КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИОЛОГИИ
И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Категория «социальное» и фундаментальные понятия
Социологии
Социальные признаки, социальные группы и социальные сферы
Раскрыть значение «социальное» можно только составлением механизма его формирования в контексте структурной логики образующих элементов и указания социальной специфики.
Категория «социальное» последовательно включает:
· область исключительно человеческого бытия;
· взаимодействие людей на фундаменте определённых потребностей;
· формирование и активизацию в результате этого взаимодействия социа- льных признаков, каждый из которых, принимая различные конкретные значения, создает таким образом позиционную иерархию;
· образование на месте каждой позиции групп людей, вступающих между собой в содержательные отношения;
· процесс институциональной организации этих групп как способ удовлетворения исходных социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной деятельности;
|
|
· создание и распределение социальных объектов как факторов социального удовлетворения.
Принципиально-связующую роль в данной логике выполняют социальные признаки и образуемые ими социальные группы.
Социальный признак – это фактор социальной активности, функционирующий исключительно в процессе социального взаимодействия людей и спо-собный формировать иерархию социальных групп.
Примеры: доход, собственность на средства производства, идеология, этничность, религиозная вера, образование. Кроме своих специфических прикладных функций все социальные признаки несут фундаментальную нагрузку – принимая различные значения, они позиционируют социальную иерархию (социально-групповое неравенство).
Типологизация социальных признаков проходит:
· по сферам социальной активности: экономические, политические, рели- гиозные и т.д.;
· по сложности – простые и сложные как интеграция простых;
· по критерию формирования социально-груповой иерархии: количествен- ные, качественные и смешанные – количественно-качественные;
· по философскому критерию: субъективные – составляющие социально-групповое неравенство, где сознание человека является фактором позиционного изменения, и объективные, в векторах которых движение или невозможно (этнос и пол), или не зависит от субъективной мысли (возраст).
Социальные группы обычно определяют единством социальных интере-сов, что не совсем точно в смысле вторичности социальных интересов по отношению к конкретной позиции социального признака. К тому же, у многих крупных социальных групп-общностей формальное единство интересов настолько нейтрализуется межличностным ценностно-идеологическим различием, что говорить о целемотивационной интегративности этих групп просто некорректно.
|
|
Таким образом, социальную группу первично следует трактовать как совокупность людей, занимающих одинаковую позицию-местоположение (статус) в социальной иерархии, сформированной определенным социальным призна-ком. Типологизация социальных групп проходит по сферам социальной дея-тельности (экономические, политические, религиозные и т.д.), численности, составу (простые и сложные), а также по критерию доступности (закрытые и открытые – легко- и труднодоступные).
Отметим наличие крупных социально-позиционных групп (именно их кон-текст присутствует в научном определении), которые в социологической литературе часто именуются социальными общностями – например, классы и нации, и микрогрупп с относительно постоянным и всеобщим межличностным контактом, где первичен узкий социальный интерес и некоторое значение получает пси-хологический фактор.
Важнейшим ролевым свойством социальных групп является их способность к организации для удовлетворения социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной активности. Юридические формы таких организаций именуются социальными институтами. Хотя институты несут в себе высшее организационное социальное качество, они вторичны в отношении социально-групповой деятельности и с точки зрения формирования, и в аспекте инструментальности.
Определенные социальные группы и соответствующие институты состав-ляют активное субъектное ядро каждой социальной сферы. Часто этим термином обозначается или область бюджетного распределения, или нижний уровень экономической иерархии по признаку дохода, требующий государственной поддержки и защиты. Это скорее обиходное и прикладное понимание неправомерно сводит категорию социальной сферы к узкому, исключительно экономическому значению. В данном исследовании предлагается определять социальной сферой все области социальной деятельности – экономику, политику, религию, искусство, педагогику и т.д. Общее между ними – один и тот же механизм формирования, а принципиальное различие состоит в их конкретном содержании – каждая сфера возникает на базе специфических социальных потребностей, содержит собственные социальные признаки и групповую иерархию субъектов, свои институты и социальные объекты как фактор социального удовлетворения и результат субъектной организационной активности.
Рассмотрим в этой логике важнейшие социальные сферы – экономику и политику. Именно в этих областях будет проходить значительная часть исследования и именно здесь находятся принципиальные элементы, определяющие качество всей социальности.