Компьютерные средства измерения и контроля

Средства информационных и коммуникационных технологий все чаще применяют в школах для автоматизации процессов контроля и измерения результативности обучения школьников. Учителя используют как специально разработанные средства, нацеленные на педагогические измерения с использованием компьютерной техники, так и контрольно-измерительные подсистемы образовательных электронных изданий и ресурсов, применяемых в школах.

Создавая и используя компьютерные средства автоматизации педагогических измерений, важно понимать, что все эти средства и методы их использования сильно варьируются в зависимости от целей измерений и контроля.

Современные измерительные материалы и средства измерений все чаще называют тестами. Этот термин используется практически всегда, когда речь заходит о применении информационных и коммуникационных технологий в автоматизации измерений. Современное понятие тестов достаточно широкое и включает в себя практически все измерительные материалы, которые используются в школе, вне зависимости от их формы и содержания.

Всеобщий интерес к подобному способу оценивания знаний предопределили его положительные стороны:

· высокая степень формализации и унификации процедуры тестирования,

· возможность одновременного проведения тестирования на нескольких компьютерах,

· возможность организации дистанционного тестирования посредством локальной компьютерной сети, либо через глобальную информационную сеть Интернет.

Тесты, как правило, применяются для целей контроля. В этом случае с их помощью определяют качество знаний обучаемых, закончивших изучение темы, одного или нескольких учебных курсов.

Кроме этого, применение тестов возможно и непосредственно в ходе учебного процесса. В этом случае работа с тестовыми материалами реализуется в виде практической самостоятельной работы обучаемых и позволяет реализовать обучение по принципам «учеба по аналогии» и «учеба на собственных ошибках».

И, наконец, тестовые материалы могут служить инструментарием, применяемым для достижения целей диагностики. В этом случае, в зависимости от результатов тестирования предпринимаются некоторые содержательные, методические или организационные мероприятия, способные положительно сказаться на качестве обучения.

Кроме этого для группировки тестов и адекватного использования компьютерных средств автоматизации тестирования существует уровневая классификация тестовых материалов.

Тесты I уровня предназначаются для проверки умений школьников выполнять деятельность с подсказкой. Это тесты на опознание (условия задания требует ответа «да» либо «нет»); тесты на различение (определение правильности каждого из нескольких вариантов предложенных ответов); тесты на классификацию (решение задачи на соответствие элементов двух множеств).

Тесты II уровня предназначаются для выявления умений школьников самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенную деятельность в алгоритмической форме. К ним относятся: тесты на подстановку (в заданиях необходимо дополнить контролируемую пропущенную составляющую); конструктивные тесты (задания этих тестов требуют самостоятельного воспроизведения ответа (действия) по памяти); тесты – типовые задачи (задания можно решить путем буквального, не преобразованного использования усвоенных алгоритмов деятельности).

Тесты III уровня предназначаются для выявления готовности школьников к продуктивным действиям эвристического типа, это нетиповые задачи и ситуации (в задании известна цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, требуется самостоятельная предварительная трансформация усвоенных правил типового действия и применение их для решения в данной, ранее незнакомой ситуации).

Тесты IV уровня предназначены для выявления творческих умений школьников – их исследовательских возможностей по получению новой информации. Это тесты-проблемы (задачи, алгоритмы, решения которых неизвестны и не могут быть прямо получены путем преобразования ранее известных методик).

Кроме этого, в процессе информатизации могут учитываться также и группы тестовых материалов, сформированные по их назначению. В такие группы собираются:

· тесты интеллекта, используемые для анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления школьников;

· тесты способностей, предназначенные для оценки возможности в овладении школьниками различными видами деятельности;

· тесты достижений, с помощью которых оценивают развитие знаний, умений, навыков учеников по результатам обучения;

· тесты личности, служащие для оценки эмоционально-волевых качеств школьника.

При этом из всех видов тестов, используемых в общем среднем образовании, самыми многочисленными и распространенными являются тесты достижений.

При использовании средств ИКТ, нацеленных на автоматизацию педагогических измерений, необходимо учитывать один из двух основных подходов к измерению результатов обучения школьников и оценки достижения ими требований государственных стандартов общего среднего образования. Первый из них, нормированный подход, предполагает сравнение школьников друг с другом по уровню усвоения определенного содержания в рамках устоявшихся норм выполнения заданий. Второй, критериальный подход, предполагает сравнение образовательных достижений школьников с содержанием курса или критерием, в виде требований к результатам обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: