Замкнутые (кольцевые) системы распределения

элек­троэнергии постоянного тока

Замкнутыми (кольцевыми) называют та­кие системы, в которых пи­тание отдель­ных рас­пределительных устройств осуществляется по край­ней мере с двух сторон (рис. 6.4.). Замкнутые сети обладают очень боль­шой

надёжностью в работе и живучестью, так как при повреж­дении даже не­скольких участков сети, перегорании нескольких предохранителей или при от­казе части гене­раторов обеспечивается беспере­бойное питание всех потреби­телей. С целью повы­шения живучести замкнутые сети, как и радиальные, мо­гут выполняться многока­нальными. Ввиду большего числа используемых проводов масса замкнутых сис­тем больше, чем разомкнутых, больше сложность и трудоёмкость при опреде­лении места отказов.

На рис. 6.4. приведена схема первичной распределительной сети одного из самолетов. Как видно из схемы, каждое распределительное устройство по­лучает электропитание по двум независимым цепям – соответственно от ЦРУ левого и ЦРУ правого, чем обеспечивается высокая надёжность электроснаб­жения потреби­телей. Для большей надёжности на некоторых самолётах про­изводят дополнитель­ные соединения распределительных устройств. Например для схемы на рис. 6.4. возможно дополнительное соединение ЦРУ лев. с РУ2, а ЦРУ прав. – с РУ1.

Рис. 6.4. Структурная схема замкнутой (кольцевой) системы электро­снабжения.

На многих магистральных самолётах основная система электроснабжения постоянного тока пред­ставляет собой сочетание радиальной и кольцевой систем электроснабжения, что обеспечи­вает для конкретного самолёта высокую надёжность с минимиза­цией массы прово­дов.

6.3. Монтажные и защитные устройства систем распреде­ления электроэнергии

Для минимизации массы проводов системы постоянного тока выполня­ются однопроводными, то есть «минус» каждого источника электроэнергии и «минус» каждого потребителя соединены с металлическим корпусом само­лёта. Соответст­венно для подачи электроэнергии к потребителям достаточно по одному проводу подать «плюс». При этом не только уменьшается длина и масса проводов, но и уменьшается объём, занимаемый жгутами электропро­водки.

Самолётные монтажные провода состоят из большого числа тонких, как пра­вило, медных луженых проволок, образующих токопроводящую жилу. Провод с такой жилой проще изогнуть и распределить в соответствующем от­секе самолёта. Провод со сплошной жилой пружинит и труднее поддаётся из­гибу, более ломок. В качестве основных изоляционных материалов для прово­дов чаще всего использу­ется полихлорвинил, полиамидная смола, а в местах, подверженных нагреву – фто­ропласты (тефлон). Во многих случаях для улуч­шения эксплуатационных характе­ристик используется двойная изоляция, изготовленная из одного слоя термостабилизированного полиэтилена или полиамидной смолы и слоя тефлона.. Провода, в соответствии с назначением, объединяются в жгуты, которые мо­гут располагаться по бортам самолёта, на пото­лочных конструкциях и в дру­гих местах. И провода и жгуты проводов на больших самолётах имеют бук­венно-цифровую маркировку, которая наносится на специаль­ные бирки в на­чале и конце провода. В соответствии с принятой на самолёте сис­теме марки­ровки по бирке можно определить, к какой системе относится провод (жгут), каково его назначение и установить его положение на соответствующей прин­ципиальной электрической схеме (на фидерной схеме).

В качестве распределительных устройств на самолётах и вертолётах ис­поль­зуются:

- ЦРУ – центральные (основные) распределительные устройства – к ним обычно подключают генераторы;

- РУ – распределительные устройства;

- РЩ – распределительные щиты;

- шкафы с размещёнными внутри панелями;

- распределительные панели;

- щиты АЗС и АЗР;

- контрольно измерительные панели и др.

В распределительном устройстве на изолированном основании (гети­накс, текстолит и др.) крепятся шины, представляющие собой полосу из очи­щенной меди большого сечения, к которой с помощью болтовых соединений крепятся наконеч­ники проводов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: