Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

Цель проверки — установить соответствие совершенных опе­раций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действую­щему законодательству и достоверность отражения этих опера­ций в бухгалтерском учете и отчетности.

Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются следующие:

— проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии этих расчетов;

— проверка соблюдения расчетно-платежной дисциплины и ее влияние на финансовое состояние организации;

— установление реальности задолженности.

Источниками информации при проверке данных хозяйствен­ных операций являются: договоры поставки продукции (работ, услуг), счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книга покупок, регистры синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (журнал-ордер № 6 или соответствующая машинограмма), Главная книга, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.

Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчи­ками включает следующие вопросы:

— проверка соответствия учетных и отчетных данных по рас­четам с поставщиками, т. е. подтверждение сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками;

— проверка соблюдения действующего законодательства при осуществлении государственных закупок;

— оценка правильности оформления заключенных хозяйст­венных договоров;

— проверка своевременности поставок товарно-материальных ценностей;

— проверка полноты и правильности оприходования полу­ченных материальных ценностей;

— проверка своевременности и правильности оплаты креди­торской задолженности;

— проверка правильности выделения и возмещения «входно­го» НДС, налогообложения по расчетам с поставщиками с ис­пользованием векселей, взаимозачета и других форм расчета;

— проверка материалов инвентаризации расчетов, обосно­ванности предъявляемых и уплаченных штрафных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;

— проверка правильности корреспонденции счетов по расче­там с поставщиками.

Подтвердив достоверность сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками, ревизор (аудитор) прежде всего изучает дого­вора поставки продукции и другие хозяйственные договора на оказанные организации услуги, выполненные работы и уста­навливает их соответствие требованиям норм Гражданского ко­декса Республики Беларусь.

К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся также полнота и своевременность исполне­ния сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюде­ния установленной ГК РБ формы, не в полном объеме или не­своевременно, считаются ничтожными (недействительными).

Таким образом, проверяющий должен установить наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования про­сроченной задолженности.

Особое внимание уделяется проверке своевременности по­ставок соответствующего количества и качества материальных

ценностей, а также использования проверяемой организацией своих прав в случаях нарушения условий договоров поставки.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками ре­визору (аудитору) необходимо оценить качество первичной ин­формации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Это связано с тем, что практически все документы данного раздела поступают в организацию извне, а в соответствии с требова­ниями действующего законодательства Республики Беларусь к организациям применяются меры экономического воздействия за принятие к учету операций по ненадлежаще оформленным первичным документам.

Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соот­ветствующем периоде, правильно оценены и отражены в учет­ных регистрах.

Для этого ревизор (аудитор) проверяет непосредственно рас­четные операции с каждым поставщиком (или выборочно) по данным учетных регистров (журналов-ордеров, ведомостей, ма­шинограмм) по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками» и расчетно-платежных документов. Выясняется дата про­ведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходова­ния, обоснованность выделения «входного» НДС.

Сопоставляя данные первичных документов с данными до­говора, заказа, счета-фактуры, проверяющий получает подтвер­ждение о полноте, своевременности и правильности оприходо­вания полученных материальных ценностей (работ, услуг).

Обоснованность расчетов с подрядчиками за выполняемые работы должна подтверждаться кроме заключенных договоров наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-при­емки выполненных работ, счетов-фактур по НДС.

Реальность числящейся кредиторской или дебиторской за­долженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками», точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок объемов выполненных СМР могут быть проверены при помощи приемов документального кон­троля, а так же путем контрольного обмера выполненных ра­бот (по заключению эксперта).

При проверке расчетов с подрядчиками устанавливают:

— включены ли строящиеся объекты в титульный список;

— обеспечены ли они соответствующими источниками фи­нансирования;

— имеется ли проектно-сметная документация по объектам строительства и капитального ремонта зданий и сооружений;

— наличие заключенных договоров подряда на строительство объектов и условия расчетов за выполненные строительно-мон­тажные работы;

— правильность применения сметных цен, расценок, нет ли приписок объемов выполненных работ;

— достоверность предъявленных к оплате счетов с приложен­ными к ним актами выполненных работ.

По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо установить соблюдение срока исковой давности (об­щий срок исковой давности по хозяйственным договорам со­ставляет 3 года).

В ходе проверки следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кре­дитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, (15, 16), 20, 23, 25, 26, 29, 41, 44. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55, (или 62, 76 при неденежной форме погашения обязательств). Данные синтетического учета подтверждаются дан­ными аналитического учета. Итоговые записи по оборотам и оста­ток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и баланса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: