Для обеспечения возможности проведения проверочных и регулировочных работ на электрифицированном оборудовании самолёта при неработающих генераторах (двигателях самолёта), проведения предполётного обслуживания самолёта, в том числе заправки топливом, загрузки багажа, посадки пассажиров и т.д. предусмотрено электропитание всего самолётного комплекса от аэродромного источника электроэнергии.
Аэродромные источники электроэнергии бывают стационарными, то есть постоянно размещёнными на определённых стоянках и местах и мобильными, размещёнными на базе грузового автомобиля.
Мощность аэродромного источника электроэнергии должна быть соизмерима с суммарной мощностью самолётных генераторов. Подключение аэродромного источника к самолёту производится посредством силового кабеля, имеющего на конце типовой штепсельный разъём. Для подключения аэродромного источника электроэнергии постоянного тока используется стандартный международный штепсельный разъём ШРАП-500К (рис.5.1.)
На самолёте (вертолёте) в доступном для технического персонала месте устанавливается вилка штепсельного разъёма. Вилка имеет два силовых контактных штыря диаметром 11,15 мм и один вспомогательный (управляющий) штырь диаметром 8 мм. Вспомогательный плюсовой штырь обеспечивает безыскровое подключение и отключение разъёма под нагрузкой. Розетка разъёма соединена с кабелем, идущим от стационарной колонки аэродромного питания или от передвижной установки аэродромного питания.
В розетке ШРАП-500 силовой плюс соединён со вспомогательным контактом. Если производится подстыковка разъёма ШРАП-500 при включенном выключателе РАП (разъём аэродромного питания) и включенных выключателях потребителей, то в свои гнёзда сначала входят более длинные силовые
Рис. 5.2. Стандартная схема подключения аэродромного источника постоянного тока с помощью ШРАП-500.
контактные штыри, но искрения при этом не происходит, так как контактор «К» при этом обесточен. Только тогда, когда будет достигнут надёжный контакт силовых штырей, в своё гнездо войдёт более короткий, управляющий штырь и подаст плюс на контактор, который сработает и замкнёт силовую цепь.
При отстыковке разъёма под нагрузкой сначала из своего гнезда выходит более короткий, управляющий штырь, который снимает плюс с контактора. Силовые штыри после этого выходят из своих гнёзд на обесточенной электрической цепи.
На некоторый самолётах для обеспечения правильной полярности ШРАП-500 в цепь контактора включают полупроводниковый диод, который обеспечивает подключение только при правильной полярности в разъёме. Для обеспечения сигнализации подключения РАП к сети используется вспомогательный контакт контактора, который при срабатывании подаёт плюс на сигнальную лампу или табло.