Поступающего в модель


Цель работы: получить опыт использования уравнения Бер-


нулли для решения конкретных задач, научиться определять коли-


чество (расход) воздуха, поступающего в коллектор установки, оце-


нить виды сопротивления и депрессии, закрепить навыки работы с


измерительными приборами и обработки результатов измерений.


Общие сведения


Участок 0 – 1, на котором производятся измерения статиче-


ской депрессии, представляет собой коллектор модели, через кото-


рый воздух из атмосферы лаборатории входит в установку. Уравне-




ние Бернулли для этого участка при отсутствии естественной тяги


(h e =0) в соответствии с формулой (3) принимает вид


h ст 0 -1 + h ск 0 -1 = h вх 0 – 1
(17)


где h ст 0 -1 – статическая депрессия на участке 0–1; h ск 0-1 – скорост-


ная депрессия на этом же участке; h вх 0 – 1 – депрессия (потеря дав-


ления), расходуемая на преодоление сопротивления входа в коллек-


тор установки.


В соответствии с формулой (6)


hск 0 - 1 = p ск 0 – pск1 = (v 02 - v 12) γ / 2g,
(18)


где v0 и v1 – средние скорости движения воздуха соответственно в


атмосфере лаборатории и в коллекторе, где расположена точка 1,


м/с; γ – удельный вес воздуха (см. формулу 15).


Так как v0 = 0, а v1>0, то h ск 0-1 = - γ v 12 / 2g


В соответствии с этим уравнение (17) может быть представ-


лено в виде


h ст 0 -1 = h вх 0 – 1 + γ v12 / 2g
(19)


Физический смысл этих преобразований состоит в следую-


щем. Так как величина h ск 0-1 имеет отрицательный знак (разряже-


ние), то она трактуется как сопротивление движению воздуха и по


абсолютной величине суммируется с сопротивлением входа h вх 0–1.


Это свидетельствует о том, что энергия давления вентилятора на


участке 0–1 (статическая депрессия h ст 0 –1) расходуется не только на


преодоление сопротивления входа, но и на «разгон» воздуха со ско-


рости v0 = 0 в атмосфере до v1>0 в точке 1.


Между первым и вторым слагаемым в правой части форму-


лы (19) есть существенное различие. Часть энергии давления h ст 0 –1,


расходуемая на преодоление сопротивления входа (h вх 0 – 1), безвоз-


вратно теряется, рассеиваясь в форме тепла; другая же ее часть, рас-


ходуемая на разгон воздуха (γ v12 / 2g), переходит в кинетическую




(скоростную) энергию воздушного потока, т.е. энергия давления пе-


реходит в энергию движения.


Энергия, затрачиваемая на преодоление сопротивления вхо-


да (вход в коллектор рассматривается как местное сопротивление),


пропорциональна скоростной энергии потока, т.е.


h вх 0 – 1 = ξ к γ v12 / 2g
(20)


где ξ к = 0,05 - безразмерный коэффициент местного сопротивления


на входе в коллектор (величина его установлена эмпирически).


Подставив выражение (20) в формулу (19), получим


h ст 0 -1 = (ξ к +1) γ v12 / 2g
(21)


Из формулы (21) следует, что, измерив статическую депрес-


сию на входе в коллектор h ст 0 –1, можно определить среднюю ско-


рость движения воздуха в коллекторе1:


v 1 =[(2g h ст 0 – 1) / 1,05 γ ] 0,5
(22)


Зная среднюю скорость v1 и площадь поперечного сечения


коллектора S1 =0,0021 м2, можно определить количество воздуха,


поступающего в коллектор модели


Q = v 1 S 1

План работы


(23)


1. Вспомните основы аэромеханики, устройство аэродина-


мической установки, технику измерения депрессии и обработки ре-


зультатов измерений.


2. Подготовьте табл.3.



Во всех точках поперечного сечения коллектора, выполненного по дуге окружно-


сти, скорости движения воздуха одинаковы


35



3. Измерьте статическую депрессию h ст 0 – 1 на участке 0 – 1


при трех различных положениях шиберов:


- при полностью открытом шибере 1 и закрытом шибере 2;


- при полностью открытом шибере 2 и закрытом шибере 1;


- при двух полностью открытых шиберах 1 и 2.


Исходные данные и результаты измерений занесите в подго-


товленную табл.3.


4. Для каждого из трех положений шиберов определите:


- среднюю скорость движения воздуха v1 в коллекторе по формуле


(22);


- количество воздуха Q, поступающего в коллектор по формуле (23);


- величину и знак скоростного разрежения h ск 0-1 в коллекторе по


формуле (18);


- величину депрессии h вх 0 – 1, расходуемой на преодоление входа в


коллектор, по формуле (20).


5. Замеренные и рассчитанные показатели занесите в табл. 6


и проанализируйте их.


Таблица 6


6. Оформите и защитите отчет.


Контрольные вопросы


1. Какими приборами можно измерить депрессию h ст 0 –1?


2. Разностью давлений в каких точках является депрессия h ст 0 –1?


3. Какое давление измеряется в точке 1- полное или статическое?


4. При работе вентилятора где статическое давление больше и поче-


му – в атмосфере или в точке 1? А если вентилятор выключен?


5. На что расходуется энергия вентилятора на участке 0 – 1?


6. Какая часть этой энергии теряется, рассеиваясь в форме тепла, а


какая преобразуется из одной формы в другую?


36

Номер открытого шибера h ст 0 –1 h ск 0-1 h вх 0 – 1 v1, м /c Q, м3/c  
             
             
             
1и2            
 



7. При каком положении шиберов и почему в коллектор поступает


наибольшее и наименьшее количество воздуха?


8. При каком положении шиберов и почему величина депрессии


h ст 0 –1 максимальна (минимальна)?


9. Действует ли в сечении, где расположена точка 1, скоростное дав-


ление? Как его можно было бы измерить и рассчитать?


10. От каких факторов зависит величина скоростного давления?


11. Чему равно полное давление в сечении точки 1?


12. Влияет ли величина атмосферного давления и температура воз-


духа на величину h ст 0 –1?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: