На воздушных судах гражданской авиации различают внешнее и внутреннее светотехническое оборудование.
Внешнее светотехническое оборудование
К внешнему светотехническому оборудованию относятся:
- взлётно-посадочные фары;
- рулёжные фары;
- посадочно-рулёжные фары;
- фары подсвета передних кромок крыла, стабилизатора, воздухозаборников двигателей;
- фары подсвета государственной эмблемы;
- аэронавигационные огни;
- габаритные огни;
- светосигнальные маяки;
На вертолётах также могут быть дополнительно установлены:
- посадочно-поисковая фара;
- поисковая фара;
- контурные огни.
Взлётно-посадочные фары
Взлётно-посадочные фары обеспечивают освещение взлётно-посадочной полосы при проведении взлёта и посадки, а при необходимости – освещение рулёжных дорожек.
На самолётах 1го и 2го класса, как правило, предусматриваются четыре взлётно-посадочных фары. Две из них располагаются в передней части фюзеляжа снизу. Две других располагаются на нижней поверхности консолей крыла. Фары – выдвижные, в убранном положении их поверхность совпадает с поверхностью фюзеляжа или крыла. Уборка и выпуск фар производятся с помощью электромеханизмов постоянного тока. Время выпуска (уборки) составляет не более 12 сек. Отключение электромеханизмов при полном выпуске и полной уборке фар производится с помощью концевых выключателей. На некоторых самолётах одна пара фар располагается на стойках (или на передней стойке) шасси. В этом случае предусмотрена блокировка включения света до постановки соответствующих стоек шасси на замки выпущенного положения.
|
|
На большинстве самолётов для электропитания ламп в фарах используется напряжение сети постоянного тока. Мощность ламп составляет 1000 Вт. Ввиду большой мощности, рассеиваемой при включенной фаре, время работы не должно превышать 5 минут.
При взлёте в тёмное время суток взлётно-посадочные фары включают на исполнительном старте, непосредственно перед взлётом. Выключают – после взлёта, на высоте не менее 50 м. При входе в облачность и образовании светового экрана фары выключают раньше, чтобы избежать ослепления.
Перед посадкой фары выпускают при входе в глиссаду, а включают на высоте 100÷150 м.