| № | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
| Истоки и предметное содержание педагогической конфликтологии | Общая характеристика педагогической конфликтологии, ее теоретическое и практическое значение на современном этапе. Предметное содержание педагогической конфликтологии.. Развитие и история педагогической конфликтологии как области знаний. | |
| Основные теоретические подходы педагогической конфликтологии | Основные традиции изучения конфликтов: философско – социологическая традиция, психологическая традиция изучения конфликтов. Основные теоретические подходы в педагогической конфликтологии. Современные теории педагогических конфликтов. Современные тенденции в подходах: признанное и спорное. | |
| Основные понятия педагогической конфликтологии | Генезис конфликта: конфликтная ситуация и специфика ее осознания. Анализ конфликта. Функции и границы конфликта. Категории проблемного поля описания конфликтов. Содержание понятия конфликта в обыденном сознании. Структурные характеристики конфликта. Динамические характеристики конфликтов. | |
| Классификация педагогических конфликтов | Основные направления классификации конфликтов. Виды конфликтов в зависимости от способа разрешения, субъектов конфликта, природы возникновения, направления воздействия, степени выраженности, затронутых потребностей, наличия объекта конфликта. | |
| Общая характеристика отдельных видов конфликтов:: «учитель – учитель», «учитель – родитель», «учитель – ученик», «учитель – администрация» и др. | Конфликты: «учитель – учитель», «учитель – родитель», «учитель – ученик», «учитель – администрация». Причины возникновения, типология, способы разрешения и профилактики. | |
| 6. | Поведение людей в конфликте | Личностные особенности возникновения конфликтов: темпераментальные и характерологические особенности, мотивация и потребности. Проблема идентичности личности (личностная идентичность, социальная идентичность, временная идентичность, средовая идентичность). Применение теории «социальных ролей» в конфликтологии. Конфликтные паттерны в транзактной психологии. Различия поведенческих паттернов как факторы возникновения конфликта. Конфликт и манипуляция. Конфликтные личности. Стили поведения в конфликте, стратегия и тактика поведения в конфликте. |
| Анализ педагогического конфликта. | Основные подходы к анализу педагогического конфликта. Биография конфликта. Карта конфликта. | |
| Способы разрешения конфликтов | Основные способы разрешения педагогических конфликтов. Исходы и последствия педагогических конфликтов. | |
| Переговоры | Искусство переговоров. Требования к участнику переговоров. Регуляция психологической атмосферы. Налаживание контакта. Прием информации. Передача информации. Движение к согласию. Принятие решения. Завершение переговоров. Индивидуальные различия в переговорах. Переговорные стили. Организация переговоров в педагогическом процессе. | |
| Медиация | Процесс медиации в учебно – воспитательной деятельности. Функции медиатора. Стадии медиации. Искусство медиации. | |
| Направления профилактики педагогических конфликтов | Основные направления профилактики конфликтов. Управление поведением личности для предупреждения конфликтов. Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Правила бесконфликтного поведения. Управление стрессами как способ профилактики конфликтов. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их продуктивного разрешения. | |
| Перспективы развития педагогической конфликтологии | Перспективы развития педагогической конфликтологии. Роль в жизни общества исследований и практической работы с конфликтами. Значение совершенствования форм образования в области конфликтологии. |






