Цель работы: получить опыт использования уравнения Бер-
нулли для решения конкретных задач, научиться определять коли-
чество (расход) воздуха, поступающего в коллектор установки, оце-
нить виды сопротивления и депрессии, закрепить навыки работы с
измерительными приборами и обработки результатов измерений.
Общие сведения
Участок 0 – 1, на котором производятся измерения статиче-
ской депрессии, представляет собой коллектор модели, через кото-
рый воздух из атмосферы лаборатории входит в установку. Уравне-
ние Бернулли для этого участка при отсутствии естественной тяги
(h e =0) в соответствии с формулой (3) принимает вид
h ст 0 -1 + h ск 0 -1 = h вх 0 – 1
(17)
где h ст 0 -1 – статическая депрессия на участке 0–1; h ск 0-1 – скорост-
ная депрессия на этом же участке; h вх 0 – 1 – депрессия (потеря дав-
ления), расходуемая на преодоление сопротивления входа в коллек-
тор установки.
В соответствии с формулой (6)
hск 0 - 1 = p ск 0 – pск1 = (v 02 - v 12) γ / 2g,
(18)
где v0 и v1 – средние скорости движения воздуха соответственно в
|
|
атмосфере лаборатории и в коллекторе, где расположена точка 1,
м/с; γ – удельный вес воздуха (см. формулу 15).
Так как v0 = 0, а v1>0, то h ск 0-1 = - γ v 12 / 2g
В соответствии с этим уравнение (17) может быть представ-
лено в виде
h ст 0 -1 = h вх 0 – 1 + γ v12 / 2g
(19)
Физический смысл этих преобразований состоит в следую-
щем. Так как величина h ск 0-1 имеет отрицательный знак (разряже-
ние), то она трактуется как сопротивление движению воздуха и по
абсолютной величине суммируется с сопротивлением входа h вх 0–1.
Это свидетельствует о том, что энергия давления вентилятора на
участке 0–1 (статическая депрессия h ст 0 –1) расходуется не только на
преодоление сопротивления входа, но и на «разгон» воздуха со ско-
рости v0 = 0 в атмосфере до v1>0 в точке 1.
Между первым и вторым слагаемым в правой части форму-
лы (19) есть существенное различие. Часть энергии давления h ст 0 –1,
расходуемая на преодоление сопротивления входа (h вх 0 – 1), безвоз-
вратно теряется, рассеиваясь в форме тепла; другая же ее часть, рас-
ходуемая на разгон воздуха (γ v12 / 2g), переходит в кинетическую
(скоростную) энергию воздушного потока, т.е. энергия давления пе-
реходит в энергию движения.
Энергия, затрачиваемая на преодоление сопротивления вхо-
да (вход в коллектор рассматривается как местное сопротивление),
пропорциональна скоростной энергии потока, т.е.
h вх 0 – 1 = ξ к γ v12 / 2g
(20)
где ξ к = 0,05 - безразмерный коэффициент местного сопротивления
на входе в коллектор (величина его установлена эмпирически).
Подставив выражение (20) в формулу (19), получим
|
|
h ст 0 -1 = (ξ к +1) γ v12 / 2g
(21)
Из формулы (21) следует, что, измерив статическую депрес-
сию на входе в коллектор h ст 0 –1, можно определить среднюю ско-
рость движения воздуха в коллекторе1:
v 1 =[(2g h ст 0 – 1) / 1,05 γ ] 0,5
(22)
Зная среднюю скорость v1 и площадь поперечного сечения
коллектора S1 =0,0021 м2, можно определить количество воздуха,
поступающего в коллектор модели
Q = v 1 S 1
План работы
(23)
1. Вспомните основы аэромеханики, устройство аэродина-
мической установки, технику измерения депрессии и обработки ре-
зультатов измерений.
2. Подготовьте табл.3.
Во всех точках поперечного сечения коллектора, выполненного по дуге окружно-
сти, скорости движения воздуха одинаковы
35
3. Измерьте статическую депрессию h ст 0 – 1 на участке 0 – 1
при трех различных положениях шиберов:
- при полностью открытом шибере 1 и закрытом шибере 2;
- при полностью открытом шибере 2 и закрытом шибере 1;
- при двух полностью открытых шиберах 1 и 2.
Исходные данные и результаты измерений занесите в подго-
товленную табл.3.
4. Для каждого из трех положений шиберов определите:
- среднюю скорость движения воздуха v1 в коллекторе по формуле
(22);
- количество воздуха Q, поступающего в коллектор по формуле (23);
- величину и знак скоростного разрежения h ск 0-1 в коллекторе по
формуле (18);
- величину депрессии h вх 0 – 1, расходуемой на преодоление входа в
коллектор, по формуле (20).
5. Замеренные и рассчитанные показатели занесите в табл. 6
и проанализируйте их.
Таблица 6
6. Оформите и защитите отчет.
Контрольные вопросы
1. Какими приборами можно измерить депрессию h ст 0 –1?
2. Разностью давлений в каких точках является депрессия h ст 0 –1?
3. Какое давление измеряется в точке 1- полное или статическое?
4. При работе вентилятора где статическое давление больше и поче-
му – в атмосфере или в точке 1? А если вентилятор выключен?
5. На что расходуется энергия вентилятора на участке 0 – 1?
6. Какая часть этой энергии теряется, рассеиваясь в форме тепла, а
какая преобразуется из одной формы в другую?
36
|
7. При каком положении шиберов и почему в коллектор поступает
наибольшее и наименьшее количество воздуха?
8. При каком положении шиберов и почему величина депрессии
h ст 0 –1 максимальна (минимальна)?
9. Действует ли в сечении, где расположена точка 1, скоростное дав-
ление? Как его можно было бы измерить и рассчитать?
10. От каких факторов зависит величина скоростного давления?
11. Чему равно полное давление в сечении точки 1?
12. Влияет ли величина атмосферного давления и температура воз-
духа на величину h ст 0 –1?