Особенности организации предметно-игровой среды в различных возрастных группах дошкольного учреждения

Предметно-игровая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то оборудуется группа конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще используются игры в “семью”, “больницу”, “магазин”. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, “перерастает” ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

У малыша от 3 до 6 лет восприятие мира меняется кардинально. Между тем набор игрушек и тех предметов, с которыми по преимуществу имеет дело ребенок в этом возрасте, складывается уже к 3 годам: разнообразные куклы, мягкие игрушки, кубики с картинками и пазлы, различные конструкторы, краски, карандаши, пластилин, книжки, кассеты с записями детских фильмов, рассказов и сказок. От 3 до 4 лет
Особенности игр ребенка в этом возрасте обусловлены в большей степени тем, что он переходит к свободному оперированию образами. Появляется способность более уверенно воспроизводить в игре увиденное. Зачастую играющий производит уже и “мысленные эксперименты”, где фантазия смешивается с реальностью. Малыш между 3 и 4 годами продолжает очень интенсивно поглощать и усваивать информацию о мире, о человеческих взаимоотношениях. Все это перерабатывается в ходе игры, в которой дети принимают на себя роли взрослых. В этом возрасте им обычно нравится играть вместе, небольшой группой из 2-3 человек.  
Какие же игрушки создают благоприятную предметную и психологическую среду для малыша? В первую очередь это куклы – и для девочек, и для мальчиков. Нужны 2-3 куклы разного размера. Желательно со сгибающимися руками и ногами. Конечно, в этой компании должны присутствовать и мягкие игрушки, которые часто остаются верными друзьями детей даже до 10-12 лет. Хорошо, если у кукол есть свой гардероб: разнообразная одежда, в которую их можно переодевать, способствует развитию у ребенка воображения, ловкости движений и координации пальцев. А также в какой-то степени формированию навыка раздеваться и одеваться самому. Найдут применение в игре наборы кукольной мебели, посуды, кукольные домики. Эти предметы имеют двойное назначение. Если, например, для кукол накрывается стол и подается угощение, то можно сервировать в качестве фруктов камешки или палочки, а можно использовать пластмассовые фрукты из набора. Раз уж речь зашла о наборах игрушечных предметов, то надо сказать, что их роль важна не только в сюжетных играх. Коллекция плоских фигурок животных, птиц, рыбок, тех же фруктов очень полезна в игре взрослого с малышом в вопросы и ответы: можно попросить показать и назвать, например, лошадку или лошадкиного сыночка. Лопатки, совки, формочки, ведерки для игр с песком и водой уже давно в арсенале ребенка. Но теперь у него появляются более сложные конструкторские задачи: из песка уже лепятся не пирожки, а строятся домики или дороги, по которым поедут автомобили. Теперь самое время давать ребенку конструкторы из деревянных блоков, пластмассы, детали которых могут скрепляться между собой. Хороший конструктор для этого возраста позволяет из небольшого количества деталей собрать несколько объектов. Нельзя не упомянуть об игрушечных автомобилях, кораблях, самолетах, которые охотно используются детьми в сюжетных играх. Малыши часто ломают такие игрушки, разбирают их на составные части. Для развития ребенка очень полезны настольные игры, такие, например, как простейшие виды лото. Они развивают точность восприятия и запоминания образов, способность различать похожие, но не одинаковые изображения. Тематика лото разнообразна: животные с детенышами, овощи и фрукты, деревья и цветы, времена года. Сюда же относятся кубики с картинками и паззлы. Изображения, которые надо собирать из элементов, могут быть относительно сложными и включать несколько фигур.
   
От 4 до 5 лет На это время приходятся сюжетные игры. Детям в этом возрасте нравятся игры с развитым сложным сюжетом, в которых могут участвовать несколько ребят и которые могут длиться до часа. Для таких игр нужна все та же атрибутика персонажей, что и раньше. Материалом для сюжетов игр служит и личный опыт детей, и увиденные фильмы, и книжки, которые читают ребенку взрослые. Все так же нужны куклы – как участники игр, в которых ребенок начинает режиссировать и играть с несколькими куклами сразу. Нужны мягкие игрушки, маленькие фигурки животных и людей, причем самые незамысловатые и самые разнообразные. Большую популярность получают сложные кукольные домики, железные дороги с системой путей, многоэтажные гаражи. Дети в игре сравнивают себя с другими, соперничают. В этом возрасте уже можно осваивать алфавит и цифры. Игры, в которых устанавливается соответствие букв и образов (например, “А” – “Арбуз” и т. д.), позволяют заложить основы знания букв и их соотношения со звуками.
Конструкторы должны быть все сложнее и сложнее. Можно предложить ребенку небольшие сборные замки и городки вместе с их населением, сборные автомобили и различные технические устройства, которые тоже становятся все более сложными.  
От 5 до 6 лет Увеличиваются возможности играющих между собой детей и усложняются игры. Все так же поставщиками сюжетов являются собственный опыт, телевидение, кино, книги. В 6 лет ребенок начинает активно играть в “дворовые” игры, такие, как прятки, вышибалы, “замри – отомри”. Участие в этих забавах требует, во-первых, умения понимать и принимать правила, во-вторых, подчиняться командам и, в-третьих, ловкости, двигательной координации. На этих же достижениях развития основан и переход к игре во взрослый вариант домино и лото, где на первый план выходит стремление ребенка выиграть при соблюдении правил игры. То же относится и к другим настольным играм. Например, к таким, где передвигают по маршруту фишки, выбрасывая кубик, чтобы определить число ходов, которые должен сделать игрок. Ребенок может научиться и с удовольствием играть в шахматы и шашки. Конструкторы, предлагаемые для 6-летних детей, обычно включают большое число деталей (до нескольких десятков и более), значительное разнообразие вариантов сборок. Пора начинать учить его пользоваться столярными инструментами: пилой, молотком, отверткой. Существуют книжки – сборники простейших самоделок для 5-6-летних из подручных материалов. Изготовление этих конструкций доставит ребенку удовольствие и привьет навыки работы руками, что будет хорошим подспорьем всю жизнь [4;5].  
  Таким образом, каждому возрасту соответствуют определенная подборка игрушек. Педагогам дошкольного учреждения следует следить за тем, чтобы предметно-0игровая среда постоянно в течение года обновлялась и пополнялась новыми игрушками, тем самым способствуя развитию детей.  
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: