Сопротивления трения


48

 



Цель работы: закрепление навыков по измерению депрессии;


изучение методики экспериментального определения коэффициента


α; установление зависимости величины коэффициента α от парамет-


ров крепи.


Общие сведения


Депрессия, расходуемая на преодоление аэродинамического


сопротивления при трении воздуха о поверхности, ограничивающие


выработки, рассчитывается по формуле


h т р = R т р Q 2
(31)


где: R т р – аэродинамическое сопротивление трения; Q – количество


воздуха, проходящего по выработке, м 3/c; если h т р измеряется в мм


вод. ст. (кгс /м 2), то величина R т р имеет размерность киломюрг (кμ


или кгс с2 / м 8);


R т р = α PL /S 3
(32)


S – площадь поперечного сечения выработки, м2; P – периметр этой


площади, м; L- длина выработки, м; α – коэффициент аэродинамиче-


ского сопротивления трения, кгс с2 /м 4.


Из формул (31) и (32) следует:


α = h т р S 3 / LPQ 2
(33)


Периметр и площадь сечения выработки связаны зависимо-


стью P = К фS 0,5, где К ф – коэффициент формы поперечного сечения;


для выработок круглого сечения К ф = 3,54, сводчатого и арочного К ф


= 3,80, квадратного – 4,00, трапециевидного и прямоугольного –


4,16. В соответствии с этим, величину α можно определять по фор-


муле


α = (h т р S 2,5) / KфLQ 2


(33а)



Таким образом, зная величины параметров, входящих в фор-


мулу (33) или (33а), можно определить величину коэффициента α.


В горных выработках при числе Рейнольдса Re> (0.5 – 1) 10 5 вели-


чина коэффициента α зависит от степени шероховатости поверхно-


стей, ограничивающих выработку. В свою очередь, степень шерохо-


ватости поверхностей выработки определяется величиной и формой


площади ее поперечного сечения, наличием или отсутствием в ней


крепи, а также видом и параметрами этой крепи. При рамной и


арочной крепи величина коэффициента α зависит от толщины (диа-


метра) элементов крепи (арок, стоек, верхняков) и расстояния между


рамами или арками.


Показателем шероховатости служат продольный калибр кре-


пи Δ = а / d и относительная шероховатость ε = d /D, где а – рас-


стояние между центрами соседних рам (арок); d – толщина (диа-


метр) элементов крепи, м; D – гидравлический диаметр выработки,


м, (см. формулу 25).


a·104, кгс


с2/м4






6 0 1 2 3 4 5
Δ


Рис. 11. Зависимость коэффициента α от продольного калибра крепи Δ


Энергия движущегося по выработке воздуха расходуется на


преодоление трения о крепь, лобового сопротивления ее элементов и


образование вихрей между рамами или арками.


При сплошной крепи (а = d и Δ =1) лобовое сопротивление и


вихри практически отсутствуют и энергия потока расходуется толь-


ко на преодоление трения. С увеличением расстояния между рамами


или арками (а > d и Δ >1) увеличивается и лобовое сопротивление, и


вихревые зоны, поэтому увеличивается и коэффициент α. Опыт по-


казывает, что максимальное сопротивление движению воздуха крепь


50



оказывает при Δ = 4 – 6. При дальнейшем увеличении расстояния


между рамами сопротивление крепи движению воздуха падает, т. к.


уменьшается число рам в выработке. Минимальное сопротивление


имеет место при отсутствии крепи в выработке (Δ = ∞). Характер


зависимости α = f (Δ) представлен на рис 11.


Объектами исследования в работе 7 являются участки 3-4 и


5-6 модели. На этих участках отсутствуют повороты, сужения и


расширения струи, не меняется ее скорость и действует только аэро-


динамическое сопротивление трения, т.е. в уравнении Бернулли (3)


h ск = 0 и h сопр = hтр. В соответствии с этим уравнение Бернулли для


этих участков принимает вид h ст = hтр, т.е. статическая депрессия,


создаваемая работой вентилятора, расходуется только на преодоле-


ние аэродинамического сопротивления трения.


Параллельно с измерением статической депрессии на участ-


ках 3-4 и 5-6 измеряется и статическая депрессия на участке 0-1 для


того, чтобы определить количество воздуха, поступающего в кол-


лектор установки и проходящего через исследуемые участки.


План работы


1. Изучите общие сведения, относящиеся к данной работе.


2. Вспомните основы шахтной аэромеханики, устройство


аэродинамической установки и правила измерения депрессии в ее


точках.


3. Подготовьте табл.3


4. Определите значение коэффициента α на участке 3-4. Для


этого выполните указанные ниже действия.


4.1. На участках 0-1 и 3-4 при закрытом шибере 2 и откры-


том шибере 1 выполните по три измерения статической депрессии h


0-1 и h 3-4 при различных значениях расхода воздуха (при трех раз-


ных положениях шибера 1). Измерения на обоих участках выпол-


няйте одновременно, используя два микроманометра или микрома-


нометр и тягомер. При наличии одного прибора последовательно


замерьте им депрессию на обоих участках (0-1 и 3-4) при полно-


стью открытом шибере 1. Прикройте шибер 1 и повторите замеры,




затем прикройте шибер 1 еще больше и выполните третью пару за-


меров. Исходные данные и результаты замеров занесите в табл.3.


4.2. По формулам (22) и (23) определите среднюю скорость


v 1 движения воздуха в коллекторе и количество Q поступающего в


модель и на участок 3-4 воздуха для каждого из трех положений


шибера 1.


4.3. По формуле (33) рассчитайте значения α для участка 3-4


при каждом из трех положений шибера 1. Значения S и P примите по


табл.1; L 3- 4 = 0,6 м; значения h тр = h 3-4 и Q примите в соответ-


ствии с выполненными замерами и расчетами.


4.4. По трем вычисленным значениям α i определите средне-


арифметическое значение α ср. Разброс значений α i не должен пре-


вышать ± 5% от α ср. Значения α i с бόльшими отклонениями отбра-


сываются как ошибочные или производятся их повторные измере-


ния и расчет.


4.5. Исходные данные и результаты сведите в табл. 11.


5. Определите значение коэффициента α на участке 5-6. Для


этого выполните те же действия, что и в пункте 4, но для участков 0-


1 и 5-6 при закрытом шибере 1; расход воздуха регулируйте шибе-


ром 2.


6. Объясните причины различий в значениях α на участках 3-


4 и 5-6.


7. Установите зависимость величины коэффициента α от


продольного калибра крепи Δ. Для этого нужно взять данные о зна-


чениях α у студентов, выполнявших эту работу на других моделях с


иными значениями Δ (см.табл.1), и по восьми значениям α и Δ по-


строить график зависимости α = f (Δ) (рис. 11.)


Таблица 11


52

Участок Длина Площадь Периметр Про- модели участка попереч- площади дольный   L, м   ного сечения S, м2   P, м   калибр крепи Δ Номер замера Статическая Расход депрессия воздуха участка h ст, мм вод. ст.   на участке Q, м /c   αi   αср  
                     
3-4                    
 



Примечание: показатели S, P, Δ, d принимаются из табл.1; L 3 - 4 = L 5-6 = 0,6м.


8.Оформите и защитите отчет.


Контрольные вопросы


1. Какой вид сопротивления учитывается коэффициентом α?


2. Для чего нужно знать величину коэффициента α?


3. От каких факторов зависит величина α?


4. Какими технологическими мерами можно уменьшить величину α?


5. Что такое продольный калибр крепи? В каких пределах может из-


меняться его величина?


6. Зависит ли величина коэффициента α от формы выработки?


7. Зависит ли величина коэффициента α от количества воздуха, про-


ходящего по выработке?


8. Зависит ли величина сопротивления и депрессии от значения α?


9. Для чего в настоящей работе измеряется статическая депрессия на


участке 0-1?


10. Почему значения коэффициента α определяются только на


участках 3-4 и 5-6?


11. Можно ли по изложенному плану этой работы определить зна-


чения α на участках 2-3; 1-5; 4-8? Обоснуйте Ваш ответ.


12. Можно ли по изложенному плану работы определить значение α,


если оба шибера модели будут открыты? Обоснуйте Ваш ответ.


13. Как определить значение α в реальной горной выработке?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: