Содержание темы. При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы:
· основные направления психологического консультирования
· понятие «интегративная модель консультирования»;
· сходство и различия эклективной и интегративной модели.
Методические рекомендации по изучению темы.
Профессиональное консультирование зародилось в 40-50-е годы 20 столетия и распространилось благодаря социальному запросу, обусловленному психологическим просвещением психотерапевтами (главным образом психодинамических направлений) и сопорой на опыт психотерапевтической практики (в основном – клиент-центрированной психотерапии Роджерса)
В становлении психологического консультирования можно условно выделить несколько основных подходов:
1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, на поиск путей ее решения.
2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling) сосредоточено на анализе индивидуальных причин проблемы клиента, генезе деструктивных личностных стереотипов, на предотвращении аналогичных проблем в будущем.
|
|
3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk) центрировано на выявлении ресурсов клиента на решение проблемы.
В последние десятилетия возрос интерес исследователей и практиков к интегративной психотерапии. В отличие от эклективной психотерапии, использующей сочетание приемов разных психотерапевтических направлений, интегративная психотерапия предполагает концептуальный синтез различных теоретических систем психотерапии. Эклективный подход - один из элементов интегративной психотерапии, которая объединяет конкретные методы из разнородных источников.
Интегративная психотерапия может развиваться на основе:
1. использования эклектической модели
2. интеграции соответствующих научных дисциплин - медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии и др.
3. синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентаций с учетом ведущей концепции личности и ее развития.
Развитию интегративного движения в психотерапии способствовали: распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих их выбор; неадекватность психотерапевтических направлений для всех категорий клиентов; эффективность психотерапии, независимо от ее формы и др.
Одна из важных характеристик интегративного движения в психотерапии - учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных иеоретических позиций, но и сколько индивидуальных особенностей личности клиента, а также его потребностей. На одном этапе необходим психодинамический подход (осознание бессознательного материала), на другом - поведенческий подход, помогающий клиенту выработать новое, более конструктивное поведение.
|
|
Становление интегративной личностно-ориентированной психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции.
Катрун и Давид Гельдард (Geldard, K.,Geldard, D., 2005) предлагают следующую схему включения различных психотерапевтических направлений в систему интегративного консультирования:
Этапы сессии | Действия клиента | Действия психолога | Направление в психотерапии |
Начало сессии | клиент начинает свой рассказ | психолог слушает | клиенто-центрированная терапия |
клиент продолжает рассказ, | психолог начинает задавать вопросы, выясняет детали, | гештальт | |
Середина сессии | клиент комментирует события | подключает эмоции клиента, | нарративная психотерапия |
клиент комментирует события, оценивая их со своей точки зрения | психодинамика | ||
клиент осуществляет выбор, изменяет восприятие событий, собственное мышление, смотрит на проблему по новому, решает как изменить свое поведение | когнитивно-бихевиоральн. | ||
Окончание сессии | клиент решает, как он будет использовать приобретенный в ходе консультирования опыт | бихевиоральная |