Концевые выключатели, как и кнопки, являются коммутационными аппаратами нажимного действия. Однако нажатие на шток выключателя осуществляется не вручную, а какой-либо частью или деталью электрифицированного агрегата или механизма. Несмотря на свое название «концевые», они часто используются для цепей блокировки (например, предотвращение уборки шасси до отрыва самолета от земли), для цепей автоматического управления (в программных устройствах с кулачковыми шайбами) и т. д.
Существуют два типа концевых выключателей и переключателей – соответственно с большим и с малым ходом штока.
Концевые выключатели с большим ходом штока удобны тем, что они обеспечивают большой диапазон регулировок непосредственно на самолёте и поэтому широко используются. При нажатии на шток такого концевого выключателя нажимающий элемент конструкции самолёта преодолевает усилие возвратной пружины и, в соответствии с регулировкой, в заданной точке штока замыкает или размыкает контакты.
Ко второму типу концевых выключателей относятся малогабаритные концевые выключатели с ходом штока (0,5—1 мм), в которыхприменяются плоские пружины специальной формы. Эти пружины одновременно используются в качестве токоведущих элементов и поэтому выполняются из бериллиевой бронзы. Масса малогабаритных КВ составляет 8 г. Расчётный ток до 10 Апри напряжении 30 В.
Поворотные переключатели и выключатели обеспечивают включение и отключение электрических цепей при повороте ручки управления на определённый угол. Они используются, как правило, в маломощных цепях электроизмерительных приборов, для управления и контроля приборного и радио оборудования и т.д.