№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
| Истоки и предметное содержание педагогической конфликтологии
| Общая характеристика педагогической конфликтологии, ее теоретическое и практическое значение на современном этапе. Предметное содержание педагогической конфликтологии..
Развитие и история педагогической конфликтологии как области знаний.
|
| Основные теоретические подходы педагогической конфликтологии
| Основные традиции изучения конфликтов: философско – социологическая традиция, психологическая традиция изучения конфликтов. Основные теоретические подходы в педагогической конфликтологии. Современные теории педагогических конфликтов. Современные тенденции в подходах: признанное и спорное.
|
| Основные понятия педагогической конфликтологии
| Генезис конфликта: конфликтная ситуация и специфика ее осознания. Анализ конфликта. Функции и границы конфликта. Категории проблемного поля описания конфликтов. Содержание понятия конфликта в обыденном сознании. Структурные характеристики конфликта. Динамические характеристики конфликтов.
|
| Классификация педагогических конфликтов
| Основные направления классификации конфликтов. Виды конфликтов в зависимости от способа разрешения, субъектов конфликта, природы возникновения, направления воздействия, степени выраженности, затронутых потребностей, наличия объекта конфликта.
|
| Общая характеристика отдельных видов конфликтов:: «учитель – учитель», «учитель – родитель», «учитель – ученик», «учитель – администрация» и др.
| Конфликты: «учитель – учитель», «учитель – родитель», «учитель – ученик», «учитель – администрация». Причины возникновения, типология, способы разрешения и профилактики.
|
6.
| Поведение людей в конфликте
| Личностные особенности возникновения конфликтов: темпераментальные и характерологические особенности, мотивация и потребности. Проблема идентичности личности (личностная идентичность, социальная идентичность, временная идентичность, средовая идентичность). Применение теории «социальных ролей» в конфликтологии. Конфликтные паттерны в транзактной психологии. Различия поведенческих паттернов как факторы возникновения конфликта. Конфликт и манипуляция. Конфликтные личности.
Стили поведения в конфликте, стратегия и тактика поведения в конфликте.
|
| Анализ педагогического конфликта.
| Основные подходы к анализу педагогического конфликта. Биография конфликта. Карта конфликта.
|
| Способы разрешения конфликтов
| Основные способы разрешения педагогических конфликтов. Исходы и последствия педагогических конфликтов.
|
| Переговоры
| Искусство переговоров. Требования к участнику переговоров. Регуляция психологической атмосферы. Налаживание контакта. Прием информации. Передача информации. Движение к согласию. Принятие решения. Завершение переговоров. Индивидуальные различия в переговорах. Переговорные стили. Организация переговоров в педагогическом процессе.
|
| Медиация
| Процесс медиации в учебно – воспитательной деятельности. Функции медиатора. Стадии медиации. Искусство медиации.
|
| Направления профилактики педагогических конфликтов
| Основные направления профилактики конфликтов. Управление поведением личности для предупреждения конфликтов. Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Правила бесконфликтного поведения. Управление стрессами как способ профилактики конфликтов. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их продуктивного разрешения.
|
| Перспективы развития педагогической конфликтологии
| Перспективы развития педагогической конфликтологии. Роль в жизни общества исследований и практической работы с конфликтами. Значение совершенствования форм образования в области конфликтологии.
|