Сопротивления сети горных выработок


Цель работы: изучить и оценить различные виды аэродина-


мического сопротивления выработок модели, получить практиче-


ские навыки в определении реальной величины сопротивления сети


горных выработок, изучить методику использования уравнения Бер-


нулли для натурных условий.


Общие сведения


Уравнение Бернулли применительно к используемым аэро-


динамическим установкам имеет вид (8). Объектом исследования в


данной работе является вся сеть выработок модели между точками 0


и 8, поэтому уравнение (8) можно записать в форме


h ст 0-8 + h ск 0-8 = h сопр 0-8
(38)


Величина h сопр 0-8 слагается из потери давления на преодоле-


ние сопротивления входа в коллектор модели h вх, на преодоление


всех местных сопротивлений Σ h мс, а также на преодоление аэро-


динамического сопротивления трения Σ h тр на всем пути движения


струи от точки 0 до 8, т.е. уравнение (38) можно записать в форме


h ст 0-8 + h ск 0-8 = h вх + Σ h мс + Σ h тр = RQ 2,


(39)



где: R-общая величина аэродинамического сопротивления, учиты-


вающего все его виды в рассматриваемой сети выработок;


Q – количество воздуха, проходящего через эту сеть.


План работы


1. Освежите теоретические знания об аэродинамическом со-


противлении горных выработок и видах этого сопротивления.


2. Вспомните устройство аэродинамической установки и


правила измерения депрессии в ее точках.


3. Подготовьте табл. 3.


4. Исследуйте сопротивление верхней ветви модели (0-1-2-3-


4-8).Для этого выполните следующие действия.


4.1. С помощью двух микроманометров или микроманометра


и тягомера одновременно измерьте статическую депрессию на


участках 0-1 и 0-8. При измерениях шибер 1 должен быть полностью


открыт, а шибер 2 – полностью закрыт. При наличии одного прибо-


ра депрессию на обоих участках можно измерять последовательно,


но при неизменном положении шиберов. Исходные данные и ре-


зультаты этих замеров занесите в табл.3.


4.2. По формуле (20) определите потерю давления на пре-


одоление сопротивления входа h вх и рассчитайте величину со-


противления входа


R вх = h вх / Q 2
(40)


4.3. По формуле (28) определите среднюю скорость движе-


ния воздуха перед каждым из трех поворотов (на участках 2-3 и 4-8)


и в сечении, где расположена точка 8 (значения S принимаются из


табл.1).


4.4. По формуле (35) определите сопротивление каждого из


трех поворотов R мс i Значения коэффициента местного сопротивле-


ния ξ примите по результатам работы 8. При этом значения ξ для


двух первых поворотов на верхней ветви можно принять одинако-


выми, а для третьего поворота – равным ξ для поворота на участке 1-




5. При закрытом шибере 2 сопротивлением проходу воздуха на


участке 1-2 мимо сопряжения с нижней ветвью можно пренебречь.


Определите суммарную величину сопротивления трех пово-


ротов R мс = Σ R мс i и потери давления на преодоление этого сопро-


тивления: Σh мс = R мс Q 2


4.5.Определите скоростную депрессию на участке 0-8:


h ск 0-8 = γ(v 02 – v 82) / 2 g
(41)


4.6. Определите суммарную потерю давления Σ h тр на пре-


одоление аэродинамического сопротивления трения на всем пути


движения воздуха между точками 0 и 8 (по пути 0-1-2-3-4-8) и вели-


чину этого сопротивления R тр. Депрессия трения каждого i-участка


определяется с учетом формул (31) и (32), при этом необходимые


для расчета геометрические параметры (Si, P i, L i) принимаются по


табл.1 и рис.1, а значения α i – по материалам работы 7 или по указа-


нию преподавателя.


Σ h тр = h тр 1-2 + h тр 2-3 + h тр 3-4 + h тр 4-8


R тр = Σ h тр / Q 2


4.7. Определите общее аэродинамическое сопротивление


установки при закрытом шибере 2, т.е. при движении воздуха по пу-


ти 0-1-2-3-4-8.


R = R вх + R мс + R тр


Контроль правильности замеров и расчетов:


R = (h ст 0-8 + h ск 0-8) / Q 2


5. Исследуйте сопротивление нижней ветви модели (по пути


0-1-5-6-8). Для этого выполните те же действия, что и в пункте 4, но


при полностью закрытом шибере 1 и полностью открытом шибере 2.


6. Результаты замеров и расчетов сведите в табл.13.


Таблица 13




7. Оформите и защитите отчет.


Контрольные вопросы


1. Чем отличается фактор микроманометра от фактора тягомера?


2. Как изменятся показания тягомера, если вместо спирта в нем ис-


пользовать воду?


3. На что расходуется энергия воздушного потока (депрессия) на


участках 0-1, 2-3, 3-4?


4. Какой знак имеет скоростная депрессия h ск на участках 0-8, 0-5,


5-6, 6-8 и почему?


5. Объясните причины различия величины сопротивления (общего и


его видов) верхней и нижней ветви.


6. Различается ли сопротивление входа в модель R вх для верхней и


нижней ветви?


7. Можно ли исследовать сопротивление каждой из ветвей по пред-


ложенной методике, если оба шибера будут открыты?


8. Уменьшится или увеличится общее сопротивление модели, если


открыть оба шибера? Почему?


9. В какой ветви модели расход воздуха больше и почему?


10. Депрессия h ст 0-8 больше при движении воздуха по верхней или


по нижней ветви? Почему?


11. Депрессия h ст 0-1 больше при движении воздуха по верхней или


по нижней ветви? Почему?


12. Какой вид сопротивления в модели преобладает?


61

Исследуе-

мый объектВеличина и знак

депрессииРасход

возду-

ха

Q,

м / c кμ % кμ % кμ % кμ %

Исследуе-

мый объект

Расход

возду-

ха

Q,

м / c кμ % кμ % кμ % кμ %RR вхR мсR тр

Исследуе-

мый объектh ст 0-1 h ст 0-8 h ск 0-8Расход

возду-

ха

Q,

м / c кμ % кμ % кμ % кμ %

Исследуе- мый объект Величина и знак депрессии Расход возду- ха Q, м / c кμ % кμ % кμ % кμ % Величина аэродинамического сопро- тивления (общего и по видам)  
R R вх R мс R тр  
h ст 0-1 h ст 0-8 h ск 0-8      
                 
                  10 11 12 13        
Верхняя ветвь                          
Нижняя ветвь                          
 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: