Страховой деятельности

Как стало ясно из первого раздела, страховая деятельность регулируется государством. Выражается это регулирование в различных аспектах.

Одним из направлений государственного регулирования страховой деятельности можно назвать государственный надзор.

Государственный надзор за деятельностью страховщиков осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.

В Положении о Министерстве финансов РФ, о полномочиях Минфина России в области страхового надзора имеется запись: «лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью; ведет единый государственный реестр, страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр, страховых брокеров; осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков».[7]

К нормативным документам, изданным органом страхового надзора, в частности, относятся:

Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности. Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни. Правила размещения страховых резервов. Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков.

Положение о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями, утвержденное приказом Минфина России N 50н от 16 мая 2000 г.

Орган страхового надзора вправе издавать нормативные документы только по вопросам, относящимся к его компетенции, и нормы, содержащиеся в этих документах, могут регулировать только те вопросы, которые относятся к компетенции надзорного органа. Например, издание Положения о ведении реестра страховых брокеров относится к компетенции органа страхового надзора, а замена предусмотренного законом заявительного порядка регистрации брокеров на разрешительный порядок, установленный в данном Положении, выходит за рамки компетенции органа страхового надзора, и эта норма не должна применяться.

Помимо нормативных документов Департамент страхового надзора вправе издавать и методические документы.

К методическим документам, изданным органом страхового надзора, в частности, относятся:

-примерное положение о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования;

-план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкция по его применению;

-инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций, утвержденная Приказом Минфина России N 111;

-методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования.

В соответствии с Российским законодательством орган страхового надзора контролирует деятельность страховщиков по следующим направлениям:

(а) обоснованность страховых тарифов;

(б) платежеспособность;

(в) соблюдение законодательства.

Использование страховых тарифов является не обязанностью, а правом страховщика (ст. 954 ГК РФ), и поэтому контроль, за обоснованностью страхового тарифа в конкретном договоре страхования не всегда возможен, так как страховщик может и не использовать тариф для расчета страховой премии. Однако контроль, за тем, чтобы не было систематического завышения или занижения размера страховой премии (платы за страхование) необходим.

Необоснованное завышение премии превращает страхование из формы защиты интереса в спекулятивную операцию. В практике часто встречаются случаи, когда организация по высоким тарифам страхует свое имущество, в очень небольшой степени подверженное тем рискам, от которых оно страхуется. Страховщик в достаточной степени уверен, что ему не придется выплачивать возмещение и деньги, полученные в виде страховой премии, он возвращает, но не организации-страхователю, а, например, ее руководителю, подписавшему договор страхования, оставляя себе комиссию за эту услугу.

Здесь нарушается принцип добросовестного неведения страховщика и страхователя в отношении возможности наступления страхового случая и в соответствии со ст. 168 ГК РФ такой договор страхования является ничтожным, так как противоречит ст. 9 закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Необоснованное занижение премии ведет к потере финансовой устойчивости страховщика, к невозможности исполнять свои обязательства перед страхователями. Часто таким приемом пользуются недобросовестные страховщики. Их цель - сбор премии, и они не собираются производить выплаты. Однако снижать плату за страхование в целях конкурентной борьбы могут и крупные страховые компании, которые имеют достаточный резерв платежеспособности за счет накопленной в предыдущие периоды собственной прибыли. Они снижают размер премии для привлечения клиентов, и это не влияет на их возможность выплат и не вредит интересам страхователей.

Страховщик для получения лицензии обязан рассчитать тариф и направить его в орган страхового надзора, а систематическое занижение тарифа может стать основанием для лишения лицензии.

Платежеспособность (финансовая устойчивость) страховщика обеспечивается в соответствии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

(а) наличием оплаченного уставного капитала и страховых резервов (ст. 25 Закона);

(б) обязанностью соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми обязательствами (п. 1 ст. 27 Закона);

(в) системой перестрахования (п. 2 ст. 27 Закона).

Требования к размерам уставного капитала страховщика, сформированного за счет денежных средств на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности, содержатся в ст. 25 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

(а) не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время 15 млн. рублей) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;

(б) не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время 21 млн. рублей) при проведении, в том числе и страхования жизни;

(в) не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время 30 млн. рублей) при проведении исключительно перестрахования.

Требования к страховым резервам установлены Правилами формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.

Нормативное соотношение между активами и обязательствами устанавливается органом страхового надзора (п. 1 ст. 27 Закона). Оно определено в п. 3.6 Условий лицензирования следующим образом: «Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 процентов собственных средств, страховщика»[8]. Термин «ответственность» означает не гражданско-правовую ответственность страховщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а сумму, в пределах которой страховщик обязан произвести страховую выплату в соответствии со ст. 929 ГК РФ. А, термин «риск» означает «событие, на случай наступления которого, производится страхование».[9] Таким образом, если страхование производится на случай наступления только одного вида событий, то страховая сумма по договору в целом не может превышать 10% собственных средств, страховщика, если страхование производится на случай наступления одного из нескольких видов событий, то указанное соотношение должно соблюдаться для каждого из этих видов событий.

Если в заключенном договоре страхования не соблюдено указанное соотношение, риск страховой выплаты по этому договору должен быть перестрахован (п. 2 ст. 27 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации), если же он не перестрахован, договор страхования является ничтожным, в соответствии со ст. 168 ГК РФ, как не соответствующий ст. 27 Закона.

Орган страхового надзора уполномочен применять к страховщикам следующие меры ответственности:

(а) давать предписание об устранении выявленных нарушений, т.е. письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения;

(б) ограничивать действие лицензии, т.е. запрещать до устранения выявленных нарушений заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории;

(в) приостанавливать действие лицензии, т.е. запрещать до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия;

(г) отзывать лицензию, т.е. запрещать осуществление страховой деятельности.

Предписание дается страховщику органом страхового надзора. В соответствии с Положением о порядке дачи предписания, основаниями для дачи предписания являются:

(а) осуществление страховой деятельности на территории или по видам страхования, не предусмотренным лицензией и приложением к ней;

(б) осуществление видов деятельности, запрещенных Законом «Об основах страхового дела в РФ» (ст. 6);

(в) нарушение установленного порядка формирования и размещения страховых резервов;

(г) необоснованное снижение размеров страховых тарифов;

(д) несоблюдение страховщиком нормативного размера соотношения между активами и обязательствами;

(е) невыполнение страховщиком обязанностей, предусмотренных настоящим Законом;

(ж) непредставление бухгалтерской и статистической отчетности либо представление указанной отчетности с нарушением установленных сроков или порядка ее представления;

(з) непредставление (неполное представление) в срок документов, затребованных органом страхового надзора;

(и) установление факта представления недостоверной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии, а также в отчетах о деятельности страховой организации;

(к) несообщение в месячный срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях, внесенных в документы (правила страхования, структуру тарифных ставок и др.), явившиеся основанием для выдачи лицензии, с представлением подтверждающих документов, а также об изменениях в банковских реквизитах страховщика;

(л) необеспечение принятия устных и письменных обращений страхователей и иных заинтересованных лиц по заявленному в учредительных документах юридическому адресу;

(м) передача лицензии (копии) в пользование другой страховой организации;

(н) передача страховщиком страхового свидетельства (полиса, сертификата) в качестве подтверждения факта заключения договора страхования лицу, иному чем страхователь, за исключением случаев, когда договором личного страхования, заключенного в пользу третьего лица (застрахованного), предусмотрена передача страхового свидетельства (полиса, сертификата) застрахованному;

(о) выдача страхователю страхового полиса без приложения к нему правил страхования;

(п) заключение договоров страхования на условиях, предусматривающих расширенный по сравнению с определенными Правилами страхования, на основании которых выдана лицензия, перечень объектов страхования и страховых случаев (страховых рисков), без согласования с органом страхового надзора внесенных изменений ст. 943 ГК РФ);

(р) другие основания, предусмотренные действующим законодательством РФ и нормативными актами органа страхового надзора, принятыми в пределах его компетенции.

Если страховщик не выполнил предписания, действие лицензии ограничивается, приостанавливается или отзывается. Ограничение, приостановление и отзыв лицензии применяются по решению коллегии органа страхового надзора. При ограничении или приостановлении действие лицензии восстанавливается после устранения нарушений.

Основаниями для принятия решения об отзыве лицензии являются:

(а) неоднократное (более 1 раза) принятие решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;

(б) неустранение в срок или непредставление отчета об устранении нарушений, явившихся основанием для дачи предписания или принятия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;

(в) решение суда, подтверждающее осуществление страховщиком незаконной деятельности;

(г) представление Федерального антимонопольного органа или его территориальных управлений об установлении фактов нарушения страховщиком требований к рекламной деятельности;

(д) другие основания, предусмотренные действующим законодательством РФ и нормативными актами органа страхового надзора.

В любом случае при ограничении, приостановлении или отзыве лицензии страховщик выполняет принятые обязательства по ранее заключенным договорам до истечения срока их действия. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

Следующим направлением государственного регулирования страховой деятельности является пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.

В соответствии со ст.31 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а так же определение доминирующего положения страховых организаций на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее по тексту ГКАП). Таким образом, здесь действует общее антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг, определяется приказом ГКАП РФ от 6 мая 2000 г. N 340а.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 определены условия антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и утверждена Методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций, к которым отнесены и финансовые организации, осуществляющие страховую деятельность.

В целях антимонопольного регулирования на рынке финансовых услуг:

граница регионального рынка финансовой услуги определяется исходя из сферы деятельности финансовых организаций на территории субъекта Российской Федерации, а граница федерального рынка финансовой услуги определяется исходя из сферы деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации. При этом оборот финансовой услуги рассчитывается на основании статистической, бухгалтерской отчетности и иной информации, представляемой финансовой организацией в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на соответствующем рынке финансовых услуг.

Помимо вышеназванных ещё одним, пожалуй, наиболее основным способом государственного регулирования страховой деятельности является её лицензирование.

В соответствии со статьёй 32 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» лицензия (разрешение на ведение деятельности) выдается не вообще на страховую деятельность, как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом (Условиями лицензирования) установлено наличие страхового интереса.

Конкретные виды страхования, а в соответствии с ними и правоспособности страховщика различаются в зависимости от страховых рисков.

Так, например, орган страхового надзора считает разными видами страхования страхование от несчастных случаев и болезней и страхование от несчастных случаев и болезней граждан, отъезжающих за рубеж. При этом в обоих случаях совпадают и объекты страхования - здоровье застрахованного и дополнительные расходы на медицинскую помощь, и события, на случай наступления, которых производится страхование, - несчастные случаи и болезни.

Однако необходимо отметить, что вред, причиняемый в результате несчастного случая или болезни на территории России, отличается от вреда, причиняемого тем же событием, за рубежом. Разными являются здесь не сами события, а распределения вероятностей возможного вреда. Поэтому, при разграничении страховых рисков учитываются не только сам характер события, на случай наступления, которого производится страхование, но и соответствующее распределение вероятностей вреда. Так, по существу, орган страхового надзора различает виды страхования, и в зависимости от этого выдаёт лицензию.

В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Необходимо отметить, что Орган страхового надзора вводит так же понятие - вид страховой деятельности (п. 2.3 Условий лицензирования), который включает в себя целую группу видов страхования - и на бланке лицензии указывается не один конкретный вид страхования, а вид страховой деятельности. Виды же страхования перечисляются в приложении к лицензии. Бланк лицензии - защищенный от подделок документ, и на нем стоит подпись руководителя органа лицензирования и печать этого органа. Приложение к лицензии изготавливается на простом листе бумаги, на нем стоит подпись начальника управления или отдела.

Для получения лицензии по каждому виду страхования представляются Правила страхования и рассчитанные тарифы. Правила страхования и тарифы, представленные в орган страхового надзора при получении лицензии, лишь депонируются в органе страхового надзора. Штамп этого органа, проставляемый на экземпляре Правил страхования и расчете тарифов, не означает утверждение этих документов органом надзора. Правила и тарифы разрабатываются и утверждаются самим страховщиком (ст.943, 954 ГК РФ), а орган страхового надзора лишь оставляет их у себя для сведения и контроля.

Правила страхования, и тарифы не ограничивают гражданскую правоспособность страховщика. В пределах разрешенного ему вида страхования он может заключить договор страхования вообще без ссылки на Правила страхования, или, изменив отдельные условия Правил, или на основании других Правил и этот договор будет действительной сделкой. То же самое относится и к тарифам. Необходимо отметить, что систематическое заключение договоров на основании других, не депонированных в органе страхового надзора, Правил страхования или других тарифов является правонарушением согласно п. 4.6 Условий лицензирования. Такое правонарушение влечет санкцию в виде ограничения правоспособности путем приостановления действия лицензии или ее отзыва в соответствии с Положением о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации (утверждённое приказом Минфина РФ от 17 июля 2001 г. N 52н).

Для того чтобы систематически заключать договоры страхования, хотя и в пределах разрешенного вида страхования, но по иным Правилам страхования и тарифам, чем были представлены при получении лицензии, достаточно сообщить об этом в орган страхового надзора в месячный срок с момента внесения соответствующих изменений (п. 4.6 Условий лицензирования). Для работы по новым Правилам и тарифам не требуется получать разрешение органа страхового надзора. Однако если новые Правила определяют другой вид страхования, то для страхования по этим Правилам требуется получить соответствующее разрешение, т.е. внести изменение в лицензию.

В статье 32 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» исчерпывающе определен перечень документов, представляемых для получения лицензии. Требования к содержанию указанных документов приведены в п. 4.1 Условий лицензирования. Большинство этих требований обязательны, и несоблюдение их может явиться основанием для отказа в выдаче лицензии, так как Условия лицензирования изданы органом страхового надзора на основании прямого указания закона.

Так для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридическими лицами в Минфин РФ представляются следующие документы:

1. заявление установленной формы;

2. учредительные документы:

а) устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством;

б) протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор;

в) документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;

3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);

4. экономическое обоснование страховой деятельности:

а) бизнес-план на первый год деятельности;

б) расчет соотношения активов и обязательств по определённой форме; (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года);

в) положение о порядке формирования и использования страховых резервов;

г) план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10 процентов от собственных средств, страховщика;

д) баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

е) план размещения средств, страховых резервов;

5. правила по видам страхования, которые в соответствии с Законом «О страховании» и общими условиями действительности сделок, предусмотренными гражданским законодательством, должны содержать:

- определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

- определение объектов страхования;

- определение перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);

- страховые тарифы;

- определение сроков страхования;

- порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

- взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

- порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К правилам страхования должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

Правила страхования (условия) представляются в двух экземплярах, прошитых, пронумерованных, утвержденных руководителем страховой организации;

6. расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок в двух экземплярах, по определённой форме,

7. сведения о руководителе и его заместителях.

При получении лицензии один экземпляр правил страхования, и структуры тарифов с отметкой федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью возвращаются страховщику. Иные документы или копии с них не выдаются.

Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.

Об отказе в выдаче лицензии Минфин РФ сообщает страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, документы при этом не возвращаются.

Вопрос о выдаче страховщику лицензии или об отказе в ее выдаче должен быть разрешен органом страхового надзора в срок 60 дней с момента подачи заявления с приложением всех требуемых документов.

Отказ в выдаче лицензии возможен только при несоответствии представленных документов законодательству. В действительности, не очень сложно подготовить юридически грамотные документы, так как в Условиях лицензирования достаточно подробно изложены требования к содержанию всех документов. Отказ должен быть мотивирован, и в качестве мотива должно быть указано на несоответствие какого-либо из представленных документов конкретной норме нормативного акта. Отсутствие такого указания или общее указание «не соответствует требованиям законодательства» противоречит закону. Такой отказ может быть обжалован в арбитражном суде.

Таким образом, государственное регулирование страховой деятельности можно определить как деятельность уполномоченных государством органов, которая направлена на соблюдение законности страховых организаций при осуществлении ими страховой деятельности. Различные направления государственного регулирования страховой деятельности практически в полном объёме урегулируют данную сферу общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: