double arrow

Примерный перечень вопросов для допроса свидетеля

1. В связи с какими обстоятельствами свидетель оказался на месте происшествия и что он там делал?
2. Где, когда и что произошло на месте происшествия?
3. Что предшествовало противоправному деянию?
4. Кто, где конкретно находился в это время на месте происшествия?

5. Кто, какие действия и против кого совершал на месте преступления?

6. Как преступники оказались на месте происшествия и как удалились с него?
7. Сколько преступников, потерпевших находилось на месте происшествия, как они выглядели (признаки внешности)?
8. Как общались между собой преступники до совершения преступления, в момент противоправного деяния и после него?
9. Общались ли преступники с потерпевшим? Если общались, то какой характер носило это общение?
10. Знаком ли свидетель с потерпевшими, подозреваемыми и в каких отношениях с ними находится?
11Было ли у преступников оружие, кем и когда оно применялось, при каких обстоятельствах, его индивидуальные признаки?

12. Располагали ли преступники транспортными средствами (если располагали, то какимиконкретно, их марка, государственный номер,
индивидуальные признаки, где они находились)?
13. Какие защитные действия совершали потерпевшие и находящиеся с ними лица во время и после совершения преступления?
14. Какие следы, орудия совершения преступления могли остаться на месте происшествия?
15. Какие телесные повреждения (следы-наслоения) могли остаться на потерпевших, преступниках? Какие повреждения могли остаться
на одежде потерпевших, преступников?
16. Предпринимал ли кто-либо действия, направленные на пресечение преступления? Каков характер этих действий и их последствия?
17. Что сделал сам свидетель для пресечения преступления, преследовал ли преступника?
18. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент преступления?
19. На каком расстоянии воспринималось преступное событие?
20. Нет ли у свидетеля дефектов зрения, слуха?
21. Сможет ли он опознать преступников, оружие, предметы преступного посягательства и по каким приметам?

2.3. Примерный перечень вопросов для допроса потерпевшего.

1. Где, когда и при каких обстоятельствах совершено преступление?

2. Какие телесные повреждения (их характер, локализация и т.п.) получил потерпевший?
З. Когда и в какое медицинское учреждение обращался за помощью?

4. Кто конкретно оказывал медицинскую помощь (характер этой помощи)?
5. Когда и в связи с чем оказался потерпевший на месте происшествия?

6. Какие обстоятельства (виктимное поведение и т.п.) предшествовали совершению противоправного деяния?
7. Как преступники прибыли на место происшествия, каким путем удалились с него?
8. Кто еще мог наблюдать за событиями (с какого расстояния), происходящими на месте происшествия?
9. Сколько нападавших находилось на месте происшествия, каковы их приметы?

10. Какие конкретно действия (угрозы) и в какой последовательности были совершены каждым из преступников?
11. Какое оружие (предметы нападения) находилось у преступников, его внешний вид и приметы? Кто и при каких обстоятельствах применял оружие?
12. Располагали ли преступники транспортными средствами (если располагали, то какими именно: марка, государственный номер, индивидуальные признаки, место парковки и т.п.)?
13. Каков характер защитных действий потерпевшего и лиц из его окружения?
14. Какие следы, орудия совершения преступления могли остаться на месте происшествия?
15. Какие следы на теле преступников, их одежде могут свидетельствовать о совершении противоправного деяния и пребывании на месте происшествия?
16. Какова стоимость, наименование, индивидуальные признаки похищенных ценностей, поврежденных предметов и вещей?
17. Кто мог знать о наличии у потерпевшего тех или иных ценностей, украшений и т.п.?
18. Кому первому он сообщил о случившемся и какие действия предпринял для преследования преступников?
19. Кого (и в связи с какими обстоятельствами) подозревает в совершении преступления?
20. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент совершения преступлений?
21. Может ли опознать преступников, похищенное имущество, автомобильный транспорт и по каким признакам?
22. Каково его физическоё и психическое состояние? Не употреблял ли накануне спиртные напитки (какие, сколько) или наркотические средства?
23. В чем причины несвоевременного обращения в органы внутренних дел?

2.4. Примерный перечень вопросов для допроса подозреваемого.

1. Когда, с кем, в связи с какими обстоятельствами он оказался на месте происшествия?
2. Когда, где, по чьей инициативе и при каких обстоятельствах были совершены преступные действия по конкретному эпизоду?
3. Кто может подтвердить его показания по поводу изложенных обстоятельств?

4. Сколько лиц находилось на месте происшествия (их установочные данные, сведения о внешних признаках, приметы одежды, обуви), какие действия они совершали?
5 . Какова последовательность и каков характер насильственных действий и угроз со стороны подозреваемых в отношении каждого из потерпевших?
6. Каким путем прибыли на место. происшествия и удалились с него?
7. Какое оружие и какие предметы применялись при совершении преступления, обстоятельства его применения, индивидуальные признаки, места приобретения, изготовления, хранения до совершения преступления и последующего сокрытия?
8. Каким образом общались между собой допрашиваемые до совершения, при совершении преступных действий и после них?
9. Какие транспортные средства использовались до и после совершения преступления (марка, государственный номер, индивидуальные признаки, места парковки и
10. Как потерпевший вел себя до и в момент совершения преступления, какие действия совершали лица, находившиеся с ним?
11. Какие повреждения и при каких обстоятельствах причинен подозреваемому и потерпевшему в момент совершения преступления
12. Что и в каких количествах было похищено, признаки и приметы похищенного?
13. Где подозреваемый спрятал или через кого, на каких условиях реализовал похищенное имущество? .
14. Знал ли подозреваемый потерпевшего ранее, имел ли сведения о наличии имущества у него?
15. Кто и почему был инициатором совершения преступленвя?
16. Какие подготовительные действия осуществлялись для совершения преступления?
17. Не совершал ли он ранее каких-либо противоправных действий, если совершал, то какие именно, где, когда, с кем и в отношении кого?
18. Привлекался ли ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то когда, где и за что; вид наказания, где и как долго его отбывал9 . . .
19. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент совершения преступления? . .
20. Каково его физическое и психическое состояние? Не употреблял ли накануне (перед совершением преступления) спиртные напитки (какие, сколько) или наркотические средства?
21. Кому принадлежат предметы ценности, вещи, обнаруженные при обыске?

2.5. Краткие рекомендации по привлечению в качестве обвиняемого
и первому допросу обвиняемого

1. В ситуациях, когда к уголовной ответственности привлекается несколько лиц, возникает необходимость правильно решить вопрос, в какой последовательности предъявлять обвинение, так как успех первого допроса во многом предопределяет результативность последующих. Скорее всего можно рассчитывать на получение правдивых показаний от того лица, в отношении которого собрано наибольшее количество изобличающих доказательств, а также от совершившего преступление впервые, под влиянием других лиц и дававшего более правдивые показания, нежели его соучастники. Вместе с этим при решении данного вопроса необходимо учитывать;
а) находятся ли привлекаемые лица под стражей (задержаны или им избрана такая мера пресечения до предъявления обвинения) или на свободе. Обвинение в первую очередь следует предъявлять лицам, лишенным свободы, поскольку их права ущемлены наиболее существенно, а срок на предъявление обвинения ограничен законом;
б) значимость выясняемых у каждого из лиц, подлежащих допросу, обстоятельств и возможность их использования в допросах других обвиняемых;
в) индивидуальные особенности каждого из допрашиваемых;
г) степень участия каждого из них в совершении преступления;
д)взаимоотношения между участниками преступления.
2. На первом допросе лица в качестве обвиняемого следователь должен -убедиться, понятно ли ему постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а также выяснить, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на- каком языке (ч. 2 ст. 173 УПК). Если обвиняемый не признает вину, то выясняет почему. В тех ситуациях, когда вина признается частично в максимальной конкретизации выясняет, что признается обвиняемым. Такой подход следователя дает возможность уже в ходе первого допроса и в последующем проверить достоверность показаний, подтвердить или опровергнуть их доказательствами.
Право обвиняемого давать показания, дополненное обязанностью следователя выявлять и исследовать обстоятельства, оправдывающие обвиняемого или смягчающие его вину, способствует достижению объективности, полноты, всесторонности расследования.

ТАКТИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

§ 1. Теоретические основы

1.1. Понятие, цель, сущность и виды предъявлениядля опознания

Предъявление для опознания — это самостоятельное следственное действие, в ходе которого опознающий сравнивает предъявленный объект с мысленным образом ранее воспринятого и на этой основе делает вывод о его тождестве или различии.
Являясь самостоятельным следственным действием, предъявление для опознания служит эффективным способом как проверки собранных доказательств, так и сбора новых доказательств, ранее не фигурировавших в материалах уголовного дела.
Предъявление для опознания является одним из видов идентификации — по мысленному образу, сохранившемуся в памяти. Рассматриваемое следственное действие имеет цель: отождествление объекта (человека, предмета), ранее виденного, с тем, который в данный момент предъявляется опознающему. Этому предшествует установление групповой принадлежности, которое можно рассматривать как этап идентификации. Как правило, принимая решение о предъявлении для опознания, следователь решил вопрос о групповой принадлежности объекта опознания: он уже предъявляет искомый объект в группе однородных. Это правило вытекает из уголовно-процессуального законодательства (ч. 4, 5, 6 ст. 193 УИК).
Лицо, выступающее в качестве опознающего, может выразить свое суждение об однородности предъявленного объекта, т.е. определить объект как такой же, но такое суждение не является целью предъявления для опознания. Подтверждение групповой принадлежности предъявленного объекта с ранее воспринятьтм имеет значение для расследования преступления, однако оно менее эффективно, чем установление тождества.
Сущность предъявления для опознания состоит в психологическом механизме мысленного сопоставления (сличения) образа ранее воспринятого объекта с образом (индивидуализирующими признаками) представляемого.
В основе психологической деятельности опознающего лежат четыре последовательно сменяющие друг друга стадии: 1) восприятие объекта; 2) запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта; З) вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе; 4) вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии .
1. Ученые считают, что восприятие всегда тесно связано с прошлым опытом человека вообще и опытом восприятий в частности. Исходя из этого, восприятие носит осмысленный характер. Человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, относит его к определенной группе объектов. Доказано, что окружающие нас предметы и явления органами чувств человека отражаются адекватно, т.е. тождественно.
Восприятие всякий раз предполагает узнавание. Без последнего не может быть и восприятия. Это связано с тем, что человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образы предыдущих восприятий, сохранившихся в памяти. При совпадении образов человек и узнает объект.
Следует иметь в виду, что на деятельность органов чувств существенно влияет прошлый опыт восприятий человека, его склонности, интересы, профессия и т.п. Применительно к навыкам, умениям в конкретной области знаний каждый специалист воспринимает в предметах то, что его интересует, что он изучает, что знает.
При восприятии человека обращается внимание на анатомические, функциональные, сопутствующие и социальные признаки внешнего облика. Каждая совокупность признаков несет свою нагрузку и по-разному сохраняется в памяти. На формирование мысленного образа воспринимаемого объекта, его сохранность в памяти опознающего существенное влияние оказывают пол, профессия, время наблюдения и время, прошедшее с момента события.
2. Следующая стадия формирования психологической деятельности опознающего — запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта. Устойчивость запоминания зависит от равновидн9стей самого восприятия. В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности,
прилагал определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.
Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (Их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.
События, факты, объекты пассивного взаимодействия и те, которые хотя и часто повторяются, но имеют второстепенное значение для субъекта восприятия, недолга сохраняются в памяти. На длительность сохранения в памяти существенно влияют эмоции и чувства, переживаемые опознающим в момент восприятия. Однако следует иметь в виду, что эмоции и чувства отрицательно сказываются на запоминании, если они были вызваны посторонними причинами (обстоятельствами, не связанными с содержанием воспринимаемого события), и наоборот, если эти психические состояния были непосредственно связаны (или вызваны) с самим воспринимаемым событием
З. Вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе следующая стадия психологической деятельности опознающего. Воспроизведение информации рассматривается психологами как один из процессов памяти, протекающий в форме вспоминания или узнавания.
Вспоминание — это локализованное во времени и пространстве воспроизведение образов прошлого, отнесение их к определенному времени, месту, установление связи с определенными событиями. В своих показаниях во время допроса опознающий воспроизводит образ воспринятого объекта (события, обстоятельства, при которых происходило восприятие, его приметы и особенности) в пределах того, что сохранилось в памяти. Описание объекта мобилизует скрытые возможности памяти, систематизирует запомненное, делает его более четким. При этом надо иметь в виду, что страх, напряжение, утомление затрудняют вспоминание, и поэтому важное значение приобретает создание обстановки, способствующей мыслительной деятельности опознающего. Принимая решение о проведении допроса, необходимо знать о том, что опознающему сложнее передать вербальную информацию, Чем решить мыслительный процесс узнавания при непосредственном восприятии объекта во время его предъявления.
В целях наибольшего получения информации от опознающего следует соблюдать требование уголовно-процессуального законодательства о свободном рассказе , показе, избегая при этом психического давления и элементов внушения, ведущих к искажению информации о ранее воспринятом объекте.
4. Вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии.
При повторном восприятии опоэнающий оживляет сохранившийся в памяти образ объекта, сопоставляет его с образом предъявленного и делает вывод о их тождестве или различии.
В психологии различают два вида узнавания: симультанное и сукцессивное. Симультанное (синтетическое) узнавание— это одномоментное воспроизведение увиденного объекта, узнавание с первого взгляда, в результате мгновенного совпадения образа воспринимаемого объекта с мысленной моделью этого объекта, сохранившейся в памяти опознающего. Сукцессивное (аналитическое) узнавание происходит дифференцированно, путем последовательной проверки, выявления и сличения признаков предъявляемого объекта с чертами мысленного образа.


Сейчас читают про: