Краткий теоретический блок

Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) - Information and Communication Technologies (ICT) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее именуются - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.

Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.


Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:

взаимодействие с гражданами и предприятиями;

внутренняя работа учреждения;

взаимодействия органов власти между собой.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти. Достоверная, оперативная, полная актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданами процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.

Кроме того, граждане и организации должны иметь вожможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживать состояние запросов.

На основе ИКТ возможно реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с оргами власти всех уровней.

Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:

с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;

с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;

с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).

Большое значение имеет и косвенный эффект о внедрения, включающий:

улучшение качества принимаемых решений;

повышение доверия граждан к власти;

снижение косвенных общественных издержек на содержание органов власти.

Современные информационно-коммуникационные технологии обеспечивают возможность создания электронного правительства, ориентированного на интересы граждан.

История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. «Электронное правительство» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия между государственными органами, гражданами страны и частным бизнесом.

Термин «Электронное правительство» -e-Government подразумевает собой организацию государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации и предоставление услуг органов всех ветвей власти всем категориям граждан и частного сектора электронными средствами (Интернет, телефон, факс, центры доступа, беспроводные устройства и другие коммуникационные системы.)

Концепция государственного управления, характерная для информационного общества, базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. Один из наиболее действенных способов борьбы с коррупцией и бюрократией, а также обеспечения прозрачности официальных структур.

Электронное правительство определяется следующим образом:

■ Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов.

■ Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

■ Автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления. Использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий.

Однако каждое из этих определений представляет электронное правительство скорее как очередное прикладное решение, способ модернизации уже существующих структур и отношений, а не как самостоятельную идею комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. Способ оценки электронного правительства, его возможностей, избранный специалистами в сфере информационных технологий, государственного управления, социальных процессов, экономического развития, распространяется и среди непосредственных исполнителей - государственных чиновников.

В системе “электронного правительства” выделяют три основных компонента:

· Компонент, ориентированный на граждан: Взаимодействие между государственными органами и гражданами (в международной терминологии G2C). Быстрое получение услуг, простота использования, легкий доступ к государственным услугам. Открытым для гражданина становится любое ведомство, любая услуга или информация. Персональные данные доступны лишь их "собственнику" и, по соответствующим ключам, нескольким государственным службам (медицинской, социальной, определенная информация - налоговой и т.п.). "Привилегия цеха" - право разрешать ли запрещать определенную деятельность граждан, регистрировать или не регистрировать браки, изменять фамилии - модуль G2C превращает в службу. Причем службу автоматизированную, то есть независимую от личности чиновника, рассматривающего заявление.

· Компонент, ориентированный на частный сектор: Взаимодействие между государственными органами и частным сектором (в международной терминологии G2B), позволяющее исключить необходимость использования бумажных документов при взаимодействии между собой и, таким образом, ускорить процесс сбора и обработки необходимой информации. В конечном итоге госорганы с партнерами в лице коммерческих организаций смогут предоставить свои каналы для создания интегрированной системы предоставления услуг. Снижаются затраты государственных органов за счет лучшего использования технологий, действует открытая и прозрачная система государственных закупок. Модуль "правительство-бизнесу" не только упрощает осуществление стандартных процедур наподобие заполнения деклараций или оформления кредитов. Главная его функция - за счет упрощения, ускорения и автоматизации процесса поощрять как можно больше граждан создавать собственный бизнес. Поскольку именно частный капитал является движущей силой развития страны, причем не только экономического, но и социального, культурного, технологического, научного развития.

· Компонент, ориентированный на органы государственного управления: Взаимодействие между государственными органами (в международной терминологии G2G), которое позволяет при помощи ИКТ установить внутренние и внешние связи между государственными органами и осуществить их взаимодействие, что позволит перестроить их деятельность и обеспечить интегрированное, а не разрозненное предоставление услуг. Это позволит снизить затраты и повысить эффективность работы, избегая задержек и повышая мотивацию труда работников. Это позволит проводить перестройку внутренних процессов с применением отработанных и широко используемых методик и инструментов.

Однако каждый из этих трех модулей создает благоприятные условия для социальной пассивности гражданина, группы, сообщества. Барьеры убраны, бюрократическая волокита преодолена, не надо выстаивать очереди, собирать бумажки, бегать по инстанциям или ждать принятия решения. Модуль G2C обеспечивает легкий выход на страницу нужной структуры через общий портал, модуль G2B позволяет просто оформить разрешения и лицензии, кредиты и льготы, почти не тратя время на заполнение форм, так как обращается за необходимыми персональными данными к ресурсам модуля G2G. Идеальные условия для замыкания каждого в собственном мире, оборудованном электронным интерфейсом для решения текущих вопросов.

Не исчезает и влияние других модулей (в частности, наиболее значимых - В2В (бизнес бизнесам), В2С (бизнес клиенту), С2В (клиент бизнесу). Это уже модули не электронного правительства, а информационного общества - социальной формации, основанной на знании, способности к творчеству человека и на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий.

В отдельных государствах граждане имеют возможность через Интернет, к примеру, регистрировать автотранспорт, продлевать водительские лицензии, платить налоги без физического посещения учреждений и простаивания в длинных очередях. Это может привести к увеличению степени вовлеченности граждан в политику и процесс управления. Происходит ослабление позиции бюрократии в обществе, значительно уменьшается риск коррупции, оборот делопроизводственной документации становится рядовой функцией государственной машины. Считается, что последняя стадия перехода традиционного правительства в электронное определяется существованием единого веб-портала, на котором можно найти любую правительственную информации. Все правительственные услуги возможны в он-лайновом режиме и вся административная деятельность осуществляется с помощью электронных средств, т. е. на безбумажной основе. Специалисты считают эту стадию практически недостижимой. О стремление её достигнуть заявили только две страны (Великобритания и Сингапур).

Однако, даже без достижения финальной стадии развития электронного правительства, эта технология приносит преимущества, как для правительства, так и для общественности.

Преимущества для Правительства:

ü заинтересованная общественность сможет реально участвовать в принятии политики, планов, проектов и политических инициатив;

ü быстро и практически без затрат можно будет получить объективную информацию об общественном мнении;

ü информирование общественности позволит свести к минимуму разногласия и сформировать благоприятное правительству общественное мнение;

ü возможность быстрой и экономичной реализации планов правительства; экономичный эффективный инструмент связи с местными правительствами и НКО;

ü возможность улучшить планирование и управление на микро - и местном уровне;

ü возможность разрешить проблему пассивного отношения населения к правительству и его планам, являющуюся одной из основных проблем демократического общества.

Преимущества для общественности:

ü ощущение причастности (что очень важно для того, чтобы демократия работала); мнение людей будет услышано;

ü осуществляемые проекты будут основаны на приоритетах, определяемых людьми, а не правительством;

ü информированность и согласие по важнейшим вопросам позволит свести к минимуму политические трения и ускорить осуществление проектов;

ü благодаря большей прозрачности сократятся сроки и затраты на реализацию проектов;

ü жизнь людей станет легче, так как упростятся процессы их взаимодействия с правительством;

ü процесс рассмотрения жалоб станет более быстрым и справедливым;

ü доступ к информации поможет людям лучше использовать имеющиеся возможности;

ü общественное мнение из случайного станет информированным;

ü большая прозрачность поможет повысить степень общественного контроля за работой правительства и снизить уровень коррупции;

ü у людей, живущих и работающих заграницей, появится возможность участвовать в делах своего отечества и в большей мере ощущать свою национальную принадлежность;

ü по двусторонним каналам связи можно осуществлять множество бесплатных обучающих программ, повышая уровень образования населения по таким вопросам, как ответственность граждан и планирование и управление проектами, что будет способствовать повышению профессионального уровня людей.

Внедрение «электронного правительства» – это сложный организационный, экономический, технологический и социальный процесс, требующий значительных финансовых затрат и административных усилий. Успех в этом деле зависит от правильной стратегии и тактики на каждом из этапов реализации, рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – законодательной, исполнительной и судебной властей всех уровней, частного сектора, общественных, образовательных организаций и граждан. Кроме того, предстоит решить целый комплекс взаимосвязанных политических, правовых, организационных и технологических вопросов, определить источники финансирования, обучить персонал.

Агентство по информатизации и связи Казахстана (АИС) изучило опыт строительства е-правительств в Южной Корее, Сингапуре, Италии, Германии и Эстонии, после чего с помощью международных экспертов была разработана Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан.

Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2013 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" с учетом основных положений Концепции "электронного правительства" в Республике Казахстан, одобренной на заседании Правительства Республики Казахстан протоколом от 8 июня 2004 года N 9.

В основу настоящей Программы заложена идея достижения через «электронное правительство» прогрессивного информационного Казахстана.

Внедрение "электронного правительства" в Казахстане направлено на улучшение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности госорганов, в перспективе с учетом совершенствования административной системы создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.

Главными приоритетами создания "электронного правительства" являются обеспечение доступа к Интернет-связи, повышение уровня образования в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также проведение модернизации системы государственного управления.

Внедрение "электронного правительства" позволит постоянно совершенствовать систему государственного управления, так как при формировании электронных государственных услуг предусматривается проведение реинжиниринга административных процессов.

Настоящей Программой предусматриваются меры, направленные на создание условий и эффективное использование возможностей "электронного правительства", сконцентрированные на следующих ключевых моментах:

1) Развитие нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование "электронного правительства" и его пользователей.

2) Создание "электронного правительства" предполагает анализ регламентов оказания государственных услуг, что является одним из механизмов проведения реинжиниринга административных процедур и модернизации системы государственного управления;

3) Привлечение населения к использованию возможностей "электронного правительства", то есть необходимость реализации мероприятий, направленных на преодоление образовательного и информационного неравенства, обеспечение необходимого уровня образованности общества для выполнения процедур электронного взаимодействия и организация доступа к услугам "электронного правительства" для широких слоев населения;

4) Информатизация государственных органов, подразумевающая стандартизацию и формализацию административных процессов на всех уровнях государственного управления, а также разработку и реализацию единой политики управления информатизацией государственных органов.

Формирование инфраструктуры "электронного правительства" будет заключаться в реализации двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных контуров.

Внутренний контур охватывает взаимоотношения типа "правительство - правительство" и включает информационные системы, обслуживающие межведомственные административные процедуры.

Внешний контур охватывает взаимоотношения типа "правительство - граждане" и "правительство -организации" и обеспечивает взаимодействие государства с гражданами и организациями.

Программа учитывает основные положения Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года № 573, и носит межотраслевой характер.

Успех программы будет означать в первую очередь, что органы вла­сти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятель­ность — более прозрачной и более эффективной. Прозрачность дости­гается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных, эффек­тивность — за счет перевода в электронную форму значительных объ­емов документооборота. Программа также предусматривает наращи­вание возможностей доступа населения к Интернету. Планируется также организовать подготовку специалистов в области информаци­онных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобят­ся государственным учреждениям.

Косвенный результат — стимуляция отрасли информационных тех­нологий, в первую очередь — за счет роста числа специалистов, и кроме того — людей, имеющих доступ к информационным сетям и, следова­тельно, являющихся потенциальными потребителями информацион­ных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рода — как со стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: