электроэнергии постоянного тока
Замкнутыми (кольцевыми) называют такие системы, в которых питание отдельных распределительных устройств осуществляется по крайней мере с двух сторон (рис. 6.4.). Замкнутые сети обладают очень большой
надёжностью в работе и живучестью, так как при повреждении даже нескольких участков сети, перегорании нескольких предохранителей или при отказе части генераторов обеспечивается бесперебойное питание всех потребителей. С целью повышения живучести замкнутые сети, как и радиальные, могут выполняться многоканальными. Ввиду большего числа используемых проводов масса замкнутых систем больше, чем разомкнутых, больше сложность и трудоёмкость при определении места отказов.
На рис. 6.4. приведена схема первичной распределительной сети одного из самолетов. Как видно из схемы, каждое распределительное устройство получает электропитание по двум независимым цепям – соответственно от ЦРУ левого и ЦРУ правого, чем обеспечивается высокая надёжность электроснабжения потребителей. Для большей надёжности на некоторых самолётах производят дополнительные соединения распределительных устройств. Например для схемы на рис. 6.4. возможно дополнительное соединение ЦРУ лев. с РУ2, а ЦРУ прав. – с РУ1.
|
|
Рис. 6.4. Структурная схема замкнутой (кольцевой) системы электроснабжения.
На многих магистральных самолётах основная система электроснабжения постоянного тока представляет собой сочетание радиальной и кольцевой систем электроснабжения, что обеспечивает для конкретного самолёта высокую надёжность с минимизацией массы проводов.
6.3. Монтажные и защитные устройства систем распределения электроэнергии
Для минимизации массы проводов системы постоянного тока выполняются однопроводными, то есть «минус» каждого источника электроэнергии и «минус» каждого потребителя соединены с металлическим корпусом самолёта. Соответственно для подачи электроэнергии к потребителям достаточно по одному проводу подать «плюс». При этом не только уменьшается длина и масса проводов, но и уменьшается объём, занимаемый жгутами электропроводки.
Самолётные монтажные провода состоят из большого числа тонких, как правило, медных луженых проволок, образующих токопроводящую жилу. Провод с такой жилой проще изогнуть и распределить в соответствующем отсеке самолёта. Провод со сплошной жилой пружинит и труднее поддаётся изгибу, более ломок. В качестве основных изоляционных материалов для проводов чаще всего используется полихлорвинил, полиамидная смола, а в местах, подверженных нагреву – фторопласты (тефлон). Во многих случаях для улучшения эксплуатационных характеристик используется двойная изоляция, изготовленная из одного слоя термостабилизированного полиэтилена или полиамидной смолы и слоя тефлона.. Провода, в соответствии с назначением, объединяются в жгуты, которые могут располагаться по бортам самолёта, на потолочных конструкциях и в других местах. И провода и жгуты проводов на больших самолётах имеют буквенно-цифровую маркировку, которая наносится на специальные бирки в начале и конце провода. В соответствии с принятой на самолёте системе маркировки по бирке можно определить, к какой системе относится провод (жгут), каково его назначение и установить его положение на соответствующей принципиальной электрической схеме (на фидерной схеме).
|
|
В качестве распределительных устройств на самолётах и вертолётах используются:
- ЦРУ – центральные (основные) распределительные устройства – к ним обычно подключают генераторы;
- РУ – распределительные устройства;
- РЩ – распределительные щиты;
- шкафы с размещёнными внутри панелями;
- распределительные панели;
- щиты АЗС и АЗР;
- контрольно измерительные панели и др.
В распределительном устройстве на изолированном основании (гетинакс, текстолит и др.) крепятся шины, представляющие собой полосу из очищенной меди большого сечения, к которой с помощью болтовых соединений крепятся наконечники проводов.