Проанализируйте возможности применения следующие;
методик во время интервью'.
Методика (Дом, Дерево, Человек) — проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Бухом в 1948 г Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей; возможно групповое обследование.
Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человека. Затем проводится детально разработанный опрос Объекты рисования, по мнению автора методики, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты, а каждый рисунок — своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. С помощью этого теста можно определить и уровень интеллектуальной развития человека.
Методика Жиля, тест-фильм — проективная методика исследования личности, опубликована Р. Жилем в 1959 г. и пред назначена для обследования детей.
Стимульный материал состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети и взрослые. Ребенку нужно выбрать себе место за столом среди других членов семьи.
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Систему личностных отношений можно рассмотреть по двум переменным:
• показатели конкретно-личностных отношений с членами семьи;
• показатели, характеризующие особенности самого ребенка: любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению с другими людьми; стремление к уединению; социальная адекватность поведения.
Методика «завершение предложения», группа проективных методик, которые исследуют личность. Предложения формируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Обработка полученных данных может быть как качественной, так и количественной, принцип вербального завершения используется также в методиках типа завершения истории. Допускается групповое обследование.
Личностные опросники — направлены на измерение различных особенностей личности. Опросники могут быть разделены на:
$ опросники черт личности;
$ опросники типологические;
$ опросники мотивов;
$ опросники интересов;
$ опросники ценностей;
$ опросники установок.
Основные проблемы использования личностных опросников связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемыми.
Психологические автобиографии — получение сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути личности, отношении к пережитому и особенностях антиципации.
Словесный ассоциативный тест — стимульный материал состоит из списка слов, при прочтении которых обследуемому требуется как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово. Фиксируется время реакции и другие особенности поведения.
Интерпретация результатов определяется теоретическими взглядами исследователя.