Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным

Идеальные нормы возникали в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие

Идеальные нормы фиксировались в педагогике, политике, праве и др.

Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества.

В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Это направление характеризуют как «психологию эталонов»

Психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии.

Отсутствие идеала или стремления к нему — это признак ненормальности. Одинаково ненормально, и когда человек имеет много противоречивых идеалов, или же резко их меняет или считает идеалом нечто, с точки зрения общества идеалом не являющееся.

Идеальные нормы заложены в определении Всемирной организацией здравоохранения здоровья человека

Человеческое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только состояние отсутствия болезней или физических дефектов

В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы.

В число норм включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы, индивидуальные и групповые нормы.

Функциональные нормы оценивают состояния человека * с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) * либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач)
Социальные нормы Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы обладают общими основными свойствами — (1) объективностью, (2) историчностью, (3) универсальностью, (4) схематичностью, (5) безусловностью. Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать * некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) * или установленному властью образцу. Социальные нормы — феномен достаточно изменчивый во времени и пространстве. Например, гомосексуализм в Древней Греции был составляющей культуры общества, во времена инквизиции за него сжигали на кострах, он преследовался православной церковью, сейчас наступило время его реабилитации. Другой пример дают исследования трансформации социальных отношений в российском обществе. Советская идеология воспитывала психологию коллективизма, сегодня на смену ему приходит индивидуализм.
Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с тем состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше Это состояние соответствовало личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида состояние Индивидуальная норма не является предписанием доминирующей социальной группы или ближайшего окружения Индивидуальная норма учитывает работоспособность и возможности самореализации конкретного человека.
Групповые нормы Это специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм. Наличие в группе развитой, разветвленной и устойчивой системы норм * позволяет группе соотнести поведение каждого ее члена с эталоном * и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление социального контроля активности членов группы. Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы Однако групповые нормы нередко порождают ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в изменившихся условиях

Для оценки нормальности (соответствия норме) психологического состояния личности, в зависимости от цели, психологом или психиатром могут применяться любые из перечисленных норм.

Поэтому процесс оценки психологического состояния (статуса) индивида очень часто приобретает скрытый политический характер.

Процесс оценки психологического состояния индивида подвержен идеологическому влиянию

Ведь в конечном итоге критерием оценки оказывается система ценностей, доминирующая в обществе или в сознании отдельно взятой группы людей.

Специалисты-психологи и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не нормы» все еще не разработаны.

Применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно.

Наиболее удачной, хотя и громоздкой, считают формулировку Генная Константиновича Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:

  детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;
  соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);
  максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;
  гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;
  соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;
  удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними;
  умение уживаться с иными лицами и с самим собой;
  критический подход к обстоятельствам жизни;
  способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;
  адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
  чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
  способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;
  способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

При анализе перечисленных параметров становится ясно, что единый образец жизни и поведения для всех людей — это скорее абстрактная схема

Эта схема слабо связана с многообразием реальной психической жизни.

Петр Борисович Ганнушкин[2], отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения

Знаменитый психиатр утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты.

Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.

Борис Сергеевич Братусь[3]: самым расхожим для многих психологов и психиатров остается понимание нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее адаптированного к окружающей среде.

Такое, понимание согласуется со здравым смыслом и имеет глубокие корни в житейском сознании

Житейское сознание прочно отождествляет нормальное и общепринятое, однако оно упрощает представления о человеческом развитии

Житейское сознание низводит норму до уровня приспособления к расхожим «шаблонам поведения».

Французский психиатр Кюльер утверждал, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет — погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности».

Иоганну Вольфгангу Гете принадлежит афоризм: «Дураки и умные люди равным образом безвредны. Опасны только полудурки и полумудрецы».

Карл Ясперс в «Общей психопатологии» цитирует высказывание Вильманса: «Так называемая нормальность — не что иное, как легкая форма слабоумия» и далее объясняет: «Логически это означает следующее: объявив нормой умственную одаренность, мы должны будем признать, что большинство людей слегка слабоумно. Но мера здоровья — это нечто статистически среднее, т.е. свойственное большинству; соответственно, легкая степень слабоумия — это и есть здоровье. Следовательно, нечто болезненное и есть норма. Таким образом, «здоровое — синоним «больного».

Такой логический ход мысли завершается очевидным распадом обоих понятий, независимо от того, основываем ли мы их на оценочных или среднестатистических суждениях».

Абрахам Маслоу: общепринятый подход к человеку, когда нормой считается среднестатистическое, подталкивает к выводу, что «нормальность» — лучшее, чего можно ожидать от человека, и потому должно довольствоваться ею.

Однако он склонен считать такую норму скорее болезнью, уродством, задержкой человеческого развития, «недочеловечностью».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: