Учебно-методический комплекс по дисциплине предназначен для повышения качества подготовки студентов в учебном процессе.
За установление контакта с аудиторией всегда отвечает выступающий. Выступающий только тогда добьется эффекта, когда аудитория слушает то, что он говорит. С другой стороны, чтобы понять и усвоить то, о чем говорит выступающий, надо уметь слушать внимательно.
Слушающий, в отличие от говорящего, не может позволить себе отвлечься даже на мгновенье. Слышать и слушать — не одно и то же. Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя:
· слушание слов;
· понимание языка лектора, значения отдельных слов;
· правильное выделение в речи говорящего законченных выражений;
· понимание смысла предложений и фраз;
· оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений.
Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала.
|
|
Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин:
· отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения;
· высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;
· антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой;
· избирательность внимания;
Из сказанного ясно, что слушать эффективно для большинства является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором и аудиторией.
1. Физические помехи. Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов:
· температура в комнате;
· шум;
· неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории;
· усталость.
2. Умственные помехи:
· безразличие. Тема или некоторые из ее аспектов могут оказаться малоинтересными для некоторых студентов или для всей аудитории;
· предубеждение. Студент, имеющий предубеждение к теме лекции или к какой-то ее части, может либо полностью отключить свое внимание от того, о чем говорит преподаватель, либо вместо того, чтобы слушать с познавательной целью, будет следить за недостатками лектора;
|
|
· озабоченность. Когда студент озабочен своими личными проблемами, ему, естественно, трудно сосредоточиться на восприятии материала лектора, так как его мысли постоянно возвращаются к этим проблемам;
· реакция на слова с эмоциональной окраской. Многие непроизвольно реагируют на определенные слова, ассоциирующиеся с неприятностями или несчастьем;
· напряжение. Если материал труден для понимания или излагается непоследовательно и путано, то это, как правило, вызывает ненужное умственное напряжение аудитории и затрудняет усвоение преподносимого материала.
У определенной части обучающихся выработались и укоренились отрицательные привычки, затрудняющие установление контакта с преподавателем. Вот наиболее распространенные из них:
· повышенное внимание к недостаткам в наружности, голосе, речи лектора и его манерах;
· слушание лектора, не глядя на него (обычно хорошие лекторы свою речь подкрепляют выразительными жестами и богатой мимикой; студент или другой слушающий, который не смотрит на такого выступающего, получает неполную информацию);
· активная реакция на незначительные отвлекающие моменты, например, шарканье ногами, кашель, чихание и т.д.;
· поспешная оценка темы лектора и вывод о том, что в лекции не будет ничего нового или ценного;
· поспешное заключение о том, что положения лектора неправильны или не заслуживают внимания;
· поспешный отказ от усилий слушать лектора (чаще всего бывает, когда материал труден или преподносится непоследовательно);
· отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие отрицательные эмоции или ассоциации;
· показное внимание в случаях, когда на самом деле голова отвлечена личными заботами;
· детальное конспектирование; оно оставляет для слушания слишком мало времени (конспектируя лекцию, студент не может сосредоточить полностью свое внимание на том, что говорит преподаватель).
Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателем. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория — за эффективность слушания.
Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Решение этой задачи облегчается, когда выработаны положительные устойчивые привычки и точно соблюдается план слушания.
Положительные устойчивые привычки выражаются в следующем:
· активная поза студента всегда помогает сосредоточить внимание. Правильный выбор вертикальной посадки помогает лучше сосредоточиться. Наоборот, когда расслабляется тело, тогда то же самое происходит с мозгом. Стоит только расслабиться физически, как оказывается трудно не расслабиться и умственно;
· сосредоточенный взгляд на лектора. Лектора легче слушать и сохранять внимание, наблюдая за ним. Если смотреть в сторону или на кого-либо, то появляется опасность, что наши мысли будут следовать за нашими глазами;
· устойчивая сосредоточенность. Во время речи легко отвлечься по различным причинам. Более того, можно отвлечься, даже какое-то время не осознавая этого.