Тема 5. Групове психологічне консультування в системі соціальної роботи

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.

Наиболее частым вариантом работы в ситуации консультирования является анализ психо­логом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производствен­ного конфликта. Как показывает практика работы, значительно реже бывают заказы на исследование психоло­гической совместимости двух людей (чаще всего это новобрачные).

В современной практической психологии существует узкая специализация психологов-консуль­тантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом и по групповому консультированию. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и кли­ента, который требует его всестороннего освоения в свете избранной автором научной теории.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему при­ходится иметь дело со сложной системой, какой явля­ется любая группа. Поэтому основы системного под­хода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, — это система реально существующих отношений между людьми (которые ре­ально в ситуации консультирования могут и не при­сутствовать).

Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между членами группы, сложно и часто практически нецелесообразно, так как не все виды отношений входят в содержание психологической за­дачи, которую решает психолог: выделить наиболее зна­чимые отношения, представить их для группы как пред­мет взаимодействия, объединяющий группу.

Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группы каждый смог выработать свои альтер­нативы в исследуемой ситуации. Выработка альтерна­тив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои пред­ставления об их изменении.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти пред­мет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модальности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.

Диагностика типа отношений строится, как мы уже отмечали, на теоретической модели семьи, кото­рой пользуется психолог. Так как общепринятой клас­сификации типов семьи нет, каждый психолог может использовать свою классификацию. В большинстве случаев в основе типологии лежит представление о родительских установках и стилях воспитания. Влия­ние этих факторов на характеристики личности опи­сано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А.И. Заха­ров, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др.

Существенно важными для практической работы представляются факты, говоря­щие об устойчивости отношений. Выявление этого со­держания — относительно постоянного для данной группы — позволяет сделать его предметом взаимо­действия и на его основе исследовать динамические особенности отношений. Примером этого могут быть отношения в семьях людей с психосоматическими за­болеваниями, где неблагоприятные устойчивые отно­шения создают фон для психосоматических заболева­ний.

В литературе описаны три типа родительских семей у таких больных.

Первый типотношения «свя­зывания», когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильнос­ти.

Второй тип семей — это семьи, где ребенку отказы­вается в его индивидуальности, где он постоянно под­вергается разным формам отвержения, — развивается аутизм и тенденция к автономности.

Третий тип се­мей — это семьи, которые делегируют свои жизнен­ные ожидания детям, при этом истинные достижения Детей родители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, то есть манипулируют ими как своеобразным продолжением «Я».

Выявление этих устойчивых отношений в психо­диагностической процедуре возможно, например, с по­мощью графических методов (примеры в заданиях для самостоятельной работы) или через изучение состоя­ния человека. Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной семейной неудовлетворенности, состояние семейной тревоги, состояние вины, связанное с семьей, состоя­ние невыносимого, непосильного нервно-психическо­го и физического напряжения. Во всех этих случаях семья выступает как группа, определяющая устойчи­вое состояние индивида. Работа психолога с этим со­стоянием возможна только тогда, когда он работает с содержанием семейных отношений.

Другими показателями наличия устойчивых отно­шений, в данном случае конфликтных отношений, мо­гут быть соматические заболевания человека, наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в груп­пе одного и того же типа отношений.

В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отноше­ний.

Описаны типы устойчивых личностных конфлик­тов у лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями: например, при язвенной болезни же­лудка и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у человека существует постоянный конфликт — зави­симость от окружающих с интенсивным страхом перед этой зависимостью. В поведении это может проявляться как тирания окружающих, постоянное недовольство ими, что создает устойчивое содержание отношений с этим человеком и определяет содержание взаимодей­ствия всех членов группы.

У людей с гипертонией существует внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц или другой тип внутриличностного конфликта — стремле­ние к достижению высоких социальных целей и высо­ких стандартов социальной жизни, что рождает ситу­ацию хронического стресса.

При ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда внутриличностные конфликты обусловлены торопливостью, нетерпением, нехваткой времени, чув­ством высокой ответственности.

Устойчивые внутриличностные конфликты одного из членов группы создают условия для стабилизации группы, они могут лишить ее необходимой для разви­тия отношений психологической информации, которая, как мы уже отмечали, характеризуется относительно­стью и динамичностью.

Устойчивые личностные качества членов группы, если они противоположны по содержанию, создают ос­нову для стабильных, устойчивых конфликтов, которые, не развиваясь, становятся источником, дезорганизую­щим группу. К числу таких качеств относятся, напри­мер:

$ экстравертированность — интравертированность;

$ рационализм — романтизм;

$ доминантность— подчиненность;

$ враждебность — дружелюбие;

$ ригидность — гибкость;

$ вспыльчивость — спокойствие;

$ стабильность — лабильность;

$ оптимизм — пессимизм;

$ активность — пассивность;

$ ответственность — беспечность и т. п.

Наличие конфликтных внутриличностных и меж­личностных качеств у членов группы осложняет для психолога работу по созданию общего для всех членов группы предмета взаимодействия.

Мы уже отмечали, что одним из способов создания предмета взаимодействия может стать графическое изображение отношений между членами группы и описание ими на основе этого содержания основных модальностей как своего внутреннего мира, так и мо­дальностей внутреннего мира других членов группы.

Исследование структуры группы позволяет психо­логу не только выделить иерархические отношения — кто лидер, а кто ведомые, но и проанализировать со­держание воздействия одного члена группы на друго­го. Воздействие, мера воздействия, на которую спо­собен каждый член группы, — важный показатель содержания психологической информации, который доступен каждому члену группы. С этой точки зрения, можно выделить следующие типы воздействия членов группы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: