостатков, вознаграждений и возможностей, перспектив в различных направлениях работы;

- правильное, обоснованное соотнесение первых двух групп факторов.

Вследствие этого каждый человек по своим профессионально значимым свойствам подходит к единственной профессии; профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии; профессиональный выбор является процессом, в котором человек или консультант определяет диспозицию индивидуальных качеств и требований профессии.

Предложенная Ф. Парсонсом модель профконсультации включает в себя три этапа:

1. Изучение личности оптанта, его психологических особенностей.

2. Изучение требований профессии к личности.

3. Собственно консультирование. На основе сопоставления данных, полученных на первом и втором этапах, вырабатываются рекомендации по выбору профессиональной деятельности.

Основные ограничения данной концепции заключаются в том, что существующие методы и методики оценки профпригодности из-за изменчивости личностных структур и профессиональных требований недостаточно прогностичны, а человек в реальной жизни не ограничивается открытием только той профессии, для которой он «предуготовлен». Несмотря на эти ограничения, дифференциально-диагностический подход к профконсультированию сохранил свои позиции в ведущих западных странах.

Мотивационные концепции. Исследования в этой области направлены на то, чтобы понять, что заставляет человека работать, какие цели он стремится достичь благодаря профессиональному труду, какое удовлетворение ищет в работе.

Сторонники данного подхода, исследуя связь между удовлетворением от работы и сменой вида труда, пришли к выводу, что чувство удовлетворения от труда скорее зависит от работающего субъекта, чем от самой работы. Были определены условия удовлетворенности работой:

- человеческие взаимоотношения, включая признание своей
личности: независимость, справедливость общения, возможность высказывания собственного мнения, отношения с другими
сотрудниками, интерес к трудовой деятельности;

- благоприятная рабочая обстановка: физическая характеристика
труда, степень разнообразия;

- средства к жизни: зарплата, абсолютная или по отношению к
стандарту, гарантированность труда.

Таким образом, в русле мотивационного подхода критерием успешности профессионального самоопределения является удовлетворение субъекта трудом.

Необходимо отметить, что, несмотря на многие положительные стороны, мотивационная концепция широкого распространения в практике профконсультационной работы не получила. Это объясняется прежде всего недостаточной обоснованностью отдельных делений при группировке профессий и достоверностью интерпретации содержания некоторых профессий.

Теория индивидуальности. Основные положения данного подхода заключаются в том, что профессиональное развитие человека рассматривается как продолжающееся всю его жизнь.

Тидеман, Сьюпер, Тайлер трактуют профессиональное развитие как процесс формирования и упрочения самопонимания, а профессиональные предпочтения и тип карьеры как попытки реализовать сложившееся представление о себе.

Профконсультация при этом рассматривается как обучение, то есть человека учат разбираться в себе самом и быстро меняющемся мире профессий и принимать правильное решение при профессиональном самоопределении. Задача профконсультанта сводится лишь к оказанию помощи человеку, а принимает решение он самостоятельно.

Д. Сьюпер подчеркивает важность понимания консультантом положительной «Я-концепции» клиента, указывает на значительную роль не только способностей, но и ценностей клиента в правильном профессиональном выборе. Он считает весьма важным довести до сознания клиента соответствие выбираемых способов поведения и развития его жизненному этапу.

Работа в жизни современного человека играет неоднозначную роль: для одних она средство выживания, для других – способ достижения какого-либо положения в обществе, самореализации. Однако, как замечает Д.Сьюпер, профессиональная деятельность для многих людей не может являться сферой самореализации личности. Все это отразилось на организации процесса профконсультации, ориентированной на запросы личности.

Вызывает интерес концепция Д. Сьюпера, которую он представил в виде «радуги жизненных карьер». Д. Сьюпер определил понятие «карьера» в его самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни. В профессиональном консультировании, по мнению Д. Сьюпера, надо проявлять заботу о развитии личности и уделять внимание «Я-концепции», анализу чувств и мыслей клиента о приоритетности роли работника по сравнению с другими жизненными ролями.

Трейт-факторный подход. Основные положения данного подхода, разработанные Д. Холландом (США), сводятся к тому, что при профессиональном самоопределении индивид совершает три основных выбора: определяет личностный тип; находит тип профессиональной среды (круг людей, орудия и предметы труда и определенный вид операций), соответствующий данному личностному типу; выбирает один из квалификационных уровней этой профессиональной среды, что определяется развитием интеллекта и самооценки.

На основе исследования комплексных ориентаций личности при профессиональном самоопределении Д. Холланд разработал следующее описание профессиональных типов личности:

1. Реалистический: активность, агрессивность, интерес к физической активности, моторные способности, предпочтение чего-то конкретной работе, конвенциональность в политике и экономике; в профессиональном выборе – ремесленные занятия, техника, сельское и лесное хозяйство.

2. Интеллектуальный: отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам, способности в манипулировании символами, слабая физическая и социальная активность, неконвенциональные ценности; в профессиональном выборе – естественнонаучные дисциплины, математика.

3. Социальный: социальная ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, эмоциональность и активность в решении социальных проблем.

4. Предпринимательский: сила, руководство, вербальные способности, уверенность в себе, конкурентность, избегание однозначных ситуаций, монотонной умственной работы; в профессиональном выборе - предпринимательство, промышленное консультирование, сфера обслуживания.

5. Конвенциональный: предпочтение структурированной вербальной, знаковой деятельности, подчиненные роли, конформность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения, статуса; в профессиональном выборе – банковская служба, бухгалтерия, статистика.

6. Художественный (артистический): чувствительность, потребность в самовыражении, избегание однообразной и физической работы, неуверенность в себе, женственность; в профессиональном выборе – искусство, культура.

Суть теории Д.Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от степени конгруэнтности между типом личности и типом профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

Трейт-факторное карьерное консультирование включает в себя три этапа:

1. Сбор информации о степени профессиональной подготовленности клиента и назначение тестирования.

2. Интерпретация результатов тестирования.

3. Выбор клиентом профессиональной карьеры на основе информации о конкретных профессиях.

Трейт-факторный подход в последние годы стал занимать одно из ведущих положений в теории и практике профконсультационной работы развитых зарубежных стран.

Отечественный опыт профессионального консультирования определяется следующими концепциями и подходами.

Диагностический подход. Практическая и теоретическая работа в области профконсультации осуществлялась в русле получившей широкое распространение диагностической концепции, основу которой составляла теория врожденной профессиональной пригодности человека (А.В.Билибин, К.Ф.Кларк, А.Н.Гастев, И.Н.Шпильрейн и др.).

Важнейшей задачей профконсультации выступает нахождение оптимального соответствия между возможностями человека и требованиями, предъявляемыми различными профессиями. Главное внимание уделялось изучению профессий (профессиография) и диагностике способностей человека.

Профконсультирование опиралось прежде всего на диагностические методы и в результате практически сводилось к профдиагностике. Преобладал не подбор подходящей для человека профессии с учетом его способностей, а подбор человека к той или иной профессии. Тем самым не только нарушался принцип гуманного отношения к личности, но важнейшей ценностью становилась степень соответствия индивидуальности определенному, требуемому профессией, стандарту.

Диагностическая концепция, несмотря на ограничения, связанные с изменчивостью как требований профессии к человеку, так и его индивидуально-психологических характеристик, сохранила свои позиции в теории и практике отечественной профориентационной консультации.

Личностно-деятельностный подход. Для профконсультационной работы важным является положение А.Н. Леонтьева о деятельности как системе, включенной в систему отношений общества, при этом деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от выпадающих на его долю условий, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Характер и особенности деятельности определяются потребностями и мотивами человека. Мотивационная сторона деятельности может описываться через систему потребностей и мотивов, в которых эти потребности конкретизируются. А.Н. Леонтьев описывает систему мотивов как сложную иерархию, в которой представлены основные, стрежневые мотивы и дополнительные мотивы-стимулы. Именно в этой иерархии наиболее ярко обнаруживается индивидуальность человека и особенности выбора профессиональной сферы деятельности. Любая деятельность, а тем более профессиональная, как правило, связана не с одним, а с целой группой мотивов.

Структура мотивационной сферы может быть представлена в следующем виде [3]:

1. Смыслообразующий мотив (ведущий): высокая заработная плата; возможность продвижения в должности и т.п.

2. Дополнительные мотивы (мотивы-стимулы): возможность профессиональной карьеры; возможность повышения квалификации.

3. Осознаваемые мотивы, не имеющие реальной побудительной силы: осознание полезности для общества изготавливаемой продукции; возможности для творческой самореализации.

4. Бессознательные (неосознаваемые) мотивы, обладающие реальной побудительной силой: желание пообщаться (неудовлетворенная потребность в коммуникативных контактах).

Применительно к профессиональному развитию человека такой подход представляется очень продуктивным. Он позволяет рассматривать процесс изменений в человеке, происходящих под воздействием возраста и профессионализации, как периодическую смену периодов относительного соответствия и несоответствия мотивационно-потребностной и операционально-технической сторон его профессиональной деятельности и поведения.

Однако мотивированный выбор профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. О завершенности этого процесса трудно говорить, прежде чем человек сам в ходе профессиональной деятельности не проверит свои возможности и не сформирует устойчивого положительного отношения к себе как к субъекту труда.

К.К. Платонов рассматривает профессиональную консультацию как систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, раскрывающих и разносторонне оценивающих способности каждого представителя подрастающего поколения с целью помочь ему в более обоснованном выборе своей профессии. Она нацелена на изучение способностей конкретной личности и корригирующее формирование требующихся, но недостаточно развитых у нее способностей.

По мнению К.К. Платонова, личностный подход требует обязательного учета всех четырех компонентов описанной им динамической функциональной структуры личности: психических функций, типологических свойств, опыта и направленности.

Он предложил придерживаться при проведении профконсультации следующей схемы: анализ структуры личности; выбор подходящей сферы деятельности; выбор отрасли народного хозяйства; выбор профессии; учет интереса консультируемого к профессии, возможностей формирования и компенсации недостаточно развитых способностей и свойств; выдача рекомендаций.

К.К. Платонов рассматривал профконсультацию только как часть профориентационной работы по выработке профессионального плана в связи с выбором и сменой профессии оптантом. При этом выделил три ее этапа: подготовительный, завершающий и уточняющий. Подготовительная профконсультация проводится в школе, завершающая осуществляется после ее окончания, уточняющая профконсультация нужна в профессиональных учебных заведениях и на предприятиях с целью исправления допущенных ошибок и наиболее рационального уточнения и изменения избранного профессионального пути [27].

Руководствуясь принципом единства сознания и деятельности, отечественные психологи подчеркивают ведущую роль сознания в выборе профессии. Вместе с тем часть исследователей подчеркивает, что значительное число оптантов выбирают профессиональную сферу деятельности не вполне осознанно, под влиянием «случайных» факторов. Следовательно, исследуя причины выбора и осуществления профессиональной деятельности, необходимо учитывать выводы исследователей психоаналитического направления. А с точки зрения психоанализа выбор профессии происходит в соответствии с типом характера, определяемого в сексуальных или несексуальных понятиях, а также в зависимости от возможностей сублимационного процесса у конкретного человека.

Концепция самоопределения. Возникновению в профориентации концепции самоопределения способствовали идеи Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» в процессе формирования личности, А.Н. Леонтьева о мотивах и смыслах деятельности, Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития, исследования, В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности, Е.А. Климова об индивидуальном стиле деятельности, К.М. Гуревича о психодиагностике и профпригодности.

Основные положения концепции самоопределения заключаются в том, что для правильного выбора профессии оптанту самостоятельно и с помощью профконсультанта необходимо следующее:

- определить свои профессиональные интересы и склонности, условно этот круг интересов можно обозначить как область «я хочу»;

- оценить свои профессионально важные качества, то есть свои возможности, индивидуальные психологические характеристики, физическое развитие, состояние здоровья - всё то, что можно охарактеризовать как характеристики способностей, как область «я могу»;

- оценить профессии, которые пользуются спросом на рынке труда (при этом оценивается перспективность профессии, её социальная необходимость, то есть то, что сегодня «надо» обществу).

В идеальном случае в процессе профориентационной консультации должен иметь место равносторонний треугольник, где одна сторона − «хочу», другая − «могу» и третья − «надо». Данную триаду можно обозначить как «образ- Я» в профессиональном выборе.

Концепция самоопределения является перспективной и по мере совершенствования методов и методик изучения личности будет получать всё большее развитие в теории и практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: