Тема 1. Консультирование клиентов в рамках интегративной модели

Содержание темы. При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы:

· основные направления психологического консультирования

· понятие «интегративная модель консультирования»;

· сходство и различия эклективной и интегративной модели.

Методические рекомендации по изучению темы.

Профессиональное консультирование зародилось в 40-50-е годы 20 столетия и распространилось благодаря социальному запросу, обусловленному психологическим просвещением психотерапевтами (главным образом психодинамических направлений) и сопорой на опыт психотерапевтической практики (в основном – клиент-центрированной психотерапии Роджерса)

В становлении психологического консультирования можно условно выделить несколько основных подходов:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, на поиск путей ее решения.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling) сосредоточено на анализе индивидуальных причин проблемы клиента, генезе деструктивных личностных стереотипов, на предотвращении аналогичных проблем в будущем.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk) центрировано на выявлении ресурсов клиента на решение проблемы.

В последние десятилетия возрос интерес исследователей и практиков к интегративной психотерапии. В отличие от эклективной психотерапии, использующей сочетание приемов разных психотерапевтических направлений, интегративная психотерапия предполагает концептуальный синтез различных теоретических систем психотерапии. Эклективный подход - один из элементов интегративной психотерапии, которая объединяет конкретные методы из разнородных источников.

Интегративная психотерапия может развиваться на основе:

1. использования эклектической модели

2. интеграции соответствующих научных дисциплин - медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии и др.

3. синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентаций с учетом ведущей концепции личности и ее развития.

Развитию интегративного движения в психотерапии способствовали: распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих их выбор; неадекватность психотерапевтических направлений для всех категорий клиентов; эффективность психотерапии, независимо от ее формы и др.

Одна из важных характеристик интегративного движения в психотерапии - учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных иеоретических позиций, но и сколько индивидуальных особенностей личности клиента, а также его потребностей. На одном этапе необходим психодинамический подход (осознание бессознательного материала), на другом - поведенческий подход, помогающий клиенту выработать новое, более конструктивное поведение.

Становление интегративной личностно-ориентированной психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции.

Катрун и Давид Гельдард (Geldard, K.,Geldard, D., 2005) предлагают следующую схему включения различных психотерапевтических направлений в систему интегративного консультирования:

Этапы сессии Действия клиента Действия психолога Направление в психотерапии
Начало сессии клиент начинает свой рассказ психолог слушает клиенто-центрированная терапия
  клиент продолжает рассказ, психолог начинает задавать вопросы, выясняет детали, гештальт
Середина сессии клиент комментирует события подключает эмоции клиента, нарративная психотерапия
  клиент комментирует события, оценивая их со своей точки зрения   психодинамика
  клиент осуществляет выбор, изменяет восприятие событий, собственное мышление, смотрит на проблему по новому, решает как изменить свое поведение   когнитивно-бихевиоральн.
Окончание сессии клиент решает, как он будет использовать приобретенный в ходе консультирования опыт   бихевиоральная

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: