Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Основными поставщиками СХПК «Путь Ленина» являются:

ГУ «Мордовиягосплем» (племенной скот, сперма);

Ардатовская ПМК – 1157 (запасные части);

ГУП РМ «Развитие села» (ГСМ, техника, семена, удобрение).

Расчеты с поставщиками подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефонами, почтово-телеграфные услуги.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В данном хозяйстве применяются следующие формы расчетов: платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.

Платежное требование-поручение принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчетном счете покупателя и при его письменном согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение. При этой форме расчетов поставщик на отгруженную продукцию оформляет платежное требование-поручение и пересылает его плательщику, который, ознакомившись с ним, принимает решение об оплате. Приняв решение оплатить, плательщик подписывает его, скрепляет подписи печатью и сдает в свой банк. Банк плательщика списывает деньги с его расчетного счета и переводит их в банк поставщика для зачисления на счет поставщика. Бухгалтерские записи списанных и зачисленных сумм производятся на основании выписок банка с расчетного счета.

Сумму НДС поставщики и подрядчики включают в счета на оплату и отражают у покупателя по дебету счета 19 и кредиту счета 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учета затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счета 60.

Погашение задолженности перед поставщиками отражают по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (50,51,52,55) или кредитов банка.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

- полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

- товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;

- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа, а также за все виды услуг связи.

Подрядные строительные и монтажные, научно-исследовательские и другие аналогичные организации, когда они являются генеральными подрядчиками (головными организациями), расчеты со своими субподрядчиками (соисполнителями) также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Все операции с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленного счета.

Счет 60 – пассивный, на нем производят расчет с поставщиками. Сальдо кредитовое на начало месяца – это задолженность поставщикам по неоплаченным, но неакцептованным счетам.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против от фактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете.

При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

В данном хозяйстве синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведут в книгах, где на каждого поставщика открывается отдельный лист: записывается остаток на начало месяца (по Дт и Кт); указывается задолженность поставщиков перед организацией, задолженность организации перед поставщиками и оплата.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику и подрядчику.

Порядок заключения договоров с поставщиками.

a) Договор с поставщиками;

Гражданский кодекс определяет понятие договора, как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. При равноправных хозяйственных связях поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности, резко повышается роль договоров поставки, кото­рые являются основным документом, определяющим права и обязанно­сти сторон по организации поставки товаров.

Договора могут заключаться в устной, письменной или нотариальной форме. В хозяйственной практике договор является основой деловых отношений двух и многосторонних, обличенных в письменную форму, с соответствующими правилами (печать, необходимые реквизиты сторон и т.п.)

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Он считается заключенным, если между сто­ронами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглаше­ние по всем существенным условиям договора.

Договора могут заключаться на 5, 3 и 2 года, на год или иной период (краткосрочные, сезонные, а также на разовые поставки).

Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется так называемая пролонгация, т.е. продление договора. Однако в этом случае обязательно согласование ассортимента постав­ляемых товаров.

Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, только:

1. При существенном нарушении договора одной стороной.

2. В иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договорами.

b) Условия, предусмотренные в договоре

Производственные запасы материалов в основном пополняются за счет поставок от предприятий-поставщиков. В договорах поставок предусматривается:

1. Наименование материалов.

2. Количество.

3. Цена.

4. Сроки действия договора и поставок.

5. Способы транспортировки.

6. Порядок расчетов.

7. Порядок приемки материалов.

8. Санкции за несоблюдение условий договора.

c) Документы

Поставщик на отгруженные материалы выписывает расчетные до­кументы и передает их покупателю для оплаты. Эти документы посту­пают в отдел снабжения (маркетинга), где их проверяют на соответствие с договором, регистрируют в книге поступления грузов и дают акцепт. Затем они передаются в бухгалтерию для учета и оплаты. С этого момента у предприятия возникают расчеты с поставщиком. По мере посту­пления материала на склад, выписываются приходные документы, кото­рые передаются по реестру в бухгалтерию. Бухгалтерия подбирает до­кументы склада к расчетным документам поставщика и производит за­пись в журнал-ордер № 6. Для учета расчетов с поставщиками используют счета: 60; 61; 63.

d) Цена и общая сумма договора

Являясь основным атрибутом договора, цена товара и сумма каж­дой поставки определяется в рублях с учетом НДС, включая тару. Цена единицы товара устанавливается в соответствии с действующими ценами завода-изготовителя на момент подписания счет - фактуры.

e) Права и обязанности сторон

К основным обязанностям поставщика относят: поставку продукции на условиях договора, обеспечение сертификатами качества на постав­ленный товар, производить замену товара ненадлежащего качества, кроме случаев, когда недостатки товара возникли после передачи его покупателю, вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действия третьих лиц, либо непреодо­лимой силы. Доставка продукции покупателю производится транспортом поставщика по кольцевому завозу.

К основным обязанностям покупателя относят: получить товар на склад, осуществить проверку при приеме товара по количеству, качеству и ассортименту, в присутствии представителя продавца, составить до­веренность на получение товара, подписать накладные, счет-фактуру. Продавец вправе изменять ассортимент и комплектность товара при поставке следующих партий товара при получении согласия покупателя. Покупатель предварительно дает заявку на следующую партию товара, определяет ассортимент и количество продукции. Покупатель обязан принять и вернуть тару поставщику в полном объеме, по количеству и качеству.

f) Разрешение споров

Все споры, разногласия и вопросы по договору решаются путем пе­реговоров, при не достижении согласия споры передаются на разреше­ние в Арбитражный суд, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Составление акта о приёмке материальных ценно­стей.

Иногда материальные ценности от поставщиков поступают прямо в цех. Они отражаются в учёте как принятые на склад или переданные в цех.

Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, а также при приёмке мате­риалов без документов, то принимает их комиссия по акту о приёмке материалов формы М-7.

Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и поставщика.

Он утверждается руководителями предприятия.

Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию предприятия для учёта движения материальных ценностей, а второй - отделу матери­ально-технического снабжения для предъявления претензии виновнику. Акт о приёмке материалов является первичным документом по приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.

Материалы в пути.

Материалами в пути называются такие поставки, по которым пред­приятие акцептовало платёжные документы, а материалы на склад по ним ещё не поступили. К учёту принимаются акцептованные платёжные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платёжные документы регистрируются в те­чение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «акцепт». По окончании месяца предприятие обязано принять эти ценности на ба­лансе, т.е. записать по принадлежности к группе материалов, но на на­чало следующего месяца расчёты по этим поставкам не будут закон­чены.

При получении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, т.е. он уже был дан в момент платёжных требований, а может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счёта в незаконченных на на­чало месяца расчётах. При закрытии журнала-ордера № 6, по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оп­риходованная дважды.

При расчётах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего коли­чества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учётным ценам предприятия или по договорным (отпускным) ценам, затем учиты­ваются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурован­ная поставка. Отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платёжное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъяв­ляет претензию к поставщику.

Сумма недостач относится в дебет 76-2 счета «Расчёты по претен­зиям» и в кредит 60 счёта и отражается в журнале-ордере № 6 и ведо­мости № 7.

По окончании месяца показатели данных журнала-ордера суммиру­ются для получения оборотов по счёту 60 и переноса их в Главную книгу.

Неотфактурованные поставки

К неотфактурованным поставкам относятся поставки, по которым счета-фактуры поставщиков не предъявлены к оплате. На складе при­ходуют их, выписывая приёмный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учётным це­нам, записываются в журнал-ордер № 6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относится на группу материалов и акцепт. К оп­лате неотфактурованные поставки не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платёжные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платёжных документов на эту поставку в следую­щем месяце они акцептуются предприятием, оплачиваются банком и ре­гистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе «акцепт» в сумме платёжного требова­ния, а по строке сальдо ранее записанная сумма по учётным ценам сторнируется тоже по группе и в графе «акцепт». Расчёты с поставщи­ками таким образом по этой поставке будут закончены.

Учёт расчётов посредством векселей

Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока указанную в нём сумму векселедержателю (владельцу векселя). Вексель является не только формой расчёта, но и одним из видов коммерческого кредита, так как оплата по векселю происходит не сразу, а через определённое время, в течение которого сумма по векселю находится в распоряжении векселедателя.

Существуют два вида векселей: простой и переводной. В простом векселе участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель. Переводной вексель выписывается поставщиком. Он содержит приказ векселедателя плательщику уплатить определённую сумму предъяви­телю векселя или лицу, указанному в векселе, или тому, кого он укажет по истечении срока векселя. Переводной вексель должен быть акцепто­ван плательщиком, и только в этом случае он приобретает юридическую силу.

Задолженность по расчётам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная полученными векселями, учитывается пред­приятием на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» субсчёта 3 «Векселя полученные».

При получении векселей по отгруженной продукции (товарам), вы­полненным работам и оказанным услугам в бухгалтерском учёте на сумму этих векселей делается запись:

Д-т сч. 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (субсчёт 3 «Век­селя полученные»)

К-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»

К-т сч. 48 «Реализация прочих активов».

Суммы, учтённые на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчи­ками», списываются с него по мере погашения задолженности, обеспе­ченной векселями, в корреспонденции с дебетом счетов денежных средств проводкой:

Д-т счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт» К-т счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (субсчёт 3 «Векселя полученные»).

Если по имеющемуся векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере его поступле­ния делается такая запись:

Д-т счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт» К-т счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (субсчёт 3 «Векселя полученные»).

Задолженность по расчётам с поставщиками, подрядчиками и дру­гими кредиторами, обеспеченная выданными векселями, учитывается предприятиями на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» обособленно в аналитическом учёте. При выдаче векселей на стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потреблённых услуг составляется проводка:

Дебет счёта 10 «Материалы»

Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Дебет счёта 23 «Вспомогательные производства» и т.д.

Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Погашение задолженности, обеспеченной выданными векселями, отражается следующим образом:

Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».

В случае, если по выданным векселям предусмотрена уплата про­центов, то при их перечислении составляется проводка:

Дебет счёта 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и др.

Кредит счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».

Аналитический учёт полученных и выданных векселей должен обес­печить данные о векселях с просроченными сроками оплаты и векселях, срок оплаты которых не наступил.

Предприятия по договорённости с банками могут передать им век­селя для дальнейшей работы. Банки могут совершать с векселями сле­дующие операции: принятие на инкассо, для оплаты; учёт векселей; вы­дача ссуд под обеспечение векселей.

Приняв на инкассо или для оплаты векселя, банк берёт на себя от­ветственность за предъявление его плательщику или производство пла­тежей в установленный срок (инкассирование и домициляция). За вы­полнение этих функций банк имеет право на вознаграждение.

Под учётом векселей следует понимать такую операцию, когда век­селедержатель передаёт (продаёт) банку векселя по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это определённую сумму по векселю за вычетом учётного процента (дисконта).

Операция учёта векселей отражается векселедержателем по номи­нальной стоимости векселя следующей проводкой:

Д-т сч. 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт» К-т сч. 90 «Краткосрочные кредиты банков» или 92 «Долгосрочные кредиты банков».

Учётный процент, уплаченный банку, записывается следующим об­разом:

Д-т сч. 80 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 51 «расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».

На основании извещения банка об оплате дисконтированного век­селя плательщик отражает номинальную стоимость векселя проводкой: Д-т сч. 90 «Краткосрочные кредиты банков» или Д-т сч. 92 «Долгосрочные кредиты банков» К-т сч. 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

При возврате векселедержателем денег, полученных от банка в ре­зультате дисконта векселей, из-за невыполнения в установленный срок векселедателем или другим плательщиком своих обязательств по век­селю производится запись:

Д-т сч. 90 «Краткосрочные кредиты банков» или

Д-т сч. 92 «Долгосрочные кредиты банков»

К-т сч. 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».

Аналитический учёт дисконтированных векселей ведётся по банкам, осуществившим учёт векселей, векселедателям и отдельным векселям.

Банки могут открывать предприятиям ссудные счета специального назначения для выдачи кредитов под вексельное обеспечение. Порядок предоставления векселей в обеспечении такой же, как и при учёте, но расчёт по ним не производиться. За пользование банковским кредитом под вексельное обеспечение заёмщик платит проценты в установленном порядке.

Кредиторская задолженность поставщикам товаров, работ, услуг образуется в результате их оприходования с отсрочкой или рассрочкой исполнения обязательства по их оплате. Отсрочка может быть предусмотрена договором, а также носить вынужденный характер ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете (в кассе) предприятия.

Расходы по обслуживанию кредиторской задолженности могут быть в виде:

- неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение обязательств;

- процентов за отсрочку (рассрочку) исполнения обязательства по оплате, предусмотренных договором в рамках коммерческого кредита.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Согласно ГК РФ неустойка может быть двух видов – штрафы и пени. Штрафом является однократно начисленная поставщиком денежная сумма с покупателя товаров (работ, услуг) за просрочку в исполнении обязательств по оплате. Пеня исчисляется постоянно с момента просрочки исполнения обязательства по оплате.

В бухгалтерском учете покупателя (должника) штрафы и пени отражаются либо при их признании самим должником, либо судом. Согласно ПБУ 10/99 расходы, связанные с покрытием штрафов, пеней, неустоек, начисленных за нарушение условий договоров, относятся к внереализационным расходам. В соответствии с Планом счетов для учета внереализационных расходов предусмотрен счет 91/2 «Прочие расходы».

Согласно ст. 823 ГК РФ отсрочка и рассрочка оплаты товаров, работ или услуг является коммерческим кредитом. Для заемщика коммерческий кредит имеет ряд преимуществ по сравнению с банковским кредитом: значительно упрощается процедура его получения; организация сразу получает тот товар, который ей нужен для производственной деятельности.

Плата за коммерческий кредит может быть установлена двумя способами:

- в виде увеличения цены на соответствующие товары (работы, услуги);

- в процентах от стоимости товаров (работ, услуг).

Согласно п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29.07.98 № 34н) проценты по коммерческому кредиту, полученному при приобретении имущества, включаются в балансовую стоимость этого имущества. Данный порядок применяется при покупке материалов, товаров, основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и иного имущества. Таким образом, проценты по коммерческому кредиту увеличивают сумму кредиторской задолженности перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Предусмотренные договором поставки (куп­ли-продажи) товаров проценты за отсрочку (рассроч­ку) в исполнении обязательств по их оплате (коммер­ческий кредит) и пени за просрочку в исполнении обязательств по оплате являются расходами по обслу­живанию кредиторской задолженности. Но порядок отражения данных расходов в учете и их налогообло­жение имеют принципиальные различия.

Во-первых, проценты по коммерческому кре­диту относятся на увеличение стоимости приобрета­емого имущества, а пени, признанные должником или присужденные судом, являются внереализаци­онными расходами.

Во-вторых, пени начисляются на просрочен­ные обязательства. В соответствии с п. 2 ст. 3 Феде­рального закона "О несостоятельности (банкротст­ве)" предприятие можно объявить банкротом, если оно просрочило исполнение своих обязательств бо­лее чем на 3 месяца и согласно п. 2 ст. 5 этого же за­кона сумма просроченных обязательств составляет не менее 500 МРОТ. Таким образом, пени и штрафы всегда связаны с риском банкротства предприя­тия.

Перед предприятием, испытывающим проб­лемы с осуществлением реструктуризации платежей кредиторам, встает вопрос о реструктуризации кре­диторской задолженности. Ее цель — минимизиро­вать расходы по обслуживанию кредиторской задол­женности (штрафы, пени, проценты), сократить ее объем, а также снизить риск возможного банкротст­ва предприятия. В целях оптимизации расходов по обслуживанию кредиторской задолженности (сокра­щения их объема) целесообразно проводить следую­щие мероприятия:

- продление сроков исполнения обязательства по оплате товаров (работ, услуг);

- новация обязательства по оплате товаров (ра­бот, услуг);

- прощение обязательства по оплате товаров (работ, услуг).

Продление сроков исполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг) необходимо оформить дополнительным соглашением к договору по­ставки (купли-продажи) имущества (товарно-мате­риальных ценностей, основных средств). Но, к со­жалению, далеко не всегда можно достигнуть такую договоренность с поставщиком, тогда необходимо предложить ему реструктуризировать кредиторскую задолженность в рамках процедуры новации долга в заемное обязательство.

Согласно ст. 818 ГК РФ по соглашению сто­рон долг, возникший из купли-продажи, может быть заменен заемным обязательством.

После проведения переговоров с кредитором о реструктуризации задолженности может быть при­нято решение о прощении пеней, штрафов по про­сроченной кредиторской задолженности. Это преду­смотрено ст. 415 ГК РФ и не должно нарушать прав других лиц в отношении имущества кредитора. Про­щение пеней, штрафов, ранее признанных должни­ком либо присужденных судом, необходимо офор­мить официальным письмом от кредитора и под­твердить актом сверки.

Сумма списываемой в результат прощения пеней и штрафов просроченной кредиторской за­долженности может быть отражена организацией на основании п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» в составе прочих внереализационных доходов, для учета которых, предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: