Тестовые задания, входящие в содержание средств ИКТ, должны отвечать системе специфических требований, в которую, в первую очередь, входят требования предметной чистоты содержания, определенности, валидности, однозначности, простоты, надежности, правильности формы, локальной независимости, технологичности и эффективности.
Различают содержательную и функциональную валидность. Содержательная валидность – это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала. Функциональная валидность – соответствие теста оцениваемому уровню деятельности.
Выполнение требования определенности (общедоступности) теста необходимо не только для понимания каждым учащимся того, что он должен выполнить, но и для исключения правильных ответов, отличающихся от эталона.
Требование простоты теста означает, что тест должен иметь одно задание одного уровня и не должен состоять из нескольких заданий разного уровня усвоения.
Однозначность определяется как одинаковость оценки качества выполнения теста разными экспертами.
|
|
Понятие надежности тестирования определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения. Требование надежности заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же школьника.
Построение компьютерных систем автоматизации тестирования на базе средств ИКТ, как правило, происходит с учетом следующих этапов:
· разработка тестовых заданий по отдельным школьным дисциплинам и отдельным темам этих дисциплин;
· разработка структуры тестовых заданий;
· применение различных подходов к диагностике результатов обучения школьников;
· определение и применение критериев отбора содержания тестовых заданий;
· выявление особенностей применения систем тестового контроля знаний в обучении, прогнозировании, контроле;
· выявление приемов и шкал для определения оценки, получаемой школьниками в результате тестирования;
· исследование возможных путей информатизации и автоматизации тестового измерения результатов обучения;
· построение контрольно-измерительных средств ИКТ, их апробация и доработка;
· формулирование рекомендаций по практическому применению контрольно-измерительных средств ИКТ в рамках общего среднего образования.
Основными преимуществами заданий, представляемых в тестовой форме, по сравнению с традиционными задачами и вопросами, являются краткость, логическая структурированность, стандартизованность и единая относительно простая процедура проведения тестирования и оценки его результатов. Именно эти преимущества делают тесты наиболее пригодными для оценки результатов обучения школьников и проверки соответствия этих результатов требованиям государственных стандартов образования. Подобные формы представления тестовых заданий максимально упростили их формализацию и позволили создать средства ИКТ, автоматизирующие процессы педагогического контроля и измерений.