Сущность и задачи текущего

Текущее

Внутрифирменное

планирование

Екатеринбург

Составитель И.В. Ершова

Научный редактор доц., канд. экон. наук М.А. Прилуцкая

Текущее внутрифирменное планирование: Методические указания/ И.В. Ершова. Екатеринбург, УГТУ, 2005.

Методические указания по дисциплине «Планирование на предприятии» предназначены для проведения самостоятельной работы студентов специальности 060814 - Экономика и управление на предприятии (управление инвестициями), содержат основные понятия и принципы работы по текущему внутрифирменному планированию. В методических указанииях приведены взаимосвязи экономических показателей, расчетные формулы и числовые примеры, облегчающие самостоятельную проработку основных тем курса.

ВВЕДЕНИЕ

Планирование является важнейшей частью менеджмента и первой функцией управления. В процессе планирования определяются цели предприятия и программы действий по достижению поставленных целей. Принятие качественных управленческих решений невозможно без оценки последствий альтернативных вариантов действий, то есть прогнозирования и планирования будущего развития. В условиях повышенной турбулентности внешней среды роль планирования как средства уменьшения неопределенности будущего еще более возрастает.

Современный экономист-менеджер должен знать и уметь применять на практике различные методы планирования, рассчитывать будущие финансовые и экономические результаты работы предприятия, выявлять резервы повышения эффективности производственной и хозяйственной деятельности.

В методических указаниях приведены основные понятия, взаимосвязи экономических показателей и расчетные формулы, облегчающие самостоятельную проработку основных тем дисциплины, таких планирование объема выпускаемой продукции, формирование номенклатурного плана, определение производственной мощности и потребности в кадрах, расчет себестоимости и показателей эффективности производства.

Методические указания предназначены для студентов как очной, так и заочной форм обучения, могут использоваться слушателями программ переподготовки и повышения квалификации.

Сущность и задачи текущего

внутрифирменного планирования

Текущее внутpифиpменное планиpование – это пpоцесс опpеделения внутpенних целей оpганизации и pазpаботки пpогpаммы текущих действий.

Текущее планирование, являясь разновидностью процесса планирования, решает общие плановые задачи и строится на основе общих принципов планирования. В то же время у текущего планирования имеются и специфические плановые задачи:

· обеспечение сбалансированности целей и ресурсов;

· выявление резервов роста эффективности производства.

Основные методы, используемые в текущем планировании, в отличие от методов стратегического планирования - количественные, и в первую очередь, это балансовый метод. Этот метод предполагает сопоставление потребности с источниками ее покрытия. Таким образом рассчитываются баланс производственной мощности и баланс рабочего времени для последующего расчета численности работающих и фондов заработной платы, составляются план материально-технического снабжения и план капитальных вложений.

Для расчета итоговых финансовых результатов используется метод бюджетирования, то есть составления планов доходов и расходов и планов денежных поступлений и платежей.

Текущий план можно рассматривать как годовую комплексную программу. Соответственно его структура аналогична укрупненной структуре программы. Если раскрыть содержание основных блоков подробнее, то структура годового плана выглядит так, как показано на рис.1.1.

В качестве проектов функционального блока выступают три основных плана: план сбыта продукции, план производства продукции и план организационно-технического развития. Первый из них содержит объемные и номенклатурные показатели по реализации продукции, второй - расчеты производственной программы с учетом незавершенного производства, третий - мероприятия по совершенствованию техники и технологии. Очень часто план сбыта и план производства объединяют в один план производства и реализации продукции.

Взаимосвязь этих планов достаточна сложна. Особого внимания заслуживает вопрос об их соподчиненности и приоритетах разработки. Очевидным кажется, что в условиях рыночной экономики главным является план сбыта продукции, формируемый с учетом спроса на конкретные виды товаров и услуг. В то же время инерционность капитала, вложенного в активную часть основных фондов, заставляет подбирать продукцию, максимально соответствующую производственным возможностям оборудования. Для предприятий, обладающих уникальной технологией и имеющих дорогостоящее оборудование, зачастую стоит задача освоения принципиально новых видов продукции, спрос на которые находится еще на стадии зарождения.

 
 


Рис.1.1.Структура текущего планирования

Таким образом, исходя из производственных особенностей предприятия и, в первую очередь, связанных с имеющимися техникой и технологией, условно все машиностроительные предприятия можно разделить на две крупные группы: рыночно ориентированные и технологически ориентированные предприятия.

Для рыночно ориентированных предприятий, использующих универсальное недорогое оборудование, приоритетным является план сбыта, на основе которого разрабатывается план по производству, а мероприятия плана организационно-технического развития ограничиваются необходимостью расшивки «узких мест».

Для технологически ориентированных предприятий основным фактором успеха в конкуренции является сохранение и развитие производственного потенциала. Следовательно, для них приоритетным является план организационно-технического развития, а номенклатура выпускаемой продукции определяется прежде всего наличными производственными мощностями.

Ресурсный блок (слева на рис. 1.1.) представлен тремя планами, соответственно классификации используемых в производстве ресурсов: основные фонды (расчеты производственной мощности), сырьё и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие (план материально-технического снабжения), трудовые ресурсы (план по труду и кадрам). Денежные ресурсы учитываются через расчеты бюджетов в финансовом плане.

Результирующий блок содержит два итоговых плана: план по себестоимости, прибыли и рентабельности (экономическая оценка) и финансовый план (финансовая оценка).

Из структуры текущего планирования вытекают два важных вывода, связанные с организацией текущей плановой работы:

Многоступенчатость разработки планов. На рис.1.1. показан цифрами 1 и 2 порядок разработки годовых планов. На первом этапе формируются укрупненные планы сбыта и производства продукции и разрабатываются мероприятия плана организационно-технического развития. После проверки по ресурсам возможно два варианта дальнейшей работы.

* Если функциональные планы невыполнимы из-за дефицита тех или иных ресурсов и нет возможности пополнить недостаток ресурсов со стороны, то проводится корректировка первоначальных значений функциональных планов.

* Если нет дефицита ресурсов, проводится проверка по итоговым экономическим и финансовым показателям.В результате проверки по показателям планов результирующего блока также возможна корректировка функциональных и ресурсных планов с целью улучшения итоговых экономических и финансовых показателей (2-й этап работы).

Если ресурсным ограничениям или итоговым показателям не удовлетворяет и второй вариант функциональных планов, работа продолжается по аналогичному алгоритму.

Временные границы разработки текущих планов

Учитывая взаимосвязь годовых планов и многоступенчатость их разработки, необходимо жестко соблюдать временные границы плановой работы. Так, первый укрупненный вариант плана сбыта должен быть разработан не позднее чем за полгода до начала планового периода. Уточненный вариант этого плана - за 1,5 месяца.

Нарушение этих сроков, что часто встречается на практике, приводит к недостаточной проработке всех остальных годовых планов и в итоге - к повышенным затратам на производство и снижению прибыли. Особенно наглядно это проявляется при формировании плана материально-технического снабжения. Заявки на поставку сырья, материалов и комплектующих должны быть сделаны с определенным запасом времени. Если к моменту оформления заявок план сбыта и производства продукции отсутствует, то возможны ситуации, когда поданные заявки не будут соответствовать реальной производственной программе, то есть ограниченные денежные средства омертвляются в неликвидных запасах.

Планирование сбыта и производства продукции

Целью разработки плана является определение объёма и номенклатуры выпускаемой продукции с учетом возможных ограничений по реализации и имеющимся ресурсам для достижения требуемых экономических и финансовых показателей.

Информацией для определения ограничений по реализации являются:

* прогнозы внешней среды (макроэкономической ситуации);

* прогнозы сбыта продукции;

* данные стратегических программ;

* заявки и договоры с потребителями;

* анализ данных прошлых лет.

Методы прогнозирования сбыта продукции делятся на две крупные группы. Первая группа - экстраполяционные, вторая - имитационные (иначе - альтернативные) методы.

Наиболее известными методами первой группы являются:

* метод нахождения линии тренда (устойчивой статистической тенденции изменения показателя);

* методы корреляционно-регрессионного анализа.

Общий недостаток этих методов состоит в том, что они неприменимы при высокой степени динамизма внешней среды, так как основываются на данных прошлых лет.

Ко второй группе относят следующие методы:

* метод сценариев;

* анализ чувствительности;

* методы экспертных оценок (например, метод «Дельфи»).

Определение объемов сбыта новой продукции основывается на методах морфологического анализа и публикационном методе.

Планирование сбыта продукции предполагает определение как количества реализуемой продукции в натуральном выражении, так и определение ее цены.

Методы определения цены зависят от маркетинговой стратегии предприятия и подразделяются на три группы:

* определение цены на основе спроса (ориентация на потребителя);

* определение цены на основе затрат (ориентация на производителя);

* определение конкурентной цены (ориентация на конкурентов).

Разработка плана сбыта продукции, как и любого годового плана, осуществляется в два этапа.

На первом этапе определяются важнейшие виды продукции в натуральном выражении (составляется номенклатурный план); разрабатывается первый вариант объёмного плана. После разработки первого укрупненного варианта плана сбыта разрабатывается план по производству с учетом имеющихся остатков готовой продукции на складах. Рассчитывается предварительный бюджет продаж. Производится проверка плана производства по ресурсам и результатам. На этом этапе рекомендуется использовать методы оптимизации производственной программы для получения планов, максимально соответствующих ресурсным возможностям организации.

На втором этапе разрабатываются уточненный номенклатурный и объёмный план сбыта и план производства продукции с учетом остатков незавершенного производства; выполняется проверка производственной программы по ресурсам и результатам; разрабатываются производственные программы цехов в порядке, обратном ходу технологического процесса.

Планируемые показатели по производству и реализации продукции являются объектами статотчетности, и их состав и расчет регламентируются соответствующими официальными документами.

В настоящее время действуют «Временные указания по отражению в формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 31 декабря 1996г. № 153. Согласно «Временным указаниям....» основными показателями объема выпуска и реализации являются показатели товарной (готовой), реализуемой и валовой продукции.

Товарная продукция (готовая продукция) - общий объём произведенной в данном периоде готовой продукции промышленного назначения, предназначенной для реализации на сторону и услуг промышленного характера для сторонних организаций (ТП).

Основные признаки отнесения продукции к товарной следующие:

* прохождение приёмки и контроля,

* возможность реализации на сторону.

Соответственно этим признакам в состав товарной продукции не включают изделия, не соответствующие ГОСТ или ОСТ (бракованную продукцию); стоимость отходов и возвратной тары, полуфабрикаты и инструмент, потребляемые в собственном производстве и др.

Реализованная продукция - продукция, оплаченная покупателями (РП).

Величина реализованной продукции рассчитывается

РП = ТП - (ГПк.г - ГПн.г) - (Ок.г - Он.г), (2.1)

где ГПк.г и ГПн.г - величина готовой продукции на складе на конец и начало планового периода;

Ок.г и Он.г - величина отгруженной, но не оплаченной продукции на конец и начало планового периода.

В настоящее время для целей расчета налоговых платежей, в частности налога на добавленную стоимость, используют показатель отгруженной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: